Народная библиотека ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ 3


		

 


рства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему
бесконечные изменения, которые вносил Верховный Совет Российс-
кой Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили
природе правового государства и делали нестабильной внутриполи-
тическую обстановку в обществе. Если конституция выражает госу-
дарственную волю общества, то ее изменение, обновление должно
осуществляться в соответствии с ней, а не волей.
Укрепление законности остается актуальнейшей задачей, ибо
это - центральная категория правового государства. Новая Конс-
титуция Российской Федерации в соответствии с принципом разде-
ления властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых
актов. Конституцией Российской Федерации к федеральным законам
отнесены: федеральные конституционные законы и федеральные за-
коны. Статья 76 устанавливает, что по предметам ведения Рос-
сийской Федерации принимаются федеральные конституционные зако-
ны и федеральные законы. По предметам совместного ведения Рос-
сийской Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и
принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные
правовые акты субъектов Федерации. Вне пределов ведения Рос-
сийской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное

- 15 -

правовое регулирование. К правовым актам субъектов Федерации
отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов
федерального значения, автономных областей и автономных окру-
гов, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федера-
ции.
Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, не
могут противоречить Конституции Российской Федерации, федераль-
ные законы не могут противоречить федеральным конституционным
законам (ст.76, ч.3). Законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом,
изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Федеральные конституционные законы принимаются по следую-
щим вопросам: о статусе субъекта Федерации, о референдуме, о
порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной
системе РФ (ст.118, ч.3), о полномочиях, порядке образования и
деятельности КС РФ, о порядке введения военного положения на
территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др.
Предусмотрено принятие федеральных законов по вопросам:
реализации прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в
главе 2; статуса столицы РФ (ст.70, ч.2), о системе налогов и
сборов (ст.70, ч.2), федерального устройства государства; общим
принципам организации представительных и исполнительных орга-
нов, выборов Президента, депутатов Государственной думы, форми-
рования Совета Федерации и др.
По вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Совета Фе-
дерации (о назначении счетной палаты) и Государственной Думы
(акт об амнистии) каждая палата принимает собственные постанов-
ления. По всем другим вопросам, прямо не отнесенным к компетен-
ции палат Федерального Собрания, возможно лишь принятие феде-
ральных законов.
Президент Российской Федерации издает указы и распоряже-
ния, которые не противоречат Конституции и обязательны на всей
территории Российской Федерации. Правительство Российской Феде-
рации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их ис-
полнение. Они обязательны к исполнению на всей территории Рос-
сийской Федерации и основываются на Конституции Российской Фе-
дерации, федеральных законах, нормативных указах Президента.

- 16 -

Конституция Российской Федерации - юридическая база всего зако-
нодательства, в которой закреплены основы экономической, соци-
альной и политической организации общества, устанавливается ме-
ханизм государственной власти и управления, основные права и
обязанности граждан. Отсюда и значение Конституции как Основно-
го Закона государства. Необходимо максимально стремиться к то-
му, чтобы Конституция занимала реальное место в правовой систе-
ме, имела практическую ценность. Конституция закрепляет основ-
ные положения всех сторон государственной и общественной жизни,
поэтому для практической реализации ее норм, как правило, необ-
ходимы вторичные законодательные акты, детализирующие конститу-
ционные установления в такой мере, в какой это необходимо для
их претворения в жизнь. Однако в важнейших вопросах и сама
Конституция должна быть в достаточной степени конкретной, чтобы
выступать в качестве источника норм прямого действия, обяза-
тельных для государственных органов, должностных лиц. К числу
таким норм, относятся те, которые закрепляют основные права,
свободы и обязанности граждан, реальность которых не должна
увязываться с наличием или отсутствием специального акта, каса-
ющегося механизма реализации указанной группы конституционных
норм.
Тщательный подход к разработке законодательных актов, с
одной стороны, и готовность внести в них необходимые исправле-
ния и поправки, вызванные реальной жизненной практикой, с дру-
гой, - представляют собой те правила, которыми должен руководс-
твоваться законодатель. Законодательные акты, даже те, которые
касаются важнейших сторон государственной и общественной жизни,
часто не отвечают требованиям нормативности и гарантированнос-
ти. При таких условиях эти акты не становятся реальными регуля-
торами общественных отношений, не приводят к сколько-нибудь
значительному социальному эффекту, несмотря на все призывы и
даже борьбу за соблюдение и применение таких актов. Необходимо
установить высокое качество законодательства, а также устано-
вить механизм самореализации правовых норм, которые будут спо-
собствовать становлению правового государства.
Конкретно-исторический опыт становления и развития право-
вой государственности определяется социально-экономическими и
политическими условиями, уровнем общественного правосознания,

- 17 -

субъективными факторами, национальными и историческими традици-
ями. Одним из таких условий является существование единого пра-
вового пространства в границах данного государства. Уче-
ные-юристы, занимающиеся разработкой проблем правового госу-
дарства и связывающие формирование его основ прежде всего с ре-
ализацией принципа верховенства закона как основной общедемок-
ратической ценностью, уделили внимание понятию правового зако-
на, необходимости придания законам, в том числе и Конституции,
прямого действия, упорядочения ведомственного и локального нор-
мотворчества, создания правовых механизмов, обеспечивающих их
полное соответствие закону. Но реализация этих идей возможна
лишь при наличии единого правового пространства как определяю-
щего условия становления правовой государственности. "Война за-
конов", начавшаяся с принятием бывшими союзными республиками
Деклараций о государственном суверенитете, одним из положений
которых провозглашался приоритет республиканского законодатель-
ства перед союзным, продолжается. "Полем битвы" становится пра-
вовое пространство Российской Федерации, где идея государствен-
ного суверенитета бывших автономий вновь фокусируется на приз-
нании приоритета законодательства республик, входящих в состав
России. Логическим завершением данного процесса явился парад
локальных суверенитетов, который выражается в принятии консти-
туций республиками, не соответствующих Конституции Российской
Федерации по многим фундаментальным вопросам (Степное Уложение
Республики Калмыкия - Хальмг-Тангч; конституции Республики Ко-
ми, Республики Башкортостана, Республики Карелия). А именно: по
вопросам нарушения прав и свобод человека (ущемляются права
граждан русскоязычного населения на территориях республик);
декларируется приоритет верховенства законодательства респуб-
лик; устанавливаются собственные судебные системы (предмет иск-
лючительного ведения Российской Федерации); провозглашается
право назначения высших должностных лиц в республике высшими
органами власти республик (приоритет Российской Федерации); по-
кушение на совместные предметы ведения Российской Федерации и
республик (относят исключительно к ведению республик).
В ряде статей Конституции Российской Федерации (статьи 4,
15, 76 и др.) закреплено верховенство Конституции Российской
Федерации и федеральных законов на всей территории России. Ст.

- 18 -

15 гласит: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юри-
дическую силу, прямое действие и применяется на всей территории
Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые
в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции
Российской Федерации". Согласно статье 72 Конституции Российс-
кой Федерации обеспечение соответствия конституций и законов
республик, уставов и иных нормативных правовых актов краев, об-
ластей, городов федерального значения, автономной области, ав-
тономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным
законам находится в совместном ведении Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации. Таким образом, единое правовое
пространство как необходимое условие становления и формирования
правового государства отсутствует. Необходимо обеспечить соот-
ветствие конституций и законов республик, уставов и иных норма-
тивных правовых актов краев, областей, городов федерального
значения, автономной области, автономных округов Конституции
Российской Федерации и федеральным законам. Такую функцию вы-
полняет Конституционный Суд Российской Федерации. Статья 125
Конституции Российской Федерации устанавливает, что Конституци-
онный Суд Российской Федерации разрешает дела о соответствии
Конституции Российской Федерации: федеральных законов, норма-
тивных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; конс-
титуций республик, уставов, а также законов и иных нормативных
актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, от-
носящимся к ведению органов гос.власти Российской Федерации и
совместному ведению органов государственной власти Российской
Федерации и органов государственной власти субъектов Российской
Федерации; договоров между органами государственной власти Рос-
сийской Федерациии органами государственной власти субъектов
Российской Федерации, договоров между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу
международных договоров. А также разрешает споры о компетенции
между федеральными органами государственной власти, между орга-
нами государственной власти Российской Федерации и органами го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, между выс-
шими государственными органами субъектов Российской Федерации.
В современном демократическом государстве эффективность

- 19 -

правового закона сопряжена с наличием единого правового прост-
ранства, в котором приоритетное значение имеет принцип верхо-
венства законов, принимаемых от имени народа и выражающих его
суверенную волю, над всеми действующими в стране нормативными
актами. Подзаконные акты, включая ведомственные распоряжения,
приказы, инструкции, подлежат конституционному контролю. Это
означает, что они могут быть опротестованы, обжалованы и анну-
лированы по мотивам нарушения законности или, напротив, после
определенной судебной процедуры подтверждены как соответствую-
щие конституции и иным законам.
Идея единого правового пространства становится националь-
ной. В странах Западной Европы концепция правового пространства
наряду с концепцией европейского экономического пространства,
получает все большее признание, и выражается в борьбе с терро-
ризмом, защитой прав человека, праве убежища, отношениями между
правоохранительными органами.
В правовом государстве существуют определенные гарантии
законности, которые обеспечивают соблюдение и исполнение зако-
на. Это - социально-экономические, политические, юридические и
международные гарантии. Политические гарантии законности - это
прежде всего демократизм общественного и государственного строя
Российской Федерации, политический и идеологический плюрализм,
активное участие граждан в управлении делами государства. Соци-
ально-экономические гарантии законности - многообразие форм
собственности, создание необходимых условий для их развития,
обеспечение им равной защиты, свободное предпринимательство,
право граждан распоряжаться своими способностями к производи-
тельному и творческому труду, справедливые условия найма,
увольнения, оплаты и охраны труда и т.д. К юридическим гаранти-
ям относятся следующие: нормативная урегулированность законами
или подзаконными актами всех общественных отношений, нуждающих-
ся в правовом закреплении, эффективная деятельность специальных
органов, контролирующих соблюдение законов, а также правоохра-
нительных органов, привлечение к юридической ответственности
должностых лиц, посягающих на права и свободы граждан. К между-
народным гарантиям относятся: деятельность международных орга-
низаций, специализированных органов ООН по контролю за соблюде-
нием прав человека в различных странах, инспекционные поездки

- 20 -

их представителей в регионы, где нарушается законодательство,
закрепляющее права и свободы граждан, право граждан обращаться
в международные органы за защитой своих нарушенных прав.
Законность и правовое государство - категории во многом
тождественные, но у них несколько разные акценты. Законность
требует безусловного соблюдения законодательства всеми субъек-
тами правовой сферы, в то время как правовое государство предъ-
являет подобное требование к государственным структурам, выпол-
няющим функции публичной власти. Поэтому реализация режима пра-
вового государства означает торжество закона прежде всего в де-
ятельности властных структур - государственных органов власти,
управления, суда и прокуратуры и их должностных лиц. В итоге
законность и правовое государство ведут к превращению закона в
самостоятельную, объективную силу жизнедеятельность которой не
зависит от отношения к ней.
Таким образом, рассмотрев такие аспекты правового госу-
дарства как систему разделения властей и верховенство закона,
мы переходим к основной функции правового государства.

***
.
- 21 -

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТЕЙ.

Верховенство закона подразумевает не только приоритет за-
кона как разновидности нормативно-правового акта в отношении
подзаконных актов, сколько широкий аспект прав и свобод, зак-
репленных за членами общества действующим законодательством. В
правовом государстве любое ущемление прав человека недопустимо.
Более того оно обязано последовательно и неукоснительно обеспе-
чить реализацию этих прав и защищать их. В этой связи принципи-
альное значение приобретает проблема правового равенства в раз-
личных сферах жизни общества и государства. Ее решение предпо-
лагает создание государством надежных гарантий, обеспечивающих
такое равенство.
Перечень прав и свобод человека и гражданина, свойственный
правовому государству, содержится в международных актах. Это
прежде всего Всеобщая декларация прав человека, принятая Гене-
ральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Международный пакт об
экономических, социальных и культурных правах, Международный
пакт о гражданских и политических правах, принятых на ХХI сес-
сии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966г.
Перечень прав и свобод, провозглашенных в указанных актах
закреплен и гарантирован в конституциях правовых государств.
Особое значение в них придается юридической защищенности лич-
ности, которая немыслима без презумпции невиновности. Презумп-
ция же невиновности означает, что подлинно демократическое го-
сударство признает, что все вопросы, связанные с виновностью
или невиновностью граждан в совершении того или иного преступ-
ления, следует решать только в судебном порядке. Более того,
при рассмотрении уголовных дел по которым может быть вынесен
смертный приговор, гражданин вправе требовать, чтобы его судил
суд присяжных. В Российской Федерации это право отражено в
ст.49 Конституции Российской Федерации.
Всеобщая декларация прав и свобод человека, принятая ООН в
1948 году состоит из 30 статей. В ней провозглашается, что "все
люди рождаются свободными и равными по своему достоинству и
правам. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в
отношении друг друга в духе братства". Далее в ней указывается
на недопустимость жестокие, унижающие человеческое достоинство,

- 22 -

обращение и наказания. В статье 6 Декларации признается право
каждого человека на признание его правосубъектности, т.е. пре-
доставления человеку возможности приобретать права и осущест-
влять обязанности, предусмотренные законодательством.
Декларация также провозглашает, что никто не может быть
подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию, что
каждый человек имеет право на равную защиту закона, на гласный,
справедливый и беспристрастный суд. В Декларации также указыва-
ется на недопустимость произвольного вмешательства в личную и
семейную жизнь граждан, посягательства на неприкосновенность их
жилища, тайну корреспонденции и т.п. Она закрепляет и другие
права и свободы человека, которые должны быть признаны и ува-
жаться всеми государствами (свобода мысли, совести и религии,
свобода передвижения в пределах каждого государства, право убе-
жища в других странах, право на труд, на равную оплату, право
на свободный выбор профессии, право на защиту от безработицы,
право на создание профсоюзов и т.д.). Политический и идеологи-
ческий плюрализм - отличительный признак правового государства.
Без такого плюрализма оно просто немыслимо. Функционируя в ус-
ловиях такого плюрализма, различные социальные силы в лице сво-
их политических организаций ведут борьбу за власть в государс-
тве цивилизованными методами, в честном политическом противо-
борстве со своими противниками. Идеологический плюрализм обес-
печивает им возможность свободно излагать свои программные ус-
тановки, беспрепятственно проводить пропаганду и агитацию в
пользу своих идеологических концепций.
Политический и идеологический плюрализм является выражени-
ем и олицетворением демократизма общества, позволяет каждому
его члену самому решать вопрос о своей приверженности к той или
иной политической организации, и идеологической пристрастности.
Отсюда становится понятным, почему государство не должно навя-
зывать обществу какую-то одну идеологию или создавать преиму-
щество для той или иной политической организации.
Все права и свободы, перечисленные в Декларации, должны
быть реально обеспечены в государстве. Это достигается прежде
всего принятием и проведением в жизнь разнообразных законода-
тельных актов, закрепляющих их в соответствующей сфере общест-
венных отношений. В числе международных документов о правах че-

- 23 -

ловека также следует указать Международный пакт о гражданских и
политических правах, Международный пакт об экономических, соци-
альных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка.
В закреплении основ правового положения человека и гражда-
нина большое значение имеет Декларация прав и свобод человека и
гражданина, принятая Верховным советом РСФСР 22 ноября 1991г.
Декларация закрепляет новое важное положение: общепризнанные
международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преи-
мущества перед законами Российской Федерации и непосредственно
порождают права и обязанности граждан Российской Федерации.
Права и свободы человека и гражданина также закреплены в
Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосо-
ванием 12 декабря 1993г. (ст.ст. 2, 6-8, 13-14, а также пол-
ностью глава 2 - права и свободы человека и гражданина ст.ст.
17-64). Часть 3 ст. 55 гласит: "Права и свободы человека и
гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в
той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конститу-
ционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте-
ресов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности го-
сударства." А статья 56 Конституции Российской Федерации не до-
пускает возможности ограничения ряда важнейших прав человека и
гражданина даже в условиях чрезвычайного положения (право на
жизнь, право на неприкосновенность частной жизни, личную и се-
мейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, свободу со-
вести, право на жилище, право на возмещение государством вреда,
причиненного государственными органами или их должностными ли-
цами.
Статья 2 гласит: "Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод
человека и гражданина является обязанностью государства."
Статья 17 закрепляет положение о том, что в Российской Федера-
ции признаются и гарантируются права и свободы человека и граж-
данина согласно общепризнанным принципам и нормам международно-
го права. В соответствии со ст.17 права и свободы человека не-
отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, являются непо-
средственно действующими (ст.18). Это означает, что государс-
твенные и судебные органы, должностные лица в своей деятельнос-
ти непосредственно руководствуются и применяют нормы Конститу-

- 24 -

ции. На основании статьи 80 Конституции Российской Федерации
Президент Российской Федерации является гарантом Конституции
Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Пре-
зидент Российской Федерации вправе приостанавливать действие
актов органов исполнительной власти субъектов Российской Феде-
рации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации
и федеральным законам, международным обязательствам Российской
Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до
решения этого вопроса соответствующим судом (часть вторая
статьи 85 Конституции).
В Российской Федерации все равны перед законом и судом.
Конституцией провозглашается недопустимость использования прав
и свобод для посягательства на конституционный строй, права и
свободы других лиц, недопустимость лишения человека прав и сво-
бод и их ограничения.
Значительное внимание уделено в Конституции личным, граж-
данским и политическим правам, а также гарантиям этих прав.
Право частной собственности охраняется законом (ст.35). Закреп-
ляется право частной собственности на землю (ст.36), а также
право на свободное использование своих способностей и имущества
для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной за-
коном экономической деятельности (ст.34), что обеспечивает соз-
дание надежной конституционной базы для продвижения экономичес-
кой реформы, стабильного развития рыночной экономики.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гласит: "1.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Ре-
шения и действия (или бездействие) органов государственной,
власти, органов местного самоуправления, общественных объедине-
ний и должностных лиц могут быть обжалованы в суд...". Консти-
туцией Российской Федерации гарантируются: право на получение
квалифицированной юридической помощи (ст.48), право обвиняемого
на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей
(ст.47); право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим
судом, а также право просить о помиловании или смягчении нака-
зания (ст.50). Существуют и другие декларируемые Конституцией
Российской Федерации гарантии прав и свобод человека.
Среди ряда уже ранее названных особенностей права совре-
менного гражданского общества нужно выделить то, что права и

- 25 -

свободы человека не только все более становятся целью законода-
тельства и направлений правовой политики, но и прямо включаются
в содержание правового регулирования как непосредственный кри-
терий при определении правомерности того, или иного поведения,
предмет судебной защиты. Отсюда, возможность обжалования госу-
дарственных актов в международных правосудные органы в случаях,
когда, по мнению заявителя, ущемляются права человека.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Эта защита обеспечивается не только наличием в Конституции об-
щего положения (ст.46), но и специальным закреплением в ряде
статей указаний на судебную защиту важнейших прав и свобод -
права на тайну переписки (ст.23), неприкосновенность жилища
(ст.25), права частной собственности (ст.35). Более того,
статья 46 гарантирует и международно-правовую защиту прав и
свобод человека путем обеспечения гражданам возможности обра-
щаться, в случае необходимости, в межгосударственные правоза-
щитные органы.
В Российской Федерации гарантируется государственная защи-
та прав и свобод человека и гражданина, каждый вправе защищать
свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом
(ст.45). Решения и действия (или бездействие) органов государс-
твенной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд
(ст.46). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его
дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесе-
но законом (ст.47, ч.1). При этом Конституция впервые вводит в
судебную практику новый институт - присяжных заседателей. Обви-
няемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение
его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.123, ч.4).
В реальной жизни повсеместно нарушаются права и свободы
граждан (и не только в нашей стране, а во всем мире), это выра-
жается в: нарушении международных актов, относящихся к правам
народов, нарушении правового равенства граждан, использовании
прав и свобод в антиконституционных целях экстремистскими сила-
ми, элементарным невыполнением законов. В России отсутствуют
специальные правовые механизмы, обеспечивающие права и свободы
российских граждан, их реальную гарантированность. Фактически
права и свободы граждан только провозглашаются, но реально в

- 26 -

жизни нередко происходит вопиющее нарушение самых элементарных
прав и свобод.
Ежедневно в мировом сообществе происходят массовые наруше-
ния прав и свобод человека - это преступления геноцида, различ-
ные способы рассовой дискриминации, преступления апартеида, во-
енные преступления, а также преступления против человечества.

***
.
- 27 -

ВЗАИМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ И ГОСУДАРСТВА.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъем-
лемый признак правового государства. В недемократическом госу-
дарстве признается только ответственность гражданина перед го-
сударством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет
его статус. В правовом же государстве, напротив, делаетсяДалее
 

 

Hosted by uCoz