| |
"Мы видим звук"
"Я взвесил звук,
измерил и расчислил,
В загадку слова хитростью проник.
И умное злодейство я замыслил -
Предать железу
свой живой язык..."
(А. Журавлёв)
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о
цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое
направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут
восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так
раскрасил звуки:
А - черный; белый - Е; И -красный; У - зелёный;
О - синий : тайну их скажу я в свой черед...
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он
считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А, Шлегель
писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот
русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е -
желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать
называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется
раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые
соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие
неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи -
следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь
"звук речи - цвет" - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо
непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах,
либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за
практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы
следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область
наука, как в зону "пикника на обочине", проникает пока ещё редко и с трудом, а
проникнув, натыкается на непонятные "полные пустышки", которые вскрыть своими
инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не
наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо,
а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в
области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи,
когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам
интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным
интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора
всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит
нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же
понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно
подталкивает нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав -
А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на
определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного
материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации
разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к
ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать
на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от "самого
красного" и до "наименее красного", "самого синего" и до "наименее синего" и
т.п.
Многие такие эксперименты с тысячами информантов показало, что в подавляющем
большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо.
Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву)
А вполне согласованно называют красной , Е - чётко зелёная, а И - определённо
синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых
называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая".
Получается, что она солнечная.
Заметьте, что лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для
речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают
соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие
цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не
удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались
наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется "коллективная интуиция" людей: цветовое устройство
мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются
в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между
названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается
связь: название определённого цвета содержит соответственно "окрашенный" звук,
причем он занимает в слове самую важную - ударную позицию: красный, синий.
Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они
связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко - здесь больше
разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего
цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым.
Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета, но со светлыми: голубым,
светло-сиреневым.
Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с
О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и
зелёной ЕЖ примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина -
зелёной. Так что Ё - светлая жёлто-зелёная.
А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более
светлая и яркая.
Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой
характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы
- звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые
единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная.
Любопытно, что на восприятие, строго говоря, согласного звука Й явно повлияла
графическая форма буквы Й, передающей этот звук. Сходство Й с И привело и к
сходным цветовым оценкам - Й воспринимается как синяя звукобуква, хотя и с
меньшей определенностью, чем И.
Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук,
который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э по
ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой
определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах
крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе
текстов её решено было не учитывать.
Конечно, не у всех звукоцветовые соответствия одинаково прочно закреплены в
подсознании. Есть испытуемые, которые во всех экспериментах показывают чёткие и
единообразные результаты, совпадающие с "коллективным мнением" всех опрошенных,
а есть и такие, чьи ответы в разных экспериментах разноречивы, неустойчивы, и по
их ответам никакой определённой окраски звуков не прослеживается. Ну и что ж,
ведь дальтоники не видят цвет предметов, но это не значит, что окраски предметов
не существует. Важно, что большинство испытуемых в целом согласованно и
достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и
цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям
Звукобуквы Цвета
А густо-красный
Я ярко-красный
О светло-жёлтый или белый
Е зелёный
Ё жёлто-зелёный
И синий
Й синеватый
У тёмно-синий, тёмный сине-зелёный, тёмно-лиловый
Ю голубоватый
Ы мрачный тёмно-коричневый или чёрный
Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в
подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то
функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления
звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Эффект
звукоцвета может сыграть свою роль в том случае, когда в стихотворении создается
определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать,
"подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.
Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных
предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут
встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных
позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться
нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.
Стоило начать проверку этой гипотезы, как в сухих статистических подсчётах стала
на глазах проявляется живая игра звукоцветовых ореолов поэтического языка,
поражающая своей неожиданностью, своим разнообразием и точным соответствием
понятийному смыслу и общему экспрессивно-образному строю произведений. Судите
сами.
У А. Блока есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В.
Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт
трагический колорит картины - мрачно-багровый цвет казней, пожаров, крови.
На гладях бесконечных вод,
Закатом в пурпур облечённых...
......
Вещает иго злых татар,
Вещает казней ряд кровавых
И трус, и голод, и пожар,
Злодеев силу, гибель правых...
........
И вещей правдою звучат
Уста, запекшиеся кровью!..
Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны
встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не
так ли?
Поскольку и сама проблема звукоцвета, и анализ стихотворений с этой точки зрения
уж очень необычны, то одного утверждения, что это действительно так, будет
наверняка недостаточно. Обычная реакция любого, кто впервые слышит о звукоцвете
в поэзии: "Этого не может быть!" А на машинные расчеты чаще всего смотрят с
тайной уверенностью в подвохе. Поэтому опишем хотя бы кратко методику
компьютерного анализа этого и других стихотворений, о которых здесь будет идти
речь.
В тексте стихотворения (включая заголовок) подсчитывается количество каждой из
10 звукобукв, перечисленных в таблице. Чтобы учесть особую роль ударных гласных,
они при счёте удваиваются. Так как Ё, Я, Ю, Й связываются лишь с оттенками
основных цветов и ещё потому, что встречаются они сравнительно редко,
самостоятельного значения в звукоцветовой картине стиха они не имеют. Поэтому
приплюсовываются к основным гласным. Поскольку звукобуква Ё оказалась
двухцветной, то её количество разделяется поровну между О и Е. Синева Й выражена
слабо, поэтому количество Й сокращается наполовину и только затем
приплюсовывается к И. Подсчитывается также количество всех букв с удвоением
ударных (величина N).
Затем определяются доля (частотность) каждой гласной в тексте стихотворения () и
единицы размаха колебаний для данного текста:
Полученные частности сопоставляются с нормальными (среднестатистическими для
языка), и вычисляются нормированные разности этих частотностей, чтобы
установить, случайно или нет наблюдаемые в стихотворении частотности отличаются
от нормальных и как именно отличаются:
Звукоцвет в стихотворении "Гамаюн, птица вещая"
Звукобуквы n Z Цвет
О+0.5Ё 28 0.089 0.126 0.019 -1.95
А+Я 50 0.159 0.116 0.018 2.39 красный
Е+0.5Ё 31 0.098 0.102 0.017 -0.24
И+0.5Й 20.5 0.065 0.077 0.015 -0.80
У+Ю 16 0.051 0.040 0.011 1.00 тёмныйсине-зелёный
Ы 11 0.035 0.024 0.009 1.22 чёрный,коричневый
Всего звукобукв в стихотворении 315
Как видим, звуков А и Я в обычной речи должно было бы встретиться 116 на тысячу,
а в стихотворении их гораздо больше (). При такое отклонение частности (0.159 -
0.116 = 0.044) превышает случайное в 2.39 раза, то есть едва ли может быть
случайным. Значит, поэт интуитивно нагнетал красные А и Я, чаще обеспечивая им
ударные позиции (вещает казней ряд крова
вых). Вторым по превышению нормы идет Ы, придавая красному тону мрачное,
трагическое звучание. Наконец, У (также с превышением частотности над нормой)
добавляет звукоцветовой картине тёмные сине-зелёные и лиловые оттенки.
Частотность всех остальных гласных ниже нормы.
Если теперь изобразить в цвете игру доминирующих в стихотворении гласных, то
получится картина в красно-багровой и чёрно-синей гамме, кое-где с тёмной
прозеленью. А это и есть цветовая гамма картины В. Васнецова. Остаётся только
поражаться, насколько точно талант поэта подсказал ему выбор и пропорции
доминантных звуков.
Таким способом на компьютере "прочитано" много стихотворений. Для некоторых из
них в общей табличке приведены итоговые величины (Z), чтобы можно было
убедиться, что обнаруженные звукоцветовые соответствия - не парадокс статистики,
не случайное совпадение цифр. Значимые превышения частотностей отмечены
полужирным шрифтом. В последнем, восьмом столбце дана цветовая расшифровка
результатов.
Звукоцвет в поэзии
Стихотворения Звукобуквы и величины Цвет
О+0.5Ё А+Я Е+0.5Ё И+0.5Й У+Ю Ы
Александр Блок
"Гамаюн, птица вещая" -1.95 2.39 -0.24 -0.80 1.00 1.22 тёмно-красный,тёмный
сине-зелёный
Сергей Есенин
"Отговорила рощазолотая..." 1.00 -0.33 0.82 0.20 -1.00 -0.17 желтый, зелёный
"Выткался не озереалый свет зари..." -0.75 1.56 -0.40 -2.00 2.70 0.35 красный,
тёмныйсине-зелёный
"Воздух прозрачный исиний" -2.57 0.69 -0.23 1.18 0.00 0.00 синий
"Зелёная причёска,девическая грудь..." -0.56 -2.00 1.36 -0.92 1.22 -0.29
зелёный, тёмныйсине-зелёный
Арсений Тарковский
"Перед листопадом" 3.47 1.93 -1.43 -0.83 -3.33 0.14 жёлтый, красный
I строфа 2.80 1.21 -1.25 -1.29 -2.22 -0.50 жёлтый
II строфа 1.65 -1.20 -1.43 1.88 -0.28 2.71 тёмно-синий
III строфа 0.45 2.27 0.43 -1.84 -1.72 -0.43 красный
"Синицы" -0.68 0.17 0.29 1.33 -0.55 0.11 синий
"Сирени вы, сирени" 0.29 -1.94 0.40 0.08 0.40 -0.12 сине-зелёный
"Дождь" 0.27 -1.80 0.36 0.50 1.78 1.57 тёмный сине-зелёный
"Петровские казни" -0.21 0.50 -1.47 0.13 0.45 2.33 чёрный, багровый
"Пускай простит меняВинсент Ван Гог" 1.93 0.14 -1.92 -0.82 1.25 0.00 жёлтый,
тёмно-синий
А. Вознесенский
"Васильки Шагала" -1.50 -1.13 1.38 4.14 -0.60 0.25 синий, зеленоватый
"Пожар вархитектурном" 0.17 2.08 -4.36 1.80 -0.29 0.33 красный, синий
"Сирень "Москва -Варшава" -3.09 -0.08 2.50 -0.75 2.70 -2.60 сине-зелёный
"Очищение" 3.14 -0.71 -0.85 -2.73 4.36 -1.83 тёмно-синий,бело-жёлтый
Хорошо видно, как точно использует изобразительные возможности звукоцветовх
ореолов С. Есенин. При сравнении уже первых строчек его стихотворений с цветами
доминирующих гласных сразу обнаруживается явное соответствие словесных и
звукоцветовых картин. "Отговорила роща золотая..." - доминирующий цвет жёлтый,
слегка зеленоватый. "Выткался на озере алый свет зари..." - звуки создают
густо-красную и тёмно-синюю гамму. "Воздух прозрачный и синий..." - звукоцвет
синий, чуть розоватый. "Зелёная причёска, девическая грудь..." - зелёная и
тёмно-зелёная с синевой гамма звукоцветовых соответствий. Как говорится,
комментарии излишни. Да, поэты могли бы сказать о себе словами А. Вознесенского:
"Мы видим звук". Они его действительно видят внутренним взором таланта,
чувствуют его радужный ореол и зажигают эту радугу в своих стихах.
Ну а компьютер проявляет скрытые в тексте цветные картины, показывая тем самым,
что способен уловить и эту удивительную особенность поэтической речи.
По книге А. Журавлёва "Диалог с компьютером". "Молодая гвардия", 1987 год.
| |
|