| |
ничего удивительного в его теперяшнем положении
нет.Но поклонником хард-рока Брюс стал не сразу.По началу его прив-
лекал блюзовый авангард."По-настоящему я оценил хард-рок только пос-
ле дебюта "Black Sabbath","- говорит Брюс.Тогда же появилось мно-
жество групп, играющих "тяжелый арт-рок"."Что касается музыки, то
меня в равной степени привлекают "Дип Перпл", "Лед Зеппелин" и "Пинк
Флойд".Они играют в разных стилях, но уровень профессионализма у них
очень высок, в этом рок ничем не отличается от классики." На вопрос,
как он пришел в "металл", Диккенсон восклицает:"А есть "металл" во-
обще? - Был блюз, блюз и остался, только он изменился.Для меня это
не стиль и не жанр, это музыка, и ради этой музыки я пришел в рок."
Законодателями моды в "тяжелом блюзе" были "Лед Зеппелин", но им-
пульсивность, неуправляемость заглушала собственно музыку.Та же си-
туация, по мнению, Брюса была и у Джими Хендрикса."Я не против имп-
ровизации,но она не должна заглушать мелодику,становиться самоцелью.
Образцом рок-группы для меня остается "Дип Перпл", я не знаю других
исполнителей, которые играли бы так свободно,непринужденно и в то же
время мощно."
Сейчас Брюс считает, что блюз еще далеко не исчерпал себя.И вов-
се не обязательно "переливать ему кровь из других стилей".Хотелось
бы верить, что Брюс Диккенсон достиг всего, чего хотел, но еще боль-
ше хочется верить в его возвращение в "Iron Maiden".
"HELLOWEEN".Вагнеровский металл.
Группа "Канун всех святых" представляет еще одно направление
стиля "Heavy Metal".Популярность "Helloween" на родине (группа была
образована в ФРГ в 1983 году) с момента выпуска первого мини-альбома
в 1985 году была стабильной, но международный успех пришел не сразу,
ему предшествовала напяженная студийная и концертная работа.Перелом-
ным в этом отношении стал 1987 год, когда в составе группы появился
вокалист Михаэль Киске, хотя и бывший вокалист, Хаске, по итогам
1986 года входил в десятку лучших певцов ФРГ.С участием Киске был
записан альбом "Хранитель семи ключей.Часть I." Благодаря этому
группу заметили в Англии и в США.Этот альбом достиг высокого места в
национальном хит-параде и до сих пор фигурирует в "горячей сотне" в
Германии.Год завершился совместными гастролями с группой "Overkill",
выступлением на популярном международном фестивале "Металлмания",
ежегодно проводимом в Польше.Пиком стали новогодние выступления
группы в легендарном Лондонском "Одеоне".
Летом 1988 года группа выступила на английском фестивале "Монс-
тры Рока", где группа играла с такими грандами, как "Айрон Мэйден",
"Кисс", Дэвид Ли Рот, "Мегадет"."Helloween" и американская группа
"Ганз энд Роузез" стали тогда открытием фестиваля.
В музыке "Helloween" заметно влияние классических произведений,
некоторые обозреватели называют стиль группы "вагнеровским метал-
лом".А творческий потенциал группы на данный момент дает все основа-
ния для самых оптимистических прогнозов.
- 13 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
"GUNS'N'ROSES".
Можно сказать, что группа "Guns'n'Roses" представляет сегодняш-
ний день "хэви-метала", так как образовавшись сравнительно недавно
(1985 год, США) онадовольно быстро приобрела мировую известность и
популярность.
Избрав в качестве ориентира стиль таких групп, как "Аэросмит" и
"Назарет", "Guns'n'Roses" в короткое время зарекомендовали себя, как
одна из наиболее интересных групп, играющих "ураганный хард-рок" -
так определили их манеру игры музыкальные критики.Группа выступала в
качестве "разогревателя" перед концертами "Аэросмит", причем мо-
лодежь воспринимала "Guns'n'Roses" с гораздо большим энтузиазмом,
чем "гвоздь программы".В 1987 году был выпущен альбом, ставший самым
феноменальным дебютом среди американских групп за всю историю
рок-музыки: за год тираж пластинки превысил 7 млн. , а практически
все песни, вошедшие в диск были изданы в виде синглов.Песня "Sweet
child of mine" стала международным хитом.
В августе 1989 года "Guns'n'Roses" выступали на традиционном
фестивале "Monsters of Rock" в Англии - программа, в которую музы-
канты обычно включают композиции "Led Zeppelin" и "Rolling Stones"
была признана самой интересной, затмив выступления "Iron Maiden" и
Дэвида Ли Рота.Последние альбомы группы говорят о том, что
"хард-рок" и "металл" приобрели новое звучание, а это значит, что в
лице "Guns'n'Roses" рок-музыка приобрела нового лидера, не уступаю-
щего по своим возможностям признанным королям прошлого.
"TRASH" И "METALLICA".
"Трэш" - одно из самых "тяжелых" направлений рок-музыки (от сло-
ва "thrash" - дрянь, гадость).Одним из первопроходцев этого стиля по
праву считается "Metallica".Ее феномен заключается в том, что без
"сорокапяток" и эффектных видеосюжетов, выходя на сцену без грима,
без трансляции композиций по радио и телевидению, под аккомпанемент
насмешек солидной музыкальной прессы, группа не только встала во
главе нового "тяжелого" андерграунда, но и приобрела репутацию су-
пергруппы вне его."Metallica" играет "рафинированный металл", сво-
бодный даже от "наследственных примесей" - ритмическое богатство
композиций, предельная лаконичность музыкальных тем, скрытая динами-
ка аранжировок мгновенно выделяют группу среди множества подобных,
взявших за основу внешние признаки "металликовского" "металла".В
свох работах музыканты настолько честны и искренны, что создается
впечатление, будто 70-х - с их компромиссами, усталостью, лицемери-
ем, прагматизмом, комплексами неполноценности и животным страхом пе-
ред будущим - никогда не было.Группа, способная гитарным риффом пе-
речеркнуть наследие "постреформистского десятилетия", может с полным
основанием претендовать на звание наследницы 60-х, эры Вудстока и
наивных "детей цветов".Только "Metallica" не наивна, а предельно
ожесточена - утратой разноцветных иллюзий,своим временем и его жес-
токостью, и тем не менее она - второе поколение Вудстока.
Но история "Металлики" - это не только искренность 60-х, с их
вызовом ханжеской морали; это и конец 70-х, когда "новая волна" анг-
лийского хэви-метала снова поставила вопрос: как жить дальше? Беше-
ная динамика музыки "Моторхэд","Саксон" и "Даймонд Хэд" давала на
него свой ответ: спасение в движении, в скорости - под лежачий ка-
мень вода не течет.Хватит болтать, пора заняться делом, человек сам
хозяин своей судьбы!
...Датчанин Ларс Ульрих серьезно занимался теннисом.Настолько
серьезно, что стал чемпионом Копенгагена среди юниоров.В 1980 году
- 14 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
его родители перебрались в Лос-Анджелес.Спортивная карьера прерва-
лась сама собой и Ларс также серьезно занялся ударными.Спустя год
ему попалось объявление в газете: некий Джеймс Хэтфилд ищет музыкан-
тов для группы.Они быстро сошлись, обоюдная симпатия переросла в
дружбу.Прииятель и сосед Хэтфилда, Рон Макговни, стал бас-гитарис-
том, для соло пригласили черного гитариста Ллойда Гранта. Вокал Хэт-
филда по силе и тембру оказался очень похожим на голос Оззи Осборна
(это впоследствии отмечал и сам Оззи).
Грант выбыл из состава через неделю репетиций: ритмические экс-
перименты Хэтфилда оказались не под силу этому, в общем-то, преспек-
тивному гитаристу.На его место пришел Дэйв Мастейн, и летом 1982 го-
да "Metallica" записала свою первую композицию.Лента с записью
попала на фирму "Мегафорс" и через две недели "Metallica" подписала
контракт на первую пластинку.Однако в самом разгаре работы бас-гита-
рист Макговни тоже объявил, что играть с Хэтфилдом больше не может:
"От его ритмических сбивок у меня мозги вставали дыбом, он же чокну-
тый - мы играем рок или Стравинского?" Хэтфилд и Ульрих срочно выле-
тели в Сан-Франциско, где они нашли великолепного басиста Клиффа
Бертона, в то время игравщего в группе "Травма".
Клифф Бертон был профессиональным музыкантом с большим стажем
работы.Как любой хороший бас-гитарист,Бертон прекрасно играл на роя-
ле, владел музыкальной теорией - шаг за шагом он, словно педагог,вел
своих менее опытных коллег к постижению основ музыки, закладывал
фундамент для дальнейшей работы,высвобождал из оков невежества твор-
ческкий потенциал Хэтфилда.Клифф научил Хэтфилда работать, и ему это
понравилось.
В марте 1983 года группа приступила к записи прерванного альбо-
ма.Музыканты работали по двадцать часов в день, но... Появление Бер-
тона, его "школа хороших манер" не прошли бесследно, Ульрих и Хэт-
филд почувсвовали дискомфорт, хотя ничего вроде бы не изменилось.
Однако изменилось.Изменилось их восприятие музыки, критерии, требо-
вания, предьявляемые к материалу."Дэйв Мастейн - отличный гитарист,
наверное,он самый быстрый гитарист в "металле",- говорит Хэтфилд,-но
мы уже стали другими, а Дэйв продолжал лупить по струнам, как будто
ничего не произошло.Нам нужен был другой, кто смог бы управляться и
с мелодиями."
Этим "другим оказался Кирк Хэммет из сан-франциской группы "Эк-
седес", поклонник Джими Хэндрикса и Майкла Шенкера, способный вопло-
тить любую чужую идею с точностью компьютера.К счастью "рокировка"
гитаристов прошла безболезненно (Мастейн с тех пор играет в "Мега-
дет", группе, которую называют "скоростной и прямолинейной копией
"Металлики"").
Перед любителями жесткого рока появилась новая группа.Но не сов-
сем такая, какой, предполагалось, она может быть.Не смотря на неко-
торые стилические тяготения к "Блэк Сэббэт" и "Лед Зеппелин", компо-
зиции "Meталлики" выглядят более "сухими", резкими, а ритмические
чудеса Хэтфилда вообще ставят под сомнение принадлежность группы к
року в традиционном смысле этого слова.В целом музыка группы
"Metallica" гораздо более сложная, чем что-либо когда-то бывшее в
роке.
Однако тексты первого альбома "Убей их всех" практически не от-
личались от стандартных разработок, например, "Джудас Прист": рок,
да здравствует рок и только рок!
Принципиально иным стал второй альбом "Оседлай молнию"(1984).В
музыкальном отношении он углубляет и развивает находки, которыми от-
мечен дебют группы, но стихи здесь вышли на первый план и несут та-
кую же эмоциональную нагрузку, как и музыка."Metallica" взялась за
- 15 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
очень трудные темы: война, смертная казнь, наркомания, насилие пси-
хозы, подавление инакомыслия - темы, которые с тех пор всегда при-
сутствуют в творчестве этой группы.
Записав третий альбом, "Metallica" практически сразу же приобре-
тает статус супергруппы - триумфальные гастроли с Оззи Осборном,
беспрецендентная реализация диска, практически мгновенно ставшего
"золотым" (учитывая запись на "инди"-фирме).
В начале осени 1986 года, а точнее - в сентябре, "Metallica" от-
правилась на гастроли по Скандинавии.По дороге из Стокгольма в Ко-
пенгаген автобус с музыкантами и персоналом не удержался на сколь-
зком повороте и первернулся.Погиб один человек, Клифф Бертон.Ему
было 24 года.
Оправившись от шока "Metallica" объявила конкурс бас-гитаристов.
Они получили 340 демонстрационных записей, из которых отобрали одну.
Ее автором был Джесон Ньюстед:"Когда я пришел на прослушивание, то
увидел трех мрачных парней в черных майках и джинсах.Я взял бас-ги-
тару, они включили фонограмму.Со второго раза я "попал" и рискнул на
импровизацию.Когда я отыграл пол-часа, они переглянулись, молча по-
жали мне руку и вытолкали за дверь.Я так тогда и не понял подхожу я
или нет." Он им подошел.
"...И спроведливость для всех" - так назвали "Metallica" свой
двойной альбом, вышедший в 1988 году.Впервые после записи "Убей их
всех" группа пришла в студию с готовым материалом.Работа двигалась
очень тяжело: давила мысль, что это первые самостоятельные компози-
ции, сквозь ноты которых не пробегал взгляд Бертона. Пожалуй, этот
альбом получился самым интересным в истории "Металлики".В рекордный
срок он стал "платиновым" и первым среди "инди"-пластинок оказался в
американской "Top 10".
Новый альбом группы появился на прилавках 4 августа 1991 года и
к 6 августа он уже был дважды "золотым".Эту работу можно рассматри-
вать, как не характерную для направления "спид-трэш-метал" и однов-
ременно вполне логичную, применительно к концепции творчества "Ме-
таллики": скорость исполнения, одно время ставшая самоцелью,
уступила место мелодичности (правда, группа и прежде не страдала ее
отсутствием), жесткость звучания сохранилась, но теперь она достига-
ется за счет акустических инструментов.В целом же этот диск полон
реминисценций хард-рока 70-х,в нем явственно прослушиваются стилис-
тические комбинации а-ля "Блэк Сэббэт" и "Дип Перпл".
Остается добавить, что несколько миньонов группы вышли в 1992
году, а сейчас музыканты пишут навый студийный альбом, который, на-
диюсь, принесет свежую струю в мир "Трэш-металла".
"Современный "спид - трэш - метал". Кто это?"
Если пробежаться взглядом по спискам наиболее известных групп
этого направления, то можно, пожалуй, выделить две группы, как наи-
более сильные в этом жанре. Это германская группа, состоящая из ко-
манд:"Kreator", "Destruction", "Sodom", американская: "Slayer",
"Megadeth", "Napalm Death" и приехавшая из Бразилии "Sepultura".
История "Креатора" началась с малоизвестной западногерманской
группы "Tormentor", которая в 1985 году записала две неплохие де-
монстрационнные записи и получила контракт с фирмой "Нойз". Но в
"металлических" кругах уже существовала группа с таким названием и
музыканты переименовались в "Kreator". Дебютный альбом "Бесконечная
боль" (85 г.) мгновенно вывел группу в высшую лигу западногерманско-
го трэш-метал, стиля, отличающегося атакующим звуком, хотя по совре-
менным стандартам музыка "Креатора" того периода может показаться
несколько наивной. После выхода второй пластинки "Pleasure to kill"
- 16 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
(86 г.) группу заметили и за пределами ФРГ, группа провела большое
турне с "Destruction" и "Rage". К моменту выпуска третьего альбома
"Terrible Cirtainty" исполнительный уровень группы значительно вы-
рос, на что также повлиял приход третьего гитариста. Это позволило
"Креатору" отправиться с гастролями в США, где они дали 35 концер-
тов, и в Канаду (вместе с группой "Voivod"). Появление нового гита-
риста усилило концертное звучание группы, приблизив его к студийно-
му. После второго турне по ФРГ, "Креатор" стал пользоваться
популярностью и в Англии, куда вскоре группа отправилась с гастроля-
ми, получив отличные оценки музыкальной прессы, хотя традиционно Ан-
глийский слушатель считается самым консервативным.В 1989 году группа
стабилизировала свое положение на еврорынке. И хотя альбомы 89 и 90
годов обвиняют в излишней "чистоте" звучания, это не может поколе-
бать репутацию группы. К тому же "Креатор" наконец обратился к проб-
лемам лжи, войны и наркотиков, что подняло группу в глазах прессы.
Западногерманская группа "Destruction" ("Разрушение") образова-
лась в 1984 году - как следует из названия, группа не жалует такие
стили, как диско, поп, рэп и прочую "легкоту", а исповедует "жест-
кость и тяжесть на грани безумия"(такое определение творческой кон-
цепции "Destruction" дают сами музыканты), точнее - "трэш-спид-ме-
тал".На первых порах состав группы часто менялся, но это лишь
усилило потенциал группы - образовавшийся путем "естественного отбо-
ра" окончательный вариант "Destruction" выглядит настолько сильным,
что группа по праву считается лучшим германским представителем свое-
го направления. Это прекрасно видно по таким работам 1987 года, как
мини - альбом "Безумный мясник" и диск "Агония - прочь". В поисках
смысла жизни, "Destruction" записывает концертный альбом "Жизнь без
смысла" и студийный "Помутнившийся рассудок", ставший самым сложным
для восприятия альбомом этой группы.
Американский квартет "Slayer" по привычке продолжают называть
"самой быстрой группой в мире", хотя это справедливо лишь в отноше-
нии их ранних работ: сегодня трэш претерпевает серьезные изменения,
которых не избежала и самая титулованная группа этого направления
"хард-рока". Известность пришла к "Слейеру" в 1986 году, когда груп-
па записала один из своих сильных - и самых неоднозначных - альбомов
"В царстве крови". В песнях пластинки музыканты пытались анализиро-
вать духовный мир "ущербного среднего гражданина" и диск имел фено-
менальный успех. Следующие работы были менее динамичными ритмически,
но композиции приобрели неожиданную для "трэш-метал" мелодичность,
что дало основания обвинить "Слейер" в отходе от принципов жанра.
Новые работы группы показывают, что "Слейер" уже не "самая быстрая
группа в мире", но, в конце концов, музыканты уже доказали, что мо-
гут играть со скоростью средней пилорамы, настало время доказать кое
-что еще. Последний альбом группы "Seasons in the Abyss" показывает,
что кроме поклонения сатанизму (долгое эта тема была лидирующей в
текстах "Слейера") Том Арайа может петь и про более насущные для че-
ловечества: как и во всем "трэше" у "Слайера" появляются в текстах
антивоенные нотки, отвращение к наркомании и прочее... "Слейер"
по-праву считают лидером своего стиля: "техно-трэша", по которому
пошла не одна известная группа, например, "Holy Moses", "Magnus" и
много других.
РОК-ФЕСТИВАЛИ. ММФМ'89.
Итак, что же сейчас пропагондирует хард-рок, какие идеи он защи-
щает? Прежде, чем поговорить о текстах некоторых групп, надо сказать
несколько слов о рок-фестивалях, проходящих под девизом "Нет - алко-
голю, войне, наркомании и т.д..." Я думаю всем хорошо известен фес-
- 17 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
тиваль "Вудсток", о котором нет нужды говорить.А вот об одном из
беспрецендентнейших случаев, о фестивале,проходившем в Москве в 1989
году поговорить стоит.
Наверное уже стало ясно, что я хочу написать о Московском Музы-
кальном Фестивале Мира, в котором участвовали такие звезды, как Оззи
Осборн, "Скид Роу", "Мотли Крю", "Синдерелла", "Бон Джови", "Скорпи-
онс", и который музыкальные критики всего мира назвали ни чем иным,
как "Вудстоком на Москве-реке".
Если взглянуть на московский рок-фестиваль с чисто технической
точки зрения, то можно сказать, что звучание групп Оззи Осборна,
"Бон Джови", "Парка Горького" было не очень хорошим.Можно сказать,
что в первый день "Мотли Крю" разнесли на сцене свои инструменты,
сделав это в лучших традициях "стадионного рока" конца 60-х.Можно
сказать, что "Скорпионс" и "Синдерелла" "откачали" свои программы с
безукоризненностью хорошо смазанных механизмов, а молодые "Скид
Роу" захлестнули публику рвавшейся через край энергией, в то время,
как "Парк Горького" выступили более спокойно, но не менее интересно.
"Бригада С" во главе с Игорем Сукачевым выглядела вполне профессио-
нально, а концептуальная музыка "Нюанса" уже во время фестиваля
привлекла такого солидного продюсера, как Питер Габриэль.Короче:
можно было описать это событие именно так, как описывают обычные
концерты зарубежные обозреватели, и поставить точку: фестиваль сос-
тоялся.
А можно взглянуть на свершившееся так, как, собственно, и видел
московскую акцию весь мир: впервые в СССР на одной площадке выступа-
ли звезды мирового рока, причем не погасшие или несостоявшиеся, коих
так любил Госконцерт, а лидеры сегодняшнего дня, которых, в отличие
от Сюзи Куатро, Бони Тайлер и "Дюран Дюран", поклонники не забудут в
паузе между двумя очередными пластинками.
Коммерческий хард-рок сейчас достиг своего пика - пока будущее
этого направления представляется безмятежным, а интерес зрителя -
стабильным.Как сказала приехавшая на фестиваль английская журналист-
ка: "Максимальная "катастрофа", которая грозит стилю "хард-энд-хэ-
ви" - прекращение вокруг него истерики и слияние с существующем
мейнстримом", то есть переход из категории "модное" в "классичес-
кое", что вряд ли можно рассматривать как кризис.
Если говорить о международных рок-фестивалях, которых в Европе и
США проводится достаточно, то очень легко недооценить московский:
ежегодное "пиршество" в Карл Доннингтон, под названием "Монстры ро-
ка" по набору исполнителей врядли уступает московскому: здесь Оззи и
"Синдерелла", там "Металлика" и "Ганз энд Роузез", здесь - "Мотли
Крю" и "Скорпионс", там - "Айрон Мэйден" и "Кисс".Сравнения и парал-
лели возможны.Как и в большинстве аналогичных массовых концертов,
фестиваль был изначально пронизан высокой идеей, которая как цемен-
тирующий состав скрепила в единый монолит исполнителей и миллионы
зрителей не только в СССР, но и во всем мире - это лозунг фестиваля
"Против алкоголизма и наркомании!" И весьма немаловажно, что идея
исходила из нашей страны, став еще одним этапом по осыпающемуся в те
времена стереотипу СССР, как "империи зла".
Далее
| |
|