| |
Творчество Владимира Высоцкого интересно и многогранно. Им
написано более 600 песен и стихов, сыграно более 20 ролей на
сцене театров, 30 ролей в кинокартинах и телефильмах, 8 - в
радиоспектаклях.
Так кто же он - актер, поэт или композитор?
Он сам, в одном из интервью, ответил на этот вопрос так: "Я
думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми
я занимаюсь и пытаюсь сделать из них синтез,- может быть это
какой-нибудь новый вид искусства. Может быть, все это будет
называться в будущем каким-то одним словом, но сейчас пока
этого слова нет."
Володя родился 25 января 1938г, в семье военного, поэтому
они много переезжали, но свою юность он провел в Москве, на
Большом Коретном, где и начал писать.
Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской
песней. Первое свое стихотворение он написал в 1961г. Начал
Высоцкий писать свои песни только для своих друзей, чтобы петь
в маленькой дворовой компании, поэтому первые песни были такие
уличные и даже немного хулиганские.
Позднее он стал писать о войне и о более философских темах.
В.Высоцкого много спрашивали, почему он, не прошедший и не
видевший войну, писал о ней, и писал так, как будто сам
принимал в ней участие. Он отвечал: "Во-первых, нельзя об этом
забывать. Война всегда будет нас волновать - это такая великая
беда, которая на четыре года покрыла нашу землю, и это никогда
не будет забываться,и всегда к этому будут возвращаться все,
кто в какой-то сепени владеет пером...
Мы дети военных лет - для нас это вообще никогда не
забудется. Один человек метко заметил, что мы "довоевываем" в
своих песнях. У всех у нас совесть болит из-за того , что мы не
приняли в этом участия. Я вот отдаю дань вот этому времени
своими песнями. Это почетная задача - писать о людях, которые
воевали.
Я этот небесный квадрат не покину.
Мне цифры сейчас не важны,-
Сегодня мой друг защищает мне спину,
А значит и шансы равны.
("Песня летчика")
Это не песни - ретроспекции: они написаны человеком,который
войну не прошел. Это песни - ассоциации. Если вы в них
вдумаетесь и вслушаетесь, вы увидите, что их можно петь и
теперь: просто взяты персонажи из ситуации из тех времен, но
все это могло произойти и здесь, сегодня. И написаны эти песни
для люлей, большинство из которых тоже не учавствовали в этих
событиях.
Война ж совсем не фейервек,
А просто трудная работа,
Когда черна от пота, вверх
Скользит по пахоте пехота.
Эти песни написаны на военном материале с прикидкой на
прошлое, но вовсе не обязательно, что разговор в них идет
только чисто о войне..."
Много песен о войне он написал и для кино. Высоцкий сам
снимался в картинах, но по общему признанию судьба киноактера
у него не сложилась. Кинематограф не использовал всех его
возможностей. Половина сыграных ролей - эпизодические.
В фильме "Служили два товарища" роль порутчика Брусенцова,
работу над которой Высоцкий вспоминал с особой теплотой, была
задумана,как главная, но в конечном варианте она второстепенна.
Так нередко получалось с фильмами и с песнями для них.
По-настоящему,хозяином он был только на концертах. На
концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт, как
последний. Исполняя песни он мог быть таким грохочущим, таким
штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось,
будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в
плечи. И казалось: еще секунда - и рухнет потолок, и взорвутся
динамики, лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий
упадет,задохнется,умрет прямо на сцене...Казалось: на таком
нервном накале не возможно петь, нельзя дышать! А он пел. Он
дышал.
Зато следующая его песня могла быть потрясающе тихой. И от
этого она еще больше западала в душу. Высоцкий, который только
что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг становился
воплощением возвышенного спокойствия, становился человеком,
постигшим все тайны бытия.И каждое слово звучало по-особому
трепетно.
На концертах он часто пел песни о спорте.
Не знаю, кто из поэтов еще, уделял столько внимания
спортивной теме.Высоцкий сам много занимался спортом, когда
был помоложе,- занимался просто так,- боксом, акробатикой, да и
многими другими видами спорта. Потом, когда стал актером, он
стал заниматься спортом для сцены,потому что в театре на
Таганке приходилось делать разные акробатические номера.
Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих
песен, где будет песня о каждом виде спорта. Это, конечно,
непомерная задача, т.к. только в "Спортлото" их уже 49. Однако
он много работал и кое-что написал. У него есть "Песня о
конькобежце на короткие дистанции, которого заставили бежать
длинную (А он очень не хотел)" или тоже шуточная песня-
продолжение "Песня о сентиментальном боксере". Есть песня
"Профессионалы", которую он написал после игры СССР-Канада в
хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Игра была
тяжелой и наши болельщики опасались, что канадские
профессионалы, владеющие силовыми приемами, смогут победить,
но все оказалось по-другому.
" ...Профессионалам,
отчаянным малым,
Игра-лотерея,- кому повезет.
Играют с партнером-
как бык с матадором,-
Хоть, кажется, принято наоборот. "
Эта песня стала самой любимой у хоккеистов. Иногда Владимир
Высоцкий встречался с ними перед их выездами на ответственные
соревнования и они всегда просили спеть эту песню. Команда даже
возит с собой магнитную пленку с ней - для того, тобы поднять
боевой дух перед игрой. А знаменитая "Утренняя гимнастика",
такая антиалкогольная песня-шутка, вроде пародии на некоторые
упражнения гимнастики.
" Вдох глубокий, руки шире,
Не спешите-три, четыре!-
Бодрость духа, грация и пластика!
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще,-
гимнастика!
....................................
Если вы уже устали-
Сели-встали, сели-встали,-
Не страшны вам Арктика с Антарктикой!
Главный академик Иоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профи-
лактика. "
"Песенка про прыгуна в длину" посвящена другу Владимира,
знаменитому прыгуну в длину, Гериону Климову. У него несчастие:
он все время переступает доску, от которой отталкиваются,- и у
него рекорды не засчитываются.
" Что случилось, почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто-восемь сорок результат,-
Правда, за черту переступил.
Ой, приходится до дна ее испить-
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит только за черту переступить-
Превращаюсь в человека-кенгуру. "
"Песня о штангисте"-это не шуточная песня- она "лирико-
комедийная". Посвящена она Василию Алексееву, самому сильному
человеку в мире. Высоцкий сначала хотел написать комедийную
песню, даже придумал куплет для нее. Там было так:
" Пытаются противники
Рекорды повторить,
Но я такой спортивненький,
Что-страшно говорить. "
Но затем передумал и песня получилась более серьезной
"... Не отмечен грацией мустанга,
Скован я, в движениях не скор.
Штанга, перегруженная штанга-
Вечный мой соперник и партнер.
Такую неподъемную громаду
Врагу не пожелаю своему-
Я подхожу к тяжелому снаряду
С тяжелым чувством: вдруг не подниму?!
Мы оба с ним как будто из металла,-
Но только он- действительно металл.
А я так долго шел до пьедестала,
Что вмятины в помосте протоптал. "
В начале 70-х уже были популярны многосерийные телевизионные
картины и Высоцкий решил попробовать написать песню с
продолжениями. Популярность шахмат тогда была очень велика, и
люди следили за играми Спасского, Фишера. Многие мечтали с ними
сыграть, а один знакомый сказал Владимиру, что ему приснился
сон, где он играет с Фишером. Высоцкого натолкнуло это на
определенную мысль, и он написал песню- "Честь шахматной
короны" в две серии: первая-"Подготовка", а вторая-"Игра". Песня
получилась полуфантастическая и шуточная.
"... И в буфете, для других закрытом,
Повар успокоил: "Не робей!
Ты с таким прекрасным аппетитом
Враз проглотишь всех его коней!
.........................................
Ход за мной- что делать?! Надо, Сева,-
Наугад, как ночью по тайге...
Помню-всех главнее королева:
Ходит взад-вперед и вправо-влево,-
Ну а кони вроде- буквой "Г". "
Но особое внимание, на мой взгляд, нужно уделить песням из
фильма "Вертикаль". Они давольно-таки серьезны. "Альпинизм- это
не спорт, но даже если и спорт, то соревнования здесь
неуместны,- они ни к чему хорошему не приведут."- эту фразу
Владимир Высоцкий произнес в одном из интервью.
Все знают, что Высоцкий писал песни как бы погружаясь в
атмосферу того, о чем он пишет. Так же случилось на съемках
фильма "Вертикаль". Он вместе со съемочной группой приехал в
горы, и они своей красотой просто покорили его.
"..Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал. "
Он много встречался там с умными,хорошими людьми, а люди в
горах, надо сказать, ведут себя совершенно иначе, чем в обычной,
городской обстановке. Они раскрываются совершенно по-другому.
Дело в том, что обстановка во время восхождения приближена к
военной, и поэтому люди ведут себя как в бою.
" Здесь вам не равнина, здесь климат иной- ми
Идут лавины одна за одной, "
В ином месте это редко увидишь. Сам Высоцкий рассказывал:
"Меня приггасили как-то выступать альпинисты, я к ним приехал,
они давно хотели меня послушать, но тут внезапно выяснилось,
что потерпела аварию какая-то группа. Их всех, как одного,
сдуло ветром, они ушли ночью, в непогоду, ушли на маршрут
спасать людей. Зачем люди ходят вверх? Наверное, чтобы
проверить, чтобы посмотреть, что ты есть за человек, понять
лучше людей, которые с тобой. Потому что в горах нет милиции,
нет "скорй помощи", которые могли бы тебя спасти или выручить."
" В горах не надежны ни камень, ни лед, ни скала,-
Надеемся только на крепость рук,
На руки друга и вбитый крюк-
И молимся, чтобы страховка не подвела. "
Альпинизм-это очень рисковое дело.А Владимир Высоцкий любил
рисковых людей, поэтому выступления и перед моряками, и перед
летчиками он тоже отмечал особо. Песни о море, о шторме, о
моряках он исполнял не так часто, но их у него было не мало.
Его восхищала морская взаимовыручка, и в песнях "Человек за
бортом" и "Спасите наши души" он это отразил.
" Был шторм-канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом,
Пел песню ветер грубую-и вдруг
Раздался голос: "Человек за бортом!"
И сразу-"Полный назад! Стоп машина!
На воду шлюпки, помочь-
Вытащить сукина сына
Или, там, сукину дочь!"
Я пожалел, что обречен шагать
По суше,-значит, мне не ждать подмоги-
Нилто меня не бросится спасать,
И не объявят шлюпочной тревоги.
А скажут: "Полный вперед! Ветер в спину!
Будем в порту по часам.
Так ему, сукину сыну,
Пусть выбирается сам!" " (1969г.)
Среди его друзей было много моряков, и он часто пел им в
кают-компаниях. Морские песни у В.Высотского-это особая
категория душевных песен.
" Только снова назад обращаются взоры-
Цепко держит земля, все и так и не так.
Почему слишком долго не сходятся створы,
Почему слишком часто моргает маяк?! "
Они цепляют человека за самую душу, особо можно отметить
"Балладу о покинутом корабле","Упрямо стремлюсь я ко дну..." и
"Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...", посвященную
экипажу теплохода "Шота Руставели", на котором Владимир с
Мариной Влади отдыхали.
С Марией Влади Высоцкий познакомился в 1967, хотя узнал о
ней гораздо раньше. В Союзе был популярен фильм "Колдунья" с ее
участием. До их знакомства он написал шуточную песню:
................................
....................
Во время очередного приезда в Москву ее друг пригласил
Марину в театр на Таганке, пообещав, что она увидит молодого,
но очень талантливого и уже популярного актера-В.Высоцкого. Ей
очень понравилась его игра в спектакле "Пугачев", и она
согласилась прийти на ужин в ресторане, где присутствовали
актеры, учавствовавшие в представлении. Владимир увез Марину с
этого вечера к другу,где весь вечер пел для нее свои песни под
гитару. Собственно, Марина Влади- русская и по отцу и по матери.
Ее настоящее имя - Мария (Катрин) Владимировна Полякова-
Байдарова. Фамилия ее образовалась от сокращения отчества-
Марина ВЛАДИмировна. А 1 декобря 1980 года они поженились, но
это был трудный союз. У Высоцкого остались дети от первого
брака и у Марины- тоже.Положение еще осложнялось и тем, что
М.Влади жила и работала в Париже. Их обоих соединял только
телефон, и мать Володи вспоминает, что счета, приходящие за
междугородние разговоры, нередко имели трехзначные цыфры. Он
звонил в Париж в любое время дня и ночи, пел в телефонную
трубку только что написанные песни, призновался в любви. Жаль
что связь могла прерваться на самом наисокровеннейшем месте,
это дейсвовало на нервы обоим. Возникал невероятно сложный
клубок чувств, как явствует из песенного обращения к
телефонистке Международной станции 07. В этом монологе весь
Владимир Высоцкий, со своей ослепительной страстью, с
безудержным желанием любить-сейчас, а не когда-нибудь в
будущем. Поначалу ему с его нетерпением было трудно дожидаться,
когда его соединят с любимой женщиной, и песня "07" появилась
как раз в один из вечеров, когда он ждал разговора с Парижем.
" Для меня эта ночь вне закона.
Я пишу - по ночам больше тем.
Я хватаюсь за диск телефона,
Набираю вечное 07.
Девушка, здравсвуйте!
Как вас звать? Тома.
Семдесят вторая! Жду! Дыханье затая!
Быть не может, повторите, я уверен - дома!
Вот! Уже ответили! Ну, здравствуй,- это я.
.............................................
Телефон для меня как икона,
Телефонная книга - триптих.
Стала телефонистка мадонной,
Расстояние на миг сократив. " (1967г.)
Потом телефонистки уже хорошо его знали,соединяли сразу и
порой сами слушали его необычные концерты.
Когда же им удавалось всетаки встретиться, на гостролях или
же когда Марина приезжала в Союз, то они были просто счастливы.
" Не видел я другой такой руки,
Которая меня бы так ласкала... "
Ясно, что большая любовь вдохновила Высоцкого на Далее
| |
|