Народная библиотека Биография Шекспира

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 



ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564-1616)

Созданные три с лишним века назад трагедии, исто-
ричесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор,
волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры
мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экза-
меном и счастьем поставить и сыграть шекспировский
спектакль.
Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу
Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том,
кто создлал эти произведения. Но это не так просто.
О жизни великого драматурга сохранилось мало све-
дений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневни-
ка.Нет у нас его переписки с современниками. Не сохра-
нились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь нес-
колько документов,в которых упоминаются разные обстоя-
тельства его жизни. Каждый из этих документов, даже ес-
ли в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и
истолкован. Редчайшими историческими ценностями счита-
ются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекс-
пира написано несколько строк или просто стоит его под-
пись.
Нужно было положить очень много труда, чтобы мы
могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать
о нем каждый образованный человек.


Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в ма-
леньком английском городке Стратфорде, расположенном на
реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Расс-
каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб-
ностей. Однако наука не может признать их вполне досто-
верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему
пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир
отправился в Лондон.
Оказавшись в незнакомом городе без средста, без
друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные
предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что
караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные
господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он сле-
дил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы-
вал роли, случалось, заменял суфлера. Словом ,задолго
до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге-
роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.
Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма-
ленькие роли в театре, познее получившем название
"Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в
Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы-
вания об актерском искусстве, а главное, великолепное
мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о пора-
зительном знании законов сцены.
Впрочем, Шекчспир писал не только пьесы. Его сти-
хотворения - сонеты пленяли современников и продолжают
пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изящест-


вом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс-
пировские сонеты, благодаря превосходным переводам.
Но главным делом для Шекспира, страстью всей его
жизни быда работа драматурга, создание пьес. Огромно
мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий
отличается необыкновенным богатством и красочностью.
Его драматургия занимает почетное место в репертуаре
театров всего мира.
Ликующая радость жизни, прославление здравого,
сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего
человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - ко-
медиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон
в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая
ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная
для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не
поплатью, не по знанию, не по сословию и богатству, а
по его поведению и личным качествам.
Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же
сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю
ночь". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней
фантастические, близкие к народным сказкам образы Гор-
чичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в
судьбе любящих приводит к счастливой развязке.
Но благородным гуманистическим идеям Возрождения
не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с
горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выра-
женыидеи Возрождения, но краски пьес становятся мрач-


нее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз-
рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира
начинает звутать тема гибели героев, особенно дорогих
ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.
Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой тра-
гедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Лю-
бовь их наталкивается на непреодолдимую преграду - ста-
ринную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми
предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами,
Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся
с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен-
ная победа.
Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра
"Глобус". Театр " Глобус" был похож на круглый загон
под открытом небом. Приезжий иностранец , посетивший в
1599 г. первое представление Шекспира "Юлий Цезарь",
назвал театр "Глобус" домом с соломенной крышей - он
имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу-
чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной
шар.
После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг.
Шекспир создал самые великие свои трагедии: "Гамлет",
"Король Лир", "Макбет", "Отелло".
Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем от-
це. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был
убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не
только унаследовал престол покойного короля, но и же-


нился на его вдове - матери Гамлета.
В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает
лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит
ему за смерть отца. Но это только внешние события пь-
есы.
Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благо-
родного человека о природе зла, о порочном королевском
дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях,
которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих
суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о
Гамлете:" Это душа, рожденная для добра и еще в первый
раз увидевшая зло во всей его гнусности".
Одиночество Гамлета - это одиничество человека,
который опередил свое время, находится с ним в траги-
ческом разладе и потому погибает.
В последние годы творчества Шекспира (1608-1612)
его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от
реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические
мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка",
"Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие,
встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу
любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает
естественное равенство всех людей. Восклицание героя
одной из этих пьес: "Как прекрасно человечество!" - мо-
жет служит знамением эпохи Возрождения, подарившей миру
Шекспира.
Шекспир - автор 37 пьес, 2 поэм , а также 154 со-


нетов, отличающихся горячим чувством, насыщенных
мыслью. Творчество Шекспира является одной из вершин
художественной культуры эпохи Возрождения.
В 1612 году Шекспир написал свою последнюю пьесу
"Буря". Вскоре он оставил театр. Может быть Шекспир пе-
режил разочарование в английском театре, уходившем от
того великого пути, по которому он его вел .А может
быть в годы молчания он вынашиван замыслы новых гени-
альных созданий, которым так и не суждено было появить-
ся.
Шекспир умер в 1616 году, в день, когда ему испол-
нилось 52 года. Он был похоронен в церкви родного
Стратфорда , куда до сих пор приезжают почитатели его
таланта со всех концов мира, чтобы поклониться могиле
великого драматурга, посетить дом, где он жил, посмот-
реть его пьесы в Стратфорском мемориальном театре, где
ставят только пьесы Шекспира.
 

 

Hosted by uCoz