| |
«Что нового в жизни и в самом себе Вы нашли, прочтя роман»
«Душа сказала мне давно:
Ты в мире молнией промчишься!
Тебе всё чувствовать дано,
Но жизнью ты не насладишься.»
Веневитинов.
В. Г. Белинский: «Пушкин принадлежит к числу творческих гениев, тех величайших
исторических фигур, которые, работая для настоящего, приготовляют будущее,
следовательно, не могут принадлежать только одному прошлому». С этим суждением
остаётся только согласиться. Необходимо добавить, что гений Пушкина, на мой
взгляд, заключается не только в бессмертии сюжетов его произведений: мало кто из
писателей пытается ответить в одном произведении сразу же на несколько вопросов.
Другими словами, берутся за решение какой- либо одной - показать глупость
народной жизни, «закулисную» жизнь светского общества, бессмысленное бытие
народа и т. д. А Пушкин в данном произведении делает многочисленные лирические
отступления, в которых и размышляет на многочисленные темы. Поэтому почерпнуть
из этого творения можно о- очень многое.
Начнём с начала- сюжет: вот уж поистине жизненная ситуация. Это далеко не
любовный треугольник, даже не знаю как и назвать. Есть чему поучиться! После
прочтения волей- неволей задумываешься о том, какая всё- таки сложная эта штука-
жизнь: никогда не знаешь где найдёшь, где потеряешь (у Онегина наоборот- он
потерял, а лишь потом нашёл, но было поздно).
Пушкин очень много рассуждает о жизни. Он показывает жизнь большого города с
многочисленными балами и развлечениями, город с «парадного подъезда», где всегда
весело и шумно. И сквозь это проводит тему одиночества, какого- то отчуждения,
причём делает это так, что самому читателю становиться грустно. А ведь так на
самом деле: смотришь на город- все куда- то торопятся, смеются, кричат,
разговаривают и шутят - короче - город живёт шумной и бурной жизнью. А стоит
лишь чуть- чуть приглядеться - там задумчивое лицо с бездонными глазами, здесь
люди с рассеяно- отчуждёнными выражениями лиц. Невольно вспоминается отрывок из
стихотворения Рылеева:
«С тяжкой грустью, с чёрной думою
Я с тех пор один брожу,
И могилою угрюмою
Мир печальный нахожу.
Всюду встречи безотрадные!
Ищешь, суетный, людей,
А встречаешь трупы хладные
Иль бессмысленных детей... »
Хотя, учитывая мои годы, можно сказать, что ЭТО не так уж и заметно.
Следующее «новшество» - это язык. Конечно, муза Пушкина была вскормлена и
воспитана творениями предшествующих поэтов (можно сказать более- она приняла их
в себя, как «своё законное состояние и возвратила их миру в новом, преображённом
виде»(Белинский) ), но то, как он ею лепит настроение читателя, возвышает его к
божественным началам, и в очередной раз доказывает, что им (автором) руководит
гений. Его язык чертовски привлекателен. Где надо- там короткие, лаконичные
предложения (ибо «краткость - сестра таланта»); где необходимо дать полное
описание, там появляется вязкая, текучая речь, словно рождественская ёлочка,
обвешенная гирляндами прилагателных. Красота! И с её помощью Пушкин, как
человек, познавший высший свет и высокие чувства, любовь и страсть прилюбодеяния,
мастерски действует на восприятие читателя. Он открыл новые возможности, которые
дарит нам речь. Нужно лишь научиться пользоваться ею, ибо ещё Цицерон сказал -
«Речь дана всем, ум- удел немногих.»
В этом произведении автор показал нам высокое знание античности и истории. А
это, в очередной раз, доказывает, что история учит многому: это ведь не книжный
ум, а жизненная школа, где в роли преподавателей выступают "великие мира сего".
К сожалению это поздно начинаешь осознавать.
Спускаемся на землю и переходим к «людской» теме. «Будучи многою суетою смущаем
во многих хлопотах, связанных со средним образованием, и из- за телесных
недомоганий великих, бывающих у меня постоянно»(Библия), не помня я названия
романа и имени персонажа, в котором происходил конфликт высоких намерений с
низменными действиями. Так вот Пушкин подкинул ещё «материал для размышления»
(вообще, такие действия присущи величайшим): очевидно, что речь пойдёт о
Евгении.
Прочитал я роман, отложил книгу и подумал: «Так какой же на самом деле Онегин?»
Может это игра Пушкина- показать главного героя, этого «страдающего эгоиста», в
начале с одной точки зрения, потом с другой , а затем- с третьей? Или же
настолько глубока натура Евгения, что даже сам автор предаёт его на суд
читателю? В жизни ведь получается аналогично- у каждого есть свои закоулки души
и, следовательно, каждый может быть непонятым. Есть о чём призадуматься! Прочтя
роман, понимаешь, что озлобленный ум есть тоже признак высокой натуры, ибо такой
человек не доволен не только окружающими, но и самим собой. И ещё, как- то дико
понимать, что существуют люди, подобные Онегину, которые не знают, что им надо.
Вообще, читая этот роман, меняешь угол зрения на многие вещи. В некотором
смысле, это произведение можно назвать философским. В своих философских
отступлениях автор показывает быт того времени, при этом даёт оценку,
размышляет, пытается найти ответы на многие коренные вопросы бытия. И в этих
ответах находишь очень много нового для себя. С чем- то можно согласиться, а с
чем- то и поспорить. Закончить сие творение хочу словами вышеуказанного
величайшего мастера пера, но с учётом возможностей быстрорастущего гения
нижеподписавшегося:
«Пересмотрел всё очень строго:
Противоречий очень много,
Но их исправить не хочу.
Цензуре долг свой заплачу,
И учительницам на съеденье
Плоды трудов своих отдам.
Иди же к школьным берегам
Новорождённое творенье,
И заслужи мне славы дань:
Одни пятёрки, шум и брань!»
P. S. душевно надеюсь, что шума и брани будет не очень много. Не сочту за
дерзость мысль о том, что брани совсем не будет.
| |
|