| |
и мужественно рассказал о своем идейном перевоору-
жении после Октября Сергей Городецкий: <С этого момента начина-
ется борьба с самим собой, с живучим наследием старого в самом
себе, со всеми пережитками, со всеми былыми установками. Вспоми-
наются видения юности, первая радость жизни, и с пылкостью нео-
фита, не осознав и не проверив своих сил, не подготовившись, ав-
тор бросается в революционную действительность, жадно впитывает
отрывочные впечатления и, не выносив, стремится воплоить их в
стихах, решительно отбрасывая идеологические и стилевые установ-
ки предыдущего периода:
Пусть с кровью мы сдираем ветошь.
Но мы сдерем ее с себя.
- 23 -
Акмеистический академизм исчезает... Мысль, не имевшая возмож-
ности найти выражение в тесных рамках акмеизма рвется наружу>.
Футуризм (название заимствовано у итальянских футуристов, от
слова futurum - будущее), возникший в России 1910 1912 годах,
подобно другим течениям декаданса, был глубоко чужд классичееким
традициям русской литературы. Подобно символизму, русский футу-
ризм многое воспринял от буржуазной культуры Запада. Вместе с
тем он явился продолжением той формалистической безыдейной линии
русской литературы , которая ранее уже нашла свое выражение в
декадентстве.
Русский футуризм как и другие учения декаданса , характеризу-
ется неоднородностью и внутренней противоречивостью. Наряду с
реакционным устремлением в сторону от реальной действительности
и в нем нашли свое выражение протестантские, бунтарские мотивы,
направленные против буржуазной действительности и литературы.
Свою враждебность господствующим , общественным и литературным
нравы футуристы старались подчеркнуть всеми средствами, начиная
от желтой кофты и разрисованных физиономий и кончая причудливым
оформлением своих сборников, печатавшихся на обойной и оберточ-
ной бумаге.
Именно в подчеркивании своей <оппозиционности> заключается ре-
альный смысл эпатажа футуристов. <Футуризм для нас, молодых поэ-
тов, - писал Маяковский, - красный плащ тореадора, он нужен
только для быков (бедные быки! - сравнил с критикой). Я никогда
не был в Испании, но думаю , что никакому тореадору не придет в
голову помахивать красным плащом перед желающим ему доброго утра
другом".
Таким <помахиванем красным плащом> перед <быком> были футу-
ристические сборники и манифесты с их характерными в этом отно-
шении названиями: <Дохлая луна>, <Доители изнуренных жаб> , <Мо-
локо кобылиц> , <Рыкающий Парнас" , <По щечина общественному
вкусу>>, <Идите к черту> и т. д. Буржуазная критика <набрасыва-
лась> на футуристов, считая их писания "невероятными дикостями"
и "чистым дурачеством". В своей автобиографии Маякбвский писал
об отношении "общества" к футуристам: <Газеты стали заполняться
футуризмом. Тон был не очень вежливый.Так, например , меня
просто называли <сукиным сыном>... Издатели не брали нас. Капи-
талистический нос чуял в нас динамитчиков. У меня не покупали ни
- 24 -
одной строчки>.
Футуристы, в свою очередь, не стеснялись в выражениях, когда
речь шла о современной литературе. Символистов они назы вали
<стволятина>, акмеистов - <свора адамов> ; они призыли <вымыть
руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написаных бесчисленны-
ми Леонидами Андреевыми " .Футуризм равно отрицал и буржуазную и
революционно- пролетарскую литературу. Футуристы называли себя
"новыми людьми новой жизни".
В ломке ритма, во введении свободных размеров"и разговорных
интонаций и даже в "зауми" футуристы имели предшественников в
символизме в лице, например, А. Блока, А. Белого. В провозглаше-
нии самоценности слова футуристы не были <новаторами>; они до-
вершили то дело, которое начали декаденты.
В программной статье <Слово как таковое> В. Хлебников и А.
Крученых, приводя заумные строки: <дыр бул щил убе щюр окум вы
со бы р л э з>, писали: <В этом пятистишии больше русского, на-
ционального , чем во всей поэзии Пушкина>. Это трудно даже при-
нимать всерьез, хотя из такого рода <парадоксов> складывалась
платформа футуристов. Проявляя обостренное чутье к слову, футу-
ристы доходили до абсурда, занимались конструированием слов без
всякого их значения и смысла. Вот, например, строки из стихотво-
рения В. Хлебникова "Заклятие смехом":
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствувт смеяльно,
О, засмейтесь, усмеяльно!
О, рассмешиш надсмеяльных -
смех усмейных смехачей!
От одного словесного корня футуристы производили целый ряд
неологизмов, которые, однако, не вошли в живой, разговорный
язык.При всей одаренности и чуткости к слову такого, например ,
крупного поэта, как Хлебников, нужно сказать, что его нова-
торство шло в ложном направлении. Хлебников считался открывате-
лем словесных <Америк>, поэтом для поэтов. Он обладал тонким
чутьем слова и будил мысль других поэтов в направлении поисков
новых слов и словосочетаний. Например,от основы глагола любить
он создает 400 новых слов, из которых, как и следовало ожидать,
- 25 -
ни одно не вошло ни в поэтический обиход.
Новаторство футуристов оригинально , но лишено, как правило,
здравого смысла. Так, в одной из деклараций футуристов в качест-
ве "задач новой поэзии" перечислены следующие <постулаты>: 1.
Установление различий между творцом и соглядатаем. 2. Борь6а с
механичностью и временностью 3. Расширение оценки прекрасного за
пределы сознания (принцип относительности). 4. Принятие теории
познания как критерия. 5. Единение так называемого "материала">
и многое другое.
Конечно, нельзя ставить знак равенства между теоретиче-
скими положениями футуристов в вх коллективных декларациях
и поэтической практикой каждого из поэтов в отдельности. Они
сами указывали, что к реализации своего главного лозунга -
<самовитго слова> - они шли <различными путями>.
Футуристы демонстрировали свок беззаботность по части
идей,выступали за освобождение поэтического слова от идейности;
но это вовсе не мешало тому, что каждый поэт-футурист вырожал
свои вполне определенные идеи.
Если взять два крайних полюса футуризма - Северянина и Мая-
ковского, то легко себе представить, насколько была широка амп-
литуда идейных колебаний внутри этого течения.
Но и это еще не раскрывает всей глубины идейных противоречий
футуризма. Отрицание города и капиталистической цивилизации у
Хлебникова принимало совершенно иные формы, нежели, например, у
Каменского. У раннего Хлебникова мы видим ярко выраженные славя-
нофильские тенденции, тогда как Каменский противопоставляет го-
роду старую Русь, тяготеет к крестьянскому фольклеру. Тяготение
к фольклору можно отыскать, у Хлебникова и у Крученых, но у них
это значительно менее отчетливо выражено и вовсе не определяет
главного направления их творчества в ранний период. Антиурбанизм
Хлебникова сказался во всей его поэтике; в его "зауми" мы видим
стремление возродить старорусские языковые формы, воскресить ар-
хаическйе обороты. Вот характерное четверостишие из поэмы Хлеб-
никова <Война - смерть>:
Немотичей и немичей
Зовет взыскующий сущел
Но новым грохотом мечей
Ему ответит будущел.
- 26 -
Хлебников призывает ради поиска языковых форм уйти в средневе-
ковье, в глубь русской истории, перешагнуть через Х1Х век, нару-
шивший самобытность русского языка. <Мы оскорблены искажением
русских глаголов переводными значениями,- пишет он в одном из
своих манифестов в 1914 году. - Мы требуем раскрыть пушкинские
плотины и сваи Толстого для водопадов и потоков черногорских
сторон русского языка>. Поэтическое славянофильство Хлебникова
органически чуждо Маявскому, отразившему в своем раннем твор-
честве содержание и темп современной городской жизни. Но Мая-
ковский в то же время осуждает хозяев современного города, про-
тестует против капитализма, коверкающего и уродующего челове-
ческую личность.
Литература буржуазного декаданса демонстрирует резкий разрыв с
традициями реалистического искусства, в котором утверждается
примат содержания над формой, в котором форма соответствует со-
держанию. Все "модернистские" течения провозгласили искусство <
чистой формы>, которое должно освободиться от <плена> содержа-
ния. Такой <плен> они считали гибельным для искусства. Придавая
форме самодавлеющее значение, нарочито усложняя ее, подчиняя
свои художественные поиски не задаче раскрытия содержания, а
стремлении выразить причудливые субъективные переживания, дека-
денты, акмеисты и футуристы тем самым лишалали форму ее ясности,
пластичности, жизненности. Вот почему их стихи нередко превраща-
лись в причудливую игру звуками, теряли сваи коммуникативную
функцию.
В статье <Без божества, без вдохновенья> (1921) А. Блок, давая
оценку акмеизму и его роли в литературе, отметил черты, присущие
всей литературе декаданса: <...Н. Гумилев и некототорые другие
<акмеисты>, несомненно даровитые, топят самих себя в холодном
болоте бездушных теорий и всяческого формализма; они спят непра-
будным сном без сновидений; они не имеют и не Желают иметь тени
представления о русской жизни и о жизни мира вообще; в своей по-
эзии (а следовательно, и в себе самих они замалчивают самое
главное, единственно ценное: душу. Если бы они все развязали се-
бе руки, стали хоть на минуту корявыми,неотесанными,даже уродли-
выми и оттого больше похожими на свов родную, искалеченную, сож-
женную смутой, развороченную разрухой страну! Да нет, не захотят
они и не сумеют, они хотят быть знатными иностранцами, цеховыми
- 27 -
и гильдийскими, во всяком случае, говорить с каждым и о каждом
из них серьезно можно будет лишь тогда, когда они оставят свои
<цехи>, отрекутся от формализма, проклянут все <эйдологии> и
станут самими собой>.
Ратуя за независимость формы в поэзии, модернисты лишали ее
высокого назначения - доступности массам и тем самым обрекали
свое творчество на камерную замкнутость. Так, оборотной стороной
распада содержаиия являлся распад формы, котярую не могли спасти
ни талантливость и мастерство одних авторов, ни виртуозность и
словесные ухищрения других... Деятели декаданса утверждали путь
лженоваторства, ибо подлинное новаторства предполагает создание
такой новой формы, которая бы полнее и всестороннее выражала но-
вое содержание. Сила реалистического искусства в том, что оно
утверждает форму как выражение содержания, объективно отражающе-
го действительность. Этой силы лишено искусство декаданса,ибо
оно проповедует <оригинальность> в отрыве от реальной жизни и
превращает эту оригинальность в оригинальничанье. Писатели дека-
данса рьяно выступали пратив <копирования> действительности на-
туралистами, обвиняя натуралистов в отказе от эстетического вме-
шательства в жизнь. Однако эту черту, действительно присущую на-
турализму, они ложно приписывали реализму, совершенно сводя на
нет принципиальную разницу между реализмом и натурализмом. Поэты
и прозаики декаданса весьма своеобразно, по-своему понимали сам
принцип эстетического вмещательства в жизнь - они или подменяли
жизнь отвлеченной эстетической идеей, или эстетски обыгрывали
случайныв явлени, действительности, конструируя их в соот-
ветствии с субъективным стремлением в <миры иные>. Если они и
создавали картины жизни,то зыдуманные, ничего общего не имеюшие
с реальной действительностью.
Первоэлемент литературы - язык символисты превратили в
средство беспредметной игры звуками, рифмами, аллитерациями,
ассонансами, прокладывая тем самым путь <зауми> футуристов. Так,
<поиски> модернистов, ратующих за художественность формы, на са-
мом деле приводнли к распаду формы и содержания. Поэты декаданса
негативно подтвердили правильность слов В. Г. Белинского: "Когда
форма есть выражение содержания, она связана с ним так тесно,
что отделить ее от содержания - значит уничтожить само содержа-
ние, и наоборот; отделить содержание от формы - значит уничто-
жить форму."
| |
|