| |
ные), Крейгом Грубером(бас) и Микки Ли Соулом(клавишные).Первый же
альбом "Ritchie Blackmore's Rainbow"(1975) привлек внимание критиков
и поклонников нарождавшегося в то время стиля "Hard and Heavy".Кри-
тика сразу же отметила удачное сочетание элементов классической му-
зыки и импровизаторский талант Блэкмора, увлечение Дио средневековой
поэззией, сыгранность нового состава.
Второй альбом, записанный с помощью Мюнхенского симфонического
оркестра, представлял поклонникам новый состав группы, реорганизация
которого помогла Блэкмору дать заряд новой энергии сценическому шоу
группы.После выхода пластинки музыканты отправились в турне, где был
записан новый альбом "На сцене"(1977).Еще раз оправдывает фразу
"Блэкмор всегда стремится к совершенству" то, что в 1978 г. был
опять сменен состав группы, в котором появились: Боб Дейсли(бас) и
Дэвид Стоун(клавишные).Новая пластинка "Long live Rock-n-Roll"(1978)
объединила те музыкальные стили, которые всегда стремился сочетать
Блэкмор,- барокко,классицизм и "тяжелый рок".
Летом 1979 г. появился пятый альбом группы, под названием "Down
to Earth", который возвестил о воссоединении Ритчи с его другом по
"Deep purple" Роджером Гловером(бас-гитара).Вместе с ним и Доном Эй-
ри(клавишные), Кози Пауэллом(ударные), Гремом Боннетом(вокал), Ритчи
создал наиболее сильный и гибкий состав "Rainbow".Известная в прош-
лом, как группа "тяжелого рока", в альбоме "Вниз к Земле" группа
подчеркнула изысканную постановку "шоу", акцентировала внимание слу-
шателей на тексты исполняемых песен, которые были столь же футурис-
тичны, как и музыка.Выпущенные в 1981 и 1982 годах альбомы "Трудно-
излечимый" и "Прямо между глаз" объединяются блестящей, непредсказу-
емой, виртуозной гитарой Ритчи Блэкмора.Также здесь заметны новые
интонации вокала: группу был взят Джо Линн Тернер.
В середине 1986 года группа "Rainbow" прекратила свое существо-
вание.Она всегда была детищем Ритчи Блокмора, поэтому можно сказать,
что изменения состава, происходившие с вызывающей тревогу быстротой,
не приносили ущерба ни музыке, ни сценическому облику группы.Все
время своего существования группа была творческой мастерской стиля
- 7 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
"Hard and Heavy", тем необходимым инструментом, который позволял
виртуозному гитаристу и импровизатору Ритчи Блэкмору сохранять свою
творческую форму.
Ритчи Блэкмор ушел в возродившийся "Deep purple", оставив нам
фразу с дебютного альбома "Rainbow", которая актуальна и сегодня:
"...Если ты не любишь рок-н-ролл, то никогда уже не поймешь, что это
музыка.Если ты не любишь рок-н-ролл, то сегодня его понять будет уже
сложно".
СОВРЕМЕННЫЙ ХАРД-РОК: "SCORPIONS".
По поводу слова "современный" в подзаголовке можно долго спо-
рить, так как группа "Scorpions" образовалась в 1972 году и их при-
нято считать одними из классиков рока.Но все дело в том,что размеры
реферата не позволяют мне описывать особенности не то что каждой
группы, но даже из круга наиболее известных комманд придется выбрать
одну-две, а так как "Scorpions" одна из самых почитаемых групп, то я
и выбрал ее, тем более, что из общей массы коллективов она вырывает-
ся благодаря своей необычной для "харда" мелодичности.
Итак "Scorpions" принадлежит к числу комманд-"старичков".Однако,
если приглядеться к року конца 80-х - начала 90-х годов, то будет не
трудно понять, что погоду здесь делают те, кто начинал в начале 70-х
и кому уже около сорока лет."Scorpions" начинали на том рубеже,
правда известными они стали только девять лет спустя, но у каждого
свой срок.Сейчас "Scorpions" знают во всем мире, даже в США, а это
для музыкантов показатель, особенно для рок-музыкантов из неанглоя-
зычных стран.Статус рок-группы определяется ее международной попу-
лярностью, успех на родине критерием не является: группу должны
признать в двух столицах рок-музыки, в Лондоне и в Нью-Йорке.Только
после этого группа может претендовать на выступления в качестве
"гвоздя программы".А сорок лет - возраст творческого рассвета, попу-
лярности музыканта, так считает Клаус Майне.
Рубежей у "Scorpions" было предостаточно.По словам Майне, они
никогда не испытывали недостатка в материале, мелодические решения
всегда были естественными, но начинали "Scorpions" очень трудно, ве-
ли настоящую борьбу за существование.Порой надо было решать финансо-
вые проблемы типа "купить сигарет или заправить машину, чтобы пое-
хать на концерт ". Пришлось бросить курить. К середине 70-х
"Scorpions" была уже довольно популярной группой дома, в Западной
Германии.Но когда приезжали на гастроли знаменитости,то о "Скарпах"
забывали, в лучшем случае доверяли раскачивать публику. Так они учи-
лись у "Аэросмита", "Кисс" и других.В конце 70-х "Scorpions" осмели-
ваются на турне по штатам, и вот это был рубеж: группу из Англии
американцы еще как-то воспринимают, но концерт западно-германского
ансамбля! Каждый раз, выходя на сцену "Scorpions" доказывал публике,
что рок - явление интернациональное.Правда с оговоркой: чтобы стать
частью этого явления, группа должна не только хорошо играть и сочи-
нять хорошую музыку, она должна еще исполнять свои песни по-английс-
ки.Альтернативы нет: у рок-музыки есть определенные традиции, сущес-
твуют законы жанра, связанные и с фонетической структурой языка.
У "Scorpions", как и у всех других групп был трудный период -
нет, они не собирались расходиться, просто пластинка 1984 года под
названием "Любовь с первого укуса" получилась очень сильной, а это
означало, что следующий студийный альбом должен быть еще луч-
ше."Scorpions" отправились в кругосветное турне, из которого они
привезли концертный альбом, вышедший в 1985 году.Но из турне они
привезли и несколько новых песенок, которые легли в основу пластинки
1988 года "Savage amusement".Новый диск рождался очень тяжело, почти
- 8 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
три года проб и ошибок, записей и перезаписей.Но вот мнение Клауса
Мейне: "Проблемы? Они есть всегда, и это хорошо.Нет проблем,- значит
нет и творчества."
О чем поют "Scorpions"? - Отвечает Рудольф Шенкер: "Мы не поли-
тическая группа, мы не поем песен протеста, наша задача - зарядить
слушателей положительной энергией, энергией созидания." О чем тексты
"Scorpions" - конечно о любви, о чем же еще?! Только любовь правит
миром, только любовь выводит "Scorpions" на подмостки.Что противос-
тоит любви? - Война.А какой нормальный человек может равнодушно от-
носиться к войне - человек ненавидит войну - это аксиома.Так зачем
же об этом еще и петь?! Петь надо о любви, чтобы люди учились любить
друг-друга.То, что в репертуаре "Scorpions" нет политических песен
не означает, что им чужды человеческие проблемы - просто им кажется,
что решить их можно полюбовно.Песню "Still loving you" "Scorpions"
написали еще в 1976 году, а включили в пластинку только через восемь
лет.Почему? - "Во-первых, она опередила свое время, в 76-ом ее вряд
ли сочли бы лучшей песней года, она выпадала из стилистики того де-
сятилетия, а во-вторых, в 84-ом дефицит любви был более острым, поэ-
тому тогда она была более уместна."
Это было мнение Рудольфа Шенкера.Впрочем, с ним многие не сог-
ласны, особенно с тем, что о войне петь не надо.
"Scorpions" принадлежит к числу групп, которых удалось вживую
послушать фанатам из России: в 88-ом году (правда тогда московские
концерты отменили) и в 89-ом на Московском Музыкальном Фестивале Ми-
ра.
"HEAVY METAL" (Справка из энциклопедии).
"Тяжелый металл",или "тяжелые орудия", - так переводится это
словосочетание - одно из ответвлений "хард-рока",получившее широкое
распространение в начале 80-х годов.
Так же как и в хард-роке,основы "хэви-метал" были заложены таки-
ми исполнителями,как "Лед Зеппелин","Блэк Сэббэт","Гранд Фанк Рейл-
роуд","Дип Перпл","Блю Чиэр".Выделив из музыки этих групп исключи-
тельно мощные гитарные риффы,доведенные до виртуозности соло и
"канонадные" ударные,группы "новой волны" английского тяжелого рока-
такие,как "Даймонд Хэд","Саксон" и "Айрон Мэйден",- лишь разработали
инструментальную структуру стиля,позже получившую окончательное раз-
витие в музыке представителей так называемого "спид"- и "трэш"-"ме-
талла".
До сих пор существует путаница в определении "хард-рока" и "тяж-
елого металла".Если в США "хэви-метал" - это понятие,объединяющее и
"металл",и "хард-рок",то в Англии классификация очень близкая к на-
шей,хотя при сравнении, например, музыки "Металлики" и "Деф Леппард"
только первую группу - по английским стандартам - можно отнести к
"металлу".
Элемент импровизации в истинном "металле" практически сведен к
нулю,точнее - он отсутствует в традиционном смысле этого слова,одна-
ко опытные "металлические" группы ("Металлика","Слейер","Мегадет")
часто вводят в свои композиции очень сложные изменения ритма,и у не-
подготовленного слушателя может возникнуть ощущение какофонии,хотя
речь идет о ритмтческой импровизации,по духу очень близкой той,кото-
рую исследуют серьезные современные композиторы.
Выражение "хэви-метал" впервые появилось в романе американского
писателя Уильяма Берроуза "Naked Lunch"(1959),где он использует этот
термин для описания резкой,непривычной музыки.Широкое распростране-
ние термин получил после песни американской группы "Степпенвулф"
"Born to be wild"(1968),в которой есть слова "heavy metal thunder",
- 9 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
то есть "гром тяжелых орудий".
"BLACK SABBATH" - НАЧАЛО "НЕАVY METAL".
Группа "Black Sabbath" была образована в 1968 году в Англии, в
городе Бирмингем.В исходный состав группы вошли: Оззи Осборн(вокал),
Тони Йомми(гитара), Терри Батлер(бас), Билл Уорд(ударные). Называясь
еще "Земля" будущие "Black Sabbath" решили не копировать своих пред-
шественников и "учителей" "Лед Зеппелин" и "Дип Перпл" и одними из
первых начали играть так называемый "тяжелый блюз".Хотя сам Тони
Йомми говорил: "Мы не знали как назвать свою музыку,- единственным
нашим желанием было играть ее и как можно громче."
В 1969 году они стали называться "Black Sabbath", взяв для груп-
пы название одноименного фильма.Этот же фильм стал неплохой основой
для нескольких песен с нового альбома коллектива.В принципе ничего
революционного "Black Sabbath" не предложили, но в отличие от " Дип
Перпл" и "Лед Зеппелин", они решили избавиться в своих песнях от
различных "аранжементных" добавок.Полностью были исключены клавиш-
ные, исчезли фольклорные напевы, никаких любовных песенок, никакой
ориентации на шлягеры, способные войти в хит-парады.Ужасы и оккуль-
тная тематика песен (автор текстов, в основном, Батлер) стали визит-
ной карточкой "Black Sabbath", которые стали неожиданно очень попу-
лярными среди студенческой молодежи.На самом деле сверхужасного в их
песнях ничего не было - тексты песен больше напоминали сказки для
взрослых.В начале 70-х годов "Black Sabbath"зарекомендовали себя еще
и как самая громкая группа в мире, и этот факт нашел свое место в
Книге рекордов Гиннеса (по тем временам, конечно).
В 1975 году появились первые проблемы.
Альбомы "Торжество техники" и "Не унывай" не могли повторить ус-
пех предыдущих пластинок, и часть фанатов отвернулась от группы. Сам
Йомми объясняет это факт следующим образом:
- В те годы мы брали с собой на концерты в качестве разогреваю-
щих такие группы, как "Ван Халлен" и "Аэросмит".Они работали перед
нами, и это сыграло нам отрицательную роль.Ребята пели о сексе, люб-
ви причем их музыка была проще и доступнее, как и тексты.Мы видели,
что с появлением конкурентов нас ждет кризис, если мы не создадим
нечто новое.Кроме этого во время гастрольного турне неожиданно ушел
Оззи Осборн и встала проблема с поисками вокалиста.
В 1980 году в "Black Sabbath" пришел Рони Джеймс Дио из
"Rainbow", что сразу же принесло группе огромный приток новых фэнов.
Был найден новый продюсер и альбомы "Рай и Ад"(1980) и "Законы тол-
пы"(1981) стали фантастическими примерами классического английского
"хэви метал".
В следущем году состав группы стал постоянно меняться, и поклон-
ники стали сомневаться: а не нобирает ли Йомми футбольную команду?
Нет нужды описывать все изменения состава, достаточно лишь сказать,
что в нем успели побывать Йен Гиллан, Бев Беван и Винни Эпайс. Затем
последовало фантастическое выступление на фестивале "Life End" в
первоначальном составе, который продержался вместе лишь один день.
Злоключения с составом продолжались.В 1986 году удалось записать
пластинку "Седьмая Звезда", но она осталась маловыразительной, а из
оригинального состава в группе остался лишь Йомми.Наконец, в 1987
году в "Black Sabbath" был приглашен Тони Мартин, с чьей помощью был
записан "Aternal Idol" - вокал был просто идеален, тем более, что
он был очень похож на голос Дио.Взяв в состав еще и ветерана
рок-н-ролла на ударные, они тотчас же записывают "Headless Cross" -
альбом, имеющий очень высокие оценки критиков, часть из которых во-
обще называют его лучшим среди всех альбомов "Black Sabbath".
- 10 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
А в течении 1989-1990 годов "Black Sabbath" находились в турне,
концерты которого проходили с аншлагами.Московские концерты не были
исключением.
"JUDAS PRIEST".ИУДЕЙСКИЙ СВЯЩЕННИК.
Продолжая разговор о развитии такого стиля, как "heavy metal",
группу "Judas Priest" обойти стороной нельзя.Группа образовалась в
Великобритании в 1969 году.Два дебютных альбома, вышедшие в 1974 и
1976 годах, особым успехом у публики не пользовались, хотя в обеих
работах был представлен интересный музыкальный материал.Несмотря на
постоянную смену барабанщиков (это хроническое заболевание группы),
к 1977 году "Judas Priest" приобрели популярность не только в Анг-
лии, но и за ее пределами.в апреле 1977 года группа выпустила свой
первый коммерчески удачный альбом "Sin after Sin", продюсером кото-
рого был Роджер Гловер (экс-"Дип Перпл").
1978 год прошел в непрерывной борьбе с захлестнувшей британскую
сцену "новой волной": два последующих альбома стали квинтэссенцией
"тяжелого металла" и впоследствии послужили моделью для таких групп,
как "Деф Леппард" и "Уайт Лайон".
Критики всячески издевались над группой (как правило предметом
насмешек служили прямолинейные тексты без всякого намека на юмор),
но в молодежной аудитории, увлеченной "новой волной английского ме-
талла", "Judas Priest" стали кумирами.Это подтвердилось в 1979 году,
когда сингл "Take on the World" занял в английском хит-параде 14-ое
место.С появлением нового барабанщика, группа записала диск "British
Steel"(1980), ознаменовавший изменение стилистики группы.
Только после выхода этого альбома критики наконец "признали"
"Judas Priest", популярность которого распространилась и на США.В
ответ на обвинения поклонников в отходе от идеалов "металла", группа
записала альбом "Screaming for Vengeans"(1982), развеявший сомнения
относительно "облегчения" звучания и ставший "платиновым".Еще одним
шагом в новом направлении стал альбом 1986 года "Turbo", который не
производит впечатления "тяжести ради тяжести", также удачными оказа-
лись и последующие альбомы.Несмотря на сдержанное отношение музы-
кольной критики,"Judas Priest" за долгие годы своей карьеры сумели
сохранить творческий почерк и не превратиться в пародию на самих
себя.
"ГЛИТТЕР-РОК"."KISS".
Своим рождением "глиттер-рок" обоязан Англии, такие исполнители,
как Гэри Глиттер и Дэвид Боди заложили его основы, но максимального
развития этот стиль достиг в США, где его взяли на вооружение Элис
Купер, Лу Рид и "Kiss" - именно "Kiss" довели этот стиль до совер-
шенства, и сейчас он является полноправным музыкальным направлением.
В 1970 году группа выступала под названием "Love Gun" и ее ре-
пертуар состоял из апробированных хитов и нескольких соьственных пе-
сен, отличительной чертой которых был ярко-выраженный мелодизм
(который "Kiss" сохраняет на протяжении всей своей карьеры).Вскоре
"Kiss" обнаружил независимый телепродюсер Билл Окойн, и спустя неко-
торое время группа подписала контракт с фирмой "Касабланка Рекордз".
Составной частью плана по "завоевыванию мира" стал сложный сце-
нический грим музыкантов - в сумме с их театральными шоу и мощной,
динамичной музыкой это дало мгновенный результат, и практически с
первого альбома ("Kiss",1974г.) "Kiss" не знают,что такое забвение
публики.Тем не менее первые три альбома критики подвергли разгрому,
хотя их претензии относились к имиджу группы - музыкальные достоинс-
- 11 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
тва "Kiss" никогда не подвергались сомнению.Четвертый диск группы
(концертный "Alive",1975) стал платинавым в рекордно короткий срок,
а на следующий год "Kiss" отпразновали свой первый хитовый сингл,
"Rock-n-Roll all night"(12-е место в хит-параде США).
В 1976 году группа несколько смягчила звучание, и это был пра-
вильный шаг: первая же композиция, созданная в новой манере ("Beth",
автор П.Крисс), разошлась милионным тиражом и заняла 7-ое место в
национальном хит-параде.Пик популярности "Kiss" пришелся на 76-78
года; в этот период все их альбомы неизменно становились "платиновы-
ми".В 1977 году "Kiss" сборник комиксов, в которых фигурировали сами
музыканты,а в конце 78-ого был снят мультфильм ""Kiss" встречаются с
приведением парка";кроме того, в 1978 году все участники группы вы-
пустили сольные альбомы.
В мае 1980 года П.Крисс начал сольную карьеру, а его место занял
Эрик Карр; в этот период музыканты отказываются от грима и впервые
публика увидела их лица, оказавшиеся весьма симпатичными.Замена ба-
рабанщика, к удивлению многих лишь усилила потенциал группы, что
подтвердили очень сильные альбомы, издание в первой половине 80-х.
Затем из состава вышел Э.Фрели, замену которому подыскивали долго.
Перепробовав множество гитаристов, музыканты остановились на Брюсе
Калине, работавшим до зтого в "Blackjack".
После некоторого спада "Kiss" вновь заявили о себе, выпустив ве-
ликолепный альбом в 1989 году, ставший предвестником новой трактовки
"хэви-метала".Впрочем, это был не последний их альбом,- группа про-
должает играть (и довольно успешно) и сейчас.
"IRON MAIDEN"."СТАЛЬНАЯ ДЕВА".
Группа "Iron Maiden", один из грандов "тяжелого металла", обра-
зовалась в 1977 году в Великобритании.Наряду с некоторыми другими
группами "Iron Maiden" представляла собой так называемую "новую вол-
ну английского хэви метала".Взяв за модель звучание таких групп на-
чала 70-х, как "Лед Зеппелин" и "Блэк Сэббэт", "Iron Maiden" в ко-
роткое время нашла свою музыкальную стилистику, ставшую, в свою
очередь ориентиром для других групп.Известнасть на родине пришла в
1979 году, когда композиция "Running Free" попала в "горячую трид-
цатку".В то же время группа выступила с концертной программой в пе-
редаче "Top of the Pops", став второй после "The Who" группой, кото-
рая удостоилась этой чести в 1973 году.В марте 1980 года "Iron
Maiden" отправилась на концерты по Англии, в качестве группы, сопро-
вождающей выступления "Judas Priest".Альбом группы был на 4-ом месте
в хит-парадах.Вскоре "Iron Maiden" начала гастролировать самостоя-
тельно.Диск "Killers", выпущенный в 1981 году, принес группе между-
народную популярность; почти весь год группа интенсивно гастролиро-
вала по всему миру.В том же году в составе появился вокалист Брюс
Диккенсон, вместе с которым "Iron Maiden" заработала статус "супер-
группы"."Iron Maiden" с заметным отрывом обогнала многие "металли-
ческие" группы, хотя стиль группы больше тяготеет к хард-року, прав-
да, с более жесткой гитарной структурой.
Великолепные рецензии получил альбом "Седьмой сын седьмого
сына"(1988). По итогам 1989 года "Iron Maiden" признана личшей груп-
пой года (журнал "Metal Hammer"), а Диккинсон - лучшим вокалистом.
Примечательно то, что "Iron Maiden" - одна из немногих групп, за всю
свою карьеру не выпустивших ни одного сборника.Остается лишь сожа-
леть о том, что группа много потеряла после ухода из нее Брюса Дик-
кенсона весной 1993 года.
Это из истории "Iron Maiden".Можно было бы этим и ограничиться,
но поскольку уже хочется проникнуть подальше в механизм "металличес-
- 12 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————
кой группы" и посмотреть, как он работает, я отыскал интервью, взя-
тое у "главного механика" группы Брюса Диккенсона журалистом из "Ме-
тал Хаммера".Что же мы узнаем нового?
Брюс пришел в "Iron Maiden" уже после того, как они выпустили
два альбома.До этого он входил в состав группы "Саксон", умеренно
известной в США, а еще ранее он пел в самых различных диско-группах.
Брюс учился в консерваториии, и если учесть, что тогда все были за-
циклены на роке,Далее
| |
|