| |
- 2 -
РЕФОРМЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
П Л А Н
Введение.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Раздел 2. Административные преобразования.
Раздел 3. Церковная реформа.
Раздел 4. Экономические преобразования.
Раздел 5. Изменения в области науки, культуры и быта.
Заключение.
Список использованной литературы.
- 3 -
ВВЕДЕНИЕ
В царствование Петра Первого были проведены реформы во всех об-
ластях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований
уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования
того времени послужили предпосылками реформ Петра, задачей и содер-
жанием которых было формирование дворянско-чиновничьего аппарата
абсолютизма.
Обостряющиеся классовые противоречия привели к необходимости
усиления и укрепления самодержавного аппарата в центре и на местах,
централизации управления, построения стройной и гибкой системы уп-
равленческого аппарата, строго контролируемого высшими органами
власти. Необходимо было также создание боеспособной регулярной во-
енной силы для проведения более агрессивной внешней политики и по-
давления участившихся народных движений. Требовалось закрепить юри-
дическими актами господствующее положение дворянства и предоставить
ему центральное, руководящее место в государственной жизни. Все это
в совокупности и обусловило проведение реформ в различных сферах
деятельности государства.
Два с половиной столетия историки, философы и писатели спорят о
значении Петровских преобразований, но вне зависимости от точки
зрения того или иного исследователя все сходятся в одном - это был
один из наиважнейших этапов истории России, благодаря которому всю
ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. В рос-
сийской истории трудно найти деятеля, равного Петру по масштабам
интересов и умению видеть главное в решаемой проблеме. Конкретная
же историческая оценка реформ зависит от того, что считать для Рос-
сии полезным, что - вредным, что - главным, а что - второстепенным.
- 4 -
Знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев, который, навер-
ное, наиболее глубоко исследовал личность и поступки Петра Велико-
го, писал: "Различие взглядов... происходило от громадности дела,
совершенного Петром, продолжительности влияния этого дела; чем зна-
чительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и
мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нем, чем долее ощущают
на себе его влияние".
Как уже было сказано, предпосылками петровских реформ явились
преобразования конца XVII века. Во второй половине этого столетия
изменяется, становясь более централизованной, система государствен-
ного управления. Предпринимались также попытки более четко разгра-
ничить функции и сферы деятельности различных приказов, появились
зачатки регулярной армии -полки иноземного строя. Происходили из-
менения в культуре: появились театр, первое высшее учебное заведе-
ние. Русские начинают более тесно соприкасаться с представителями
других культур, особенно после присоединения Украины и Белоруссии
(временно), воспринявших идеи и новые традиции эпохи Возрождения.
Знаменитая Немецкая слобода, оказавшая на юного Петра такое сильное
воздействие, также переживала свой расцвет в конце XVII в.
Но несмотря на то, что почти всем реформам Петра Великого пред-
шествовали те или иные государственные начинания XVII в., они имели
безусловно революционный характер. После смерти императора в 1725
г. Россия была на пути превращения совсем в другую страну: из Мос-
ковского государства, чьи контакты с Европой были довольно-таки ог-
раниченными, она превратилась в Российскую империю - одну из вели-
чайших держав мира. Петр превратил Россию в подлинно европейскую
страну (во всяком случае, как он это понимал) - недаром выражение
"прорубил окно в Европу" стало настолько часто употребляемым. Веха-
ми на этом пути стали завоевание выхода к Балтике, строительство
- 5 -
новой столицы - Санкт-Петербурга, активное вмешательство в евро-
пейскую политику.
Деятельность Петра создала все условия для более широкого зна-
комства России с культурой, образом жизни, технологиями европейской
цивилизации, что и послужило началом довольно болезненного процесса
ломки норм и представлений Московской Руси.
Еще одной важной особенностью петровских реформ было то, что они
затронули все слои общества, в отличие от предыдущих попыток рос-
сийских правителей. Строительство флота, Северная война, создание
новой столицы - все это становилось делом всей страны.
Раздел 1. Военные реформы Петра I.
Военные реформы занимают особое место среди Петровских преобра-
зований. Они имели наиболее ярко выраженный классовый характер.
Сущность военной реформы состояла в ликвидации дворянских ополчений
и организации постоянной боеспособной армии с единообразной струк-
турой, вооружением, обмундированием, дисциплиной, уставами.
Задачи создания современной боеспособной армии и флота занимали
юного царя еще до того, как он стал полновластным государем. Можно
насчитать лишь несколько (по оценкам разных историков - по-разному)
мирных лет за 36-летнее царствование Петра. Армия и флот всегда бы-
ли главным предметом заботы императора. Однако военные реформы важ-
ны не только сами по себе, но еще и потому, что они оказывали очень
большое, часто решающее, влияние на другие стороны жизни государс-
тва. Ход же самой военной реформы определялся войной. Василий Оси-
пович Ключевский писал: "Война указала порядок реформы, сообщила ей
темп и самые приемы".
"Игра в солдатики", которой отдавал все свое время юный Петр, с
- 6 -
конца 1680-х гг. становится все более и более серьезной. В 1689 г.
Петр строит на Плещеевом озере, около Переславля-Залесского, нес-
колько небольших кораблей под руководством голландских мастеров.
Весной 1690 года создаются знаменитые "потешные полки" - Семеновс-
кий и Преображенский. Петр начинает вести настоящие военные манев-
ры, на Яузе строится "стольный град Прешбург".
Семеновский и Преображенский полки стали ядром будущей постоян-
ной (регулярной) армии и проявили себя во время Азовских походов
1695-1696 гг. Большое внимание Петр I уделяет флоту, первое боевое
крещение которого также приходится на это время. В казне не было
необходимых средств, и строительство флота поручалось так называе-
мым "кумпанствам" (компаниям) - объединениям светских и духовных
землевладельцев. С началом Северной войны основное внимание перек-
лючается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство
кораблей ведется почти исключительно там. К концу царствования Пет-
ра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48
линейных и 788 галерных и прочих судов.
Начало Северной войны стало толчком к окончательному созданию
регулярной армии. До Петра армия состояла из двух главных частей -
дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований
(стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменени-
ем было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии - пе-
риодические созывы ополчения были заменены систематическими рек-
рутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сослов-
но-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на
население, платившее подати и несшее государственные повинности. В
1699 г. был произведен первый рекрутский набор, с 1705 г. наборы
узаконены соответствующим указом и стали ежегодными. С 20 дворов
брали одного человека, холостого в возрасте от 15 до 20 лет (однако
- 7 -
в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки
солдат и матросов). Более всего от рекрутских наборов пострадала
русская деревня. Срок службы рекрута практически не был ограничен.
Офицерский состав российской армии пополнялся за счет дворян, обу-
чавшихся в гвардейских дворянских полках или в специально организо-
ванных школах (пушкарская, артиллерийская, навигационная, фортифи-
кационная, Морская академия и т.д.). В 1716 г. был принят Воинский,
а в 1720 г. - Морской устав, проводилось широкомасштабное перевоо-
ружение армии. К концу Северной войны Петр имел огромную сильную
армию - 200 тыс. человек (не считая 100 тыс. казаков), которая поз-
волила России одержать победу в изнурительной, растянувшейся почти
на четверть века войне.
Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем:
- создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в
мире, которая дала России возможность воевать со своими основными
противниками и побеждать их;
- появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Мен-
шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.);
- создание мощного военного флота;
- гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесто-
чайшего выжимания средств из народа.
Раздел 2. Административные преобразования.
В.О.Ключевский писал: "Преобразование управления - едва ли не
самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности
Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность". Клю-
чевский, вообще относившийся к деятельности Петра весьма критичес-
ки, считал, что реформы управления проводились наспех, беспрограмм-
- 8 -
но. Те или иные изменения в государственном управлении, администра-
тивно-территориальном делении России диктовались военной необходи-
мостью, а их главной задачей было как можно более эффективное выко-
лачивание средств из народа для покрытия все растущих военных рас-
ходов (сам Петр называл деньги "артериею войны"). Для Петра-рефор-
матора было также характерно стремление перенести военные принципы
на сферу гражданской жизни и государственного управления. Весьма
показателен в этом плане Указ от 10 апреля 1716 г., присланный им-
ператором в Сенат:
"Господа Сенат! Посылаю вам книгу Воинский устаф (которой зачат
в Петербурхе и ныне совершен)... И понеже оной хотя основанией во-
инских людей, аднакож касается и до всех правителей земских". Петр
относился к государственному учреждению как к воинскому подразделе-
нию, к регламенту - как к военному уставу, а к чиновнику - как к
военнослужащему. Американский исследователь Д.Крайкрафт отмечал:
"Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как
солдат".
Бессистемность и спешка часто приводили к путанице: установления,
приказы сменялись одно другим, часто прямо противоположным, или
сводились на нет бесконечными переменами в государственных учрежде-
ниях, иногда учреждения дублировали друг друга по своим функциям.
Многие должности, военные и гражданские, поменяли лишь старорусские
названия на европейские, по сути своей оставшись прежними.
Уже в первые годы царствования Петра изменились стиль и методы
управления: вместо Боярской думы (которую Петр обрек просто на фи-
зическое вымирание, своим указом прекратив пополнение думы новыми
членами) решения стала принимать своеобразная "команда", составлен-
ная из ближайших сподвижников царя. На первых этапах главным совет-
ником Петра был князь Федор Ромодановский, по словам современника,
- 9 -
"злой тиран, пьяный по вся дни".
Первой административной реформой стало создание в 1699 г. особо-
го ведомства городов. Указами вводилось самоуправление для городс-
кого купечества, а также для населения поморских городов. Отменя-
лась власть воевод, отныне судом и сбором налогов ведали выборные
бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская рату-
ша, выбираемая купцами Москвы. В ведении Ратуши находились главные
поступления государственных доходов с городов, а также общий надзор
за действиями органов самоуправления. Во главе Ратуши стоял
обер-инспектор ратушного правления. Первым человеком, занявшим эту
должность, был бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов.
Но с ростом государственных расходов Петр постепенно утрачивает
доверие к финансовым возможностям Ратуши. Царь приходит к решению
перенести основную массу управления на места, так как "человеку
трудно за очи все разуметь и править". Такая организация управления
обеспечивала более высокую степень удовлетворения финансовых нужд
государства, а после окончания Северной войны должна была упростить
процесс размещения и обеспечения регулярных войск. В конце 1707 г.
начинается осуществление новой реформы, а в 1708 г. провозглашается
создание восьми губерний, которые в свою очередь подоразделялись на
провинции: Московской, Ингерманландской (впоследствии Санкт-Петер-
бургской), Киевской, Смоленской, Архангелогородской, Казанской,
Азовской и Сибирской. Во главе пограничных губерний стояли гене-
рал-губернаторы, остальных - губернаторы. Провинции управлялись во-
еводами, при губернаторах и воеводах находилась земская канцелярия
как орган, приводящий в исполнения распоряжения и приказы; с 1710
г. воеводы стали называться уездными комендантами. В подчинении у
губернатора были вице-губернатор (заместитель), ландрихтер, ведав-
ший судом, провиантмейстер и другие чиновники. Таким образом, гу-
- 10 -
бернская реформа фактически упразднила преобразования 1699 г., а
Московская ратуша превратилась из общегосударственного в губернское
учреждение.
В 1710 г. была проведена подворная перепись населения и была ус-
тановлена особая платежная единица в 5536 дворов, которая должна
была обеспечивать одну "долю" средств, необходимых для покрытия во-
енных расходов. Коменданства упразднялись, а вместо них создавались
новые "доли" во главе с ландратами - в больших губерниях по 12, в
средних - по 10, в меньших - по 8. Предусматривалось, что в соот-
ветствии с количеством "доль" каждая губерния будет содержать опре-
денленное количество полков.
Однако и эта реформа не дала желаемого эффекта, Северная война
затянулась, и разместить в губерниях приписанные к ним полки не
удалось. Денег по-прежнему не хватало, что создало благодатную поч-
ву для различных махинаций. Так, губернатор Казанской губернии Ап-
раксин придумывал суммы "доходов" и предоставлял царю фальшивые ве-
домости по ним, демонстрируя радение о казенной прибыли.
Эти две реформы вызвали полное расстройство государственного уп-
равления. В результате губернской реформы была уничтожена система
приказов, в начале XVIII в. Россия фактически осталась без столицы,
так как Москва перестала ею быть, а Санкт-Петербург еще не стал.
Вся власть оказалась по-прежнему сосредоточенной в руках "команды",
которая называлась то "ближней канцелярией", то "консилией минист-
ров".
Поворотным моментом стал Указ от 2 марта 1711 г., провозгласив-
ший создание нового органа государственной власти - Сената. Фор-
мальной причиной послужил отъезд Петра на войну с Турцией. Указ
гласил:
"Указ, что по отбытии нашем делать.
- 11 -
1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отняти-
ем чести и всего имения, тож и ябедником да последует; 2. Смотреть
во всем государстве расходов и ненужные а особливо напрасные, отс-
тавить; 3. Денег, как возможно, збирать, понеже деньги суть артери-
ею войны; 4. Дворян собрат молодых для запасу в афицеры, а наипаче
тех, которые кроются, сыскать; також тысячю человек людей боярских
грамотных для того ж; 5. Вексели исправить и держать в одном месте;
6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, ос-
мотреть и посвидетельствовать; 7. О соли старатца отдать на откуп и
потщитца прибыли у оной; 8. Торг китайской, зделав компанию добрую,
отдать; 9. Персицкой торг умножить и армян, как возможно, прилас-
кать и облехчить, в чем пристойно, дабы тем подату охоту для боль-
шева их приезду. Петр."
В первое время Сенат состоял из девяти ближайших сотрудников ца-
ря, и Петр настаивал на признании Сената высшим государственным ор-
ганом, которому все лица и учреждения должны повиноваться, как са-
мому царю.
Для установления жесткого контроля за управлением Петр в 1711 г.
создает систему фискалов, которые подчинялись обер-фискалу. В обя-
занности им вменялось доносить Сенату и царю о всех злоупотреблени-
ях и неблаговидных поступках должностных лиц. Фискалы были практи-
чески безнаказанны, но если их донос подтверждался, фискал получал
половину имущества виновного. Институт фискалов создал условия для
расцвета коррупции и дал широкие возможности для сведения счетов.
Стал печально известен этим обер-фискал Нестеров. Однако на этом
Петр не остановился - в 1722 г. вводится должность генерал-прокуро-
ра для руководства фискалами. Гланая его роль заключалась в надзоре
за Сенатом, теперь только он мог предлагать Сенату вопросы для об-
суждения. Таким образом, роль Сената как органа государственной
- 12 -
власти была резко снижена.
Но новый централизованный аппарат власти с учреждением Сената
еще только начинал создаваться, и образцом для дальнейшей реформы
государственного управления Петр избрал шведское государственное
устройство. Рассматривая эту реформу, ка и многие другие преобразо-
вания Петра, нельзя не коснуться вопроса о степени заимствования им
западноевропейского опыта.
Шведская государственная система была построена на принципах ка-
мерализма - учения о бюрократическом управлении, получившего расп-
ространение в Европе в XVI-XVII вв. Камерализм содержал ряд черт,
весьма привлекательных для Петра:
1) Это функциональный принцип управления, который предусматривал
создание учреждений, специализировавшихся в какой-либо сфере;
2) Это устройство учреждения на началах коллегиальности, четкой
регламентации обязанностей чиновников, специализации канцелярского
труда, установления единообразия штатов и жалованья.
Используя шведский опыт и шведские образцы, Петр, как правило,
вносил обусловленные особенностями России изменения. Указ Петра от
28 апреля 1718 г. гласит: "Всем колегиям надлежит ныне на основании
шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а
которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего
государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, пос-
тавя об оных, докладывать, так ли их быть".
В 1712 г. у Петра появляется идея создать по шведскому образцу
коллегии. Первая заметка царя о количестве коллегий относится к 23
марта 1715 г. - только шесть коллегий без расшифровки их обязаннос-
тей: Юстиции, Иностранных дел, Адмиралтейская, Воинская, Камер- и
Коммерц-коллегии. Реформа началась в конце 1717 - начале 1718 гг.,
когда Петр составил своеобразную программу предстоящих преобразова-
- 13 -
ний: он определил число и компетенции коллегий, а также укомплекто-
вал их руководящим составом. Указом от 15 декабря 1717 г. назнача-
ются президенты и вице-президенты коллегий:
—————————————————————————————————————————————————————————————————
| Коллегия | Президент | Вице-президент |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Чужестранных | Канцлер граф | Вице-канцлер барон |
| дел | Г.И.Головкин | Шафиров |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Камер | Князь Д.М.Голицын | Барон Нирот |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Юстиция | Тайный советник | Бревер |
| | А.А.Матвеев | |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Ревизион | Князь Я.Долгорукий | - |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Военная | Князь А.Д.Меншиков | Генерал А.А.Вейде |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Адмиралтейская | Генерал-адмирал | Крейс |
| | Ф.М.Апраксин | |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Коммерц | П.А.Толстой | Шмидт |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Штатс | Граф И.А.Мусин-Пушкин | - |
————————————————————————————————————————————————————————————————|
| Берг и Ману- | Я.В.Брюс | - |
| фактур | | |
—————————————————————————————————————————————————————————————————
- 14 -
Документ от 12 декабря 1718 года: "Реестр коллегиям. О должнос-
ти, что в которой управляти надлежит...
1. Чужестранных дел (что ныне Посольский приказ). Всякия иност-
ранныя и посольския дела и пересылка со всеми окрестными государс-
твы и приезды послов и посланников, и приезды курьеров и иных
иноземцев.
2. Камор (или казенных сборов). Всякое расположение и ведение
доходов денежных всего государства.
3. Юстиция (то есть расправа гражданских дел). Судныя и розыск-
ныя дела, в той же коллегии в ведении и Поместный приказ.
4. Ревизион. Счет всех государственных приходов и расходов.
5. Воинской. Армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были
ведомы в Военном приказе и которые прилучаются во всем государстве.
6. Адмиралтейской. Флот со всеми морскими воинскими служители, к
тому принадлежащими морскими делами и управлении.
7. Коммерц. Смотреть над всеми торгами и торговыми действии.
8. Штатс-контор (Казенный дом). Ведение всех государственных
расходов.
9. Берг и Мануфактур. Рудокопные заводы и все прочия ремесла и
рукоделия, и заводы оных, и размножение, притом же и артиллерия".
С появлением коллегий прекращали свое существование многие из
сохранившихся еще приказов, а некоторые из них вошли в состав новых
учреждений, так, в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. Особенностью
коллегиальной системы стало более четкое разграничение сфер дея-
тельности и совещательный порядок ведения дел. Сам Петр писал: "В
коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и, что один не
постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный уви-
дит". Коллегиальная система имела недостатки, и состав коллегий при
жизни Петра неоднократно изменялся. В 1721 г. была образована Ду-
- 15 -
ховная коллегия - Синод, который был выведен из подчинения Сената,
в 1722 г. Берг и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-колле-
гию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия
для улучшения управления Украиной, а Вотчинная контора Юстиц-колле-
гии получила статус коллегии.
В 1720 г. был принят Генеральный регламент - документ, определя-
ющий штаты коллегий, окончательно разграничивавший их функции и
компетенцию. Формирование коллегиальной системы было завершено. Она
функционировала почти столетие - с 1717 по 1802 г.
После учреждения коллегий Петр решил по шведскому образцу рефор-
мировать и местное управление. Началась очередная реформа местного
административно-территориального устройства. В 1719-1720 г. были
отменены "доли" и должности ландратов, губернии теперь делились на
провинции, а те, в свою очередь, на дистрикты, во главе которых
стояли земские комиссары, назначаемые Камер-коллегией.
Городское управление было передано в руки городских верхов.
Должность бурмистров отменялась. Все посадское население делилось
на три части: 1-ю гильдию (богатые купцы и владельцы ремесленных
мастерских), 2-ю гильдию (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники)
и "подлый люд", составлявший подавляющее большинство городского на-
селения. Правом выбора в новые органы городского самоуправления -
Далее
| |
|