| |
Санкт-Петербургский Институт машиностроения (ВТУЗ-ЛМЗ)
Факультет АЭМ
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
по Теории экономики на тему:
Государственное регулирование банковской сферы
в России (история, методы, результаты)
Выполнил:
студент группы 1308
П######## К#########
Проверил:
Никишин В.М.
С.Петербург 1995
- 2 -
С О Д Е Р Ж А Н И Е:
стр.N
1. Вступление - 3 -
2. История вопроса (регулирование
банковской системы государством) - 4 -
3. Реформа банковской системы в России - 6 -
4. Методы регулирования и контролирования деятель-
ности коммерческих банков Центральным банком - 11 -
5. Рынок межбанковских кредитов - 14 -
6. Современные проблемы развития банковской системы
в России и ее контроля со стороны государства - 16 -
7. Заключение - 20 -
8. Примечания - 21 -
9. Список использованной литературы - 23 -
- 3 -
Вступление
В настоящей курсовой работе мне хотелось бы рассмотреть
проблему государственного регулирования банковской сферы экономи-
ки. Сначала я рассмотрю историю развития банковской системы в
СССР, а затем в России, современные проблемы регулирования этой
системы, методы регулирования и степень воздействия и эффектив-
ность воздействия на нее со стороны государства.
Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика и,
банковская сфера в частности, находятся еще в неустойчивой стадии
формирования. Со времени, когда государство имело монополию во
всех сигментах экономики, прошло не так много времени, меньше де-
сяти лет. Проблема контролирования недавно образовавшихся коммер-
ческих структур законными и корректными методами еще только начи-
нает решаться. Прилагается много усилий, чтобы перевести экономи-
ку России из "первобытного" состояния, в котором она, по моему
мнению пребывает, в нормально развитую экономику крупной державы.
Для этого надо решать злободневные проблемы, существующие на дан-
ный момент. Вот о таких проблемах в экономике России (точнее в ее
банковской сфере) я и расскажу.
Курсовая работа состоит из пяти основных разделов, не вклю-
чая настоящего вступления, заключения и примечаний. В первом раз-
деле "История вопроса" я вкратце остановлюсь на истории развития
банковских отношений, начиная с древних времен и заканчивая СССР
в период начала перестройки.
Во втором разделе "Реформа банковской системы в России" я
расскажу и переходе в нашей стране от тотальной государственной
монополии в банковской сфере к коммерциализации части государс-
твенных банков и разрешении на открытие коммерческих банков. В
этом разделе я также упомяну о результатах этой реформы, о ее
плюсах и минусах.
В третьем разделе "Методы регулирования и контролирования
деятельности коммерческих банков Центральным банком" я расскажу о
методах с помощью которых Центральный банк России может регулиро-
вать огромное число коммерческих банков и влиять на состояние
экономики нашего государства. Несомненно, мое повествование охва-
- 4 -
тывает не все существующие методы регулирования, а только те, ко-
торые показались мне самыми важными.
Следующий раздел "Рынок межбанковских кредитов" является
продолжением третьего и в нем я уделяю внимание рынку межбанковс-
ких кредитов; как, почему и зачем Центральный банк России воз-
действует через этот рынок на банковскую сферу страны. По причине
объемности этого вопроса я выделил его в отдельный раздел.
Потом идет последний, пятый раздел, "Современные проблемы
развития банковской системы", в котором я останавливаюсь на проб-
лемах сегодняшнего дня в банковской сфере. Здесь я также привожу
несколько примеров, показывающих насколько государство сегодня
регулирует эту важную область.
После этих пяти разделов идет заключения, в котором я обоб-
щаю все сделанные мной выводы и высказываю свое мнение о будущем
банков в России.
История вопроса (регулирование
банковской системы государством)
Прием денежных вкладов, выдача денежных ссуд осуществлялись
еще в древности, например в Древней Греции. В средние века банки
осуществляли уже безналичные расчеты, суть которых заключалась в
перенесении банкиром сумм с одного счета на другой в своих книгах
в присутствии обоих клиентов. В обмен на принятое золото или
деньги банкиры выдавали расписки. Эти расписки вошли в оборот как
средство платежа. Оказалось, что этих расписок - векселей на бан-
кира, а впоследствии банкнот, можно выпустить в обращение больше,
чем реальных денежных запасов в банке, поскольку маловероятно,
чтобы все обладатели данных векселей одновременно предъявили бы
их к оплате. И хотя выпуск банкнот со временем перешла к цент-
ральным банкам, принцип действия коммерческих банков остался
прежним - банки выдают ссуды в сумме, превышающей собственные
средства.
Однако поле свободы в привлечении средств и выдаче кредитов
сильно сужено, так как правительство регулирует деятельность бан-
ков, учитывая их важную роль в экономике, посредством различных
- 5 -
нормативов, а иногда просто устанавливая размер прибыли по раз-
личным видам операций.
До 1988 года в нашей стране система банков была представлена
Государственным банком и специализированными банками: Промстрой-
банком, Жилсоцбанком, Агропромбанком. Специализированные банки по
существу являлись также государственными, так как в их основе ле-
жала государственная форма собственности, их деятельность пол-
ностью регулировалась. Всего существовало около 2,5 тысяч отделе-
ний таких государственных банков. Следовательно, в нашей стране
имелась монопольная государственная банковская система, жестко
контролировавшееся государством.
После 1988 года в России предпринимательство стало разви-
ваться и в банковской сфере. В сентябре 1988 получил лицензию на
совершение банковских операций Тартуский коммерческий банк, затем
Рижский коммерческий банк, АМБИ, Инкомбанк, АвтоВАЗбанк. В апреле
1991 года на территории России было 1417 коммерческих банков, а в
начале 1993 года - около 3000. Причем этот процесс будет разви-
ваться и дальше, так как в нашей стране на один банк (филиал)
приходится 50 тысяч человек населения, а в промышленно развитых
странах - 5 тысяч человек. Естественно, что такое огромное коли-
чество банков нуждается в управлении со стороны государства. Для
этого во всех странах существуют центральные банки.[3, стр.23]
Коммерческие банки образуют один, нижний уровень банковской
системы, другой уровень - это центральный банк. Центральные банки
ведут операции по взаимозачету требований, платежей коммерческих
банков, осуществляют переводы денежных сумм. Центральный банк вы-
полняет также такие функции, как выпуск денег, накопление и хра-
нение кассовых резервов других кредитных учреждений, хранение го-
сударственного золотого запаса и валютных резервов, кредитование
коммерческих банков, предоставление кредитов и выполнение расчет-
ных операций для правительства, осуществление расчетов и перевод-
ных операций, денежно-кредитное регулирование экономики (что хо-
рошо видно в нашей стране), контроль за деятельностью коммерчес-
ких банков и многое другое.
- 6 -
Реформа банковской системы в России
В процессе развития банковской системы в СССР была создана в
целом отлаженная система межбанковских и внутрибанковских расче-
тов. Сущность ее заключалась в следующем. Госбанк СССР как эмиси-
онно-кассовый и кредитно-расчетный центр страны строил свои кор-
респондентские отношения с другими с другими кредитными учрежде-
ниями (Стройбанком СССР и Гострудсбербанком СССР) посредством
корреспондентских счетов(*1), открытых правлениями Стройбанка
СССР и Гострудсберкасс СССР в правлении Госбанка. Подразделениям
указанных кредитных учреждений открывались в учреждениях в учреж-
дениях Госбанка соответствующие корреспондентские субсчета, пла-
тежи по которым совершались независимо от наличия на них
средств.[5, стр.41]
В соответствии с решениями, принятыми в 1987 году для усиле-
ния воздействия банков на ускорение экономического развития стра-
ны и укрепления связи кредитного механизма с конечными результа-
тами расширенного воспроизводства признано целесообразным реорга-
низовать действующие и образовать новые специализированные банки
с учетом особенностей деятельности народнохозяйственных комплек-
сов, решения крупных социальных задач и более полного удовлетво-
рения потребностей населения в кредитно-расчетном обслуживании. В
1987 году в результате реорганизации сформировалась следующая
система банков:
Государственный банк СССР (Госбанк СССР).
Промстройбанк СССР - был призван осуществлять кредитно-рас-
четное обслуживание основной деятельности, финансирование и кре-
дитование капитальных вложений промышленности, строительной ин-
дустрии, транспорта, связи и системы материально-технического
снабжения.
Агропромбанк СССР - для выполнения банковских операций
предприятий, колхозов и других организаций, входящих в агропро-
мышленный комплекс страны.
- 7 -
Жилсоцбанк СССР - должен был осуществлять все операции по
кредитно-расчетному обслуживанию и финансированию жилищно-комму-
нального хозяйства, государственной и кооперативной торговли, бы-
тового обслуживания, легкой и местной промышленности, а также
сферы кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.
Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР и Жилсоцбанк СССР ста-
ли специализированными государственными банками.
Сбербанк СССР - создан для организации сберегательного дела
в стране, безналичных расчетов и кассового обслуживания населе-
ния, а в необходимых случаях - организаций и учреждений, расп-
ространения и погашения облигаций государственных займов, креди-
тования потребительских нужд граждан.
Внешэкономбанк СССР - для обеспечения организации и проведе-
ния расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям, внеш-
неэкономических связей, кредитование объединений, предприятий и
организаций, осуществляющих внешнеэкономические связи, контроля
за исполнением сводного валютного плана, рациональным и экономным
использованием валютных ресурсов страны, проведением операций на
международных валютных и кредитных рынках страны, а также опера-
ций, связанных с наличной валютой и валютными ценностями. После
реорганизации количество филиалов специализированных банков дос-
тигло 5,5 тысяч.[6, стр.12]
Однако реорганизация банковской системы была проведена пос-
пешно, без разработки определенной концепции и необходимой орга-
низационной подготовки. Это привело к тому, что все банки стали
выполнять одни и те же функции. Резко возрасла численность управ-
ленческого персонала, возникли трудности в проведении кредит-
но-расчетных операций, увеличился документооборот. Между банками
возникли отношения неэкономической конкуренции, подчас переходя-
щей в настоящую войну. На протяжении 1987-1989 годов принимался
ряд решений по совершенствованию системы специализированных бан-
ков, однако они положительных результатов не дали.
Внутрибанковские расчеты между учреждениями Госбанка, через
- 8 -
которые проходила подавляющая часть платежного оборота, осущест-
влялись с использованием системы межфилиальных оборотов (сокра-
щенно МФО), введенной с 1933 года. В систему МФО были включены и
учреждения Внешторгбанка СССР. Ежегодно по межфилиальным расчетам
Госбанка проводилось до 200 миллионов перечислений [5, c.106].
Аналогичная схема расчетов с применением счетов типа МФО ис-
пользовалась и во взаимных расчетов между учреждениями Стройбан-
ка, а также внутри системы сберегательных касс.
Межфилиальные обороты имели место при перечислении банковс-
кими учреждениями средств по поручениям своих клиентов получате-
лям, счета которых находились в иногородних филиалах. Основная
часть МФО была связана с совершением безналичных расчетов хозяйс-
твенных организаций по поставкам товаров и оказанию услуг, кассо-
вому исполнению государственного бюджета, формированию и исполь-
зованию внебюджетных средств и эмисионно-кассовым операциям бан-
ков.
Главным удобством расчетов с использованием системы МФО было
в том, что они были хорошо отлажены. Правда операции по учету и
контролю МФО при ручной обработке документов по межфилиальным
оборотам занимали довольно много времени, но они велись с приме-
нением компьютеров по заранее заданным программам, что существен-
но облегчало труд учетно-операционных работников.
Механизм таких расчетов предполагает централизованный поря-
док их регулирования и контроля за своевременным, полным исполне-
нием. Однако при этом невозможно четко разграничить ресурсы бан-
ков (денежные, в виде ценных бумаг и т.п.). Но такой необходимос-
ти не было в связи с централизацией управления процессом формиро-
вания и использования ссудного фонда страны. Как показал много-
летний опыт деятельности Госбанка, данные расчеты могут успешно
функционировать в рамках одного банка. Это также подтверждает тот
факт, что за границей взаимные расчеты между отделениями и филиа-
лами в некоторых крупных коммерческих банках ведутся с использо-
ванием счетов типа МФО.
На первом этапе реорганизации банковской системы нашей стра-
ны (1988-1990 г.г.) порядок применения расчетов по МФО был расп-
ространен на учреждения всех государственных специализированных
банков, по причине налаженности такой системы. Можно сказать, что
- 9 -
после реорганизации в стране стал действовать единый, но не
единственный государственный банк.
Спецбанки при этом имели юридическую самостоятельность и
входили в единую государственную банковскую систему. Они руко-
водствовались в своей деятельности сводными кредитными и кассовы-
ми планами СССР, выполняли финансово-кредитные, расчетно-кассовые
операции, вели учет по единым правилам.
В дальнейшем предполагалось обеспечить экономическую самос-
тоятельность банков, повысить их реальную заинтересованность и
ответственность за конечные результаты деятельности, довести
принципы коммерческих расчетов до подразделений банков. Однако
выполнить указанную задачу не удалось, что во многом было связано
с механизмом межбанковских расчетов, обусловившим внеплановое пе-
рераспределение денежных средств между банками в процессе межфи-
лиальных оборотов. В условиях таких расчетов учреждения спецбан-
ков по сути автоматически привлекали ресурсы Государственного
банка, а также автоматически предоставляли друг другу денежные
ресурсы взаймы независимо от их наличия. Данные кредиты по своему
характеру были бессрочными (так как взаиморасчеты по системе МФО
шли бесконечно) и бесплатными (так как спецбанки фактически явля-
лись разными частями одного государственного учреждения). Конеч-
но, такая ситуация на пользу экономики страны не пошла. В итоге
Госбанк был лишен возможности регулировать денежный оборот и
контролировать деятельность банков, особенно такими экономически-
ми методами, как изменение норм обязательных резервов банка и
процентных ставок по активным и пассивным операциям. Все это в
свою очередь сильно снизило результаты денежно-кредитной полити-
ки, проводимой в первые годы перестройки (1988-1990 г.г.).[1,
стр.105]
Следовательно в этот период было необходимо продолжать даль-
нейшие преобразования банковской системы, которые позволили бы
задействовать современные методы денежно-кредитного регулирования
народного хозяйства. В стране начала создаваться двухуровневая
организационная структура банков, широко рапространенная на запа-
де. Ключевым моментом кредитной реформы является коммерциализация
государственных спецбанков, когда банки работают в пределах собс-
твенных и привлеченных кредитов, самостоятельно устанавливают
объекты кредитования, сроки депозитов и кредитов, процентные
- 10 -
ставки по пассивным и активным операциям, единый режим налогооб-
ложения и регулирования для всех банков.
Важную роль в этих преобразованиях играет внедрение нового
порядка взаимных расчетов между банками через корреспондентские
счета, открываемые в учреждениях центральных банков.
По данным зарубежного опыта, именно посредничество в плате-
жах между банками позволяет центральному банку контролировать и
регулировать денежный оборот. Хранение коммерческими банками и
специальными кредитными институтами денежных ресурсов в учрежде-
ниях центрального банка, осуществление последним расчетных опера-
ций, связанных с куплей-продажей векселей, чеков, ценных бумаг,
иностранной валюты, кассовым исполнением государственного бюдже-
та, обслуживанием внутреннего и внешнего долга государства, а
также проведение межбанковских расчетов обеспечивают центральные
банки эффективными инструментами регулирования банковской дея-
тельности, что позволяет влиять на процесс воспроизводства в
стране.
Платежная система имеет большое значение как неотъемлемая
часть финансово-кредитной системы государства. Разлад в платежной
системе той или иной страны часто является одним из самых ранних
и непосредственных проявлений зарождения финансового кризиса. Бо-
лее того, платежная система может служить прямым каналом, через
который проблемы с ликвидностью и кредитные проблемы передаются
от одного участника финансовой системы к другой. Распространение
подобных затруднений способно порождать систематические проблемы
с ликвидностью и кредитами, решение которых является непосредс-
твенной задачей центрального банка. Поэтому за рубежом националь-
ные (эмиссионные) банки всемерно способствуют созданию соответс-
твующих гарантий, позволяющих участникам платежной системы не
только контролировать свои риски (риски неплатежей), но и пре-
дотвращать риски, носящие системный характер.
Некоторые результаты в совершенствовании платежной системы
достигнуты и в нашей стране.
С переходом на новый порядок межбанковских расчетов через
корреспондентские счета, сосредоточением в центральном банке сво-
бодных кассовых резервов коммерческих банков, госбюджета и вне-
- 11 -
бюджетных фондов, разграничением денежных ресурсов обоих уровней
расширились возможности для превращения Банка России действитель-
но в "банк банков", для повышения его значения в денежно-кредит-
ном регулировании экономики страны, для проведения им более дейс-
твенного контроля за соблюдением стандартов ликвидности коммер-
ческими банками. Притом ресурсная база самого центрального банка
существенно укрепилась.
Методы регулирования и контролирования деятельности
коммерческих банков Центральным банком
К методам осуществления Центральным банком России (далее ЦБ
России) денежно-кредитной политики относятся учетная политика,
операции на открытом рынке по купле-продаже валюты, изменение
норм обязательных резервов каждого коммерческого банка. Так, если
ЦБ снижает учетную ставку(*5), он облегчает коммерческим банкам
доступ к кредитным ресурсам и таким образом поощеряет кредитова-
ние банками различные организации.
В 70-80-х годах во многих экономически развитых странах про-
изошли перемены в денежно-кредитной политике центральных банков.
Ранее, в соответствии с положением кейнсианской экономической те-
ории о ключевой роли процента в инвестиционном процессе, цент-
ральные банки при определении курса политики использовали в ка-
честве ориентира данные об уровне и динамике процентных ставок.
Под влиянием идей неоклассического направления в экономической
теории банки с середины 70-х годов большее внимание уделяют регу-
лированию величины и темпов роста денежной массы.[2, стр.155]
Центральный банк России также контролирует платежеспособ-
ность коммерческих банков, тем самым предупреждая их банкротства.
Для предупреждения банкротств банков ЦБ России устанавливает
нормативы деятельности коммерческих банков. Предполагается, что
соблюдение данных нормативов должно обеспечить экономическую ус-
тойчивость функционирования банковской системы. Всего установлено
три группы нормативов:
- 12 -
- нормативы достаточности капитала коммерческого банка;
- нормативы ликвидности;
- обязательные резервы в ЦБ России.
К нормативам достаточности капитала коммерческого банка от-
носятся минимально допустимый размер уставного капитала и пре-
дельное соотношение собственного капитала и суммы активов(*2).
Минимальный размер уставного капитала для коммерческого банка (на
1 июля 1993 года) установлен в 100 миллионов рублей. Сейчас он
конечно же намного выше но точную сумму я к сожалению не нашел.
Предельное соотношение капитала и суммы активов устанавливается с
учетом степени риска активов, которые разделены по этому признаку
на шесть групп.
К основным нормативам ликвидности банка относятся следующие:
1) Соотношение собственных средств банка и его обязательств. Это
соотношение не должно превышать показателя 1/20, т.е. банк не мо-
жет привлекать средства, более чем в 20 раз превышающих собствен-
ные.
2) Соотношение суммы привлеченных банком вкладов граждан и собс-
твенных средств банка. Это соотношение не должно превышать едини-
цы. То есть банк имеет право привлекать средства граждан в разме-
ре, не превышающим собственные средства банка.
3) Показатель текущей ликвидности(*3), характеризующий соотноше-
ние активов банка в ликвидной форме (ликвидных средств*4) и суммы
обязательств по счетам до востребования. Это соотношение должно
быть ниже коэффициента 0,3.
4) Показатель долгосрочной ликвидности, характеризующий соотноше-
ние активов банка сроком погашения свыше трех лет и обязательств
банка по депозитным счетам и кредитам на срок свыше трех лет.
5) Максимальный размер кредита, выданный одному заемщику, т.е.
отношение суммы кредита к собственным средствам банка. Это отно-
шение не должно превышать коэффициента 0,5.[4, стр.137]
- 13 -
Особому контролю со стороны руководства банка должны подвер-
гаться крупные кредиты,- превышающие 15% собственных средств бан-
ка. Сумма всех крупных кредитов не должна превышать более чем в 8
раз сумму собственных средств банка, а сумма пяти самых больших
по размеру крупных кредитов не может, более чем в 3 раза, превы-
шать сумму собственных средств банка.
Деятельность коммерческих банков за рубежом подвергается
точно такому же контролю как и в России. Возьмем, например, такую
страну с развитой банковской системой, как США. В Америке банки
делятся на пять категорий: - банк с большим капиталом; - банк с
достаточным капиталом; - банк с недостаточным капиталом; - банк
со значительно недостаточным капиталом.
Банк, который опускается в более низкую категорию, не может
без разрешения регулирующих органов увеличивать активы, выплачи-
вать дивиденты держателям акций. Для банков самых низких катего-
рий предусмотрены такие решительные меры, как выпуск новых акций
или слияние с другим банком, или назначение нового директора и
менеджеров.
Еще одно средство, позволяющее государству регулировать эко-
номику, является проведение валютных аукционов. В валютных аукци-
онах аукционах участвуют коммерческие банки и различные организа-
ции, а также ЦБ России.
Источниками средств в иностранной валюте для продажи на ва-
лютных аукционах являются: средства валютных фондов государствен-
ных предприятий (в том числе и ЦБ России), негосударственных объ-
единений и организаций (чаще всего это коммерческие банки, так
как они обладают самыми большими валютными и рублевыми запасами
после ЦБ).
Валютный курс представляет собой цену денежной единицы опре-
деленной страны (Россия), выраженной в денежных единицах другой
страны. Курс валют определяется путем котировки, благодаря кото-
рой определяются пропорции обмена иностранной валюты на валюту
данной страны (рубли) с учетом экономических условий, действующих
законодательных норм и сложившийся практики. Котировки иностран-
ных валют по отношению к рублю устанавливаются ЦБ России.
На валютных аукционах ЦБ России регулирует курс рубля по от-
- 14 -
ношению к какой-либо иностранной валюте (за основную берется аме-
риканский доллар) путем продажи или покупки большого количества
этой валюты. Если уровень инфляции в стране очень высокий и курс
американского доллара быстро растет (а курс рубля соответственно
быстро падает), ЦБ принимает меры и предлагает на продажу большое
количество долларов. После этого покупатели, получив возможность
купить много валюты уменьшают свою активность, так как в против-
ном случае они могут понести убытки в случае если курс станет Далее
| |
|