| |
Талант Маяковского
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить !
А. Блок
Талант Маяковского до сих пор поражает нас своим разнообразием. Поэзия, проза,
живопись, партийная деятельность -= всё охвачено его гением. Даже спустя
шестьдесят с лишним лет со дня его смерти мы не перестаём задавать себе вопрос :
каков он, талант Маяковского ? Мог ли этот великий человек сделать больше, чем
он сделал ?
Литературный талант Маяковского проявился прежде всего в том многообразии
стилей, жанров, манер письма, которые он использовал. В своём раннем творчестве
его стихи, как мне кажется, напоминают работы символистов :
Я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня
косые скулы океана.
Образность, использование цветов как символов, развёрнутость метафор и в то же
время краткость изложения идеи - вот качества, почерпнутые Маяковским у
символизма.
Но уже в послеоктябрьском периоде поэзия Маяковского совсем другая. Здесь
появляется тот самый чёткий, жёсткий, размеренный ритм, который нам так знаком :
... Грудью вперёд бравой !
Флагами небо оклеивай !
Кто там шагает правой ?
Левой !
Левой !
Левой !
В этом отрывке каждое слово звучит как удар молотом, как смертный приговор.
Здесь мастерство Маяковского проявляется в полной мере.
Любовная лирика поэта остаётся до сего времени для нас загадкой. С одной
стороны, он воспевает любовь как факел, как звезду, как солнце. О любви он пишет
как о неукротимой силе, к которой
Ураган,
огонь,
вода
подступают в ропоте.
Кто сумеет совладать ?
Можете ?
Попробуйте ...
Любовь как пожар - вот стиль Маяковского. Но с другой стороны, он считает
неприемлемым “растранжиривать” своё время на такую “бесполезную” вещь. Перед
нами предстают два человека - человек-долг и человек-поэт, которые борются за
право обладать великим талантом Маяковского.
Маяковский известен не только как лирик, но и как прекрасный писатель. Он
пробует себя в прозе,
драматургии. Его Мистерия-буфф идёт в одном из театров Петрограда. Для Владимира
нет ничего постоянного - он пытается охватить весь спектр литературного
творчества.
Маяковский проявляет себя даже как филолог. Серпастый-молоткастый, леева, орлий,
оголь - слова, знакомые нам с детства. Неологизмы, придуманные и использованные
им в поэмах, живут и употребляются по сей день.
Работа в окнах РОСТА сыграла большую роль в художественном развитии Маяковского.
По его собственным словам, он “...очистил язык от поэтической шелухи на темах,
не допускающих многословия.” Там же проявляется ещё одна сторона таланта
Владимира - талант живописца. Целые поколения людей вырастали, смотры на его
агитплакаты и читая сложенные под ними эпиграммы :
Ешь ананасы, рябчиков жуй,
День твой последний приходит, буржуй !
Едкость, злободневность, яркость, точность - все эти эпитеты подходят к
стихотворениям Маяковского.
Агитационное дарование поэта стало проявляться в его публичных выступлениях.
Никто не мог так, как он, выступать на митингах. На собрании рабочих в Нью-Йорке
“...тысячи искрящихся глаз были устремлены на эстраду. Ждали с затаённым
дыханием богатыря новейшей советской поэзии .” Маяковский вёл людей за собой,
даже “...наступая на горло собственной песне.”
Помимо всего этого Маяковский обладал ещё и потрясающими организаторскими
способностями. Именно он являлся вместе с Давидом Бурлюком “отцом-основателем”
русского футуризма. На его плечах был такой гигант литературной индустрии, как
Леф. И при этом он находил время устраивать творческие вечера, поездки по
стране, за рубеж, и писать, писать, писать...
Маяковский является весьма неординарной фигурой и личностью, что полностью
подтверждается алмазом его многогранного таланта. Он сумел в своём творчестве
воплотить целую эпоху - время самоотверженных строителей своего будущего, время
свержения самодержавия, время перелома. Но что бы случилось, если бы Маяковский
направил своё сокровище не в литературу, а в другую область человеческого гения
? Я считаю, там он бы добился не меньшего успеха, потому что настоящий талант
нельзя заглушить, настоящий талант живёт вечно !
Послушайте !
Ведь, если звёзды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно ?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда ?!
| |
|