| |
ртийной гвардией, он вы-
нужден был провозгласить курс на обновление социализма с его
ведущей и направляющей силой - КПСС. Поначалу, в апреле, когда
народ скорбил по поводу алкогольной кампании, начались кадровые
перестановки. Один за другим отправлялись на заслуженный отдых
партийные вожди областей и республик. Чисткой аппарата руково-
дил теперь уже подзабытый Егор Кузьмич Лигачев, и за два года
справился со своей задачей - рассадил преданных людей на все
ключевые посты.
На этом все партийные "перестройки" до Горбачева, как пра-
вило, заканчивались, но влияние Лигачева в партии возросло нас-
только, что генсек почувствовал дыхание конкурента в затылок. И
не успела новая номенклатура припасть к кормушке, как Горбачев
объявил о том, что перестройка продолжается.
Однако "свалить" Лигачева на партийной арене оказалось не
так-то просто, и Горбачеву в конце концов пришлось создавать
альтернативные структуры в виде Верховного Совета и Съезда на-
родных депутатов, чтобы держать аппаратчиков в постоянном нап-
ряжении. В сидении на двух стульях сразу Горбачев нашел для се-
бя несомненную пользу: партократов всегда можно было припугнуть
демократами, а демократов - славой КПСС.
Наконец, на XVIII Съезде задача-максимум была выполнена:
Горбачев окончательно подмял под себя партаппарат, который даже
смирился с переходом к рынку и потерей европейских колоний. Но
оказалось, что борьба за власть не закончена, напротив - всту-
пает в новую стадию. Инициативу теперь перехватили демократы во
главе с Б.Н.Ельциным.
.
- 18 -
Ельцин как Президент.
Существуют, видимо, несколько типов, моделей поведения
"первого лица" государства. "Вождь" знает, как надо, и ведет
народ к новым и новым свершениям. "Патрон" заботится о том,
чтобы все члены большой семьи-государства были довольны, сыты и
друг друга не обижали."Аарбитр" следит за соответствием всех
проявлений жизни писаным и неписанным законам. И т. д.
Первая, "бунтарская", часть политической карьеры Ельцина,
казалось, закончилась 29 мая 1990 года, когда он был избран
председателем Верховного Совета России. Впрочем, трудно было
ожидать, что в новой роли он напрочь откажется от прежних поли-
тических привычек. Став через год президентом, Ельцин вскоре
продемонстрировал, что намерен сочетать в своей деятельности
все три модели поведения. Наверное, харизматический лидер так и
должен был себя вести, именно этого и ждали его приверженцы.
Осознавая себя внепартийным, выражающим интересы целого
народа президентом, Ельцин поневоле стремится держаться за все
рычаги власти, не довольствуясь ролью главы ее исполнительной
ветви. Этим, по-видимому, и обусловлен стиль поведения прези-
дента, который аналитики именуют "конфронтационным". Конфронта-
ция заложена в том, что Ельцин все время стремится действовать
в системе простейшей, привычной ему с 1987 года схемы: массы и
лидер. Советы, Конституционный суд и кто бы то ни было еще,
претендующий на самостоятельную политическую роль, т. е. на вы-
ражение части "застолбленных" президентом народных интересов,
неизбежно рискуют быть объявленными "реакционными", "утративши-
ми доверие" и т. п.
Одним из самых трудных, однако, испытаний, ожидавших Ель-
цина на посту президента, стало другое - сочетание лозунгов
"ДемРоссии" с императивом российской державности. На первых по-
рах Ельцин, как я помню, "раздавал" суверенитеты "каждому по
способностям", но обещал сберечь единство России. Но ведь
единство подлинной, исторической России, существовавшей с 1922
года под псевдонимом "СССР", было разрушено в Беловежской пуще.
Неясно, был ли Ельцин инициатором беловежских соглашений; каким
именно виделось ему тогда СНГ и т. д. Но сам факт участия в уп-
- 19 -
разднении СССР стал, пожалуй, самым крупным и драматическим со-
бытием политической биографии Ельцина. А когда в внутри РФ Чеч-
ня взяла "слишком много" суверенитета, Ельцин попробовал вме-
шаться, но безуспешно. Теперь, когда почти все российские авто-
номии обзавелись собственными президентами и конституциями,
Ельцину, возможно, и хотелось бы снова оказаться единственным
президентом в своей стране, но не совсем ясно, как это сделать.
А Конституция написана уже и в Вятке, пишется в Туле ...
Некоторое время назад Ельцин вдруг объявил, что он "нацио-
налист" (конечно, в смысле приверженности национальной идее).
Но следует все же признать, что внутрироссийская региональная
политика остается пока одним из самых слабых мест администрации
Ельцина.
***
.
- 20 -
Анализ либеральных и других движений.
Почему не успев народиться, демократия уступает место ав-
торитарному президентскому режиму и происходит "перестройка пе-
рестройки"?
Во-первых, демократия, в отличие от "демократизации",
предполагает определенный тип общественных отношений, и опыт
мировой истории это подтверждает. Прежде всего, демократия тре-
бует, чтобы в обществе друг другу противостояли свободные и
равные собственники, которые наделены всеми гражданскими права-
ми . Из этих предпосылок демократии у нас наличествует в лучшем
случае лишь одна - формальное равенство. Но равенство людей
несвободных (вспомните про паспортный режим, прописку, лимиты,
визитки и талоны), практически лишенных собственности. На такой
почве демократизация неизбежно ведет не к демократии, а к ох-
лократии, к власти толпы, а не народа. Если бы экономическая
реформа продвигалась хотя бы вровень с демократизацией!.. Но
этого не получилось, а посему складывающиеся политические формы
и институты были лишены адекватного демократического содержания
и работали не столько на укрепление, сколько на дискредитацию
демократии.
Естественное и закономерное размежевание в стане демокра-
тических сил, начавшееся буквально сразу после того, как им
удалось решить свою первую задачу - потеснить у кормила власти
партийную номенклатуру, отнюдь не укрепило шансы демократичес-
кой перестройки. Пока демократы выступали "против" власть пре-
держащих, набирали очки в предвыборных кампаниях, они были еди-
ны. На как только перед ними стал вопрос о позитивной программе
действий, в лагере победителей начались разногласия. Обнаружи-
лось, что наиболее организованное, опирающееся на мощную систе-
мы органов массовой информации крыло демократов, стоит на пра-
волиберальных, пробуржуазных позициях. Более умеренные, но так
же либеральные в целом позиции занимает центристский блок. Су-
ществует также альтернативный им блок - "Левая демократия". В
него вошли некоторые малочисленные партии и движения социалис-
тической ориентации.
В таком размежевании нет ничего неожиданного: понятно, что
- 21 -
интересы будущих предпринимателей, будущих средних слоев и бу-
дущих наемных рабочих по мере развития рыночных структур, мягко
говоря, не могут быть во всем одинаковы. Понятно и то, что рас-
полагая несравненно лучшей материальной и пропагандистской ба-
зой, а так же искушенными идеологами, талантливыми публицистами
и умелыми ораторами, либералы завладели не только общественным
вниманием, но и определенным политическими рычагами.
Разумеется, и в стане советских либералов имеются свои
проблемы и разногласия. Однако расхождения во взглядах между
представителями либерального лагеря не очень существенны. Глав-
ное для них - категорическое неприятие не только административ-
но-командной системы, но и "гуманного, демократического социа-
лизма". По общему мнению либералов, последний несовместим с
принципами свободы личности, неприкосновенности частной собс-
твенности, политического плюрализма.
Гораздо серьезнее расхождения между либералами и другими
нарождающимися движениями - в первую очередь новым рабочим дви-
жением. В 1990 году была образована Федерация независимых проф-
союзов России, укрепил свои позиции Соцпроф. Состоялся Второй
съезд шахтеров, объявивший о создании нового горняцкого профсо-
юза; аналогичные шаги предприняты рабочими в ряде других отрас-
лей промышленности. Прошел 1 Всесоюзный съезд советов трудовых
коллективов и рабочих комитетов, который выразил готовность
разделить ответственность за ход экономических преобразований в
стране, не допустить бесконтрольной распродажи государственной
собственности, превращения и прежде всесильных министерств в
новые монополистические объединения: концерны и ассоцации (что
в настоящее время и происходит).
Все активнее выступали другие массовые демократические
движения - экологисты ("зеленые"), Федерация обществ потребите-
лей, молодежные, женские организации. Однако все они так и не
стали главными действующими лицами политического процесса, не
смогли переломить его инерцию. на деле победой демократов над
КПСС воспользовались лишь либералы, развернувшие отчаянную
борьбу против коммунистов-реформаторов.
Однако борьба эта, если вынести за скобки события в При-
балтике, где центру противостоял даже не национал-либерализм, а
коалиция национал-либеральных и национал-социалистических сил,
- 22 -
- в целом отнюдь не является борьбой на уничтожение. Ибо рефор-
маторы в центре, во главе которых стоит Президент СССР, за пос-
ледний год сделали значительный шаг в сторону отказа от прежних
идеологических фетишей.
***
.
- 23 -
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Кризис политической системы: необходимость компромисса.
Борьба на политической арене страны шла главным образом
вокруг двух пунктов (на мой взгляд эта борьба продолжается и по
сей день). Первый - общий сценарий развития перестройки. Будет
ли это постепенное врастание сложившихся структур управления в
рыночное хозяйство и введение государственно-бюрократического
капитализма "сверху"? Или же, напротив, ликвидация этих струк-
тур и стихийное формирование капитализма "снизу"?
Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо
непопулярных мер, то ответственность за их принятие и все свя-
занные с ними издержки возлагаются, как правило, на политичес-
ких противников. Чаще всего в роли "козла отпущения" выступал
Центр. Это проявлялось, например, в ходе политического сканда-
ла, который разразился в Верховном Совете России, когда союзное
правительство обнародовало решение о введении договорных цен на
ряд товаров (в ноябре 1990 года). а между тем это решение было
согласовано и с Б.Н.Ельциным, и с И.С.Силаевым. Известны и об-
ратные случаи, когда Центр сам находил "козла": введенный по
указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из
кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее
миллиарда (931.5 млн.) рублей, "свалили" на Совет Министров
РСФСР.
К концу 1990 года установилась патовая ситуация: ни комму-
нисты-реформаторы, ни либералы уже не могли, каждые в отдель-
ности, добиться позитивных сдвигов в экономике, политике, соци-
альной сфере. Главное - они не могли поодиночке противостоять
угрозе всеобщей анархии. Первые - потому что в значительной
степени утратили поддержку народа, вторые - потому что после
своих первых побед успели подрастерять многих своих привержен-
цев.
Понимание необходимости политического компромисса наблюда-
лось как в одном, так и в другом лагере. Коммунисты-реформаторы
(и даже коммунисты-консерваторы в лице ЦК КП РСФСР) в своих до-
кументах второй половины 1990 года призывали к гражданскому
согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "соци-
- 24 -
алистической ориентации", но пойти на союз со всеми демократи-
ческими партиями и движениями. Их оппоненты, хлебнув лиха в ре-
шении практических вопросов, с которыми они столкнулись, придя
к власти на местном, а кое-где и на республиканском уровне, по-
хоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея комп-
ромисса с частью аппарата и центром и создания сильной исполни-
тельной власти - такой, например, лейтмотив декабрьской прог-
раммной статьи Г.Х.Попова, озаглавленной не без претензии: "Что
делать?". ("Огонек", 1990, NN 50,51). Идея гражданского согла-
сия путем приостановки действия иди полного роспуска всех поли-
тических партий стала к концу 1990 года популярной и замелькала
на разных флангах либерально-демократического движения. Об этом
говорили и А.А.Собчак, и лидер либерально-демократической пар-
тии России В.В.Жириновский. Либералы, по всей видимости, поня-
ли, что их время истекает, так и не начавшись.
Роза политических ветров перестройки изменилась в очеред-
ной раз. Разразился острейший кризис сложившейся политической
системы. Провозгласив лозунг "Вся власть - Советам!", реформа-
торы даже не задумывались над тем, что Советы, которые переста-
ли быть приводными ремнями КПСС, не в состоянии организовать
нормальный процесс политического развития. Пресса КПСС остро
критиковала "некомпетентных демократов", не умеющих наладить
работу тех Советов, в которых им принадлежит большинство. "Не-
компетентные демократы" кивали на "саботаж" со стороны прежней
правящей касты - аппарата исполнительной власти, мафиозных
структур. Однако суть дела глубже. Политический кризис конца
1990 года - результат не столько некомпетентности или саботажа,
сколько отжившего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась искать собственный вы-
ход из этого кризиса. Болезненнее всего на него реагировали
"государственные сословия" - те слои, само существование кото-
рых было поставлено сейчас на карту. Они все энергичнее подтал-
кивали Президента и Верховный Совет СССР к установлении, авто-
ритарного президентского режима при номинальной советской влас-
ти. Горбачев, хотя и не без колебаний, вынужден был идти на
это. он нуждался в поддержке, но получить же ее было ниоткуда
больше не мог : КПСС утратила мобилизационные способности, а с
либералами сотрудничество не сложилось - сказалась инерция
- 25 -
конфронтации.
Впрочем, если бы оно и сложилось - авторитарной трансфор-
мации режима едва ли удалось избежать. Ибо либералы - во всяком
случае, те из них, кто делает погоду на политическом небоскло-
не, рассматривали ( и рассматривают) усиление исполнительной
власти, авторитарные методы перехода к рыночному хозяйству как
нечто долговременное, а не как временную тактическую меру, поэ-
тому, строго говоря, не только демократами, но и либералами они
являлись разве что в кавычках. Достаточно было прочесть проект
Конституции России, чтобы увидеть: тоталитарный режим предпола-
гается заменить не всеобщей демократией, но авторитарной
властью. При этом, однако, в отличие от коммунистов-реформато-
ров, либералы нацеливались (и нацеливаются) на изменение фунда-
мента политической системы, на трансформацию советской власти в
парламентскую республику.
И все же определенный шанс предотвратить окончательную
"авторитаризацию" перестройки еще имеется. Превращение подлинно
демократических движений во влиятельную политическую силу, в
"четвертый вектор" преобразований (наряду с консерваторами, ре-
форматорами и либералами) может существенно изменить политичес-
кую погоду. Даже авторитарный президентский режим нуждается в
легитимности и социальной базе. Поэтому демократические движе-
ния добиваются того, чтобы осуществлялся не бюрократический и
не анархический вариант капиталистического развития. Крайне
важно обеспечить участие общественных организаций трудящихся в
решении всех практических вопросов перехода к рынку, включая
разгосударствление и частичную приватизацию государственной
собственности.
Не реформаторы и не либералы, а только демократические,
самодеятельные общественные организации трудящихся могут восп-
репятствовать замыслам консервативных сил, которые пытаются
спровоцировать народный бунт против грядущего рынка, антирыноч-
ную, тоталитарную контрреволюцию. Для этого, однако, всем об-
щественно-политическим, потребительским, культурно-просвети-
тельным, профсоюзным и иным организациям необходимо сплотиться
в мощный блок демократического единства.
***
.
- 26 -
П Р И Л О Ж Е Н И Е.
Краткая хроника событий (1985-1991 г.г.)
————————————————————————————————————————————
1985
МАРТ: Смерть Константина Черненко. Назначение Михаила Горбачева
Генеральным секретарем КПСС.
АПРЕЛЬ: На пленуме ЦК КПСС, позже названным "историческим",
впервые прозвучали слова "перестройка" и "ускорение". Начало
борьбы с пьянством и первых кадровых перемещений.
МАЙ: В речи, посвященной 40-летию Победы, Горбачев подчеркнул
вклад в нее Коммунистической партии во главе с Иосифом
Виссарионовичем Сталиным.
1986
ЯНВАРЬ: Впервые за последние десять лет генсек обратился к на-
роду по телевидению с новогодними поздравлениями лич-
но. Перестройка телевидения, возвращение "прикрытых"
передач.
ФЕВРАЛЬ-
-МАРТ: XXVII Съезд КПСС.
АПРЕЛЬ: Чернобыльская катастрофа.
ИЮЛЬ-
АВГУСТ: Закон об индивидуальной трудовой деятельности и
бурление вокруг него. ДЕКАБРЬ: Алма-Ата - первые волнения
на нацио-нальной почве. Возвращение Сахарова из Горь-
ковской ссылки.
1987
ЯНВАРЬ: На очередном пленуме Горбачев предупреждает: впереди еще
самый трудный этап перестройки.
- 27 -
МАЙ: Смена министра обороны в связи с прилетом Руста. Первые раз-
мышления о многомандатных выборах.
СЕНТЯБРЬ: Первый звонок: пропала зубная паста. Начало серии то-
тальных дефицитов.
ОКТЯБРЬ: Пленум ЦК снимает Ельцина. Выходит "Взгляд".
1988
ФЕВРАЛЬ: Начало вывода советских войск из Афганистана. Первая
кровь в Нагорном Карабахе.
МАРТ: Статья Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами".
ИЮНЬ-ИЮЛЬ: Первый конкурс "Московская красавица". Реабилитация
церкви. XIX партконференция - первое решение, принятое
не единогласно.
СЕНТЯБРЬ: Михаил Горбачев становится Председателем Верховного Со-
вета СССР.
1989
ЯНВАРЬ-
АПРЕЛЬ: Выборы Выборы в ВС СССР. Артем Тарасов - партвзносы с
трех миллионов.
АПРЕЛЬ: Кровавое воскресенье в Тбилиси. МАЙ: Первый Създ народ-
ных депутатов СССР.
ИЮНЬ: Первые забастовки шахтеров. ОКТЯБРЬ: Начало"откола" Вос-
точной Европы от СССР.
ДЕКАБРЬ: Второй Съезд народных депутатов СССР. Смерть Сахарова.
1990
ЯНВАРЬ-
МАРТ: Выборы в республиканские и местные Советы. Первые сто-
тысячные демонстрации в Москве. АНТ: неудачная попытка
торговли танками.
МАРТ: ВС Литвы принимает "Декларацию независимости". III Съезд
народных депутатов отменил 6 Статью Конституции СССР.
- 28 -
Введение поста Президента СССР.
МАЙ: Съезд народных депутатов России: избрание Бориса Ельцина
Председателем ВС РСФСР. Начало "войны законов" и "па-
рада суверенитетов".
ИЮНЬ: Российская партконференция: Полозков и Макашов.
ИЮЛЬ: XXVIII Съезд КПСС. Массовый выход из партии.
АВГУСТ: Вступил в силу Закон о печати.
СЕНТЯБРЬ: Особые полномочия для Президента.
ОКТЯБРЬ: Нобелевская премия для Президента. Продовольственная
помощь для народа. НОЯБРЬ: Программа "500 дней" нача-
лась, но быстро завершилась.
ДЕКАБРЬ: IV Съезд народных депутатов СССР. Отставка Шеварднад-
зе, инфаркт Николая Рыжкова. Избрание вице-президентом
Геннадия Янаева.
1991
ЯНВАРЬ: Трагедия в Литве. Новый премьер Валентин Павлов начина-
ет с обмена денег.
ФЕВРАЛЬ: Постановление о совместном патрулировании. Выступление
Бориса Ельцина. Митинг на Манежной площади.
17 МАРТА:Референдум сказал "да".
2 АПРЕЛЯ:Новые цены.
МАРТ-АПРЕЛЬ: Внеочередной Съезд народных депутатов РСФСР.
19 АВГУСТА: Победа демократии.
-----------------
"ВМ" 6 марта
О степени доверия москвичей различным органам власти:
Да 50/50 Нет Не знаю
Я Ф Я Ф Я Ф Я Ф
1. Президент СССР 28 19 20 24 39 47 13 10
2. Кабинет министров СССР -- 11 -- 18 -- 53 -- 18
3. ВС СССР 18 16 19 18 48 50 15 16
- 29 -
4. ВС РСФСР 47 40.5 24 26.5 16 19 13 15
5. МосСовет 34 41 21 23 30 26 15 10
-----------------
"МК" 23 февраля
Поголовье скота сократилось на 15%, к маю на 40%. Не засеяно 4
млн га озимых, не вспахано 13.5 млн га зяби. Остановлено 500
заводов и фабрик легкой промышленности. Павлов обещал повышение
цен на 60%.
-----------------
"МК" 18 апреля
Популярность политических лидеров:
октябрь апрель
+ ? - + ? -
М.С.Горбачев 61 25 24 34 21 45
В.С.Павлов 22 30 48 - - -
Б.Н.Ельцин 73 18 9 70 15 15
15 И.С.Силаев 55 34 11 - - -
----------------- "ъ" Рост потребительских цен с 1985 года:
1985 100%
1986 103%
1987 106%
1988 111%
1989 116%
1990 125%
1991янв 134%
1991фев 153%
1991март 176%
1991апр 300%
- 30 -
1991май 311%
1991июнь 348%
1991июль 410%
1991авг 493%
-------------------
"АиФ"
На территории СССР количество преступлений в 1990 по срав-
нению с 1989 возросло на 16.3%, достигнув 1.336 тыс., из них
тяжких более 250.000. Число преступлений против личности воз-
росло на 10% (умышленных убийств - 14.979 (15.4%), тяж ких те-
лесных повреждений - 39.673 (11.4%), изнасилований - 14.443
(2.7%). Количество имущественных преступлений увеличилось на
19.8%, квартирных краж - на 24.3%.
Раскрываемость преступлений - 45.4%. В 1990 году нераскры-
тыми осталось 684.739 преступлений, что на 25% больше, чем в
1989 г.
Количество зарегистрированных преступлений за январь-фев-
раль 1991 года увеличилось на 24%. Каждое второе убийство -
предумышленное. Уровень преступности молодежи в возрасте 14-17
лет в 1.5 раза выше, чем среди 25-28-летних.
----------------
"АиФ"
За январь-февраль 1991 г. 5%-налог составил сумму 931.5
млн. руб. Данные по республикам (млн. руб):
РСФСР - 582.2 Украина - 15.1 Белоруссия - 82.2 Узбекистан -
62.4 Казахстан - 66.5 Азербайджан - 7.3 Молдова - 55.9 Кыр-
гызстан - 36.4 Таджикистан - 4.2 Армения - 2.3 Туркмения -
17.0
----------------
"АиФ"
Средняя чистая зарплата - 220 руб (1989).
---------------
- 31 -
"АиФ"
На проведение референдума - 118.000.000 руб.
---------------
"АиФ"
Эмиссия денег в СССР:
1988 - 11.5 млрд. руб.
1989 - 18 млрд. руб.
1990 - 25 млрд. руб.
1991 - 50 млрд. руб.(по оценкам экономистов).
--------------
"РабТрибуна"
Итоги референдума:
76% - ДА
22% - НЕТ
2% - ?
Да:РСФСР- 71.3% Украина - 70.2% Белоруссия - 82.7% Узбекистан
- 93.7% Казахстан - 94.1% Азербайджан - 93.3% Таджикистан -
96.2% Киргизия - 94.6% Туркмения - 97.9%
.
- 32 -
Список используемой литературы:
1. Международный ежегодник: политика и экономика, 1991
2. "Московский комсомолец", выборочно 1990-1991
3. "Аргументы и факты", выборочно 1990-1991
4. "Перспективы", апрель 1991
5. "Деловые люди", октябрь 1990, январь 1991
6. Материалы XVII Съезда КПСС
7. "Страницы истории советского общества", 1989
8. Н. Верт "История Советского Государства"
| |
|