| |
азмерам поместий для детей боярских 3-й
статьи, установленным приговором 3 октября 1550 года.
Испомещение тысячников представляло собой прежде всего
мероприятие огромного масштаба в области земельных отноше-
ний. В результате проведения в жизнь приговора 3 октября
1550 года дворяне-помещики получили в свои руки свыше 100
тысяч четвертей земли (в одном поле) пахотной земли с соот-
ветствующим количеством угодий: лугов и лесов.
- 14 -
Распределение земли между "тысячниками" 1550 года.
____________________________________________________________
Кол-во "Оклад" Всего земли
Разряд лиц (в четв.) (в четв.)
____________________________________________________________
Бояре, окольничьи,
оружейничий, казначеи 28 200 5600
Дети боярские 1-й статьи 33 200 6600
Дети боярские 2-й статьи 79 150 11850
Дети боярские 3-й статьи 614 100 61400
Дети боярские новгородские
помещики 1-й статьи 7 150 1050
Дети боярские новгородские,
псковские, луцкие и ржевские
помещики 2-й статьи 317 100 31700
ВСЕГО: 1078 - 118200
____________________________________________________________
Земельное законодательство.
Одним из важнейших актов политики правительства Ивана
IV является приговор 11 мая 1551 года. Значение этого приго-
вора заключается в том, что он формулирует основные принципы
политики правительства Ивана IV в отношении двух важнейших
категорий феодального землевладения: монастырского и кня-
жеского. Приговор устанавливал целый ряд мер, направленных
против монастырского землевладения. Во-первых, запрещалась
покупка монастырями (и другими представителями церковного
землевладения) вотчин "без доклада" царю: "вперед архие-
пископом, и епископом, и монастырем вотчин без царева вели-
кого князя ведома и без докладу не покупати ни у кого, а
князем и детем боярским и всяким людем вотчин без докладу не
продавати ж. А кто купит и кто продаст вотчину без докладу,
- 15 -
и у тех, кто купит, денги пропали, а у продавца вотчина; а
взяти вотчина на царя и великого князя безденежно".
Другой пункт приговора распространял обязательность
"доклада" и на земельные вклады в монастырь: "а кто без
государева ведома в которой монастырь вотчину свою дасть по
душе, и та вотчина у монастырей безденежно имати на госуда-
ря".
Третье положение приговора устанавливало особые ограни-
чения для вотчинников ряда местностей, для князей в первую
очередь. Наконец, особый раздел приговора регулировал поря-
док "выкупа" родичами вотчин, данных в монастыри.
Перечисленные пункты, однако, не исчерпывали содержания
приговора 11 мая 1551 года. Более того, можно сказать, что
основное политическое острие приговора заключалось не в них.
Регулируя вопросы монастырского землевладения на буду-
щее, приговор 11 мая 1551 года одновременно включал в себя и
ряд пунктов, направленных на ревизию прошлого в вопросах
развития монастырского землевладения. И здесь перед нами
вновь выступает тот основной политический мотив, который с
неизменностью обнаруживается во всех мероприятиях 50-ых го-
дов в области земельной политики, - ликвидация в интересах
дворянства результатов земельной политики времен боярского
правления. Поэтому важнейшей составной частью приговора 11
ая 1551 года, его политическим стержнем являются следующие
три статьи:
1. "Которыя царевы великого князя поместныя и черныя
земли задолжали у детей боярских и у христиан и насилством
поотоймали владыки и монастыри, или которыя земли писцы но-
ровя владыкам же и монастырям подавали, а называют владыки и
монастыри те земли своими, а иные починки поставляли на
государевых землях: и того сыскати, чьи земли были изстари,
за тем те земли и учинити".
2. "А которыя села, и волости, и рыбныя ловли, и всякия
угодиа, и оборчныя деревни после великого князя Василиа боя-
ре подавали архиепископом, и епископом, и монастырем: и того
сыскав учинити так, как было при великом князе Василье".
3. "А которые будет монастыри, или к которым церквам и
нищим, в ругах и в милостынях придача ново, после великого ж
князя Василия: и те руги и милостыни новопридачныя сыскав
- 16 -
оставити; а учинити по старине, по тому же, как где давали
руги и милостыни наперед сего, при великом князе Иване и при
великом князе Василье Ивановиче всея Русии".
Первое, что бросается в глаза при рассмотрении приве-
денных пунктов приговора 11 мая 1551 года, - это последова-
тельно проведенный принцип восстановления "старины", понима-
емый как восстановление тех порядков, которые были при Васи-
лии III, и ликвидации тех "новшеств", которые относятся ко
времени после Василия III.
Приговор дает яркую характеристику монастырской
экспансии в земельном вопросе, которой отличалась деятель-
ность монастырей во время боярского правления. Экспансия шла
по четырем направлениям:
1) приобретение поместных и черных земель за долги;
2) насильственный захват земель "у детей боярских и у
христиан";
3) расширение владений путем подкупа писцов;
4) постановка монастырских починков "на государевых
землях".
Эта характеристика методов и путей увеличения монасты-
рями своих земельных владений, применявшихся монастырями в
годы боярского правления, дается в приговоре 11 мая 1551 го-
да с вполне определенной целью - полной ликвидации рзульта-
тов монастырской экспансии: в отношении всех земель, приоб-
ретенных монастырями в годы боярского правления, предписыва-
лось "сыскати, чьи земли были изстари, за тем же земли и
учитини".
Ставя под правительственный контроль дальнейший рост
монастырского землевладения, приговор одновременно устанав-
ливает ряд мероприятий, сводящих на нет все те успехи, кото-
рые сделало монастырское землевладение за годы господства
княжеско-боярской реакции.
Наряду с монастырским землевладением другой категорией
земель, о которых идет речь в приговоре 11 мая 1551 года,
является княжеское землевладение.
Постановление приговора 11 мая, относящееся к княжеско-
му землевладению, состоит из трех статей:
1. "И вперед во Тфери, и в Микулине, на Белеозере, и на
Рязани, и в Оболенску иногородцом вотчин и купель не подава-
- 17 -
ти, и Суздалским, и Ярославским, и Стародубским князем вот-
чин никому без царева великого князя ведома не подавати и по
душе не дати. А кто вотчину свою без царева великого князя
ведома через сесь государев указ кому продаст, и у купца
денги пропали, а вотчичи вотчин лишены".
2. "А кто без государева ведома в сех городех, в Тфери
и в Микулине, и в Торжку, в Оболенску, на Белоозере, и на
Рязани, да Суздалским князем, да Ярославским князем, да Ста-
родубским князем в которой монастырь кто даст по души без
государева докладу: и та вотчина у монастырей безденежно
имати на государя".
3. "А которые вотчины свои в монастыри по душам, до се-
го государева приговору, давали без государева докладу; и те
вотчины имати на государя да за них по мере денги платити,
да те вотчины отдавати в поместиа".
Итак, в вопросе о княжеских вотчинах и вотчинах Твери и
других городов, как и в вопросе о монастырском землевладении,
приговор 11 мая 1551 года восстанавливал нарушенную после
Василия III "старину" и означал возвращение к той политике
по отношению к княжескому землевладению, которая проводилась
до времени господства княжеско-боярских группировок 30-40
годов XVI века.
Сформулированная в приговоре 11 мая 1551 года эта поли-
тика характеризуется одной особенностью. Вводимые приговором
11 мая ограничения относительно вотчинного землевладения не
носили всеобщего характера, а распространялись лишь на три
княжеских рода и на определенную группу местностей Русского
государства. Такой "местный" характер приговора 11 мая не
являлся случайным. По верному замечанию С.В. Рождественско-
го, Ярославские, Стародубские и Суздальские князья "были
особенно густо разросшимися ветвями генеалогического дерева
северо-восточных Всеволодовичей".
Таким образом, приговор 11 мая, знаменующий собой нача-
ло политики борьбы правительства Ивана IV за ликвидацию эко-
номической основы мощи княжат, - их вотчин, - наносил первый
удар по наиболее мощной группе бывших независимых феодалов -
княжат.
Выражением той же самой политики являются и положения
приговора 11 мая, направленные против всех вотчинников в це-
- 18 -
лом Твери и других перечисленных в нем местностей. Все эти
местности представляли собой территории бывших самостоятель-
ных феодальных государственных образований, вошедшие в
состав Русского централизованного государства во второй по-
ловине XV века и в первые десятилетия XVI века, и установле-
ние контроля центрального правительства над вотчинным зем-
левладением этих местностей выражало собой политику борьбы
за подчинение бывших феодальных землевладельцев удельных
княжеств правительству Русского централизованного госу-
дарства.
Следующим этапом в законодательстве о княжеских вотчи-
нах явился закон 15 января 1562 года. По сравнению с приго-
вором 11 мая 1551 года, закон 15 января 1562 года, во-пер-
вых, охватывал более широкий круг княжеских родов, во-вто-
рых, еще больше стеснял права распоряжения княжескими вотчи-
нами со стороны их владельцев. Закон 15 января не только
запрещал мобилизацию земель для основного ядра княжеских
вотчин, но и устанавливал возможность ликвидации княжеских
вотчин путем поимания их "на государя" в случае отсутствия у
владельца вотчины сыновей, которые только и могли наследо-
вать княжские вотчины. Второй момент, на который необходимо
обратить внимание при анализе закона 15 января 1562 года, -
это та его часть, которая предусматривает обратное действие
закона. Соответствующее место гласит следующее: "А которые
люди будут иногородцы у тех князей после государя и великого
князя Василья Ивановича всея Русии, до сего государева при-
говора лет за двадцать и за пятнадцать вотчины покупили или
в приданыя поимали: и те вотчины поимати у тех людей на
государя безденежно; а которые люди вотчины покупили или в
приданыя поимали до сего гоударева приговору лет за пять и
за шесть и больше, а меньше десяти лет: и тех государь вы-
писывая вотчины, велел себя докладывать: велит ли кому и что
давати денег или не велит".
Таким образом, развивая постановление приговора 11 мая
1551 года о княжеском землевладении, закон 15 января 1562
года продолжает и ту линию приговора 1551 года, которая
состояла в борьбе за ликвидацию мероприятий в области зе-
мельного вопроса, осуществлявшихся княжеско-боярскими груп-
пировками в период боярского правления.
- 19 -
Законы о княжеском землевладении, будучи ярким выраже-
нием земельной политики правительства Ивана IV, определили
принципиальную линию этой политики, выражавшуюся в стремле-
нии к ликвидации княжеского землевладения. И хотя оконча-
тельная реализация этой политики относится уже ко времени
опричнины, тем показательнее то, что начало и общая форули-
ровка политики правительства Ивана IV в отношении княжеских
вотчин падает именно на период реформ 50-ых годов.
Завершением земельного законодательства 50-ых годов яв-
ляется "Уложение о службе" 1555 года. Будучи издано одновре-
менно с приговором об отмене кормлений, точнее говоря, явля-
ясь составной частью единого "Приговора царского о кормлени-
ях и о службе", как этот законодательный акт назван в Нико-
новской летописи, "Уложение о службе" по своему содержанию и
значению выходит за рамки земельного законодательства,
представляя собой в такой же степени земельный закон, как и
закон об армии.
"Уложение о службе" 1555 года завершает не только выра-
ботку правовых основ поместного землевладения, но вместе с
тем является и завершением процесса перестройки армии
Русского государства - процесса, начало которого падает еще
на вторую половину XV века и который заключался в создании
армии нового типа на месте старых военных дружин времен фео-
дальной раздробленности. К середине XVI века эта армия окон-
чательно определяется как "дворянское войско", армия, цент-
ральной фигурой которой является служилый человек - помещик,
отражая своим классовым обликом и социальную природу Русско-
го государства как крепостнического государства, и тот факт,
что именно помещики, дворянство составляли главную полити-
ческую силу в этом государстве.
Характер земельной политики 50-ых годов, выясняемый
вполне точно на основании законодательства и политической
практики этого времени, заставляет определить ее как полити-
ку защиты дворянско-помещичьих интересов и вместе с тем как
политику, направленную против земельных интересов боярства.
Заключение.
В государственной деятельности Ивана IV выделяются два
этапа: до опричнины и после неё. Основная часть реформ пада-
- 20 -
ет именно на первый период. Мы склонны придерживаться тради-
ционной точки зрения, что на резкую перемену реформаторской
политики Ивана IV повлияло негативное отношение привилегиро-
ванных слоёв русского общества к его реформам плюс личная
драма царя, связанная со смертью его жены Анастасии. Нам ка-
жется, что Иван IV был доведён до крайности опричнины разо-
чарованием в природе человека, который чаще думает о себе,
чем о "государственной пользе". Иван же ставил перед собой
задачи улучшения Русского государства не только в высших
слоях, но и на общенародном уровне, как ему казалось, хотя в
работе больше прослеживается путь реформ только на уровне
высших сословий. Некоторые разночтения между основной частью
и выводами связаны с тем, что в работе преобладает формаль-
ный подход к исследованию материала, но мы знаем, что в
истории существуют вещи, стоящие выше фактов и часто носящие
личный характер. Именно эти стороны исторического процесса
дают возможность сделать вывод, что положительные реформы
50-х годов продолжались бы, если бы не натолкнулись на соп-
ротивление русской аристократии и не трансформировались в
опричнину. Но с другой стороны, реформы 50-х годов XVI века
сыграли огромную положительную роль в итории Русского госу-
дарства.
| |
|