| |
о в этом великом складе прошлого ,и
использует взятое для подтверждения идей и установок сво-
его мировозрения .
Он целенаправлено интерпритирует античность , и его под-
ход отличается как от эмпирического описательства , так и от
простой констатации самосознания этого прошлого , понимание
его "изнутри" его концепции и эпохи .
Главная установка Бэкона - понять природу из нее же самой
,построоить ее картину ,не искаженную првнесениями челове-
ческого духа .
Поскольку природа есть физическая ,чувствительная матери-
альная сущность ,понять ее можно лишь сполмощью адекватных ей
способов , то есть чувственными ,физическими ,материальными
средствами .
8 ЭТИКА
Античная этика была по преимуществу учением о добродетели
и занималась вопросом :что есть добродетель ,то есть чем дол-
жен руководствовать человек ,чтобы бюыть нравственным .
Предмет этики - человеческое волеизлеяние ,направляемое и
организуемое разумом ,приводимое в действие аффетами и дезори-
ентируемое кажущимися ,мнимыми благами .
Бэкон решительно утверждал примат и величие общественного
блага перед индивидуальным ,деятельной жизни перед созерца-
тельной ,самоусовершенствования личности перед самоудовлетво-
рением . Такая позиция позволяла ему подвести под общий знаме-
натель и под удар своей свей критики все те нравственные цен-
ности ,вокруг которых кристаллизовались этически теории древ-
них киренаиков ,эпикурейцев ,скептиков и стоиков .
Ведь как бы не украшали личную жизнь человека бесстраст-
ная созерцательность ,душевня безмятежность ,самоуспокоенность
,самоограничение или же стремление к индивидуальному наслажде-
нию ,они не выдерживают критики , если только подойти к этой
жизни с точки зрения критериев их общественного предназначения
. И тогда окажется ,что все эти "гармонизирующие душу" блага
есть не более чем средства малодлушного бегства от жизни с ее
треволнениями ,искушениями и антагонизмами и что никак не мо-
гут служить основой для того подлинного душевного здоровья
,активности и мужества ,которые позволяют противостоять ударам
судьбы ,преодолевать жизненные трудности и, исполняя свой долг
,полноценно и общественно значимо действовать в этом мире .
И здесь важно отметить то значение ,которое Бэкон прида-
вал альтруистическому началу в человеке :добрые дела связывают
людей теснее ,.чем долг.
Эту идею бэконовской этики впоследствии подхватят и будут
разрабатывать многие английские моралисты .
9 ОПЫТЫ .
Работа над <<Опытами или наставлениями нравственными и
политеческими >> сопровождала его всю жизнь .
С них началась известность Бэкона как писателя .
"Опыты" оставались самымми популярными из его сочинений
,"надо полагать ,потому что они ближе всего к практическим де-
лам и чувствам людей ",да и сам он считал их одним из лучших
плодов своего творчества .
Первое издание " Опытов " появилось появилось в Лондоне в
1597 году.
Через пятнадцать лет в 1612 году отдельной книгой вышло
вторе издание .Оно содержало 29 новых эссе ,старые же были
исправлены и дополнены .
Хотя из эссе мы можем многое почерпнуть о филосовских ,
этических и социально-политических воззрений Бэкона ,
они принадлежат более английской литературе ,чем филосо-
фии .Их язык и стилистика беллетристичны.
Содержащиеся в них суждения подаются как бы мзвлеченными
из непосредственного живого опыта и не подкрепляются столь ха-
рактерными для филосовских трактатов отвлеченными рассуждения-
ми и умозрительными конструкциями .
И даже если к этому жизненному зачастую примешивается и
книжный опыт , он используется столь же живо и непосредственно.
Чтобы получить представление о всем содержании "Опытов",
об особенностях их композиции и стиля ,о диалестических
переливах мыслей Бэкона ,одновременно и лаконичных и мно-
гограннх ,об ажурных сплетениях его рассуждений ,в которые
жемчуженами впралены блестящие афоризмы ,надо ,конечно ,прочи-
тать сами эссэ .
В одних чувствуется прежде всего политик до мозга костей
,приобщающий к глубинам государственной мудрости ,наставляющий
в изощренной стратегии и опыте жизненой борьбы .
В других к вам обращается человек ,умудренный житейским
опытом,человек дела ,все видящий и понимающий ,подмечающий са-
мые незначительные жизненные детали .Но почти во всех них об-
наруживается глубокий психолог ,знаток человеческих душ ,при-
дирпчивый и объективный судья поступков .
Но помимо политического и практического сознания "Опыты"
содержат и другое ,связаное с глубоким пониманием человеческой
психологии и зарисовками с целью выставки характеров ,нравов
,чувств и склонностей людей и их поведения в различных ситуа-
циях .
Бэкон регистрирует весь этот разноцветный спектр челове-
ческих проявлений ,приводит примеры ,дает оценки и выносит
свои заключения .
Так открывается еще одна ,литературно-этическая,грань
"Опытов"
10 ЗАКЛЮЧЕНИЕ .
Провозгласив великое значение естествознания и техни-
ческих изобретений для человеческого могущества в практике
,Бэкон верил ,что этой идее его философии суждена не просто
долгая жизнь академически признаного и канонизированного лите-
ратурного наследия ,еще одного мнения среди множества уже
изобретенных человечеством .
Он считал ,что со временем идея эта станет одним из
конструктивных принципов всей человеческой жизни ,которому
"завершение даст судьба человеческого рода ,притом такое какое
,пожалуй людям ,при нынешнем положении вещей и умов ,нелегко
постигнуть и измерить " . В известном смысле он оказался прав
. И сейчас столития спустя ,мы как бы сызнова осознаем проро-
ческую силу предсказания этого герольда новой науки ,но к не-
истощимому бэконовскому оптимизму в сознаниии нашего современ-
ника примешивается и горечь за все перипетии ,пережитые на
этом пути в прошлом ,и тревога за то ,что ожидает нас в буду-
щем .
| |
|