| |
м.
Правовой контроль за лобби прежде всего сталкивается с проблемой взято-
чничества и подкупа должностных лиц.Особенно возрастает эта опасность на
уровне штатов.Конкуренция за время и внимание чиновников здесь не столь
активна как на федеральном уровне,и как следствие прямые методы превалиру-
ют над дорогостоящими и менее надежными непрямыми.Прямые же методы делают
весьма соблазнительными для чиновников и лоббистов взятки и развлечения.
Надо отметить,что развлечения как форма взятки ценятся в столицах штатов
больше,чем в Вашингтоне.Большинство законодателей штатов не имеют особых
квартир или домов при правительственном центре,как члены Конгресса.Законо-
датель штата,живя в отеле,обычно находит перспективу провести вечер за
счет лоббиста более привлекательной нежели перегруженный работой и развле-
чениями член Конгресса.Суммы же денежных взяток могут достигать миллионов
долларов.Методом их передачи часто является нигде не зафиксированный пере-
вод денег на тайные счета должностных лиц.
Как полагают в США ,развитие современных средств массовой информации
и особенно изменения в общественном сознании способствуют уменьшению слу-
чаев мошенничества в легислатурах (законодательных собраниях).Безусловно,
некоторые законодатели коррумпированы даже в наши времена.Всегда будут спо-
собы пользоваться преимуществами государственной должности.Законодатель
может получить гонорар за выступление перед группой особых интересов или
получать деньги за консультации.Какое-либо лицо или группа могут просто по-
купать акции компании, партнером которой является законодатель ,или же за-
ключать сделки с фирмой.Однако ,по словам бывшего сенатора Орегона,он ни-
когда не сталкивался с попытками лоббистов открыто предлагать законодателям
деньги или другие "прямые приманки".Так что,сегодня лоббизм уже не означает
неприкрытую скупку голосов законодателей, как, скажем ,случалось в XIXв.
Джон Монохен ,политический советник губернатора Колорадо Р.Лема еще с тех
времен ,когда последний был членом легислатуры ,заметил: "Лоббизм можно
сравнить с дыханием.Оно необходимо ,хотя воздух может быть и чистым, и от-
равленным".
Ответственность за взяточничество,как в процессе лоббирования,так и вне
него по американскому законодательству является уголовной и орпеделяется
как законами штатов , так и Федеральным Сводом Законов США в 18-м титуле
(Гл.11,параграфы 201,203,211).Параграфы 201-й -"взяточничество должностных
лиц и свидетелей",203-й -"Вознаграждение членов Конгресса,должностных лиц
и других лиц по вопросам,затрагивающими интересы правительства" и 211-й -
"Получение или домогание вознаграждения за содействие в получении должно-
сти на государственной службе" имеют несколько общих черт.Во-первых,форму-
лировка данных пунктов закона пытается как можно шире охватить суть дела,
т.е. не оставить лазейки для любых деяний , имеющих смысл взяточничества.
Например в одном из пунктов законодатель так определяет взяточника:"Тот ,
кто будучи должностным лицом или избранным таковым прямо или косвенно,про-
сит , требует, принимает ,получает или соглашается принять какие-либо цен-
ности для себя или другого лица или организации в обмен на согласие совер-
шить какой-либо официальный акт и т.д.(п.201,титул 18).Во-вторых,проводит-
ся попытка разграничить ответственность за указанные действия с целью,со-
держащей преступные интересы (п.201), и с целью, не являющейся противоза-
конной.Нарпимер,чиновник ,распределяющий государственные кредиты и дотации,
Долго решавший вопрос о том,какой конкретно фирме отрасли их предоставить,
получил взятку от лоббиста фирмы А и отдал предпочтение именно этой фирме
- деяния,наказуемые параграфом 203-м 18-го титула.В первом случае закон
предусматривает санкции аж до пятнадцати лет тюремного заключения,во вто-
ром лишь до двух лет.В-третьих ,в санкциях законодатель пытается заранее
уберечься от рецидивов формулировкой:"он (преступник -прим.авт.) также ли-
шается права занимать должности ,связанные с получением доходов, почетом
или доверием Соединенных Штатов".
Следующим актом ,касающимся лоббизма, в американском законодательстве яв-
ляется Закон о Регулировании Лоббизма (1946г.)[Свод Законов США- титул18,
гл. 8А].Согласно 267-му параграфу этого закона любое лицо,которое занимает-
ся за вознаграждение или по иным причинам деятельностью,имеющей целью воз-
действовать на принятие или отклонение Конгрессом Соединенных Штатов како-
го-либо законодательного акта,должно перед тем ,как оно приступит к каким
либо действиям по осуществлению указанной цели зарегистрироваться у клерка
Палаты представителей и секретаря Сената и представить под присягой в пись-
менном виде заявление ,в котором приводятся:имя и адрес учреждения регист-
рируемого лица,имя и адрес лица,которое его нанимает и в чьих интересах оно
выступает,сроки найма ,сумма вознаграждения ,сумма и цели выделяемых на
расходы средств.Лицо,зарегистрированное таким образом в период между пер-
вым и десятым днем каждого квартала календарного года ,представляет ,если
его деятельность продолжается, клерку и секретарю под присягой подробный от-
чет,в котором приводятся: все средства,полученные и израсходованные на ука-
занные цели в предшествующем квартале, и лица,которым были произведены эти
выплаты <...>,наименования каких-либо документов,периодических изданий ,
журналов и иных публикаций,в которых по инициативе лица были помещены статьи
или материалы по законопроектам,которым оно согласно договору о найме дол-
жно было препятствовать или оказывать поддержку.(Необходимо заметить ,что
это положение 267-го параграфа не применяется к лицам, которые выступают ,
отражая собственную позицию.Таким образом,"Закон о Регулировании Лоббизма",
в основном вторую часть вышеприведенной формулы,т.е.делает процесс видимым
и открытым для членов общества.
Как контролируется лоббирование , представляющее иностранные интересы?
Согласно закону , только зарегистрированные в министерстве юстиции лобби
сты иностранных правительств и иностранных компаний могут заниматься лоб
бированием или подготовкой общественного мнения. Каждые 6 месяцев они дол
жны сообщать в министерство о доходах , полученных по контракту и в резуль
тате своей деятельности.
Особо необходимо рассмотреть вопрос о регулировании лоббизиа на уровне
штатов.Следует помнить ,что в легислатурах ряда штатов оно существует ско-
рее в теории ,в декларациях законов ,нежели на практике.Во многих штатах
лоббистами считаются лишь лица ,получающие вознаграждение за открытое "дав-
ление" на Капитолии и исключаются представители партий ,религиозных и бла-
готворительных организаций ,местных исполнительных органов власти и т.д.;
регулярность ,с которой лоббисты должны регистрироваться (чаще всего в ко-
миссии по этике ,у секретаря или генерального атторнея ,т.е. у генерально-
го проркурора штата),колеблется от ежемесячной до двухгодичной. Нарушения
законов о лоббизме ,как правило ,трактуются в качестве незначительных про-
ступков и наказываются штрафом от 100 до 10000долл. А в 7-ми штатах (Аркан-
зас ,Джоржия ,Луизиана ,Мичиган ,Монтана ,Юта ,Вайоминг) по существу отсут-
ствуют какие-либо правовые ограничения лоббизма: даже в случае регистрации
нет необходимости предъявлять отчеты об израсходованных средствах или дру-
гую отчетность. Существует точка зрения ,что лоббизм на уровне штатов дол-
жен контролироваться, напротив, сильнее и строже, чем на федеральном уров-
не , так как лоббисты в легислатурах штатов менее профессиональны ,чем в
Вашингтоне.Около половины из них - обычно новички ,тогда как про вашинг-
тонских специалистов говорят ,что они "зубы съели" (аналог нашей поговор-
ки "собаку съели") на этой работе. Поэтому на уровне штатов повышается
вероятность нарушений из-за неопытности.Однако здесь нет места и регулято-
рам социальной справедливости. Например ,в Орегоне за десятилетие число
лоббистов удвоилось ,однако, как и в прошлом, преобладали среди них защит-
ники интересов капитала. 66% составляли лоббисты бизнеса; 18,4%- местных
органов власти, религиозных групп ,социальных служб и т.п.; 8%- ассоциаций
специалистов; 6%- профсоюзов.Подобная ситуация "сверхпредставительства"
правящих кругов буржуазии и предпринимателей типична для многих других шта-
тов. По исследованиям политологов ,наиболее преуспевают лоббисты бизнеса
в однопартийных и преимущественно в аграрных штатах и тех, которые характе-
ризуются низкими средними доходами населения и относительно слаборазвитой
промышленностью ,а также в легислатурах со слабой партийной дисциплиной.
Одним из косвенных реулятроров ,управляющих лоббированием ,является фор-
мализм. Законодатели ,на которых ,повлияли лоббисты ,по тому или иному воп-
росу ,обычно не составляют большей части в легислатуре ,поэтому их действия
- действия меньшинства. Так ,например ,если они хотят затянуть принятие око-
нчательного решения , требуют проведения голосования по списку или же чтения
полного текста протокола дебатов предыдущего дня.Однако самым эффективным
орудием меньшинства считают строгое выполнение всех процедур ,включая сюда
обязательное по регламенту чтение полного текста законопроектов ,несмотря на
то ,что он раздается каждому члену палаты. Иногда этот метод обструкции пре-
секается анегдотическим способом: целая толпа служащих начинает одновременно
читать вслух различные части законопроекта. Такой "хор" обычно быстро отби-
вает охоту затягивать обсуждение.В целом в легислатурах штатов гораздо мень-
ше возможностей для обструкции ,чем ,для сравнения ,в федеральном сенате.
Регламент голосования в законодательных собраниях штатов сложно подвести
под общий знаменатель. В трети легислатур необходимо голосование простого
большинства присутствующих законодателей ,а в остальных - большинства по
списку (так называемое конституционное большинство).Последнее условие поз-
воляет членам легислатур отвергать законопроекты простым отсутствием в па-
лате.Это удобно для политиканов ,которые потом всегда могут сослаться на то,
что встречались с избирателями ,не слышали оповещения и т.п.Обычно в легис-
латурах штатов требуется огромное большинство (до двух третей или трех чет-
вертей всех избранных либо присутствующих членов) для того ,чтобы отклонить
вето губернатора, принять чрезвычайный закон или отдельные типы законопро-
ектов об ассигнованиях.
КОНТРОЛЬ ЗА ЛОББИЗМОМ , ЗАЛОЖЕННЫЙ В СИСТЕМУ
Безусловно существуют некоторые взаимосвязи между различными группами
участников политического процесса , объединяющие их в одну систему. Ни один
человек в этой системе не имеет единоличной власти для принятия решения .
Каждое решение требует одобрения многих ответственных за него лиц; кроме
того эти лица зависят от разных других участников системы в том , что каса
ется информации , совета , поддержки и т.д. Взаимосвязанность дает участникам
политического процесса власть друг над другом и принуждает их реагировать
на нужды друг друга. В системе , построенной на взаимосвязанности , цели и
правила системы становятся важнее , чем цели и желания любого индивидуума.
Участники системы поступают безжалостно с теми , кто нарушает правила игры,
и с теми , кто посягает на благо других участников. Наказанием становится
изгнание из системы.
Поскольку политическая система это прежде всего информационная система,
наиболее важными из упомянутых правил игры касаются именно передачи сооб
щений . Ложные, искаженные сообщения не допускаются. Санкции применить очень
просто: предполагаемый получатель сообщения перекрывает доступ и доводит
имеющиеся факты до сведения других получателей сообщений. Когда все важные
лица перестают слушать лоббиста , он фактически изгоняется из системы.Сооб-
щения должны быть краткими, легко понятными и по сути дела. Это помогает
защитить политических деятелей от чрезмерной информационной нагрузки .Когда
политик или чиновник решает, к какому из сообщений обратиться, репутация
источника становиться фактором определяющей важности. Источник, известный с
благоприятной стороны имеет наибольшие шансы для успешной передачи сообще-
ния.
Взаимные обязательства и санкции делают актеров политической сцены ответ
ственными друг перед другом. Если один из них полагается на другого (напри
мер , использует написанную им речь) и терпит ущерб из-за ошибок этого дру
гого , наказание будет суровым. Успех в системе зависит от умения играть в
команде. Взаимосвязанность стимулирует сделки между участниками, и условия
сделок , раз установленные, должны впредь выполняться. Участники заботятся
о том, чтобы не требовать от своих коллег того, чего они не смогли бы выпол
нить, не нарушив правила игры или обязательства перед системой.
В такой системе любой заданный деятель может хотеть того или иного от
других деятелей, но баланс между ними может быть далеко не равным. Если В
хочет от А больше , чем А от В , то А приобретает власть над В. Это имеет
особенно важное значение , когда речь идет о лоббистах и чиновниках. Лоббис
ты хотят получить наиболее ценный из всех продуктов, производимых системой,
- благоприятное для них решение. В большинстве случаев этот продукт гораздо
более ценен , чем все , что лоббист может предложить чиновнику ,за исключе
нием тех крайне редких ситуаций, когда может предложить чиновнику сам его
пост. Чиновники и политические деятели, имея власть над лоббистами, имеют
относительно большую свободу действий и могут устанавливать правила, по ко
торым они осуществляют свои контакты с лоббистами. По словам одного из лоб
бистов, один сенатор сказал ему:"Если вы будете поддерживать репутацию чест
ного человека и не будете указывать мне ложный курс, я буду приветствовать
такого рода лоббизм. Мне нужна хорошая фактическая информация; не приходите
с тем, чтобы попытаться воздействовать на мои эмоции: это будет пустой тра
той времени . В особенности , я не хочу , чтобы вы выступали в роли пропове
дника".
Помимо возможности перекрыть доступ, чиновники и политические деятели
могут отказаться от сотрудничества и в других формах и, в крайних случаях,
возбудить официальное расследование. Учитывая подозрительное отношение обще
ственности к лоббизму, можно сказать, что почти все шансы будут тогда про
тив лоббистов. Одна из самых больших забот лоббистов- избежать гнева офици
альных деятелей.
Чиновники могут поддерживать свое влияние на лоббистов не только не
гативными, но и позитивными действиями. Например, это может заключаться
в сотрудничестве в их политических кампаниях, в помощи при распространении
их взглядов, в рекламе их успехов перед коллегами и возможными клиентами,
в предаче им важной информации и т.п. Кроме того официальный деятель может
усилить свое влияние на лоббиста, установив с ним дружеские отношения. Лоб
бист, ставший другом, начинает связывать свои интересы с интересами официа
льного деятеля и с развитием его карьеры. Лоббист может быть при этом бо
лее лояльным по отношению к своему другу, чем к организации, которую он
представляет. Многие лоббисты признаются, что они находят более трудным
лоббировать своих личных друзей, чем просто знакомых.
Взаимозависимость, правила игры, угроза санкций против нарушителей,
характерные для вашингтонской политической системы, действуют довольно
эффективно, контролируя поведение участников политического процесса. По
мнению специалистов, эти факторы играют значительно более важную роль,
чем какие-либо законодательные акты в поддержании той относительной чис
тоты лоббистской деятельности в Вашингтоне, которую мы наблюдаем. Но
достаточно ли это? Можно ли быть уверенным, что система будет столь же
хорошо функционировать и в дальнейшем? Система может справиться с отде
льными нарушениями, но в состоянии ли она противостоять широкому насту
плению зла? Если большое количество чиновников и лоббистов тайно дого
ворятся о протаскивании нужных им решений, чтобы круто повернуть власть
против общественных интересов, регуляторы, заложенные в систему, могут
отказать. Вероятность такого события чрезвычайно мала, но надо иметь в
виду такую возможность. Только постоянная бдительность со стороны граж
дан и ответственное осуществление права голосования может предотвратить
такой исход.
Наиболее эффективный контроь за лоббизмом, и, вероятно, все, что
действительно нужно - это избрание высококвалифицированных, ответствен
ных политических деятелей и чиновников. Голоса избирателей указывают
направлени системе и обеспечивают ее честное и справедливое функциони
рование. Официальные власти имеют столько возможностей для управления
деятельностью лоббистов, что они фактически определяют, как эта дея
тельность будет протекать. Они сами, своим собственным поведением, мо
гут добиваться выполнения определенных правил. Например, они могут
четко установить, что они будут получать информацию только от лиц,
пользующихся безупречной репутацией. Они могут ограничиваться лишь
деловыми отношениями с лоббистами, отказываясь от развлечений, услуг
и взяток. Они могут быть устойчивы к упорному давлению, но в то же
время, чувствительны к голосам избирателей. Они могут обеспечить се
бе независимые источники информации, чтобы не зависеть от информации
и советов лоббистов. Конгресс уменьшает свою зависимость от групп
давления, совершенствуя свои процедуры и обеспечивая услугами вполне
профессиональных экспертов свои подкомитеты и отдельных членов. Укло
нения от правильной линии могут быть представлены на обсуждение в
Сенате или Конгрессе или подвергнуты расследованию. Избираемые чинов
ники должны держать под постоянным контролем действия назначаемых;
они должны заботиться об отношениях последних с лоббистами. Мораль
ный уровень лоббизма зависит в конечном итоге, от морального уровня
официальных деятелей.
"Такого рода моральные ограничения действительно определяют
характер системы лоббизма. Никакие законы о регистрации, никакие пе
речисления связей и гонораров в "Congressional Record", никакая сис
тема партийной ответственности- сами по себе- не могут решить до ко
нца проблему контроля за политикой давления. В конечном счете, циви
лизованная мораль - единственный ключ к выживанию демократии".
ЛОББИЗМ В РОССИИ
Разумеется , то , каким лоббизм представляется согласно данному нами
орпеделению ,то-есть каким он должен быть по своим функциям и политичес
кому смыслу , не всегда соответствует реальностям его существования в
конкретных политических и национальных контекстах . это происходит преж
де всего потому , что лоббизм , как , впрочем , и другие политические
институты , не конструируется на пустом месте политическими "технолога
ми" , а вырастает из рельных межчеловеческих и межгрупповых отношений под
влиянием господствующей политической традиции и особенностей исторического
момента . Поэтому в разных странах он функционирует по-разному . Рассмот
рим то , как происходило и происходит в нашей стране то, что с некоторыми
оговорками по поводу использования термина можно назвать российским лобби .
В условиях планового распределения всего и вся лоббизм министерств и ве
мств заключался в борьбе за ресурсы и средства , а также за первоочеред
ность насыщения ресурсами и средствами принятых решений , выполнения уста
новленных другим министерствам и ведомствам плановых заданий , связанных
с их интересами.
Все это прекрасно видно на примере капитального строительства. Именно
в нем , как в зеркале , отражался весь механизм лоббирования . Коротко ,
механизм функцоинировал следующим способом. В связи с ограниченностью ре
сурсов под планы строительства (а все вопросы наращивания мощностей реша
лись только новым строительством) необходимо было пробить начало строитель
ства объекта. Это называлось "пробить строку в плане у генерального подряд
чика". Если , предположим , ВПК не знал проблем с этим особых проблем ,то
другие министерства и ведомства ежегодно решали эти задачи в непримиримой
и достаточно жесткой борьбе , где годились любые методы: уменьшение смет
ной стоимости объекта , выделение пусковых ниток и комплексов ,завышение
проектных мощностей , подмена проектной документации. В этот момент шли на
любые ухищрения , самым простым из которых было занижение сметной стоимости
объекта. По сложившейся тогда практике стоимость объекта занижалась пример
но на 30 процентов , но все рекорды побило строительство КАМАЗа , когда
сметная стоимость к концу строительства увеличилась в два раза по сравнению
с первоначальной.
Делалось все , чтобы начать рыть котлован , потому , что без этого никако
го строительства не могло быть вообще. Но даже "открытие строчки" не гаран
тировало начала работ , атем более успешное освоение выделенных средств ,
так как ряд позиций по материалам и оборудованию , таких как кабельная про
дукция , трансформаторы и т.д. выделялось только под пусковые стройки. Та
ким образом , для строительства какого-либо объекта необходимо было любым
путем включить его в перечень пусковых ,хотя все хорошо понимали , что ввод
того или иного объекта нереален. Здесь были допустимы любые ходы и формы
давления - на первом уровне - в строительных министерствах и Госплане , на
втором уровне - в Совмине СССР , и на последнем - в ЦК КПСС с привлечением
обкома КПСС и соответствующего отдела ЦК. Однако. даже включение в список
вводных объектов не гарантировало его ввода, так как обычно плановый объем
работ не покрывался материальнымии трудовыми ресурсами в среднем процентов
двадцать. Тогда в ход вошли приемы составления приоритетных списков пуско
вых объектов. Возглавляли списки объекты ВПК с обозначением "ввод заплани
рованной мощности", далее шла "группа 100",за ней - список мощностей, кон
тролируемых Госпланом СССР,затем - список по планам министерств и ведомств.
Но и включение в первоочередные списки не гарантировало ввода объекта. Необ
ходимо было постоянное давление и контроль , которые и обеспечивались засе
даниями специальных Комиссий Совмина и совещаниями в ЦК с привлечением мест
ных партийных властей. Наиболее яркой приметой серьезного отношения к объек
ту было создание партийного штаба по строительству под руководством одного
из секретарей обкома КПСС или ЦК республики с проведением еженедельных за
седаний на самом объекте , с информированием через обком партии ЦК КПСС и
лично министров о ходе строительства. Это было уже серьезно.
Данная система сформировалась не за один день , прошла многие реоргани
зации , иногда менялись приорететы и мощь лоббистских структур под давле
нием тех или иных веяний ,часто создаваемых этими же структурами , но пер
вые два места - ВПК и строительства - были неизменными долгие годы. Место
ВПК определялось доктриной государства.
Место строительства - потому , что оно было нужно всем. За остальные мес
та под солнцем шла непрерывная борьба , которая облекалась в форму движений
за химизацию народного хозяйства , строительство БАМа , мелиорацию земель ,
подъем Нечерноземья , Продовольственную программу и последннюю программу -
по ускоренному развитию машиностроения.
Ограниченность ресурсов и вера в наконец-то найденное решение всех сразу
проблем развития всего народного хозяйства приводило к усилению той или иной
группировки и резкому перераспределению средств и ресурсов в пользу послед
ней. Незначительной в титанической борьбе отраслей была роль Минфина и бан
ковской структуры. Они выполняли функции главной бухгалтерии и расчетных
центров , работающих по поручению руководителя - Госплана СССР.
Помимо отраслевого существовал и региональный лоббизм , где всегда пер
вые места занимали Москва и Ленинград , далее значение области определялось
наличием тех или иных производственных предприятий и их удельного веса в
экономике страны. Так, если Свердловская область имела всегда приорететное
значение , благодаря связям с лоббистскими структурами ВПК и тяжелой промыш
ленности , то Вологодская область во всех постановлениях ЦК фигурировала
как отрицательный пример реализацции "планов Партии и Правительства". Связь
области с лобби ВПК или строительства определяло возможность развития
жилья , уровень снабжения , бюджет области.
Особое положение занимали Крым , Краснодарский и Ставропольский края.
Это было связано с тем , что именно в этих регионах концентрировались места
отдыха партийной и советской элиты и руковолители данных областей имели хо
тя бы раз в год прямой доступ к власть предержащим для решения собственных
вопросов в обход сложившихся правил.
На областном уровне также складывалась своя лоббистская структура , исхо
дя из приоритетности тех или иных предприятий и организаций. В отличие от
верхних эшелонов ,значительное место занимала в ней торговля и система мест
ных кланов и землячеств , которая продвигала своих людей на ключевые долж
ности , образовывая местную "элиту". Однако , несмотря на внутренние проти
воречия , для внешнего мира местная "элита" выступала как лоббистское обра
зование города или области. Обычно интеллигенция , за редким исключением ,
не входила в партийно-хозяйственную элиту , образовывая свой круг общения,
придавая таким образом структуре элиты областей определенную многослой
ность. Вся эта сложная и довольно сбалансированная система ,отлаженная до
полного совершенства в годы так называемого "застоя", вошла в перестройку
и реформы , совершенно не представляя возможных для себя последствий.
Рассмотрим вопрос ,как происходит лоббирование сегодня в России. Ввиду
весьма молодого возраста Федерального Собрания наблюдается серьезный недо-
статок эмпирического материала. Поэтому рассмотрим особенности так называ
емого "корридорного лоббизма" в администрации Президента и Правительства.
Основные методы "коридорной работы" состоят в том, что необходимо знать
все тонкости функционирования аппарата , системы принятия решений ,психоло
гические особенности того или иного руководителя , степень влияния на него
ближайшего окружения. Например , самый простой способ утопить любое решение
- направить его на согласование не менее чем в пять различных министерств
и ведомств , назначив головным ведомство ,явно перегруженное работой или не
имеющее должного веса.
В исключительных случаях использются методы воздействия посредством ор
ганизации кампаний в средствах массовой информации. Причем , в условиях се
годняшней России расчет идет не на влияние через общественное мнение Далее
| |
|