Народная библиотека Лоббизм как правотворческий процесс 3

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


, ко
торое уже давно никто не принимает в расчет и не боятся ,а как канал дове
дения информации до руководителя и создания у него впечатления большой об
щественной значимости проблемы.
Также большое значение имеет организация выездных посещений регионов и
предприятий руководителями , когда во время хорошо организованных "шоу"
можно добиться значительных результатов в решении тех или иных проблем.
Анализ принимаемых Указов Президента и постановлений Правительства, их
распоряжений и кадровых назначений может быть ярким примером работы лобби
стских групп. В превую очередь обращает на себя внимание , что основные ин
тересы лоббистских структур концентрируются вокруг таможенных льгот , раз
решения на приватизацию предприятий по специальной схеме и на выделение го
сударственного льготного кредита и государственных инвестиций.
Во-вторых ,чаще всего для решения данных вопросов используются непрора
ботанность или отсутсвие необходимых законодательных актов , которые позво
ляют принимать решения с последующим рассмотрением Указа в Федеральном Соб
рании или до принятия того или иного закона. В Государственной Думе еще ни
одного такого рассмотрения за время ее работы не произошло.
В-третьих , надежды на бюджетное выделение средств при отсутствии денег
в бюджете в последнее время стали весьма призрачными , поэтому у дверей
Минфина не иссякает волна ходоков с бумагами ,подписанных на самом высоком
уровне и недовольных стандартным ответом об отсутствии денег. Похоже , что
подобное независимое поведение Дубинина и явилось одной из возможных причин
его отставки. Практически ни одно лоббистское формирование , а также сило
вые структуры он не удовлетворял , да еще пытался потребовать наведения по
рядка в финансовых делах Министерства обороны.
Поэтому центр тяжести льгот переносится на налоговые льготы , так как их
реальные размеры и расходование практически неконтролируемы. По оценкам экс
пертов Государственной Думы , объем таких льгот составил в 1994 году более
6 триллионов рублей. Таможенные льготы в сочетании с выделением квот и ли
цензий на экспорт стратегических ресурсов составляет сегодня весьма значи
тельную привилегию , которая чаще всего дается только Указом Президента.

Чисто аналитически попытаемся спрогнозировать ситуацию применительно к
проблематике российского лоббизма. По мнению автора возможно два пути:
А) Лоббистские структуры , понимая ,что в нынешней ситуации именно они
оказываются выразителями интересов довольно значительных групп людей (дей
ствительно, за автомашиностроительным лобби стоят работники крупнейших пред
приятий , жилые районы многих городов , за нефтяным и газовым - практически
большинство жителей Севера России) ,начнут действовать в их интересах ,
установив определенные рамки своих действий ,стараясь найти возможные пути
для согласования интересов отдельных отраслей и регионов. Видимо , такой
путь ознаменует собой принятие законодательных актов о лоббизме , о финан
сировании избирательных кампаний , ограничения на руководство и владение
средствами массовой информации. Наивно было бы думать , что эти законода
тельные акты в случае их принятия будут неукоснительно соблюдаться. Но да
же установление каких-то рамок влияния лоббистских групп и открытость дан
ного процесса могли бы стать основой для создания цивилизованной системы
плюралистического лоббирования. Если получит развитие этот вариант , то
он может привести к оформлению действительных , а не мнимых политических
партий , а скорее всего к изменению содержания и руководства уже имеющих
ся.
Б) Ограниченность ресурсов и политическая нестабильность делают неиз
бежной борьбу лоббистских группировок , имеющихся в том или ином секторе
экономики и общества ,за право монопольно представительствовать от имени
определенной категории интересов. В свою очередь , власть ,побуждамая
необходимостью преодоления кризиса государственности , будет предостав
лять такую монополию взамен на политическую поддержку.
Наиболее мощные группы давления превратятся в полноправных партнеров
власти, Возможно , что , сформировавшись , такая структура может получить
даже юридическое , вплоть до конституционного , оформление (какой-нибудь
партнерский договор , вроде нынешнего , совершенно , впрочем , бессильно
го "Договора об общественном согласии" ,положение о котором может быть
включено в Конституцию).Такое "государство монополий" станет надежной опо
рой умеренно автоританого , но стабильного политического режима.

 

 

Hosted by uCoz