|

| |
Сущьность политической власти
Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядовающий соц.
отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение
масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладет гос-во. В отличие
от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а
общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях
для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд).
В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными
субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует
отношения между группами во время стабильности, общего согласия.
Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной
воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.
Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и
процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами
взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное,
направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей,
например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее первичными
субъектами являются индивиды, вторичными - политические орг-ции, субъектами
наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях
различные общественные группы и весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь
между этими уровнями может нарушаться. Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от
масс и даже от приведших их в власти партий.
Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение,
команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или
подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение
распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в нем требования во многом зависит
отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего эл-та власти.
Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием
воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она невозможна без
подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то,
что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже
мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда
есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в
частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем
жить на коленях”.
Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного
сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с
радостью повиновения. Качества объекта политичекого властвования определяются
прежде всего политической культурой населения.
Понятие ресурсов власти. Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей
другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле
ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут
использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства ,
использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с
целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности
(деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на
внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия
(инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей,
высшей из которых обычно считается жизнь ( оружие, карательные органы в целом).
Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований
власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.
Структурные основания П.В. - законы, суд, госуд. аппарат, отряды принуждения,
партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры.
Руководствуясь антрополигическим принцпом, выделяют такие типы оснований П.В.
как страх, интерес, убеждение.
Виды власти. Особенности различных эл-в власти - субъекта , объекта, ресурсов -
могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее
содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с
ресурсами, на которых она основывается , на экономическую, социальную,
духовно-информационнцю, принудительную ( которую часто называют политической в
узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком,
собственном значении этого слова.
В зависимости от субъектов власть делится на госуданственню, партийную,
профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются
мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные
оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные центру орг-ции ( областные, районные и
т.п.) и микроуровень - власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна
классификация власти по функциям ее органов: например, законадательная,
испольнительная и судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и
объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.
Взаимодействие политической и других властей.
Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:
1. легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;
2. верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может
ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе
ликвидировать их;
3. публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что
политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая существует в
небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем
гражданам;
4. моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от
политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны.
В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых
собственником, социальных фондов и т.п.;
5. многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только
принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.
Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при командной
роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический же строй
предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в эк-ке -
наличие множества конкурирующих центров влияния , в политике - разделение власти
между гос-вом, партитями и группами интересов, а также самой гос-ой власти на
законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной сфере - доступность
образования, культурно-инф-ный плюрализм.
| |

|