| |
ак-
цент на ответственности государственных органов и должностных
лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свобо-
ды. Эта ответственность обретает реальный характер только при
наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих
процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в наруше-
нии прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции
за это (.ст.ст.41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).
Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан являет-
ся конституционное положение, в соответствии с которым властные
структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами непосредственно затра-
гивающими его права и свободы. В правовом государстве признает-
ся и право каждого гражданина защищать свои права и свободы
всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2
Конституции Российской Федерации). Все это вместе взятое делает
государство ответственным перед гражданином. В свою очередь
гражданин несет ответственность за свои незаконные действия пе-
ред государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Консти-
туции Российской Федерации).
***
.
- 28 -
ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ.
"Сейчас завершается важный этап преобразования России в
демократическое государство. На основе Конституции формируется
демократическая система власти" - Б.Н.Ельцин. Реальные демокра-
тические преобразования в праве начались со второй половины
80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения авгус-
товского (1991г.) путча. Получил общее признание принцип "пра-
вового государства", были отменены репрессивные, иные реакцион-
ные институты и положения, стали развиваться демократическое
законодательство, система правосудия (созданы Конституционный
суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Фе-
дерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федера-
ции была одобрена концепция судебной реформы, которая направле-
на на утверждение судебной власти в государственном механизме
как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей дея-
тельности от властей законодательной и исполнительной. Принятая
Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав
и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государс-
тво признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и
защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная
обязанность государственной власти. Процесс формирования право-
вого государства предполагает создание системы политических,
юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность
этих конституционных положений, равенство всех перед законом и
судом, взаимную ответственность государства и личности.
В качестве одной из важнейших задач, связанной с формиро-
ванием правового государства, следует рассматривать развитие и
совершенствование законодательства, формирование новой по су-
ществу правовой системы. В последнее время приняты очень многие
законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития
нашего государства как демократического, правового. Это Декла-
рация о государственном суверенитете Российской Федерации, Дек-
ларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданс-
тве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации,
Договор об общественном согласии.
В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала
однопартийная система, которая исключала возможность создания и
- 29 -
функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной,
государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современ-
ное демократическое правовое государство предполагает развитое
гражданское общество, в котором взаимодействуют различные об-
щественные организации, политические партии, в котором никакая
идеология не может устанавливаться в качестве официальной госу-
дарственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государс-
тве строится на основе идеологического, политического многооб-
разия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей
формирования правового государства, одним из направлений этой
работы является развитие гражданского общества, выступающим
важным звеном между личностью и государством, в котором реали-
зуется большая часть прав и свобод человека; утверждение прин-
ципов политического плюрализма.
Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих
преобразований в государственной и политической жизни нашего
общества, является уровень политической и правовой культуры в
обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма,
который особенно отчетливо проявился в последнее время не толь-
ко у граждан, но и у представителей государственного аппарата.
Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми
должностными лицами - неотъемлемая черта демократического госу-
дарства.
Сейчас на территории распавшегося СССР происходят
сложные процессы в развитии государства и права - становление в
новых "независимых государствах" государственных и правовых
систем, соответствующих требованиям современного гражданского
общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что
общество переживает жесточайший экономический и социальный кри-
зис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко
высветивший те негативные последствия, которые породила тотали-
тарная система за долгие десятилетия своего господства.
Суровая закономерность, а может быть трагическая неиз-
бежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все
еще далеки от совершенства. Реалистичнее не мечтать о полном
искоренении зла, а стремиться к его ограничению. В том числе и
с помощью создания правового общества. Более того, возможно ли
это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.
- 30 -
На данный момент нет альтернативы правовому государству, если
мы принимаем общечеловеческую систему ценностей, в основе своей
христианскую. Впрочем, насчет общечеловеческой - явное преуве-
личение, не следует забывать об мусульманских государствах, где
существует религиозная система права. Поэтому скажем так: На
данный момент не существует альтернативы правовому государству,
если мы принимаем систему ценностей западной цивилизации.
***
.
- 31 -
Список используемой литературы:
1. Современное государство и право. Вопросы теории и ис-
тории 1992г. Владивосток: В.П.Федоров - Современные идеи право-
вого государства, В.И.Дымченко О соотношении законности и пра-
вового государства, Т.А.Гуменюк - О едином правовом пространс-
тве как условии формирования правового государства.
2. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва
1994г.
3. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и ре-
альность, Москва 1993г.
4. С.С.Алексеев - Государство и право, 1993г. Юридичес-
кая литература.
5.Конституция Российской Федерации.
6. Послание Президента Федеральному Собранию Российской
Федерации "Об укреплении Российского государства (Основные нап-
равления внутренней и внешней политики), от 24.02.94г.
| |
|