Народная библиотека ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 

ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность 2


		

 








ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ им.С.ОРДЖОНИКИДЗЕ
—————————————————————————————————————————————————————






РЕФЕРАТ
по специальности: "культурология"
на тему: "ХАРД-РОК.Истоки.Развитие.Сущность."





Выполнил: студент факультета
"мировая экономика", I курса, 1 группы
Грибков С.А.



























———————————————————————————————————————————————————————————
МОСКВА,1993 год.










— 1 —
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

...Они (подростки) сегодня
обожают роскошь,у них плохие манеры
и нет ни какого уважения к автори-
тетам,они высказывают неуважение
старшим,слоняются без дела и посто-
янно сплетничают.
Они все время спорят с роди-
телями,они постоянно вмешиваются в
разговоры и привлекают к себе вни-
мание,они прожорливы и тиранят учи-
телей...
Cократ (470/469-399 гг.до н.э.)


Мне кажется,что эти слова являются прекрасным началом реферата
по теме "Рок".Тем более,что рок считается молодежной культурой,пото-
му что...Нет! Пусть это будет одной из проблем реферата.Взявшись за
тему "Рок-культура",я ни в коем случае не пытаюсь облегчить себе за-
дачу.Наверное даже я ее усложняю.Рок-музыка - это настолько спорное
направление искусства,что очень сложно выбрать правильную точку
рассмотрения вопроса.Я немного ограничил тему,так как не считаю воз-
можным рассмотреть все вариации и направления рока за столь короткое
время и в столь ограниченном объеме.
К сожалению, долгое время мы были лишены какой-либо информации о
законодателях рока.Вся моя информация базируется на моем архиве пе-
реведенных зарубежных журналов,а также на том количестве советских
журнальных и газетных статей,пластинок,накопившихся у меня за те го-
ды,которые я серьезно увлекаюсь роком.
Еще сразу хочется оговориться,что любая область человеческой де-
ятельности не лишена "ченухи",поэтому общие фразы,последующие далее
не следует распространять на всех исполнителей (поклонников) рок-му-
зыки.
Итак...

НЕМНОГО ИЗ ИСТОРИИ "ПЕРВОЙ СКРИПКИ" В РОК-ГРУППЕ.

Начать свою работу я хотел бы с небольшого экскурса в прош-
лое.Как,почему возник новый стиль музыки,с чего все началось?
А началось все с того,что в 1920 году советский инженер Л.Тремен
изобретает новый музыкальный инструмент - терменвокс.Он был устроен
следующим образом: высота тона изменялась с помощью приближения к
антенне или удаления от нее руки исполнителя.Желание использовать
электричество в музыке побуждало изобретателей придумывать необычные
инструменты с причудливыми названиями - эмиритон,траутониум,виолен.В
тридцатые годы появились первые электрогитары.Но с современной
электрогитарой общего у них нет,пожалуй,ничего,кроме ремня,на кото-
рый она вешается.Да и электрогитарой те инструменты назвать было
сложно.Просто из побуждения как-то выделить гитару в оркест-
ре,сделать ее звук более громким,к акустической гитаре приставили
звукосниматель.Но и это не вывело гитару на место лидера в оркестре,
чего так хотели добиться.Звук стал громче,но сущность гитары (акком-
панемент) осталась.Позднее было обнаружено,что посредством обработки
звука до усилителя можно добиться невероятного результата.Тогда и
была рождена электрогитара,которая приобрела со временем цельный
корпус и массу электроники в придачу.В последствии именно гитара и
стала "первой скрипкой" рок-ансамбля ,правда, в последнее время и
бас-гитара,ранее исполнявшая только функцию аккомпанемента в группе,
приобретает такие сольные партии,что и ее с успехом можно причислить
к разряду лидеров в группе.

- 2 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

"THE BEATLES".ИСТОКИ РОКА ?

О "Beatles" написано столько, что новых открытий в этой области
не сделаешь.Многие считают 4-х ливерпульских парней основателями
стиля "рок".Так ли это? - Сложно сказать.Вероятно, так.Хотя мне ка-
жется, что "Beatles" дали толчок к развитию стиля, который впоследс-
твии назвали "софт-рок" и который еще позже перерос в так называемую
"поп-музыку".Одна из черт "Beatles", позволивая мне причислить их к
"попслвикам" - это относительная простота их музыки и текстов, хотя
это, скорее, следствие потребностей молодежи, чем отсутствие способ-
ностей у музыкантов.Молодежь тогда устала от сложностей жизни, ей
хотелось чего-то легкого и доступного для понимания.Нельзя отрицать,
вклад в развитие молодежной музыки "Beatles" внесли огромный.Безус-
ловно, они дали духовную основу рока, подготовили для него аудиторию
слушателей, но они не могли основать рок с точки зрения музыки.Много
говорит за "Beatles" высказывание Боба Дилана, одного из творцов
стиля "фолк-рок":
- Они сделали то, что было невозможно, то что не могло быть воз-
можным... Я сказал себе: теперь все будет не так; я был потрясен.И я
не мог поверить, что еще несколько часов назад не видел "Beatles"...

HARD-ROCK (Справка из энциклопедии).

Хард-рок.Дословно: жесткий или тяжелый рок.Понятие настолько
всеобемлющее,что многие не видят разницы между собственно рок-музы-
кой и этим,одним из ее наиболее массовых и популярных ответвлений.
Резкости в рок-музыке хватало всегда - первые рок-н-роллы именно
поэтому раздражали слушателей,привыкших к обтекаемой,плавной переда-
че музыкальных идей.Хард-рок,"призрак" которого витал в композициях
поп-групп с первой половины 60-х годов,впервые принял относительно
четкую форму в музыке таких групп,как "Блю чиэр" и "Крим" (хотя од-
нозначно определить авторство невозможно: идея действительно носи-
лась в воздухе,элементы хард-рока появились и в музыке "Битлз","Рол-
линг Стоунз","Ярдбердз").
Композиции в стиле "хард-рок" вызывают субъективное ощущение
тяжести,достигаемое за счет выделения ритм-секции на передний план,
что требует от музыкантов виртуозного владения своими инструментами.
В хард-роке,помимо "выпуклости" ритм-секции,все входящие в нее инс-
трументы напрямую связаны с мелодическим лидером - гитаристом, поэ-
тому здесь не может быть обособленной импровизации одного инструмен-
та,а это означает,что в импровизации участвуют все инструменты
группы,создавая целостность и монолитность произведения.
Как самостоятельное направление"хард-рок"выделился в конце 60-х
годов,и благодаря тому,что в законченном виде его донес до слушателя
выдающийся гитарист Джимми Хендрикс,"хард-рок" с тех пор предполага-
ет исполнение виртуозными инструменталистами,что пошло только на
пользу и музыке, и ее поклонникам.К началу 70-х появились группы-ис-
полины,блиставшие не только тяжестью своего "хард-рока",но и исклю-
чительным композиторским талантом и исполнительским мастерством:
"Лед Зеппелин","Дип Перпл","Блэк Сэббэт","Назарет","Гранд Фанк Рейл-
роуд" и многие,многие другие,почти 30 лет назад определили законы и
рамки хорошего тона хард-рока сегодняшнего дня.
В заключение можно сказать, что синтез хард-рока с другими нап-
равлениями рок-музыки,как правило, дает интересные результаты - так
появился "тяжелый арт-рок","хард-фьюжн","тяжелая психоделия",а также
такие стили,как "глиттер-рок","тяжелый ритм-энд-блюз","хард-кор".



- 3 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

Rolling Stones ("катящиеся камни")

Самое начало 60-х годов - интереснейшее время в английской музы-
ке. Одной из известнейших фигур музыкальной жизни Лондона того вре-
мени был гитарист и пианист Алексис Корнер. В 1962 году Корнер осно-
вал свой легендарный ансамбль "Блюз инкорпоретед", в составе
которого играли в разное время многие прославленные музыканты, в
числе которых были и будущие участники "Роллинг Стоунс": Мак Джег-
гер, Кит Ригард, Брайан Джонс, Билл Уаймен, Чачли Уоттс. Еще играя в
"Б.И" они как-бы выделились в отдельный коллектив. В один из вечеров
они играют вместо "Б.И" в клубе "Марки" - этот концерт и положил на-
чало карьеры R.S. Основу репертуара группы составляли городские блю-
зы с характерным, усиленным гитарным звуком. В ранних песнях R.S.
нетрудно услышать влияние того или иного исполнителя, но, вместе с
тем, группа упорно создавала свой музыкальный язык, свое звучание, с
годами становившееся все более и более отчетливым. Известность, хотя
и несколько скандальная, к ним пришла быстро. Пресса и публика были
шокированы их музыкой, песнями с массой жаргонных выражений, манерой
держаться на сцене, исходившим от них духом неприкрытой чувственнос-
ти. Но состояние шока прошло, и у группы появились первые настоящие
поклонники. История R.S. после 1965 года, особенно после песни
"Удовлетворение" (нашему широкому кругу слушателей известна по рек-
ламе "Snikers", на мой взгляд испохабившей песню), - это история
стремительного взлета группы к суперславе, к положению лучшего
рок-ансамбля мира. Но трагедия в Атламонте в 1969 г. ("ангелами
ада" перед сценой убит один из зрителей) стала огромным шоком для
музыкантов. Концерты стали сдержаннее, музыканты по-новому взглянули
на ответственность исполнителя перед слушателем. Они не изменили
свой облик, но надлом произошел. Их альбомы становятся все более и
более искуственными, но главное - неровными. В 80-е годы многие
пластинки звучали уже как самопародии и в 1987 г. ансамбль R.S.
прекратил свое существование, но его участники (кроме Джонсона,
умершего в июле 1969 г.) продолжили работу сольно.

Led Zeppelin. ("Свинцовый дирижабль")

Группа образовалась в 1968 г. в Великобритании. После распада
известной английской группы "Yardbirds" ее гитарист Дж. Пейдж соби-
рает новую группу, чтобы провести гастроли, запланированные по конт-
ракту "Yardbirds". В состав группы вошел Пол Джонс, игравший с Пейд-
жем до этого, а также работавший с "Роллинг Стоунз" и, вообще,
имевший солидное прошлое.
Под названием "New Yardbirds" музыканты провели гастроли по Шве-
ции и Финляндии. Позже менеджер группы Питер Грант предложил назва-
ние "Led Zeppelin" (искаженное от "lead", т.е. "покрытый свинцом").
Грант сумел получить выгодный контракт, и в конце 1968 г. группа вы-
пустила первый альбом, записанный за сутки с небольшим. В феврале
1969 г. "Лед Зеппелин" провели гастроли по США, в это же время их
диск попал в "Топ 10", затем стал "золотым". Второй альбом через два
месяца после выхода достиг первого места и получил "платину" (с тех
пор каждый диск группы становился "платиновым").
"Led Zeppelin" исповедовали блюзовую манеру игры. Однако Дж.
Пейдж припес в классический блюз свое собственное понимание этой му-
зыки, его "чувство гитары" было поистине уникальным (не говоря о
технике игры), он тщательно "выписывал" каждый звук. Мощнейшая ритм
- секция и уникальный для белого певца негритянский тембр голоса
Р.Планта сделали подрожание "Лед Зеппелин" невозможным (манеру груп-
пы можно было лишь слепо копировать).

- 4 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

Импровизация, на которой основывалось творчество "Л.З." имела и
свою обратную сторону: композиции были, как правило, длинными и ра-
диостанции отказывались их транслировать.
После выхода четвертого альбома группа несколько сократила свои
гастрольные поездки, а после американского турне 73 г., побившего
все рекорды продажи билетов, и вовсе прекратила их. В 1974 г. группа
учредила свою собственную студию грамзаписи. В 1975 г. группа выпус-
тила двойной альбом "Physical Graffiti", композиции которого значи-
тельно опередили свое время, и стали своего рода ориентиром, для
групп, пришедших на смену "Led Zeppelin".
В 1976 году группа выпустила двойной концертный альбом и фильм,
популярность "Лед Зеппелин" была беспредельной, но в 1977 году от
вирусной инфекции умер сын Р.Планта, Карак, и вновь группа отказыва-
ется от концертов почти на два года.В это время поползли слухи о
возможном распаде "Лед Зеппелин".Однако в конце 78 года группа запи-
сывает в Швеции очередной альбом (он вышел летом 79-ого).
В августе 1979 года "Лед Зеппелин" дали большой концерт в Анг-
лии, приготовились к записи студийной пластинки, однако приступили к
работе лишь через год.А 25 сентября 1980 года, вследствие злоупот-
ребления алкоголем гибнет Дж.Бонхэн.С этого дня "Лед Зеппелин" боль-
ше не существует...
С того же самого дня ходят упорные слухи о воссоединении группы,
публика и журналисты называли возможные кандидатуры барабанщиков, но
музыканты отвергают все гипотезы.Хотя в последнее время у Бонхэна
появился достойный преемник, его сын Джесон.
После некоторого перерыва каждый участник группы приступил к
сольной работе.В 1984 году Плант и Пейдж организовали группу
"Honeydrippers", а Дж.П.Джонс сейчас продюсирует английскую группу
"The Mission".

"Deep Purple".

В 1968 году британская рок-сцена представляла собой очень инте-
ресную картину. Отходила в прошлое "власть цветов" - вершина движе-
ния хиппи. Группы типа "Кэджалс", "Пластик Пенни" лишь ненадолго
привлекали внимание,неожиданный успех выпал на долю "Статус Кво",ан-
самбля, который уже шесть лет пытался пробиться в хит-парады. Битлз
выпустили "Леди Мадонну", двойной "белый" альбом, сорокопятку "Хей,
Джуд". Джордж Харрисон закончил работу над первым большим сольным
проектом. Джон Леннон И Йоко Оно издали скандальный диск "Два девс-
твенника". Начались репетиции "Лед Зеппелин"; "Роллинг Стоунз" вы-
пустил "Банкет нищих".
Разной музыки было очень много, в хит-парадах соседствовали инс-
трументальные пьессы Х.Монтенегро, "Битлз", Луис Армстронг, Эстер и
Аби Офарим. Сфера рок-музыки расширялась. Привлечение джазовых или
симфонических элементов было еще в новинку, но уже не вызывало удив-
ления. Рок еще не успел, как сегодня, рассечься по разным возраст-
ным, социальным, культурным слоям, когда каждый занимается своим де-
лом. Взаимовлияние было очень сильным.
Вот в таких условиях в феврале 1968 года три английских
музыканта решили создать новую группу. Это были Джон Лорд, Ян Пейс и
Ритчи Блэкмор. Все трое были довольно известны в мире английского
рока. О Блэкморе мы поговорим позже. Барабанщик Ян Пейс, которому
едва исполнилось 20 лет, уже с начала 60-х годов играл с различными
коллективами. Джон Лорд, органист, долго и серьезно изучал класси-
чечкую музыку, пробовал свои силы в театре, потом увлекся джазом,
много играл с рок-ансамблями, стремясь найти пути и способы сочета-
ния своих увлечений классикой и эстрадой.

- 5 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

Лорд, Пейс и Блэкмор пригласили басиста Ника Семилера и гитарис-
та Рода Инанса и записали свой первый сингл "Тише". Пластинка вошла
летом того же года в первую пятерку в США. Вскоре в американских хит
-парадах появился и первый диск - гигант группы "Дип Перпл" - "The
shades of Deep Purple". Сейчас эта пластинка представляется во мно-
гом наивной и неумелой, но в некоторых композициях уже чувствуется
незаурядное мастерство инструменталистов, которое от пластинки к
пластинке будет расти и служить эталоном для многих их последовате-
лей. Следующая пластинка "The Book of Taliesyn" привлекает экспери-
ментами Лорда в области сближения рока и классики. Вскоре сложилась
парадоксальная ситуация - пластинки "Deep Purple" поподали в амери-
канские хит -парады, а у себя на родине, в Англии, группа была прак-
тически неизвестна. "Deep Purple" решили сделать что-то у себя дома.
Для начала они заменили Иванса и Симплера Яном Гилланом и Родже-
ром Гловером. Гиллан был известен не только как вокалист, но и как
поэт, автор песен, а за плечами Гловера был многолетний опыт игры в
различных ансамблях. В таком составе "Deep Purple" и Королевский фи-
лармонический оркестр (дирижер - Малькольм Арнольд) исполнили кон-
церт, написанный Джоном Лордом в 1969 году. "Концерт" Лорда стал тем
редким случаем, когда попытка соединения рока и "академической" му-
зыки была одинаково восторженно встречена поклонниками и той и дру-
гой музыки. "Живая" запись из Альберт - холла была выпущена на плас-
тинке. Кстати, "Концерт" был не единственным таким опытом Лорда.
Поворотным моментом в истории "Deep Purple" послужила пластинка
"Deep Purple in Rock". Диск вышел летом 1970 года, почти одновремен-
но с сорокопяткой "Black Night", ознаменовав новый этап в творчестве
группы.
"Тяжелый металл" тогда только набирал скорость. Для миллионов
слушателей "крестным отцом" жанра - если не строго хронологически,
то духовно - стал ансамбль ""Deep Purple"" В почерке коллектива поя-
вилось все, что потом использовали другие "металлические" группы -
громкость, как эстетическая составная, простые риффы-гитары и
бас-гитары, часто играемые в унисон, характерный вокал, мощный мотор
ударных. Что отличает "Deep Purple" от своих последователей, так это
готовность постоянно впитывать новое, что появляется в других жан-
рах, открытость другим музыкальным влияниям. Ни "Deep Purple", ни
"Led Zeppelin", также стоящий у идейных истоков "тяжелого металла"
замкнутостью не отличались. Может быть, именно поэтому многое в их
музыке интересно и сегодня.
Вскоре, группа предприняла турне по нескольким европейским стра-
нам. Везде их встречали восторженные толпы поклонников. Ян Гиллан
был приглашен исполнять главную партию в знаменитой рок-опере "Иисус
Христос - Суперзвезда". Тогда же Лорду впервые поручили написать му-
зыку для кинофильма.
В 1971 году первые места хит-парадов многих стран заняли сингл
"Дип Перпл" "Странная женщина" и гигант "Fireboll". Эти пластинки, а
также последующие "Machine Head", "Сделано в Японии", "Что мы о себе
думаем" выдвинули группу в число суперзвезд мирового рока. На этих
пластинках есть первокласные вещи, но у слушателя начало создаваться
впечатление, что музыканты разрабатывают одну и ту же жилу, и в 1973
году Гиллан и Гловер ушли из "Deep Purple", мотивируя свое решение
отсутствием какого-либо продвижения вперед. Им нашли замену (Дейв
Кавердейл и Хьюз), но в 1975 году из "Deep Purple" ушел Блэкмор. За-
менили и его, но, несмотря на это в 1976 году "Deep Purple" прекра-
тил свое существование.
Все его участники, впрочем, продолжали играть со своими группа-
ми. Но старые старые привязанность оказались сильнее разногласий. В
1984 году Лорд, Пейс Блэкмор, Гловер и Гиллан собрались в студии и

- 6 -
———————————————"Хард-рок.Истоки.Развитие.Сущность."—————————————————

записали "Абсолютно ненормальных людей". В 1986 году вышел еще один
гигант возродившегося "Deep Purple" - "Дом голубого цвета".
История современного рока не может не включить в себя творчество
"Deep Purple" Группа оказала огромное влияние на все развитие
рок-музыки, влияние, которое продолжает ощущаться сегодня в твор-
честве самых разных коллективов.

НЕКОРОНОВАНЫЙ КОРОЛЬ ХАРД-РОКОВОЙ ГИТАРЫ.

Далее пойдет речь о Ритчи Блэкморе,а вовсе не о Джиме Хендриксе,
как это могло показаться из названия.Не ущемляя заслуг Хендрикса,по-
ложившего начало роковой гитары,надо сказать,что Блэкмор достиг
большего.Давая такую оценку,я вовсе не придерживаюсь сегодняшних по-
зиций,когда хорош тот гитарист,кто быстрее перебирает пальцами по
грифу.Рок-гитара - это прежде всего импровизация.
Создавая свою первую группу в 15 лет,Ритчи еще и не догадывался,
что спустя десятилетия гитаристы будут "держать равнение" на него, а
молодежь в клубах будет разбирать его композиции, пытаясь научиться
играть также, как он.Я не ставлю своей целью проследить путь Блэкмо-
ра к мировой известности, а хочу поговорить о его творении - группе
"Rainbow", которую он создал, уйдя из "Deep purple".
Итак, в 1975 году Р.Блэкмор уходит из "Deep purple", мотивируя
свое решение тем, что ему "надоело торговое предприятие, из которого
качали песни-"хиты"".Свои надежды на возрождение любимого рок-н-рол-
ла Блэкмор связал с: Ронни Джеймсом Дио(вокал), Гэри Дисколлом(удар-
Далее
 

 

Hosted by uCoz