| |
Доклад
студента 205 группы
Прянишникова Валентина В.
на тему:
“АВТОРИТАРИЗМ”
Copyleft Прянишников Валентин В. декабрь 1996г.
Отдельные черты авторитаризма.
Одним из наиболее распрастранённых в истории типов политических систем является
авторитаризм. По своим характерным чертам он занимает как бы промежуточное
положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно
автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией —
наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно
экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества. В целом
же авторитарной политической системе присущи следующие черты:
1. Автократизм (самовластие) или небольшое число носителей власти. Ими могут
быть один человек (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая
группа и т.д.)
2. Неограниченность власти, её неподконтрольность гражданам. При этом власть
может править с помощью законов, но она их принимает по своему усмотрению.
3. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не
прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоёв
населения. Однако он обладает достаточной силой чтобы в случае необходимости по
своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.
4. Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и
конкуренции. Присущее этому режиму определённое политико-институциональное
однообразие не всегда результат законодательных запретов и противодействия со
стороны властей. Нередко оно объясняется неготовностью общества к созданию
политических организаций, отсутствием у населения потребности к этому, как это
было, например, в течение многих веков в монархических государствах. При
авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и
других организаций, но при условии их подконтрольности властям.
5. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное
вмешательство во внеполитические сферы и прежде всего в экономику. Власть
занимается главным образом вопросами собственной безопасности, общественного
порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию
развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при
этом механизмы рыночного саморегулирования.
6. Рекрутирование политической элиты путём кооптации, назначения сверху, а не
конкурентной электоральной борьбы.
Учитывая эти признаки авторитаризма, его можно определить как неограниченную
власть одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но
сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах. При
авторитарной политической системе запрещаются лишь определённые, главным образом
политические формы деятельности, в остальном же граждане обычно свободны.
Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав
личности. В то же время в условиях авторитаризма граждане не имеют каких-либо
институциональных гарантий своей безопасности и автономии (независимый суд,
оппозиционные партии и т.д.)
Способы легитимизации власти.
Авторитарные политические системы очень разнообразны. Это монархии,
деспотические диктаторские режимы, военные хунты, популистские системы правления
и др. Авторитарные правительства могут добиваться признания не только силой, с
помощью массового истребления но и более гуманными средствами. На протяжении
тысячелетий они опирались главным образом на традиционный и харизматический
способы легитимации. В XX в. в целях легитимации широко используется
националистическая идеология. Большинство авторитарных режимов в Азии, Африке и
Латинской Америке оправдывали своё существование необходимостью национального
освобождения и возрождения.
В последние десятилетия авторитарные политические системы очень часто используют
некоторые демократические институты — выборы, плебисциты и т.п. — для предания
себе респектабельности в глазах международного сообщества и собственных граждан,
уклонения от международных санкций. Так, например, неконкурентные или
полуконкурентные выборы использовались авторитарными или полуавторитарными
режимами в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Казахстане, России и многих других
государствах. Отличительной чертой таких выборов является ограниченная или лишь
видимая конкурентность (когда все кандидаты угодны властям) конкурентность,
полная или частичная контролируемость властями их официальных итогов. При этом у
властей существует много способов обеспечить себе формальную победу: монополия
на средства массовой информации, отсеивание неугодных лиц ещё на стадии
выдвижения кандидатов, прямая фальсификация бюллетеней или результатов
голосования и т.п.
В период после второй мировой войны и, особенно, в последние десятилетия
авторитарный политический строй чаще всего носит переходный характер и
ориентируется, хотя бы формально на переход к демократии.
Сильные и слабые стороны авторитаризма.
В конце 80 — начале 90-х гг. значительно возрос научный и политический интерес к
авторитаризму в связи с крахом преимущественно тоталитарных политических систем
в большинстве коммунистических государств мира. Попытки многих из них, в том
числе и России, быстро, в духе большевистских “кавалерийских атак” ввести
демократию без наличия необходимых для неё общественных предпосылок не
увенчались успехом и повлекли за собой многочисленные разрушительные
последствия.
В то же время целый ряд авторитарных государств (Южная Корея, Чили, Китай,
Вьетнам и др.) практически продемонстрировали свою экономическую и социальную
эффективность, доказали способность сочетать экономическое процветание с
политической стабильностью, сильную власть — со свободной экономикой, личной
безопасностью и сравнительно развитым социальным плюрализмом.
Авторитаризм иногда определяют как способ правления с ограниченным плюрализмом.
Он вполне совместим с экономическим, социальным, культурным, религиозным, а
частично и с идеологическим плюрализмом. Его воздействие на общественное
развитие имеет как слабые, так и сильные стороны. К числу слабых относится
полная зависимость политики от позиции главы государства или группы высших
руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических
авантюр или произвола, ограниченность институтов артикуляции, политического
выражения общественных интересов.
В то же время авторитарная политическая система имеет и свои достоинства,
которые особенно ощутимы в экстремальных ситуациях. Авторитарная власть обладает
сравнительно высокой способностью обеспечивать политическую стабильность и
общественный порядок, мобилизировать общественные ресурсы на решение
определённых задач, преодолевать сопротивление политических противников. Всё это
делает её достаточно эффективным средством проведения радикальных общественных
реформ.
Нечто вроде заключения.
В современных условиях постсоциалистических стран “чистый” авторитаризм, не
опирающийся на активную массовую поддержку и некоторые демократические
институты, едва ли может быть инструментом прогрессивного реформирования
общества и способен превратиться в криминальный диктаторский режим личной
власти, не менее разрушительный для страны, чем тоталитаризм. Поэтому сочетание
авторитарных и демократических элементов, сильной власти и её подконтрольность
гражданам — важнейшая практическая задача на пути конструктивного реформирования
общества.
Демократически ориентирующиеся авторитарные режимы не долговечны. Их реальной
перспективой является более устойчивый в современных условиях тип политической
системы — демократия.
Резюме
Авторитаризм — государственный строй, при котором неограниченная власть
находится у одного лица или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию,
но сохраняющую автономию личности и общества во внеполитических сферах.
Авторитаризм может быть представлен: монархией, деспотическим диктаторским
режимом, военной хунтой и другими системами правления.
Для авторитаризма характерно:
· ·Автократизм.
· ·Неограниченность власти.
· Опора на силу.
· Монополизация власти и политики.
· Отказ от тотального контроля.
· Рекрутирование политической элиты
Авторитаризм нуждается в легитимации власти.(!!!)
Авторитаризм имеет сильные и слабые стороны.
К сильным относят:
· ·сравнительно высокая способность обеспечивать политическую стабильность и
общественный порядок,
· ·мобилизировать общественные ресурсы на решение определённых задач,
· преодолевать сопротивление политических противников.
Т.е. авторитаризм — эффективное средство проведения радикальных общественных
реформ.
К слабым относят:
· ·полную зависимость политики от позиции главы государства или группы высших
руководителей,
· ·отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или
произвола,
· ограниченность институтов артикуляции, политического выражения общественных
интересов.
| |
|