Народная библиотека ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ.

Н.В.Гоголь, М.Е.Салтыков-Щедрин,
А.П.Чехов принадлежат к числу выдающихся
русских писателей, изображающих жизнь
дворянства, и выделяются беспощадностью
отрицания того социального зла, которое
было порождено в России господством
помещиков. В своих гениальных
произведениях они с непревзойденной
остротой разоблачали пагубное,
развращающее влияние собственности и
паразитизма на человеческий характер,
показали неизбежность нравственного и
физического разрушения паразитической
личности.
Н.В.Гоголь принадлежит к числу
величайших деятелей русской
классической литературы. Вершиной
творчества писателя является поэма
"Мертвые души" - одно из выдающихся
произведений мировой литературы, по
определению Белинского "творение,
выхваченное из тайника народной жизни".
В поэме нашли свое выражение все
основные особенности его таланта:
глубочайший реализм, народность,
лирическое одушевление и бесконечный
юмор, переходящий в грозный, карающий
смех. В "Мертвых душах" Гоголь снова
обращается к одной из основных своих тем
- к теме орусском помещичьем классе, о
русском дворянстве, как господствующем
сословии. Картина дикого,
грубо-невежественного,
тупо-бессмысленного помещичьего царства,
картина глубокого разложения
николаевской России нарисована Гоголем с
изумительной жизненной правдой, с
огромной полнотой и силой
художественного-реалистического
воплощения. Галерея характеров,
созданная Гоголем, ярко демонстрирует
постепенное и все более глубокое
омертвение человека. От Манилова до
Плюшкина перед нами раскрывается
пугающая картина постепенного угасания
всего человеческого в человеке. Особое
место среди персонажей произведения
занимает Чичиков. В нем весьма
своеобразно, однобоко, в своих
отрицательных сторонах, в специфическом
буржуазном авантюризме проявились новые
тенденции развития русской жизни.
Недаром этого нового героя русской
действительности Гоголь называет не
только "хозяином","приобретателем", но и
заклеймил его именем "подлеца". В
Чичикове тонко обрисован новый характер,
хищника-приобретателя, развившего в себе
способность хитро приспосабливаться к
людям и обстоятельствам, научившегося
подчинять моральные принципы
материальным интересам. Гневно осуждая
феодальное дворянство, Гоголь, в образе
Чичикова, обличал буржуазное
хищничество. По "крайнему разумению и
искреннему, горячему убеждению"
В.Г.Белинского, ""Мертвые души" стоят
выше всего, что было и есть в русской
литературе..." "Мертвые души" были
вершиной не только творчества Гоголя, но
и наиболее крупным произведением
реализма первой половиы XIX века, они
оказали определяющее влияние на всю
последующую русскую литературу и
искусство, развивающиеся под знаменем
реализма.
М.Е.Салтыков-Щедрин показал в своем
романе "Господа Головлевы" "мертвые
души" на более поздней стадии их
исторического разложения и как
революционный демократ-просветитель
отрицал их с высоты более высоких
общественных идеалов. Разложение
помещичьего класса Салтыков-Щедрин
представил в форме истории морального
оподления и вымирания одного семейства
землевладельцев-эксплуататоров. Распад
связей в области семейно-родственных
отношений, где даже от порочной личности
естественно ожидать некоторое проявление
человечности, сатирик избирает в
качестве одного из самых убедительных
свидетельств нравственного падения и
исторической обреченности
паразитического класса. Головлевщина -
это саморазложение жизни, основанной на
паразитизме, на угнетении человека
человеком. От главы к главе рисует
Салтыков-Щедрин картины тирании,
нравственных увечий, одичания, следующих
одна за другой смертей, все большего
погружения головлевщины в сумерки. И на
последней странице: ночь, в доме ни
малейшего шороха, на дворе мартовская
мокрая метель, у дороги - закоченевший
труп головлевского владыки Иудушки,
"последнего представителя выморочного
рода". Порфирий Головлев, прозванный в
семье еще с детства Иудушкой, - главный
герой романа. Черты бессердечного
стяжательства развились в Иудушке до
предельного выражения. Его нравственное
одеревенение было так велико, что он без
малейшего содрогания обрекал на гибель
поочерелно каждого из своих сыновей -
Владимира, Петра и внебрачного сына
Володьку. В категории людей-хищников
Иудушка представляет наиболее
отвратительную разновидность, являясь
хищником-лицемером. Его хищные
вожделения и "кровопийственные"
махинации всегда глубоко спрятаны,
замаскированы сладеньким пустословием и
выражением внешней преданности и
почтительности к тем, кого он наметил в
качестве своей очередной жертвы. Это
полное олицетворение ничтожества держит
в страхе окружающих, господствует над
ними, побеждает их и несет им гибель.
Ничтожество приобретает значение
страшной, гнетущей силы и происходит
это, потому, что оно опирается на
крепостническую мораль, на закон и
религию. Попирание Иудушкой всех норм
человечности несло ему возмездие,
неизбежно вело ко все большему
разрушению личности. В своей деградации
он прошел три стадии нравственного
распада: запой празднословия, запой
праздномыслия и пьяный запой,
завершивший позорное существование
"кровопивца". Образ Иудушки Головлева -
символ социального и морального распада
дворянства.
Новелла А.П.Чехова "Ионыч"
продолжает и углубляет тему внутреннего
перерождения, опошления интелигентав
обывательской среде, засасывающей,
губящей человека. Чехов доказывает, что
умный, образованный человек может
опошлиться, нравственно угаснуть не
только если в его жизни нет дела, труда,
цели, но и в том случае, если этот труд,
дело направлены к достижению неизменной
цели - личного обогащения. Чехов
показывает, как атмосфера русской жизни
заглушает все нравственно-хорошее и
здоровое в человеке. Обстановка, которая
с самого начала окружает доктора
Старцева в городе С., мало благоприятна
для развития молодого человека. Беда и
одновременно вина Старцева, будущего
Ионыча, заключалась в том, что он
перестал внутренне сопротивляться,
оказался слишком восприимчивым и
податливым к окружающей пошлости. Вместе
с оскудением души Старцева исчезают
всякие связи с красотой, музыкой,
природой. Любимым его занятием
становится пересчитывание денег по
вечерам. Он равнодушен ко всем
окружающим и к самому себе. В конце
новеллы перед нами настоящий стяжатель,
которого "жадность одолела". Перед нами
врач, утративший свое главное качество -
человеколюбие. В конечном счете жизнь
оборачивается беспощадной стороной и для
самого Ионыча. Да, он богат, у него
"есть имение и два дома в городе", но он
одинок,"живется ему скучно, ничего его
не интерисует". И самое главное - он
теряет память о прошлом, забывает свою
любовь, которая "была его единственной
радостью и, вероятно, последней". Ионыч
отрекся от своей культурности,
интеллигентности, от своего дела и своей
любви. Перед нами беспощадно суровый
рассказ о человеке, который перестал
сопротивляться окружающей среде и
перестал быть человеком.
Так на протяжении истории русской
литературы XIX века лучшими писателями
критического реализма, чье творчество
стало классикой литературы, остро и
беспощадно разоблачалось общество,
порождающее чичковых, иудушек и ионычей,
изображалось положение класса, отжившего
свой век, и вместе с тем, коварное
оружие, к которому прибегают вообще
паразитические слои общества в борьбе за
сохранение своих прерогатив, за
укрепление своего пошатнувшегося
положения в обществе.
 

 

Hosted by uCoz