| |
В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мас-
тер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят об-
раз кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность прибли-
зиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраива-
ет образ ( портрет, речевая характеристика ), как эпизодический ге-
рой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа.
Сейчас для анализа я выбираю центральный образ - Маргариту. Поче-
му это центральный образ ?
Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, кото-
рые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри.
Это темы веры, творчества, любви - все то, из чего вырастает ис-
тинная жизнь.
Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому в нем
прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей - Елены
Сергеевны Булгаковой.
Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замы-
сел, как соотносится с другими героями произведения. Создавая образ
Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описы-
вал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргари-
ты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять автор-
ский замысел, ведь речевая характеристика - это то, что помогает за-
глянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты
не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты
помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к понима-
нию как ее образа, так и других образов и тем в романе.
Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Мар-
гариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зави-
симости от действия происходящего в романе.
Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как
М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой харак-
теристике Маргариты.
Моя основная задача - попытаться понять концепцию романа, ана-
лизируя изменение речевой характеристики Маргариты.
Как же создан образ ? Что позволяет увидеть в нем речевая харак-
теристика ?
Впервые ее слова нам передает Мастер. В этих словах - чувства,
такие как напряжение, сосредоточенность. Здесь же воедино соединя-
ются голоса Мастера и Маргариты. Маргарита, во-первых, способна к
диалогу, а во-вторых, даже в речи автора отразилось единство чувств
Мастера и Маргариты.
Но вот исчез Мастер. Речь Маргариты становится отрывистой, исче-
зает смех, но появляется ощущение утраты, боль. Появившийся внутрен-
ний монолог свидетельствует о глубине и о степени интимности пережива-
ний. Здесь же Маргарита говорит и о добре и зле, о лжи и правде. Эти
нравственные величины для нее очень значимы. Речь ее уже напоминает
молитву и проклятие одновременно, в этом некое предощущение и своей
будущей судьбы, в которую войдут и Бог и Дьявол. Появление внутреннего
монолога свидетельствует о глубине чувств Маргариты, поясняет, что
значит Мастер для нее.
Но вот первая встеча с темными силами. Изменяется речь: появляют-
ся паузы, верх берут чувства. В этом изменении речи, ее темпа, напра-
вленности - своеобразный срез жизни. И появившаяся речь Маргариты
в пересказе " правдивого повествователя " говорит о том, что авторское
отношение к миру сходно с мироощущением Маргариты. Кроме того, в речи
появляется сатанинское начало: хохот, ощущение вседозволенности. Пред-
ложения становятся короткими, отрывистыми - это отражение волнения и
отсутствия гармонии одновременно. Появляется актерское начало. Но да-
же у этой "ведьмы" сохранились гуманистические ценности, вот поэтому
останавливает она разгром в доме критиков, увидя ребенка, и при этом,
стремится "смягчить" голос. В этом опять же есть и авторское отношение
к реальному и жестокому миру.
Вот встреча с квартирой N 50. Все видим мы глазами Маргариты -
в этом авторское доверие. Внутренний монолог оформлен как внешняя
речь, ведь в этой квартире все ясно. Исчезновение внутреннего моноло-
га, бедность внешней речи - во всем этом ощущается предопределенность.
Сцена Бала. Маргарита лишь констатирует увиденное. В этом - пони-
мание величия мира и желание понять его, а не изменить. Маргарита уже
уподобилась свите, поэтому повторяет за Коровьевым и Бегемотом фразы.
На балу же увидим мы и слезы очищения. И здесь Маргарита выражает ав-
торское видение мира.
Бал проходит. К Маргарите вновь возвращается актерство, трудно да-
ются воспоминания. Но, вспомнив Мастера, Маргарита меняется. Речь снова
становится изорванной, ведь любовь многострадальна. В этом мире, когда
уже вернулся Мастер, голоса их звучат только на внешнем уровне, ведь в
мире Воланда нет тайн, Сатана знает все.
Оказываясь в подвале на Арбате, Маргарита вновь плачет - это еще
ра з слезы искупления. Кроме того, она цитирует фразу из романа Масте-
ра, предсказывая судьбу.
Мастер и Маргарита в ночь преображения. Голоса их вновь сливаются,
звучат в унисон. В этой сцене Маргарита проходит через все этапы своего
жизненного пути, все зто отразилось во внешней речи. Есть крик - и это
общность с нечистой силой, есть шепот и слезы - это великая любовь к
Мастеру. Именно речь Маргариты сравнивается с тем ручьем, который
"струясь", несет вечность и покой.
Речевая характеристика показывает, как изменяется героиня, как из-
меняется мир, как образ Маргариты связан с другими образами, как автор
относится к Маргарите и к миру. Кроме того, речь определяет основные
ценности, нравственные идеалы героев романа.
Речевая характеристика оказывается тем зеркалом, которе отражает
в себе не только внешнее, но и внутреннее состояние героя и мира.
Речевая характеристика несет многое для понимания романа. Ведь она
открывает мир, нарисованный автором. Именно Маргарита в своей речи за-
трагивает темы веры и безверия, жизни и смерти, конечности и бесконеч-
ности человеческого бытия, творчества, предательства.
Именно Маргарите доверено увидеть Бал Сатаны, принять в нем учас-
тие и искупить грехи человеческие, став почти Христом для Мастера. Имен-
но она будет крушить приземленный московский быт. Именно она будет по-
другой, женой, матерью Мастеру, она спасет его своей любовью, вернет
его к жизни, она же подарит покой Фриде.
В романе образ Маргариты - центральный, ведь она та, которая спас-
ла Мастера; жертвуя собой, сделала возможной встречу " князя тьмы " и
Мастера, а затем и то, что Мастеру был дарован покой.
Именно любовь Маргариты, ее способность к самопожертвованию сде-
лали возможным возрождение Мастера.
Таким образом, Маргарита - женщина, ведьма стала связующим звеном
для трех миров: мира Мастера, мира Сатаны и мира Бога. Она сделала воз-
можным разговор всех этих трех миров.
Образ Маргариты важен для романа. Об этом свидетельствует и вы-
бор имени героини, ведь Маргарита - значит " жемчужина ", ну а кроме
того, в героине этой очень четко просматриваются черты самого дорогого
для М.А. Булгакова человека в последние годы его жизни - Елены Серге-
евны Булгаковой.
Речевая характеристика помогает понять величие образа Маргариты,
вдохновляющей Мастера, открывающей ему дорогу к Иешуа Га-Ноцри. Имен-
но она вносит в роман темы веры и искупления.
Роман оказывается духовным завещанием М.А. Булгакова, поэтому
так много означает бережное и доброе отношение отношение автора к
своей героине. Ведь по мнению автора, женщина-жемчужина несет в мир
жизнь, отдавая любовь и возрождая творчество.
По-моему, именно Маргарита, заслуживает "не покоя", а "света", ведь
она принесла в жизнь такие драгоценности как любовь и созидание.
Доверяя своей героине возможность открыть истинные ценности чело-
веческого бытия, автор не просто говорит о своем отношении к конкретной
героине, а скорее предъявляет миру свою концепцию вечных ценностей,
свое ощущение бытия.
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| ОБРАЗ МАРГАРИТЫ В РОМАНЕ М.БУЛГАКОВА |
| |
| " МАСТЕР И МАРГАРИТА " |
| |
| ( РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК ПУТЬ К ПОНИМАНИЮ ГЕРОИНИ ) |
| |
| |
| |
| РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ |
| |
| |
| ИСПОЛНИТЕЛЬ: |
| |
| ученица 11 "Б" класса |
| школы N 40 |
| |
| МОЙШЕЛИС ОЛЬГА |
| |
| |
| |
| РУКОВОДИТЕЛЬ: |
| |
| ГРИНБЕРГ Б. М. |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| ЕКАТЕРИНБУРГ, 1993. | |
| |
| |
| |
——————————————————————————————————————————————————————————————————————
П Л А Н .
I. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова " Мастер и
Маргарита ".
II. Оссобенности речевой характеристики Маргариты.
1. Кольцо внутреннего монолога и образ Мастера.
2. Внешняя речь и " темные силы ".
3. " Московский мир " и звероподобность внешней
речи.
II. Роман - духовное завещание М.А. Булгакова.
В моей работе я вновь обращаюсь к роману М.А. Булгакова " Мас-
тер и Маргарита ". В предыдущей работе для исследования был взят об-
раз кота Бегемота, образ перефирийный, но дающий возможность прибли-
зиться к пониманию романа. Меня интересовало, как автор выстраива-
ет образ ( портрет, речевая характеристика ), как эпизодический ге-
рой движет сюжет, помогая прочесть основные темы романа.
Сейчас для анализа я выбираю центральный образ - Маргариту. Поче-
му это центральный образ ?
Это связано с тем, что Маргарита в романе открывает те темы, кото-
рые позже будут развиты такими героями как Мастер и Иешуа Га-Ноцри.
Это темы веры, творчества, любви - все то, из чего вырастает ис-
тинная жизнь.
Образ Маргариты очень дорог автору, быть может, поэтому
в нем прочитываются черты одного из самых близких Булгакову людей -
Елены Сергеевны Булгаковой.
Меня интересует, как этот образ помогает понять авторский замы-
сел, как соотносится с другими героями произведения. Создавая образ
Маргариты, автор использовал портрет, речевую характеристику, описы-
вал поступки героини. Меня заинтересовало, как создана речь Маргари-
ты, как она изменяется, с чем это связано, как помогает понять автор-
ский замысел, ведь речевая характеристика - это то, что помогает за-
глянуть в глубины души героя, а вместе с тем и автора. Образ Маргариты
не простой, Поэтому, с моей точки зрения, именно слово Маргариты
помогает открывать нам героиню, именно речь Маргариты ведет к понима-
нию как ее образа, так и других образов и тем в романе.
Почему именно речь ? Мне кажется, что речевая характеристика Мар-
гариты все время находится в движении, постоянно изменяется, в зави-
симости от действия происходящего в романе.
Кроме того, почти никто из известных мне булгаковедов, таких как
М. Чудакова, Б.Гаспаров, Б. Соколов, не обращались к речевой харак-
теристике Маргариты.
Моя основная задача - попытаться понять концепцию романа, ана-
лизируя изменение речевой характеристики Маргариты.
————————————————————————————————————————————————————————————————————
* Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. - 2-е
изд., доп. - М. : Книга, 1988. - 672с.
** Гаспаров Б. Из наблюдений над мотивной структурой рома-
на М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита " //Даугава. - 1989.
- N 1. - c. 78-90.
*** Соколов Б.В. Роман М. Булгакова " Мастер и Маргарита ".
Очерки творческой истории. - М. : Наука, 1991. - 127с.
Первый диалог Мастера и Маргариты. Его нам пересказывает Мастер,
но при этом речь Маргариты слышна очень отчетливо.
Еще до ее слов появляется такая характеристика, как внезапность:
"... внезапно заговорила она." Во фразе "Нравятся ли вам мои цветы ?"
есть направленность и на себя, и на собеседника, и на целый мир. И
сразу же дана характеристика голоса. Мне, кажется, что не будь фразы,
а будь лишь эта характеристика, изменилось бы не многое, а точнее, ни-
чего бы не изменилось. Каков этот голос ? Он отчетлив,"... он низкий
довольно-таки, но со срывами,... показалось, что эхо ударило в переул-
ке и отразилось от желтой грязной стены." В голосе этом есть внутрен-
няя напряженность ( ведь " со срывами "), есть и погруженность в се-
бя ("низкий"), и уже в голосе отразилось великое одиночество, ведь
вторит ему лишь эхо, и отражает его даже стена, которая наделена самой
нелестной цветовой гаммой: желтизной и грязью. В следующей фразе:" Вы
вообще не любите цветов ?", мы видим уже обращение к другому челове-
ку, уходит направленность на себя. И опять очень важна характеристика
голоса, даваемая Мастером. " В голосе ее была, как мне показалось,
враждебность." И почти сразу же - усмешка. И сразу же молчание, из
которого вырастает предощущение любви. Враждебность, усмешку, молчание
можно объяснить мироощущением одинокого человека, который, сталки-
ваясь с кем-то другим, сначала враждебен, ироничен и лишь позже мо-
жет проявить свое истинное отношение.
Следующую фразу мы слышим опять же из уст Мастера. " Она -то
впрочем, утверждала впоследствии, что ... любили мы давно-давно, не
зная друг-друга..." То есть Маргарита, обретающая любовь, обретает и
уверенность. Речь оказывается объединяющим началом, уравнивающим двух
героев: " Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как буд-
то знали друг-друга много лет".
В своей речи Маргарита пророчествует: "Она сулила славу, она под-
гоняла ...и... стала называть Мастером..., нараспев и громко повторяла
отдельные фразы..." Чувства героини отражаются в ее речи, то есть
когда она счастлива, то и говорит она " нараспев и громко, и когда поз-
же начились неприятности для Мастера, то Маргарита " перестала сме-
яться", и ее речь изменилась. Фразы ее коротки, отрывисты. Есть ощу-
щение срыва. В тот трагический вечер, когда Мастер сжигает свой роман,
Маргарита впервые плачет."...заплакала неудержимо и судорожно." В пла-
че этом великое понимание Мастера, поэтому и следующая фраза полностью
направлена на главного героя: "Боже, как ты болен. За что это, за что?
Но я тебя спасу, я тебя спасу. Что же это такое ?" Многократные повто-
ры, разброс в мыслях, множество вопросов - все это говорит о необычай-
ном волнении героини, неясности, запутанности мыслей о самом дорогом
ей человеке. Но даже в этом состоянии растерянности Маргарита пол-
ностью концентрирует свою речь на Мастере. Позже ее речь характ-
еризуется как "бормотание" и "невнятное". Но собравшись, она начинает
говорить "спокойнее". И в ее речи появляются фразы о том, что ложь
невыносима для нее, что отвечать на добро предательством она не мо-
жет, то есть это своеобразные нравственные принципы. Но в этом моно-
логе видна борьба чувств. Здесь и решимость, и вера в человека, и рас-
терянность, и надежда, и страх за близкого человека. Этот монолог по-
могает нам увидеть и понять чувства героини, а не только ее мысли.
Последняя фраза Маргариты в этом эпизоде: " Не бойся, потерпи несколько
часов. Завтра утром я буду у тебя". Здесь видно стремление успокоить,
внести мир, подарить счастье Мастеру. Но уже просматривается разде-
ленность героини и Мастера. " Потерпи несколько часов " - ведь это же
предсказание будущего одиночества. В этой же фразе опять есть направ-
ленность в себя, то есть опять же во фразе мы видим мысли и чувства.
Наша первая встреча с Маргаритой - это рассказ о ней Мастера Ива-
ну Бездомному в клинике профессора Стравинского. Интересно, что в рас-
сказе Мастера, Маргарита наделена лишь внешней речью. Почему такое
странное место рассказа? Это не только линия сюжета, это подтверждение
какого-то душевного напряжения, душевной траты в судьбе Маргариты! По-
чему рассказывается это Ивану Бездомному? Рассказывается человеку, не
имеющему дом, а значит, и любовь, то есть Иван схож с Мастером, до
встречи с Маргаритой. Передает речь Маргариты Мастер. Почему? Это
человек тонкой душевной организации, кроме того любящий Маргариту, а
значит, хорошо понимающий ее. Мастер - художник, а значит, может
увидеть в человеке самое прекрасное, самое значимое. А то, что Мастер
видит в Маргарите способность вести диалог и то, как он ее видит, го-
ворит о том, что Маргарита очень важна как для Мастера, так и для ро-
мана в целом, кроме того равновелика главному герою.
В чем же особенность речевой характеристики Маргариты в этом эпи-
зоде ?
Во-первых, это внешняя речь. Внутренних монологов мы не слышим.
Но это не от безликости образа. Ведь мы слышим речь Маргариты от Мас-
тера, да и жизнь Маргариты только внешняя; внутреннее, духовное поя-
вится позже. Внешняя речь очень насыщена эмоциями, чувствами: здесь и
враждебность, и усмешка, и молчание, и ощущение счастья, и тяжкое го-
ре, и волнение, и решимость, и вера в человека, и растерянность. Все
эти чувства полностью переданы в речи и отражают отношение Маргариты
как к Мастеру, так и к окружающему миру. Но речевая характеристика по-
могает воссоздать и картину мыслей, отражает психологическое состояние
Маргариты. Только из речи видно, когда мысли Маргариты направлены на
себя, когда на Мастера, а когда на весь мир. Малейшее изменение в
мыслях отражается в речи главной героини. Сразу можно определить, ког-
да Маргарита уверена в себе, а когда одинока, лишена покоя, и в мыслях
ее царит хаос. В этом эпизоде речевая характеристика очень важна, так
как открывает мысли, чувства, психологическое состояние героини. Иными
словами, можно сказать, что слова - "зеркало души".
Во второй части мы видим, что о Маргарите рассказывает сам "прав-
дивый повествователь". Появляется портретная характеристика, но при
этом слышен и голос самой Маргариты, и ее речь изменяется. В чем эти
изменения и как развивается и усложняется образ Маргариты, можно по-
нять, анализируя ее фразы и монологи.
Первая фраза второй части кажется полукриком, полустоном больного
человека, страстно утверждающего свои ошибки и равняющего их с предате-
льством. Поэтому и появляется троекратное "да" и образ Левия Матвея,
"вернувшегося слишком поздно". Это своего рода предощущение библейской
тематики, темы великой веры. Повествователь называет Маргариту " дове-
денной до отчаяния женщиной". Жизнь кажется застывшей, но нет, мы ви-
дим пробуждение человека, и это тоже отражается в речи. Маргарита "про-
сыпается с предчувствием, что ... что-то произойдет". И это ощущение
рождает веру; вновь вводится тема веры, то есть автору необходимо дать
эту тему во всех возможных проявлениях. " Я верую! - шептала Маргарита
торжественно,-я верую!". Шепот создает впечатление исповеди, что гово-
рит о стремлении автора подчеркнуть библейский сюжет. И действительно,
Маргарита начинает говорить о том, что жизнь ее "пожизненная мука",
что послана ей эта мука за грехи: за ложь, обман, за " тайную жизнь,
скрытую от людей". Этими словами перед нами открывается душа Марга-
риты, в которой лишь страдание. Но душа эта живет, ведь она верит
и способна осознать свою жизнь. Да и последующее действие говорит
о той очень важной автору мысли, что всякому воздастся по заслугам. Но
шепот Маргариты не исчезает, он превращается во внутренний голос. Мар-
гарита во всех своих мыслях помнит лишь о Мастере, поэтому и слезы, и
"возбужденное состояние" тогда, когда она перебирает свое "имущест-
во": "испорченную огнем тетрадь", фотографию, "книжку сберегательной
кассы". Истинные ценности - это духовные ценности, когда любой образ,
напоминающий о жизни души, вырастает до огромных рДалее
| |
|