Народная библиотека ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ  ОРГАН ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ 3


		

 


дании Государственной
Думы большинством голосов от общего числа депутатов.
В соответствии с пунктом "г" статьи 83 Конституции
Российской Федерации кандидатура на должность Председателя
Центрального банка представляется Президентом России.
Государственной Думой назначается Председатель Центрального банка
Российской Федерации на срок, предусмотренный Законом РСФСР "О
Центральном банке РСФСР" и считается назначенным, если за него
проголосовало большинство от числа избранных депутатов
Государственной Думы. Освобождение от должности Председателя
Центрального Банка осуществляется после представления Президента
в Государственную Думу, в свою очередь, Государственная Дума
большинством голосов от числа избранных депутатов принимает
решение об его освобождении (статьи 158-161 Регламента).
Государственная Дума может вынести предложение о выдвижении
обвинения против Президента России для отрешения его от
должности, которое может быть внесено по инициативе не менее
одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы. В
предложении должны быть конкретные указания на признаки
преступления, которое вменяется в вину Президенту Российской
Федерации (ст.163 Регламента). В соответствии со статьей 164
Регламента предложение о выдвижении обвинения против Президента
направляется в Верховный Суд Российской Федерации для дачи
заключения о наличии в действиях Президента России признаков
преступления. Специально созданная комиссия проверяет
обоснованность выдвинутого против Президента Российской Федерации
обвинения и большинством голосов принимает заключение о наличии
фактических обстоятельств, положенных в основу предложения о
выдвижении обвинения. По итогам обсуждения двумя третями голосов
от общего числа депутатов палаты Государственная Дума принимает
постановление о выдвижении обвинения против Президента Российской
Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления для отрешения его от должности или об отказе в
выдвижении обвинения против Президента, которое является
окончательным и подлежит официальному опубликованию (ст.167
Регламента).
Согласно п."е" ст.103 в ведении Государственной Думы
находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении
амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии
приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция
Российской Федерации в лице Государственной Думы (п."о" ст.71).
Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем
принятия постановления большинством голосов от общего числа
депутатов Государственной Думы. Постановление об объявлении

- 11 -
амнистии, в соответствии со ст.169 Регламента, подписывается
Председателем Государственной Думы и подлежит официальному
опубликованию в течение трех дней.
В ст. 170 Регламента Государственной Думы утвержден порядок
рассмотрения внешнеполитических вопросов: "Государственная Дума
рассматривает внешнеполитические вопросы по собственной
инициативе, или в связи с обращением Президента Российской
Федерации, ибо по докладам и сообщениям Правительства Российской
Федерации и комитетов палаты."
В частности, Президент Российской Федерации в установленном
порядке вносит в Государственную Думу подлежащий ратификации
Международный договор Российской Федерации с проектом
федерального закона о его ратификации, пояснительной запиской и
другими необходимыми материалами.
В соответствии со ст.173 Регламента "Совет Государственной
Думы, исходя из содержания поступившего на рассмотрение договора,
определяет ответственный комитет по подготовке к его ратификации
Государственной Думой и направляет договор и проект федерального
закона о его ратификации с сопроводительными материалами на
заключение в соответствующий комитет. Пакет документов
одновременно направляется в Комитет Государственной Думы по
международным делам и (или) в Комитет по делам Содружества
Независимых Государств и связям с соотечественниками в
соответствии с их компетенцией.
Ответственный комитет направляет свое заключение в
Государственную Думу, а также направляются рекомендации других
комитетов, если они содержат предложение воздержаться от
ратификации или сопроводить ее оговорками. После чего
Государственная Дума принимает федеральный закон о ратификации
международного договора большинством голосов от общего числа
депутатов (ст.180 Регламента).
В соответствии со ст.183 Регламента "Государственная Дума
может в случае необходимости заключать с парламентами других
государств и с международными парламентскими организациями
соглашения о межпарламентском сотрудничестве".
Статьей 191 Регламента предусмотрено, что Комитет
Государственной Думы по международным делам и Комитет по делам
СНГ и связям с соотечественниками в соответствии с их
компетенцией совместно с другими комитетами Думы по профилю их
деятельности проводя при необходимости консультации с Президентом
России по вопросам назначения и отзыва дипломатических
представителей Российской Федерации в иностранных государствах и
международных организациях.
Согласно ст.194 Государственная Дума может обращаться в
Конституционный Суд Российской Федерации: с ходатайствами по
разрешению дел о соответствии Конституции Российской Федерации
нормативных актов Президента России, Совета Федерации,
Государственной Думы, Правительства, конституций республик,
уставов, а также законов и иных нормативных актов субъ ектов
Российской Федерации, международных договоров, не вступивших в
силу для Российской Федерации; с запросом о толковании
Конституции Российской Федерации и по другим вопросам,
относящимся к ведению Государственной Думы, предусмотренным в
ст.125 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со ст.104 Конституции Российской Федерации
Государственная Дума обладает правом законодательной инициативы.
Депутаты Государственной Думы вносят на рассмотрение:

- 12 -
законопроекты и поправки к ним; законодательные предложения о
разработке и принятии новых федеральных конституционных законов и
федеральных законов; законопроекты о внесении изменений и
дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы
РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Внесению законопроекта в законодательный орган предшествует
продолжительная работа по его подготовке. К процессу подготовки
законопроектов субъекты права законодательной инициативы обычно
привлекают различных специалистов и соответствующие учреждения.
Все законопроекты вносятся на рассмотрение в Государственную
Думу (ст.104 ч.2 Конституции).
В соответствии с частью 3 той же статьи законопроекты о
введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске
государственных займов, об изменении финансовых обязательств
государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы,
покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены в
Государственную Думу только при наличии заключения Правительства
Российской Федерации.
Процедура принятия федерального закона Государственной Думой
в соответствии с ее Регламентом осуществляется в трех чтениях. Во
время первого чтения обсуждаются основные положения
законопроекта. Обсуждение начинается с доклада инициатора
проекта, затем заслушиваются содоклады и проводятся прения. По
завершении прений депутаты приступают к принятию решения по
законопроекту с учетом всех замечаний и предложений. В случае
решения об одобрении законопроекта и продолжении работы над ним
проект передает я на обсуждение комитета, ответственного за его
подготовку. После того, как комитет вновь представит в палату
доработанный проект закона проводится его второе чтение на
пленарном заседании. На этом этапе происходит постатейное
детальное обсуждение законопроекта, каждой его статьи и внесенных
депутатами поправок. Завершающей стадией является третье чтение
законопроекта, во время которого уже не разрешается вносить
никаких поправок. Третье чтение состоит лишь в голосовании за или
против законопроекта в целом. Государственная Дума может принять
решение о всенародном обсуждении законопроекта, принятого в
первом чтении. Государственная Дума может принять закон после его
обсуждения в первом чтении.
Для принятия федерального закона необходимо большинством
голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное
не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение
пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации (ст.105
части 2 и 3 Конституции).
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат
принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового
валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной
эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров
Россий8ской Федерации; статуса и защиты государственной границы
Российской Федерации; войны и мира.
Следует особо отметить закрепленное в Конституции различие
функций палат по принятию федеральных законов.
Согласно Конституции законодательная деятельность
сосредоточена преимущественно в Государственной Думе:
законопроекты вносятся в Государственную Думу; существует
возможность преодоления несогласия Совета Федерации с законом,

- 13 -
принятым Думой; ограничены сроки, в течение которых Совет
Федерации обязан рассмотреть законы, переданные ему
Государственной Думой.
Совет Федерации фактически рассматривает законы, принятые
Думой, одобряет или не одобряет их. Принятый федеральный закон в
течение 5 дней направляется Президенту России, который в течение
четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
Если Президент в течение этого срока отклонит его, то
Государственная Дума и Совет Федерации вновь рассматривает этот
закон, если же при повторном рассмотрении федеральный закон будет
одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух
третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и
депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию в течении
7 дней и обнародованию (ст.107 Конституции).
В России за всю историю ее государственно-правового развития
понятие "федеральный конституционный закон" впервые закреплено
Конституцией Российской Федерации 1993г.
Особая юридическая сила федеральных конституционных законов
находит свое выражение в ом, что им не должны противоречить
обычные федеральные законы. Признание за федеральными
конституционными законами принципа верховенства выражается также
в том, что, будучи принятыми палатами Федерального Собрания, они,
как и принятые поправки к Конст итуции, не могут быть отклонены
Президентом и возвращены в парламент на новое рассмотрение, что
возможно в отношении федеральных законов.
Конституция обязывает Президента России независимо от того,
имеются у него возражения по принятому конституционному закону
или нет, подписать его в той редакции, в какой он принят
Федеральным Собранием, и обнародовать (ч.2 ст.108 Конституции).
Конституция Российской Федерации дает перечень вопросов, по
которым принимаются федеральные конституционные законы. Это
законы об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на
территории России или в ее отдельных местностях (ст.56 и 88); о
принятии в Российской Федерации и образовании в ее составе нового
субъекта, а также об изменении конституционно-правового статуса
Федерации (ст.65, 66 и 137); о государственных флаге, гербе и
гимне Российской Федерации, их описании и порядке официально о
использования (ст.70); о референдуме (ст.84); о режиме военного
положения (ст.87); об Уполномоченном по правам человека (ст.103);
о порядке деятельности Правительства Российской Федерации
(ст.114); о судебной системе РФ (ст.118); о полномочиях, порядке
образования и деятельности Конституционного Суда, Верховного
Суда, высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов
(ст.128); о Конституционном Собрании (ст.135).
Федеральный конституционный закон считается принятым, если
он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего
числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от
общего числа депутатов Государственной Думы (ст.108 ч.2
Конституции), в то время как для принятия федеральных законов
достаточно простого большинства.
Принятый закон также в течение 14 дней подлежит подписанию и
обнародованию.
Государственная Дума в своей работе руководствуется не
только Конституцией Российской Федерации и Регламентом, но и
законами, которые позволяют осуществлять нормальное
функционирование депутатам и палате в целом.
5 октября 1994г. за N 234-1 было принято постановление

- 14 -
Государственной Думы "О примерной программе законопроектной
работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации на осеннюю сессию 1994 г (с 1 октября по 25 декабря
1994 г.).
В перечень законопроектов, подлежащих рассмотрению в первую
очередь включены следующие: о выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания, об Основах избирательного
законодательства Российской Федерации, о внесении изменений и
дополнений в Регламент Государственной Думы Федерального Собрания
- парламента Российской Федерации. А в число законопроектов,
необходимых для обеспечения деятельности Государственной Думы - о
специальных временных комиссиях Федерального Собрания Российской
Федерации, об имуществе Федерального Собрания Российской
Федерации, о порядке принятия федеральных конституционных законов
и федеральных законов, о нормативно-правовых актах, о дополнении
в Регламент Государственной Думы в связи с принятием федерального
закона "О порядке рассмотрения и утвержден я проекта федерального
бюджета на 1995 год".
.


ПОРЯДОК СОЗЫВА И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЙ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ.

Основание роспуска Государственной Думы.

В соответствии со ст. 38 Регламента Государственная Дума
собирается на сессии, как правило: весеннюю - с 12 января по 20
июля; осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.
Государственная Дума правомочна начать свою работу, если
общее число избранных в нее депутатов не менее двух третей от
общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.49
Регламента).
В соответствии со ст.96 ч.3 Конституции Российской Федерации
первое заседание Государственной Думы открывает старейший по
возрасту депутат, а в дальнейшем до избрания Председателя или
заместителя Председателя Государственной Думы председательствуют
представители всех избирательных объединений.
Государственная Дума собирается на первое заседание на
тридцатый день после избрания, но Президент России может созвать
заседание Государственной Думы ранее этого срока (ст. 30
Регламента).
На первом заседании Государственная Дума открытым
голосованием большинством голосов избирает: Счетную комиссию,
Временную комиссию по контролю за электронной системой
голосования, Временную комиссию по Регламенту, Временный
секретариат и Мандатную комиссию Государственной Думы. А также на
первом заседании депутаты проводят выборы Председателя
Государственной Думы, его заместителей. Заседание Государственной
Думы может быть открыто, если на нем присутствует более половины
от общего числа депутатов палаты.
Заседания проводятся открыто, гласно, освещаются в печати,
по радио и телевидению; на заседания приглашаются представители
государственных органов, общественных объединений, научных
учреждений, представители средств массовой информации,
независимые эксперты, ученые и специалисты, необходимые для дачи
заключений по рассматриваемым палатой вопросам.

- 15 -
Депутаты могут принять решение о проведении закрытого
заседания, если предложение об этом внесено председательствующим
на заседании Государственной Думы, Президентом России, комитетом
или депутатским объединением в Государственной Думе,
Председателем Государственной Думы, Председателем Правительства
России.
Заседания стенографируются.Представители прессы, радио и
телевидения на закрытые заседания палаты не допускаются.
Заседания проводятся в соответствии с принятой Конференцией
Государственной Думы общей программой сессии Государственной
Думы, утвержденной на ее первом заседании и заблаговременно
разосланной депутатам, и календарем рассмотрения вопросов на
очередной месяц, утвержденным Конференцией Государственной Думы.
Продолжительность и порядок проведения заседаний палаты
определяются Регламентом.
Внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы
подлежат: послания и обращения Президента России, а также проекты
законов и иных нормативно-правовых актов, внесенных в качестве
срочных Президентом и Правительством Российской Федерации;
проекты законов, возвращенные на повторное рассмотрение
Государственной Думы; проекты законов о ратификации международных
договоров; проекты Регламента Государственной Думы и
постановлений Государственной Думы о внесении в него изменений и
дополнений; опросы о выражении доверия Правительству Российской
Федерации.
Во время сессии Государственной Думой проводятся заседания
палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания
комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов в
комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах, а также с
избирателями.
Работа Государственной Думы осуществляется в строго
определенные дни недели.
Пленарные заседания Государственной Думы проходят в среду и
в пятницу; конференция собирается еженедельно во вторник во
второй половине дня; комитеты заседают каждый понедельник и
четверг; во вторник депутаты работают в комитетах, во фракциях и
депутатских группах, а также проводятся парламентские слушания;
каждая четвертая неделя месяца отводится для работы депутатов с
избирателями.
Во время парламентских каникул могут быть созваны
внеочредные заседания Государственной Думы, которые назначаются
Советом палаты по требованию Президента России, а также по
требованию фракции или группы депутатов, поддержанному не менее
чем 1/5 общего числа депутатов Совета Федерации.
На любом открытом или закрытом заседании палаты вправе
присутствовать: Президент России или полномочный представитель
Президента Российской Федерации в Федеральном Собрании,
Председатель Правительства, члены Правительства, члены
Конституционн г , Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда,
Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной
палаты, Уполномоченный по правам человека, Генеральный прокурор,
Председатель Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации. Другие лица могут присутствовать на закрытых
заседаниях только по специальному приглашению.
На заседаниях палаты ведутся протоколы и
стенограммы.Протокол подписывается председательствующим на
заседании.

- 16 -
Стенограммы заседаний Государственной Думы подлежат
официальному опубликованию, кроме стенограмм закрытых заседаний.
В Конституции России дан перечень оснований для проведения
совместных заседаний Совета Федерации и Государственной Думы.
Особое значение имеет обсуждение на совместных заседаниях
палат посланий Президента России, содержащих законодательную
инициативу или законодательные предложения.
Основанием для проведения совместных заседаний являются
также послания Конституционного Суда и выступления руководителей
иностранных государств.
В соответствии со статьей 101 Конституции Российской
Федерации Государственная Дума по вопросам своего ведения
проводит парламентские слушания, которые проводятся по инициативе
Конференции Государственной Думы, комитетов Государственной
Думы,по инициативе группы не менее пятидесяти депутатов.
На парламентских слушаниях обсуждаются: законопроекты,
требующие широкого публичного обсуждения; международные договоры,
представленные на ратификацию; федеральный бюджет; важнейшие
проблемы внутренней и в ешней политики.
Парламентские слушания заканчиваются принятием по
обсуждаемому вопросу рекомендаций.
Рекомендации принимаются путем одобрения большинством
депутатов, принявших участие в слушаниях.
Парламентские слушания, как правило, открыты для
представителей средств массовой информации и общественности и
публикуются в печати.
На закрытых парламентских слушаниях обсуждаются вопросы,
затрагивающие сведения, отнесенные к государственной тайне.
Материалы закрытых парламентских слушаний предназначаются только
для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, а
также государственных органов, представители которых принимали
участие в парламентских слушаниях.
Основания роспуска Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации закреплены Конституцией Российской
Федерации в ч. 1 ст. 109, которая гласит что: "Государственная
Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в
случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции
Российской Федерации."
В ч. 4 ст.111 Конституции Российской Федерации предусмотрен
роспуск Государственной Думы Президентом Российской Федерации в
случае трехкратного отклонения представленных кандидатур
Председателя Правительства Российской Федерации Государственной
думой.
В этом случае Президент Российской Федерации назначает
Председателя Правительства Российской Федерации, распускает
Государственную Думу и назначает новые выборы.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству
Российской Федерации (ст.117 ч.3), после чего Президент
Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства
Российской Федерации, либо не согласиться с решением Государств
мы.
Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно
выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент
Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо
распускает Государственную Думу.
В ч.4 ст.117 Конституции указано, что: "Председатель
Правительства Российской Федерации может поставить перед

- 17 -
Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской
Федерации. Если Государственная Дума отказывает в доверии
Правительству Российской Федерации, Президент в течение семи дней
принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации
или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов."
Часть 2 ст.109 гласит: в случае роспуска Государственной
Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем,
чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее
чем через четыре месяца с момента роспуска.
В соответствии со ст.109 Государственная Дума не может быть
распущена: по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции
Российской Федерации, в течение года после ее избрания; с момента
выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до
принятия соответствующего решения Советом Федерации; в течение
шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской
Федерации.
Частью 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации
установлено, что "С момента начала работы Государственной Думы
нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва
прекращаются."
.


КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДЕПУТАТА.



Основной функцией и содержанием депутатского мандата
является представительство. В Государственной Думе депутат
представляет народ.
Характер депутатского мандата определяется тем, что в
Конституции признан принцип парламентаризма (ст.94), а также
отсутствуют такие институты, как наказы избирателей депутатам и
отзыв депутатов избирателями.
Таким образом, мандат депутата - это свободный мандат, т.е.
избиратели не могут определять позицию депутата, он жестко не
связан правовыми обязательствами перед своими избирателями.
Следует отметить особый характер деятельности депутатов: они
как народные представители осуществляют законодательную власть,
их деятельность носит политический характер.
В ст. 97 Конституции Российской Федерации закреплен статус
депутата:
"1. Депутатом Государственной Думы может быть избран
гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом
Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат
Государственной Думы не может быть депутатом иных
представительных органов государственной власти и органов
местного самоуправления.
3.Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной
постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут
находиться на государственной службе, заниматься другой
оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и
иной творческой деятельности."
Однако в заключительных и переходных положениях Конституции
Российской Далее
 

 

Hosted by uCoz