Народная библиотека С т о л ы п и н с к а я а г р а р а я р е ф о р м а

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 



















Реферат на тему:


" С т о л ы п и н с к а я а г р а р а я р е ф о р м а "




студента 1 курса
группы МТ 11-22
Крылова Д.И.











М О С К В А , 1 9 9 5 год.






С О Д Е Р Ж А Н И Е :


Введение ............................................ 3

Глава 1
Восхождение по ступеням власти и программа П.А.Столыпина ... 4


Глава 2
Аграрная реформа ............................................ 7


Глава 3
Крах столыпинской аграрной политики и его причины ........... 11


Приложение .......................................... 13


Список литературы ................................... 14
















- 3 -





В В Е Д Е Н И Е.

Петр Аркадьевич Столыпин вошел в историю России как выдающийся
государственный деятель, крупный реформатор.
В начале 90-х гг. 19 в. в России начался промышленный подъем. Он
продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими
темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века дава-
ла почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выраже-
нии. По общему объему продукции тяжелой промышленности Россия вошла в
число первых стран мира.
Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение
ряда лет.
Оживление в промышленности сопровождалось бурным железнодорожным
строительством. Правительство верно оценило значение железных дорог
для будущего экономики и не жалело денег для расширения их сети. Доро-
ги связали богатые сырьем окраины с промышленными центрами, индустри-
альные города и земледельческие губернии - с морскими портами.
Главной причиной промышленного подъема 90-х гг. явилась экономи-
ческая политика правительства, одной из составных частей которой стало
установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновре-
менно устранение препядствий на пути проникновения в страну иностран-
ный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов должны были изба-
вить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и
тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные
деньги. В экономической политике царизма конца 19 - начала 20 вв., бы-
ло немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции
на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников. Об
этом свидетельствует промышленный взлет 90-х гг. Однако, эта политика
оставалась внутренне противоречивой. И не только потому,что в ней пре-
обладали административные меры и недооценивалось значение частного
предпринимательства. Главное заключалось в том, что самому курсу пра-
вительства не хватало сбаллансированности между потребностями промыш-
ленности и сельского хозяйства.
Несбаллансированность хозяйства стала одной из причин экономичес-

- 4 -

кого кризиса начала 20 столетия. Начавшееся в 1900 г. сокращение про-
мышленного производства было вызвано относительно слабым развитием ры-
ночных отношений в сельском хозяйстве. Аграрная реформа Столыпина ста-
ла естественным продолжением правительственного курса именно этого пе-
риода. Логика самой экономической политики делала неизбежной попытку
ускорить капиталистическое развитие деревни. А такая попытка и соста-
вила содержание столыпинской реформы.


В О С Х О Ж Д Е Н И Е П О С Т У П Е Н Я М В Л А С Т И И

П Р О Г Р А М М А П.А.С Т О Л Ы П И Н А .


П.А.Столыпин пришел к власти в переломный момент, когда в правя-
щих кругах происходил пересмотр политического курса, определяемого
термином "цезаризм". Курс этот представлял собой попытку царизма укре-
пить свою социальную опору, расшатанную революцией, сделав ставку на
крестьянство.
Законопроект о принудительном отчуждении части помещечьих земель
был впервые предложен не Думой, а правительством, еще до созыва Думы.
Его разработал по прямому заданию Витте главный управляющий землеуст-
ройством и земледелием Н.Н.Кутлер, назвав " Проектом закона о мерах к
расширению и улучшению крестьянского землевладения ". Судьба законоп-
роекта Кутлера, как и его самого, была уже предрешена. Кутлер получил
отставку.
Избранная Дума оказалась без единого правого, иначе говоря, она
оказалась наполовину левой, а ее центром стали кадеты с программой
принудительного отчуждения - аграрного курса, отвергнутого царем. Это
было первое противоречие. Второе оказалось еще более серьезным: трудо-
вики, крестьяне, в свою очередь, отвергли свой собственный (проект
104-х), содержание которого сводилось к конфискации помещечьих земель
и национализации всей земли.
В этой ситуации на политическую авансцену вышел П.А.Столыпин.
Столыпин был назначен министром внутренних дел 26 апреля 1906 го-
да. Депутаты первой Думы были приняты царем на другой день - 27 апре-
ля. Ему было доверено проложить политический курс в новых, совершенно
непривычных для царизма исторических условиях - обеспечить сожительст-

- 5 -

во самодержавия с "народным представительством". Очень скоро Столыпин
занял пост председателя совета министров. Роспуск первой Думы и его
назначение произошли день в день - 8 июля 1906 года.
Служебный путь, проделанный Столыпиным в провинции, был совершенно
ординарным, ничем не отличавшимся от карьеры других чиновников, став-
ших губернаторами. Столыпин происходил из древнего дворянского рода,
который впервые упоминается в 16 веке.
В 1884 году в возрасте 22 лет П.А.Столыпин окончил естественный
факультет Петербургского Университета и сразу поступил на службу в Ми-
нистерство внутренних дел. Через два года перешел в ведомство земледе-
лия и государственных имуществ, но затем снова вернулся, и на этот раз
окончательно, в министерство, где начал служебный путь. Сперва он был
назначен уездным предводителем дворянства, а в 1899 году - губернато-
ром в той же губернии. В 1902 году В.К.Плеве назначил его исполняющим
должность гродненского губернатора. В 1903 году Столыпин стал сара-
товским губернатором. Это было, безусловно актом высокого доверия со
стороны всесильного Министерства внутренних дел - пост слыл трудным,
ибо губерния считалась "красной", и именно из Саратова Столыпин перее-
хал в Петербург.
Период первых двух Дум был временем бурного восхождения Столыпина,
утверждение его авторитета в "верхах". Правящие круги, и прежде всего
Николай 2, считали Столыпина тем сильным человеком, который сможет
"успокоить" страну.
Дума оказалась в центре главных забот Столыпина. Было очевидно,
что правительству и помещикам с ней не ужиться: аграрная программа
трудовиков ставила под сомнение само существование режима. Дума была
обречена и 8 июля 1906 года была распущена. Именно с этого момента на-
чинается стремительный взлет Столыпина. Взятый им курс в аграрном
вопросе, жестокое подавление революции подняли его престиж при дворе и
во влиятельнейших дворянских кругах. Еще более выше поднялся он после
покушения, совершенного эсерами-максималистами 12 августа 1906 года.
Хотя Столыпин не пострадал, ответная реакция власти была более чем
жестокой.
В местностях,объявленных на военном положении и положении чрезвы-
чайной охраны, вводились военно-полевые ("скорорешительные") суды. На-
чалась вакханалия смертных приговоров и виселиц.
Вторая Государственная Дума была избрана Столыпиным как испыта-
тельный полигон для будущего бонопартистского курса. Уже с первых дней

- 6 -

ее существования было ясно, что она обречена.
Вторая Дума начала свою работу 20 февраля 1907 года, уже 6 марта
Столыпин выступил перед ней с правительственной программой реформ, и
дал понять, что режим не намерен делиться своей властью с "народным
представительством". 10 марта Столыпин выступил с изложением прави-
тельственной концепции разрешения аграрного вопроса.
Сомнения не было, что вторая Дума вскоре прекратит свое существо-
вание. Не было только предлога: его искали и вскоре нашли. С помощью
двух правокаторов было состряпано обвинение социал-демократической
фракции второй Думы в подготовке ее военного заговора.
Новый этап в деятельности Столыпина был открыт манифестом 3 июня
1907 года о роспуске второй Думы.
Акт 3 июня был справедливо назван государственным переворотом, он
был совершен в нарушение манифеста 17 октября 1905 года и основных за-
конов 1906 года, согласно которым ни один закон не мог быть принят без
санкции Государственной Думы.
Новый избирательный закон, обнародованный также 3 июня 1907 года,
делал откровенную ставку на помещиков и крупную буржуазию. С этой
целью закон резко увеличивал от курии землевладельцев, получивших 50 %
мест. Очень ловкий ход был сделан правительством против кадетов в
пользу октябристов: городская курия была разделена на два разряда на
основе имущественного ценза.
В третьей Государственной Думе скопилось два большинства. При го-
лосовании за явно консервативные проекты фракция октябристов (154 де-
путата) голосовала вместе с фракциями правых и националистов (147 депу-
татов), а при голосовании за проекты реформ буржуазного характера те
же октябристы объединялись с кадетами и примыкавшими к ним фракциями.
Существование двух блоков в Думе позволяло Столыпину проводить полити-
ку лавирования между помещиками и крупной буржуазией.
Создание третьеиюньской системы, которую олицетворяла третья Ду-
ма, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России в
буржуазную монархию (первым шагом была реформа 1861 года).
Социально-политический смысл сводится к тому, что цезаризм был
окончательно перечеркнут: Дума "крестьянская" превратилась в Думу
"господскую".
16 ноября 1907 года, спустя две недели после начата работы треть-
ей Думы, Столыпин выступил перед ней с правительственной декларацией.
Первой и основной задачей правительства являются не "реформы", а борь-

- 7 -

ба с революцией.
Второй центральной задачей правительства Столыпин объявил прове-
дение аграрного закона 9 ноября 1906 года, являющегося "коренной
мыслью теперешнего правительства...".
Из "реформ" были обещаны реформы местного самоуправления, просве-
щения, страхования рабочих и др.


А Г Р А Р Н А Я Р Е Ф О Р М А


Столыпин, будучи помещиком, предводителем губернского дворянства,
знал и понимал интересы помещиков; на посту губернатора в период рево-
люции видел восставших крестьян, поэтому для него аграрный вопрос не
был отвлеченным понятием.
Суть реформ: проведение под самодержавие прочного фундамента и
продвижение по пути промышленного, а следовательно, капиталистического
развития. Ядро реформ - аграрная политика.
Аграрная реформа была главным и любимым детищем Столыпина. Целей
у реформы было несколько: социально-политическая - создать в деревне
прочную опору для самодержавия из крепких собственников, отколов их от
основной массы крестьянства и противопоставив их ей; крепкие хозяйства
должны были стать препядствием на пути нарастания революции в деревне;
социально-экономическая - разрушить общину , насадить частные хозяйс-
тва в виде отрубов и хуторов, а избыток рабочей силы направить в го-
род, где ее поглотит растущая промышленность; экономическая - обеспе-
чить подъем сельского хозяйства и дальнейшую индустриализацию страны с
тем, чтобы ликвидировать отставание от передовых держав.
Первый шаг в этом направлении был сделан в 1861 году. Тогда аг-
рарный вопрос решался за счет крестьян, которые платили помещикам и за
землю, и за волю. Аграрное законодательство 1906-1910 годов являлось
вторым шагом, при этом правительство, чтобы упрочить свою власть и
власть помещиков, снова пыталось решить аграрный вопрос за счет
крестьянства.
Новая аграрная политика проводилась на основе указа 9 ноября 1906
года. Этот указ был главным делом жизни Столыпина. Это был символ ве-
ры, великая и последняя надежда, одержимость, его настоящее и будущее
- великое, если реформа удастся; катастрофическое, если ее ждет про-

- 8 -

вал. И Столыпин это осознавал.
Обсуждение указа 9 ноября 1906 года началось в Думе 23 октября
1908 года, т.е. спустя два года после того, как он вошел в жизнь. В
общей сложности обсуждение его шло более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными поправками
поступил на обсуждение Государственного Совета и так же был принят,
после чего по дате его утверждения царем стал именоваться законом 14
июня 1910 года. По своему содержанию это был, безусловно, либеральный
буржуазный закон, способствующий развитию капитализма в деревне и,
следовательно, прогрессивный.
Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении кресть-
ян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом слу-
чае выделяла выходящему землю в собственное владение. При этом указ
предусматривал привилегии для зажиточных крестьян с целью побудить их
к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали "в собс-
твенность отдельных домохозяев" все земли, "состоящие в его постоянном
пользовании". Это означало, что выходцы из общины получали и излишки
сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних
24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесп-
латно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкуп-
ным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз,
то и это было выгодно зажиточным выходцам.
Общины, в которых с момента перехода крестьян на выкуп не было
переделов, признавались механически перешедшими к частной собственнос-
ти отдельных домохозяев. Для юридического оформления права собствен-
ности на свой участок крестьянам таких общин достаточно было подать
заявление в землеустроительную комиссию, которая оформляла документы
на фактически находившийся в их владении, собственность домохозяина.
Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым упрощением
процедуры выхода из общины.
В 1906 году были приняты и "Временные правила" о землеустройстве
крестьян, ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 года.
Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона, пре-
доставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять от-
дельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если ко-
миссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины.
Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных
споров. Такое право открывало путь к произволу комиссий.

- 9 -

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и
удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи кресть-
янам с целью ослабления земельной тесноты. На деле эта земля покупа-
лась в основном кулаками, получившими таким образом дополнительные
возможности для расширения хозяйства.
Правительство Столыпина привело и серию новых законов о переселе-
нии крестьян на окраины. Возможности широкого развития переселения бы-
ли заложены уже в законе 6 июня 1904 года. Этот закон вводил свободу
переселения без льгот, а правительству давалось право принимать реше-
ния об открытии свободного льготного переселения из отдельных местнос-
тей империи, "выселение из которых признавалось особо желательным".
Впервые закон по льготному переселению был применен в 1905 году: пра-
вительство "открыло" переселение из Полтавской и Харьковской губерний,
где крестьянское движение было особенно широким.
В целом серия законов 1906-1912 гг. носила буржуазный характер.
Отменялось средневековое надельное землевладение крестьян, разрешался
выход из общины, продажа земель, свободное переселение в города и на
окраины, отменялись выкупные платежи, телесные наказания, некоторые
правовые ограничения.
Одновременно с изданием новых аграрных законов правительство при-
нимает меры к насильственному разрушению общины, не надеясь полностью
на действие экономических факторов. Сразу после 9 ноября 1906 года
весь государственный аппарат приводится в движение путем издания самых
категорических циркуляров и приказов, а так же путем репрессий против
тех, кто не слишком энергично проводит их в жизнь.
Практика реформы показала , что крестьянство в своей массе было
настроено против выдела из общины - по крайней мере в большинстве
местностей. Обследование настроений крестьян Вольно-экономическим об-
ществом показало, что в центральных губерниях крестьяне отрицательно
относились к выделу из общины (89 отрицательных показателей в анкетах
против 7 положительных). Многие крестьянские корреспонденты писали,
что указ 9 ноября преследует цель разорить массу крестьян, чтобы нажи-
лись на этом немногие.
В сложившейся обстановке для правительства единственным путем
проведения реформы был путь насилия над основной крестьянкой массой.
Конкретные способы насилия были самые разнообразные - от запугивания
сельских сходов до составления фиктивных приговоров, от отмены решений
сходов земским начальником до вынесения постановлений уездными земле-

- 10 -

устроительными комиссиями о выделении домохозяев, от применения поли-
цейской силы для получения "согласия" сходов до высылки противников
выдела.
Всеми правдами и неправдами к 1916 году из общин было выделено
2478 тыс. домохозяев, или 26% общинников, заявления же были поданы от
3374 тыс. домохозяев, или от 35% общинников. Таким образом, правитель-
ству не улалось добиться своей цели и выделить из общины хотя бы боль-
шинство домохозяев*. Именно это и определило крах столыпинской рефор-
мы.
Выделялись из общины в основном беднейшие крестьяне и кулаки.
Первые продавали землю и переселялись в город или на окраины, кулаки
же, как правило, выходили, чтобы закрепить излишки и "округлить" свои
участки за счет бедняцких земель. Они легко находили способы скупать
более 6 душевых наделов. Из 2 млн. выделившихся дворов продали свои
наделы 1,2 млн., или около 60%.
Помещики стремились территориально отделить кулаков от сельского
общества, и с этой целью усиленно насаждались хутора и отруба. На ссу-
ды хуторянам и на агрономическую помощь единоличным хозяйствам было
ассигновано более 60 млн. рублей.
Особую роль в годы столыпинской реформы сыграл Крестьянский позе-
мельный банк. Банк был создан в 1882 году для посреднических операций
при продаже помещичьей земли крестьянам. Кроме того, банк настаивал на
развертывании и тех земель, которые уже были проданы товариществам, но
не были еще полностью оплачены.
Для хуторян были введены дополнительные льготы - им ссуда выдава-
лась на полную стоимость земли. На землях банка было создано в
1907-1916 гг. 280 тыс. хуторов и отрубов.
Среди выделенных хуторян зажиточных хозяйств было около 60%, а
среди отрубщиков - 20%, что составляло почти 0,5 млн. дворов. Таким
образом, правительству не удалось решить и проблему изоляции кулаков
от общин, поскольку в общинах кулацкая прослойка составляла более 1,5
млн дворов, хотя был сделан значительный шаг в укреплении и расширении
кулацкой прослойки в деревне.
Заселение окраин, развитие капитализма вширь, безусловно, имело
прогрессивное значение. Но стремление выселить как можно большее число
беспокойных крестьян привело к огромным недостаткам в организации пе-
реезда переселенцев и отвода им земель. Не хватало поездов, недостава-
ло участков, мало отпускалось денег на выдачу ссуд. Многие переселенцы

- 11 -

оказывались в Сибири неустроенными, часть из них шли батрачить к сто-
рожилам, другие возвращались на родину.
Но правительству не удалось достигнуть поставленной ими цели -
уменьшить малоземелье за счет переселения. В среднем в Сибири оседало
около 300 тыс. переселенцев в год, а естественный прирост составлял в
Европейской России более 2 млн. крестьян в год, т.е. малоземелье пос-
тоянно увеличивалось.

К Р А Х С Т О Л Ы П И Н С К О Й А Г Р А Р Н О Й

П О Л И Т И К И И Е Г О П Р И Ч И Н Ы.

Всего 8 лет проводилась аграрная реформа, а с началом войны она
была осложнена - и, как оказалось, навсегда. Столыпин просил для пол-
ного реформирования 20 лет покоя, но эти 8 лет были далеко не спокой-
ными. Однако не кратность периода и не смерть автора реформы, убитого
в 1911 году рукой агента охранки в киевском театре, были причиной кра-
ха всего предприятия. Главные цели далеко не были выполнены. Введение
частной подворной собственности на землю вместо общинной удалось ввес-
ти только у четверти общинников. Не удалось и территориально оторвать
от "мира" зажиточных хозяев, т.к. на хуторских и отрубных участках по-
селялись менее половины кулаков. Переселение на окраины так же не уда-
лось организовать в таких размерах, которые смогли бы существенно пов-
лиять на ликвидацию земельной тесноты в центре. Все это предвещало
крах реформы еще до начала войны, хотя ее костер продолжал тлеть, под-
держиваемый огромным чиновничьим аппаратом во главе с энергичным при-
емником Столыпина - главным управляющим землеустройством и земледелием
А.В.Кривошеиным.
Причин краха реформ было несколько: противодействие крестьянс-
тва, недостаток выделяемых средств на землеустройство и переселение,
плохая организация землеустроительных работ, подъем рабочего движения
в 1910-1914 гг. Но главной причиной было сопротивление крестьянства
проведению новой аграрной политики.






- 12 -



И Т О Г И А Г Р А Р Н О Й Р Е Ф О Р М Ы .

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ:

- из общины выделилось до четверти хозяйств, усилилось расслоение
деревни, сельская верхушка давала до половины рыночного хлеба,
- из Европейской России переселилось 3 млн. хозяйств,
- 4 млн. десятин общинных земель были вовлечены в рыночный оборот,
- стоимость с/х орудий увеличилась с 59 до 83 руб. на один двор,
- потребление суперфосфатных удобрений выросло с 8 до 20 млн. пу-
дов,
- за 1890-1913 гг. доход на душу сельского населения вырос с 22
до 33 руб. в год,

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ:

- от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохра-
нили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хо-
зяйства общинников,
- вернулось назад в Центральную Россию 0,5 млн. переселенцев,
- на крестьянский двор приходилось 2-4 десятины, при норме 7-8
десятин,
- основное с/х орудие - соха (8 млн. штук), 58% хозяйств не имели
плугов,
- минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей,
- в 1911-1912 гг. страну поразил голод, охвативший 30 млн. чело-
век.
* * *

Крах столыпинской реформы не означал, что она не имела серьезного
значения. Она была крупным шагом по капиталистическому пути, способс-
твовала в определенной мере росту применения машин, удобрений, увели-
чению товарности с/х.




- 13 -



П Р И Л О Ж Е Н И Е

* Данные о выделе общин по годам:
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
годы 2 число заявлений число домохо- число заявле- число домо-2
2 об укреплении зяев, вышед- ний о выда- хозяев, по-2
2 земли собствен- ших из общины че завери- лучивших у-2
2 ность (в тыс.) (в тыс.) тельных актов достовери-2
2 на основе за- тельные акты2
2 кона 14 июня (в тыс.) 2
2 1910 года ( в 2
2 тыс.) 2
\\\\\\2\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\2
1907 2 211.9 48.3 Далее

- - 2
2 2
1908 2 840.0 508.3 - - 2
2 2
1909 2 649.9 579.4 - - 2
2 2
1910 2 341.9 342.2 53.8 8.2 2
2 2
1911 2 242.3 145.6 252.2 167.3 2
2 2
1912 2 152.4 122.3 117.5 108.7 2
2 2
1913 2 160.3 134.6 102.2 97.8 2
2 2
1914 2 120.3 97.9 68.0 65.3 2
2 2
1915 2 36.5 29.9 24.3 22.5 2
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
ИТОГО 2 2755.6 2008.4 618.0 469.8 2
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

История СССР,1861-1917/В.Г.Тюкавкин, В.А.Корнилов и др.- М, 1989 г.


- 14 -


С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. Аврех А.Я. П.А.Столыпин и судьбы реформ в России.- М.,1991 г.

2. История Отечества/Кулешов С.В. и др.- М.,1991 г.

3. История Отечества: люди, идеи, решения.Очерки истории России
19 - начала 20 вв./сост.:С.В.Мироненко.-М.,1991 г.

4. История СССР, 1861-1917 гг./под ред. В.Г.Тюкавкина - М.,1989 г.

5. Козарезов В.В. О Петре Аркадьевиче Столыпине. - М.,1991 г.

6. Островский И.В. П.А.Столыпин и его время. - Новосибирск,1992 г.

 

 

Hosted by uCoz