| |
Религиозное мировоззрение М.Булгакова.
(анализ текста романа "Мастер и Маргарита")
Курсовая работа по курсу
"Анализ художественного текста"
Злотниковой М.Е.
Марач Иван
1
Религиозное мировоззрение - это, на мой взгляд, так ска-
зать "верхний этаж" мировоззрения вообще, то есть система
взглядов на устройство Универсума <ниверсум - философский
термин, обозначающий всю объективную реальность. В зависи-
мости от того, что понимать под "всей реальностью", понятия
"мир" и "У." могут не совпадать... начиная с Лейбница, утвер-
дился взгляд на У. как на "множество всех возможных миров">,
а именно взглядов на структуру Универсума (из каких миров он
состоит и как они связаны), на цели Универсумаесли они
есть), на место человека в Универсуме и его (человека) цели.
В частности здесь рассматривается как один из важнейших
вопрос о том существует ли Бог, и если существует, то, что он
собой представляет. Вообще, религиозные мировоззрения оформля-
ются в виде религий (конфессий) или философских систем. Чело-
век может примыкать к одной из традиционных конфессий или он
может быть автором своего оригинального мировоззрения.
В связи с этим можно поставить вопрос об авторе романа
"Мастер и Маргарита" : было ли индивидуальное мировоззрение
М.Булгакова религиозным и если да, то, что оно собой
представляло? Попытаемся ответить на этот вопрос, реконструи-
руя мировоззрение автора, на основе текста романа "Мастер и
Маргарита". В частности, мне хотелось бы ответить на следующие
вопросы:
1) Верил ли Булгаков в Бога?
2) Принадлежал ли он к какой-либо традиционной конфессии?
3) Если нет, то в чем была специфика его религиозных
взглядов?
Главная трудность этой работы, на мой взгляд, заключается
в том, что мы имеем дело с художественным произведением и по-
этому никогда нельзя сказать по тексту в точности придержи-
вался сам Булгаков высказываемых им взглядов или они продукт
его чисто художественного вымысла. Поэтому простое цитирова-
ние не будет доказательным и я преимущественно буду рассмат-
ривать не высказывания героев, а так сказать "макроситуации".
При этом меня будут интересовать не столько прямые свиде-
тельства текста, сколько сумма косвенных соображений.
2
Итак, верил ли Булгаков в Бога? На этот вопрос в романе мы
не найдем прямого ответа. Но зато в нем четко прослеживается
отношение автора к различным героям. Ко всем неверующим геря-
ми, таким как Варенуха, критик Латунский, Иван Бездомный или
Берлиоз Булгаков относится с нескрываемой неприязнью.
С другой стороны верующие герои (хотя бы и в нечистую си-
лу) в изображении Булгакова гораздо более симпатичны и глубо-
ки.
Сам интерес автора моральной проблематикой говорит о том,
что Булгаков скорее верующий человек, чем атеист. Об этом же
свидетельствуют и выбор им темы для "романа в романе".
Совершенно очевидно, что в основе истории Иешуа лежат
евангельские сюжеты (хотя и переосмысленные).Печальная судьба
романа написанного Мастером связана с критикуемыми Булгаковым
атеистическими установками советского общества. И наконец,
мистические фрагменты романа написаны с такой художественной
силой, создают ощущение такой достоверности, что трудно себе
представить, будто это лишь игра художественного воображения,
а не отражение реальных религиозных взглядов писателя.
Все это дает нам основание предположить, что М.А.Булгаков
был человеком верующим.
3
А теперь спросим себя: во что же он верил? Образы Христа,
Дьявола и нечистой силы, а также биография самого Булгакова
дают основания предполагать, что он был христианином. В том
или ином смысле это видимо так. Но в соответствии с текстом
его трудно отнести к православным, католикам или большинству
протестантских толков. Главные его расхождения с этими кон-
фессиями заключаются в том, что Христос (Иешуа) в его земной
жизни показан исключительно как человек, бродячий философ, а
не как Бог или Сын Божий, что является одним из основных по-
ложений традиционных христианских доктрин. Отношение Булгако-
ва к Сатане является противоречивым, если не сказать
положительным, что недопустимо для ортодоксального христианина.
Говоря о Христе, автор ни коим образом не дает даже намека
на существовании других лиц Троицы, что тоже странно для тра-
диционного христианина, так как во вторая часть Символа Веры
гласит: "<верую>... во единого Господа Иисуса Христа, Сына
Божьего". И сама булгаковская картина Универсума (о которой я
скажу позже) расходится с канонически христианской, которая
состоит из "Рая", "Ада" и "мира". Из всего этого мы можем
сделать вывод, что Булгакова нельзя отнести к традиционным
христианским конфессиям.
4
Какова же структура Универсума (картины мира) по Булгако-
ву?
Булгаков считает, что Универсум состоит:
1) из нашего привычного мира, в котором происходит все
основное действие романа.
2) из "Света", в котором пребывают Иешуа, в качестве цент-
ральной фигуры. Видимо там же находятся еще какие-то люди,
праведники, в частности Левий Матвей, и поэтому "Свет" напо-
минает христианский Рай. Об этом мы можем судить по сцене на
крыше в которой Левий Матвей сообщает Воланду что нужно сде-
лать с Мастером.
3) из "Покоя", места, не имеющего аналогов в традиционных
конфессиях ( правда несколько схожего с первым кругом дан-
товского ада). Там судя по всему находятся какие-то люди, ко-
торые не являются злостными грешниками, но и не заслужили
"Света". В "Покой" отправляются Мастер и Маргарита в конце
романа.
4) остается открытым вопрос о том есть ли в булгаковском
Универсуме Ад? Об этом тоже не говорится прямо. Остается лишь
догадываться откуда появляются "висельники и убийцы" на балу
у Сатаны, где они находятся в перерывах между балами? И в ка-
ком месте каждое утро подкладывается платок Фриде? Может быть
у Булгакова есть специальное "Место Фриды", а может быть все
это происходит в Аду.
5) не совсем понятно где находится ожидающий решения своей
участи Пилат со своей собакой. Это не Свет, не Покой и не Ад.
Может быть это тоже специальное место "Место Пилата". А может
быть что-то еще.
5
Взаимоотношения между нашим миром и "Светом" тоже не
совсем привычны. Иешуа управляет "Светом" и лишь однажды в
романе, он решает судьбу простых людей:он просит Воланда дать
покой Мастеру и Маргарите. Нашим же миром правит Воланд. Он,
например, сам решает вопросы о жизни и смерти многих людей,
таких как Берлиоз,барон Майгель и т.д. Традиционные христиане
тоже говорят о "Князе Мира Сего", но Булгаков, как мне
кажется,делает на этом больший акцент. Так же мне хотелось бы
сказать несколько слов об отношении автора к самому Воланду.
Как я уже говорил Булгаков относится к Сатане и его свите с
большой симпатией. Мне приятно читать фрагменты о похождениях
Бегемота с Коровьевым и мне нравится мужественный и смелый
Азазелло.Булгаков видит в них немаловажную созидательную силу
"что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Воланд
справедлив. Он наказывает "грешников" и помогает "хорошим
людям" (Мастеру и Маргарите, Наташа, в определенном смысле
Бездомному).
Принимая во внимание все перечисленное выше, я считаю, что
религиозные взгляды Булгакова несколько отличаются от
традиционных.
6
Подводя итоги этой работы мы можем предположить, что:
1) Булгаков был верующим человеком.
2) Его можно назвать христианином, но нельзя отнести к
традиционным христианским конфессиям. Он построил свой мир,
свой Универсум, дал особое (хотя и не слишком оригинальное)
понимание образа Христа. (в земной жизни он просто человек, а
в Свете что-то вроде Бога). Дал своеобразную трактовку образа
Сатаны.
| |
|