| |
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
СТУДЕНТА 1 КУРСА
ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА
АХМЕТОВА АСЛАНБЕКА МАГОМЕДОВИЧА
Тема : ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
МАЛЬЦЕВ Г.В.
МОСКВА 1995.
.
- 2 -
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.
ТЕМА: ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
ПЛАН.
1. Понятие и признаки правового государства.
2. Система разделения властей в правовом государстве.
3. Верховенство закона.
4. Права и свободы человека в системе ценностей.
5. Взаимная ответственность личности и государства.
6. Социальная и юридическая защищенность личности.
7. Практика становления правового государства в России.
***
.
- 3 -
ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.
Историческая память хранит немало поучительных и плодот-
ворных идей о совместимости государства с правом. Правовое го-
сударство - это продукт нового времени. Ни древность, ни сред-
ние века не знали правового государства. Хотя, как полагают не-
которые юристы, идея правового государства уходит своими корня-
ми в античное общество. В основе современных концепций правово-
го государства лежат идеи немецкого философа Канта
(1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье
(1689-1755гг.) и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв.
таких, как Гуго Гроций, Спиноза, Дж.Локк, Дени Дидро, Ж.-Ж.Рус-
со. Эти ученые полагали, что на смену полицейскому, бюрократи-
ческому государству эпохи абсолютизма (которое Кант называл го-
сударством произвола), должно прийти правовое государство, в
основе которого лежит идея автономной личности, обладающей не-
отъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и
государственной власти в условиях правового государства принци-
пиально иные, нежели в абсолютистском государстве, ибо для пра-
вового государства характерно ограничение государственной влас-
ти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового государства у И.Канта сводятся к сле-
дующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выс-
тупает практический разум, или свободная воля людей; человек
становится моральной личностью, если возвысился до понимания
своей ответственности перед человечеством в целом; в своем по-
ведении личность должна руководствоваться требованиями катего-
рического императива, который сводится к следующему: "поступай
так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и
в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не отно-
сился бы к нему только как к средству" и "поступай так, чтобы
максима твоего поступка могла стать всеобщим законом"; правом,
основанным на нравственном законе, должны быть определены гра-
ницы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление
одного лица не противоречило свободе других; право призвано
обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения
между людьми; государство - это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам. Или "государство в идее, такое,
- 4 -
каким оно должно быть" обязано сообразовываться "с чистыми
принципами права"; государство призвано гарантировать правопо-
рядок и строиться на началах суверенитета.
Государственно-правовые воззрения Монтескье сводятся к то-
му, что формы правления, формы государственного устройства оп-
ределяют собой дух законов и содержание законодательства; осно-
вываются на том, что принцип демократии - это добродетель, лю-
бовь к общему благу; исходят из того, что к "правильной" форме
государства относится демократия, при которой верховная власть
принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определя-
ют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля
народа, состав и способ деятельности народного собрания; пропо-
ведует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку сущест-
вующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану се-
мейного достояния. Теоретическая конструкция правового госу-
дарства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVШ-ХХ вв.,
включает разделение властей на законодательную, исполнительную
и судебную, верховенство правового закона, взаимную ответствен-
ность личности и государства, доминирование общедозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим прин-
ципом "дозволено все, что не запрещено законом", установление
реальных гарантий прав и свобод личности.
Многие ключевые понятия прошлого повторяются на новом вит-
ке исторического развития. Еще несколько лет назад словосочета-
ние "правовое государство" привычно ассоциировалось с теми раз-
делами университетского курса, где критиковались различные мо-
дификации западных доктрин с аналогичным названием и провозгла-
шалось "социалистическое правовое государство". Вызывает сомне-
ние научная осмысленность самого сочетания "социалистическое
правовое государство". Прилагательное "социалистический" указы-
вает на господствующую форму собственности и на определенную
идеологию. Между тем, идея правового государства неотделима от
мировоззрения, исключающего эту идеологию. Более того, идея
правового государства уже подразумевает антисоциалистичность,
т.е. частную собственность в качестве первичной и исходной. В
нашем государстве делается попытка не только возродить идею
правового госудуарства, но и претворить ее в жизнь. Безусловно,
этот путь будет долгим, сложным и противоречивым.
- 5 -
Для того, чтобы понять глубинную суть правового государс-
тва, недостаточно ограничиться набором хотя и важных, но все же
внешних характеристик (связанность государства правом, разделе-
ние властей, наличие конституции), определенной системой прин-
ципов, институтов и норм. Суть правового государства не в зако-
нопослушании, равно как и не в обилии законодательных актов, -
и то и другое есть признаки не правового, а полицейского госу-
дарства. Суть государства правового - именно в характере зако-
нов, их соответствии правовой природе вещей, направленности на
обеспечение суверенитета личности. Еще Гегель подчеркивал, что
хорошие законы ведут к процветанию государства, а свободная
собственность есть основное условие блеска его.
В наиболее развитом буржуазно-демократическом виде концеп-
ция правового государства является социальной ценностью всего
человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых
интересов. В основе правового государства, во-первых, должна
лежать правовая экономика, а не командно-казарменная, обречен-
ная на деградацию из-за отсутствия внутренних стимулов к труду.
А, во-вторых, основой правового строя служит развитое гражданс-
кое общество. Гражданское общество - система экономических, ду-
ховных, культурных, нравственных, религиозных и других отноше-
ний индивидов, свободно и добровольно объединившихся в ассоциа-
ции, союзы, корпорации для удовлетворения своих духовных и ма-
териальных потребностей и интересов. Оно строится на принципе
самоуправляемости, защищено традициями, обычаями, моральными
нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь
форма гражданского общества. В антиправовом (тоталитарном, мо-
новластном) государстве личность, общество и народ противопос-
тавлены государству как политическому аппарату власти, отчужде-
ны от него. Там нет граждан, есть подданые. Гражданское общест-
во предполагает наличие многочисленных независимых союзов, инс-
титутов и организаций, которые служат барьером против монопо-
лизма и посягательств государственных органов. Понятие граж-
данского общества подразумевает не только "гражданственность",
известную степень политической свободы, но и "буржуазность",
т.е. экономическую независимость человека, возможность получить
доход не из рук государства.
Развертывание всего комплекса институтов государства в де-
- 6 -
мократическом обществе устраняет доминирование политической
власти, устраняет или резко ограничивает проявления ее отрица-
тельных сторон. Среди обширного комплекса институтов, характер-
ных для развитого государства в условиях демократии, необходимо
указать, в частности, на такие: мандат народа на осуществление
власти, прежде всего путем формирования представительных орга-
нов, выполняющих законодательные и контрольные функции; наличие
муниципального самоуправления; подчиненность всех подразделений
власти закону; независимое и сильное правосудие; наличие госу-
дарственной власти в отдельных блоках, включая исполнительную
власть.
В основе правовой экономики лежит принцип "от каждого по
способностям - каждому по труду. Это социально-правовой масштаб
меры регулирования труда и потребления. Чтобы восстановить пра-
вовые принципы в экономике, следует возродить ряд свобод: 1)
открыть простор всем видам собственности; 2) заменить админист-
ративные приказы договорами, основанными на равенстве сторон,
3) сделать главенствующим принцип "разрешено все, что не запре-
щено", 4) обеспечить эквивалентный характер обмена, 5) утвер-
дить равноправие и добросовестность в выборе партнера, 6) не
ограничивать инициативу и предприимчивость. Правовая экономика
и гражданское общество - переход от распределительного общества
к рыночному - это глубинные, сущностные предпосылки формирова-
ния правового государства.
Правовое государство - это государство, обслуживающее пот-
ребности гражданского общества и правовой экономики, назначение
которого - обеспечить свободу и благосостояние. Оно подконт-
рольно гражданскому обществу и строится на эквивалентности об-
мениваемых благ, на фактическом соотношении общественного спро-
са и предложения, ответственно за правопорядок, который гаран-
тирует человеку свободу и безопасность, ибо духовным фундамен-
том его является признание прав человека.
Правовое государство - это демократическое государство,
где обеспечивается господство права, верховенство закона, ра-
венство всех перед законом и независимым судом, где признаются
и гарантируются права и свободы человека и где в основу органи-
зации государственной власти положен принцип разделений законо-
дательной, исполнительной и судебной властей.
- 7 -
Современное правовое государство - это демократическое го-
сударство, в котором обеспечиваются права и свободы, участие
народа в осуществлении власти (непосредственно или через предс-
тавителей). Это предполагает высокий уровень правовой и полити-
ческое культуры, развитое гражданское общество. В правовом го-
сударстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать
и пропагандировать свои взгляды и убеждения, что находит свое
выражение, в частности в формировании и функционировании поли-
тических партий, общественных объединений, в политическом плю-
рализме, в свободе прессы и т.п. Признаки правового государс-
тва: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2.
Деятельность органов правового государства базируется на прин-
ципе разделения властей на законодательную, исполнительную и
судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социаль-
ная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм,
заключающийся в свободном функционировании различных партий,
организаций, объединений, действующих в рамках конституции, на-
личии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6.
Стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления пра-
вового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодо-
ление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка вы-
сокой политико-правовой грамотности; - появление действенной
способности противостоять произволу; - разграничение партийных
и государственных функций; - установление парламентской системы
управления государством; - торжество политико-правового плюра-
лизма; - выработка нового правового мышления и правовых тради-
ций, в том числе: а) преодоление узконормативного восприятия
правовой действительности, трактовка права как продукта власт-
но-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического
комментирования и апологии сложившегося законодательства; в)
преодоление декоративности и декларированности юридических
норм; г) выход юридической науки из самоизоляции и использова-
ние общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна
быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. От-
торжение правовой государственности возможно по двум каналам:
государственно-властному и законодательному. К политическим ры-
- 8 -
чагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые
структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная ти-
рания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские
силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия
- демагогически-популистские силы).
Правовое государство - путь к возрождению естественно-ис-
торических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении
с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности
человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная
общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм,
права человека, политические и экономические свободы, либера-
лизм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве
права в общественной и политической жизни, наличии суверенной
правовой власти. С помощью разделения властей государство орга-
низуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб
демократизации политической жизни. Правовое государство откры-
вает юридически равный доступ к участию в политической жизни
всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие
правового государства от государства как такового? Государство
как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью
правом, свободой государства от общества, незащищенностью граж-
данина от произвола и насилия со стороны государственных орга-
нов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство
связано правом, исходит из верховенства закона, действует стро-
го в определенных границах, установленных обществом, подчиняет-
ся обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает соци-
альную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое
государство как и всякое государство обладает общими чертами,
которые сводятся к следующему:
1. Ему присуща государственная власть как средство проведения
внутренней и внешней политики.
2. Оно представляет собой политическую организацию общества,
основанную на соответствующем социально-экономическом базисе
общества.
3. Располагает специальным государственным механизмом.
4. Обладает определенной административно-территориальной орга-
низацией на своей территории.
5. Существует благодаря налогам и другим сборам.
- 9 -
6. Обладает государственным суверенитетом.
Особенности механизма правового государства заключаются в
следующем. Все его структурные части и элементы функционируют
на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со
своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиямми,
структурные части и элементы правового государства в своей спе-
цифической форме деятельности реализуют волю общества. Струк-
турные части и элементы правового государства всю свою деятель-
ность строго сообразовывают с действующим законодательством.
Должностные лица несут персональную ответственность за посяга-
тельство на права и свободы граждан, гарантированные конститу-
цией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы
граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм
правового государства является способом его существования.
Функции правового государства реализуются с помощью его меха-
низма.
Таким образом в правовом государстве его механизм свободен
от бюрократизма и административно-командных методов управления.
Его демократический характер обусловлен ответственностью перед
обществом на службе которого он находится. Правовое государство
есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу
этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами
развития гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое
государство обладает известной самостоятельностью по отношению
к обществу, то этапам развития правового государства присущи
определенные особенности, отражающие его политический характер.
Первый этап развития правового гражданского общества - это ста-
новление рыночной экономики, предпринимательства, гласности,
свободы средств массовой информации, социальной защищенности
граждан; второй этап - утверждение рыночной экономики различных
форм предпринимательства, обеспечение социальной защищенности
граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств мас-
совой информации.
Таким образом, рассмотрев понятие правового государства и
его основные признаки, необходимо непосредственно перейти к
осуществлению государственной власти в правовом государстве.
***
.
- 10 -
СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ.
Государственная власть в правовом государстве не является
абсолютной. Это обусловлено не только господством права, свя-
занностью государственной власти правом, но и тем, как органи-
зована государственная власть, в каких формах и какими органами
она осуществляется. Здесь необходимо обратиться к теории разде-
ления властей. Согласно этой теории смешение, соединение влас-
тей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе,
в руках одного лица чревато опасностью установления деспотичес-
кого режима, где невозможна свобода личности. Поэтому для того,
чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной влас-
ти, не связанной правом эти ветви власти должны быть разграни-
чены, разделены, обособлены.
С помощью разделения властей правовое государство органи-
зуется и функционирует правовым способом: государственные орга-
ны действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг дру-
га; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, рав-
новесие во взаимоотношениях государственных органов, осущест-
вляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Принцип разделения властей на законодательную, исполни-
тельную и судебную означает, что каждая из властей действует
самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его
последовательном проведении в жизнь исключается всякая возмож-
ность присвоения той или иной властью полномочий другой. Прин-
цип разделения властей становится жизнеспособным, если он еще и
обставляется системой "сдержек и противовесов" властей. Подоб-
ная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для
узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нор-
мальное функционирование органов государства.
Классическим образцом в этом отношении являются США. Сог-
ласно теории разделения властей в ней законодательная, судебная
и исполнительная власти, действуют как три силы в замкнутом
круге своих полномочий. Но при этом предусмотрены формы воз-
действия органов одной власти на органы другой. Так, президент
наделен правом налагать вето на законы, принимаемые Конгрессом.
В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном
рассмотрении законопроекта в его пользу отдадут голоса 2/3 де-
- 11 -
путатов каждой из палат Конгресса. Сената наделен полномочием
утверждения членов правительства, назначаемых президентом. Он
также ратифицирует договоры и иные международные соглашения,
заключаемые президентом. В случае совершения президентом прес-
туплений, Сенат обращается в суд для решения вопроса о вынесе-
нии ему "импичмента", т.е. об отстранении от должности. "Воз-
буждает" же дело об импичменте Палата Представителей. Но могу-
щество Сената ослабляется тем, что ее председателем является
вице-президент. Но последний может принимать участие в голосо-
вании лишь в том случае, если голоса разделяются поровну. Конс-
титуционный контроль в стране осуществляет Верховный суд США.
Необходимо обратить внимание на то, что в современных де-
мократических государствах (таких, как США, Германия) наряду с
классическим делением государственной власти на "три власти"
федеративное устройство является также способом децентрализации
и "разделения" власти, предупреждающим ее концентрацию.
Теперь, основываясь на Конституции Российской Федерации
рассмотрим принцип разделения властей в России. Ст. 10 Консти-
туции Российской Федерации гласит: "Государственная власть в
Российской Федерации осуществляется на основе разделения на за-
конодательную, исполнительную и судебную. Органы законодатель-
ной, исполнительной и судебной власти самостоятельны." К орга-
нами законодательной власти в Российской Федерации относятся:
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума -
две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, вхо-
дящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъ-
ектов Российской Федерации; местные органы государственной
власти. К органам исполнительной власти в Российской Федерации
относятся: Президент Российской Федерации; Совет Министров Рос-
сийской Федерации; Высшие должностные лица республик, избирае-
мые гражданами или Законодательными Собраниями; Правительство
республик; органы администрации других субъектов Российской Фе-
дерации. К органам судебной власти в Российской Федерации отно-
сятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд
Российской Федерации; Высший Арбитражный Суд Российской Федера-
ции ; суды республик и других субъектов РФ; районные народные
суды; суды специальной юрисдикции. Федеральное Собрание - пар-
ламент Российской Федерации является представительным и законо-
- 12 -
дательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобря-
ет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается
одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более
половины от общего числа депутатов либо, если в течение четыр-
надцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае
отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать сог-
ласительную комиссию для преодоления возникших разногласий,
после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государствен-
ной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством
голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено
Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации. Прези-
дент Российской Федерации является главой государства, гарантом
Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и
гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в
международных отношениях; представляет Государственной Думе
предложение о назначении Председателя правительства; ставит пе-
ред Государственной Думой вопрос об отставке правительства;
представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на
должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации
и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует прави-
тельство Российской Федерации путем назначения на должность по
предложению Председателя Правительства Российской Федерации за-
местителей Председателя Правительства, федеральных министерств;
представляет кандидатуры для назначения на должность судей
Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда, Генерального прокурора Российской Федерации; назначает
судей других федеральных судов; формирует Администрацию Прези-
дента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руково-
дителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных
Сил Российской Федерации.
Для демократического общества принцип разделения властей
особо важен и значим. Он выражает не только разделение труда
между государственными органами, но и умеренность, "рассредото-
ченность" государственной власти, предупреждающую ее концентра-
цию, превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот
принцип в демократическом обществе предполагает, что все три
власти одинаковы, равновелики по силе, служат противовесами по
- 13 -
отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не до-
пускать доминирования одной из них. Например, превращения уп-
равленческой власти в авторитарную, а законодательной - во
"всевластие", в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управ-
ление, и правосудие.
Но даже если соблюдено тербование разделения властей, за-
действована система "сдержек и противовесов", то государство
еще не обязательно является правовым. Поэтому мы переходим к
следующему признаку правового государства.
***
.
- 14 -
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.
В правовом государстве ни один государственный орган,
должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни
один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение они
несут строгую юридическую ответственность. Когда мы ведем речь
о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающе-
го высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзакон-
ные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица
не уклонятся от его исполнения и тем более не нарушать его.
Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкла-
дывать в его содержание такой смысл, который не был предусмот-
рен законодателем. Кроме того и все рядовые граждане должны в
своем поведении руководствоваться законом. А для этого помимо
всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.
Правовое государство также предполагает правовую устойчи-
вость Конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, допол-
нение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Зако-
ном госудаДалее
| |
|