| |
АНАРХИЗМ
составил Иванов Олег
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий.
Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть
определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников.
Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунистских идей.
М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с
государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В
манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим
последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное
восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация
вольного братского союза
“производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих
безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей”
По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать
поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к
революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить
традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными
работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним
махом произвести в стране социальную революцию.
Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре
предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для
осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие
видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием.
Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью
1873 г. по поручению “чайковцев”м ( членов кружка Н.В. Чайковского) - он
составил программный документ организации, манифест -- “Должны ли мы заняться
рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеалом будущего строя
объявлялась
“ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной
власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Крапоткин
считал не только крестьян, но и городских рабочих:
“Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать
товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и
городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”.
Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской
молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах
70-х годов, организованных правительством против революционеров ( процессы
“50-ти” и “193-х” ), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя
анархистами.
В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку концепции
анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством анархистов. Система
Крапоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической
направленностью, попытками синтеза и гормонии мира, стремлением объяснить все
явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией
он понимал “ мировоззрение основанное на механическом понимание явлений “,
Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих
построениях новый теоретик российского анархизма значительное место уделил
вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному
выступлению и ставил вопрос о создание анархической партии для “ тихой
подготовительной идейной работы ”. Социальную революцию он считал закономерным
явлением исторического процесса, “ резким скачком вверх “, который должен
привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его
мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых
порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут
сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из
интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость
революционного правительства, не признавал ни какой революционной диктатуры, так
как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается в произвол и в
деспотизм”.
В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной
накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных
потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении,
обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества.
Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны
были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских
анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“, издавшее
воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее
лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г.
в Женеве создали группу
анархистов-комунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому
анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н.
Черкезова удалось в томже году организовать первого российского анархического
печатного органа за границей - - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в
г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и
присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской
губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских
групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г.
функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27
населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах.
“Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса.
Социальную основу анархического движения составляли преимущественно кустари,
ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть
интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими
порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если
попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой российской
революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка)
18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший,
представлявший как правило демократические слои общества. Касаясь модного
сегодня национального вопроса, заметим, что в анарходвижении преобладали евреи
(по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до 41%), украинцы (до
35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в
движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая
последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов
движения -
М. Э. Данилов, Н. И. Музиль,
Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой,
В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг.
XIX в., т.е. к моменту
революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики
анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки
агитационной работы.
Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и
частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край
борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только
революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих целях
авторитет великого ученого и мыслителя.
А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во
Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Крапоткин
отказался ответив:” Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и
полезным”. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в
работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г.
Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь
идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”, действующих в революции.
Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии
можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел
анархистам еще предстояло бороться.
Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны.
Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения
решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики
использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии,
оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись
в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в
Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за
свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той
поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного
строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих
противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и
их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке
“буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток
формирования ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию
собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были
анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за
социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:” Если
вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918
г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков”
предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России,
а также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”.
Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного развития не
мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины,
и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили
настоящие соревнование по захвату особняков в городе.
Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного
своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача
обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами.
Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и
запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918 г.
члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о
захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении
там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных
действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой
для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно
распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских
стрелков из охраны Кремля
был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников
анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в
основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было проведено разоружение
анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе
Бугуруслана-Самары.
Верхушка движения не имевшая после смерти
П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на
несколько частей.
Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании
трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету
и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец,
оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их
было ничтожно мало.
Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от
бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по
своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в
прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях
ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические
организации в стране прекратили свое существование.
| |
|