| |
политическом
режиме играют решающую роль в создании материальных
культурных ценностей. Эта их роль постоянна, непрерывна.
Решающая роль трудящихся масс проявляется и в развитии
духовной культуры. Здесь можно выделить ряд важных
моментов. Несмотря на то, что большинство духовных ценностей
было создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками,
скульпторами, писателями, поэтами и т. д. ), следует
помнить, что трудящиеся массы, создавая материальные ценности,
обеспечивали их существование и тем самым давали им возможность
для занятий духовным творчеством. Своим трудом они, в
конечном счете, определяли состояние материального производства
и общественных отношений конкретной исторической эпохи,
что в свою очередь оказывало воздействие на формирование
духовных ценностей. Важно и то, что созидательная деятельность
была объектом, который отражался в ценностях духовной культуры.
Наконец, трудящиеся массы непосредственно творят духовные
ценности, создавая язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым
источником для творческой деятельности профессиональных творцов
духовных ценностей.
Итак, трудящиеся массы играют решающую роль в развитии
мировой культуры. Ну а как же быть с личностью?Если решающая
роль принадлежит массам, то значит ли это, что личности
отводится место где-то на "задворках истории"? Нет, не
значит.
Значительная часть духовных ценностей создается профессиональными
творцами. Да и в области материальной культуры
творческой личности принадлежит многое. Сколь бы ни были
искусны резчики по камню и строители, но если бы не архитектурный
гений Донато Браманте, мы не имели бы такого величественного
сооружения, как собор святого Петра в Риме. Вошел в
историю водопровод, сделанный рабами в Риме, но ведь и он был
спроектирован древними римскими архитекторами, хорошо знавшими
свое дело. Как видим, творческая личность играет весьма
заметную роль в развитии культуры.
Отметим, что прежде чем личность сможет начать активные
действия, она должна сформироваться в обществе. Это влияние
общества на личность характеризуется многими обстоятельствами.
Укажем только некоторые из них. Во-первых, каждый
исторический тип культуры создает свой основной тип
личности. Он различен в разных социальных группах, но имеет и
нечто общее, обусловленное связями личности с обществом в
целом и его культурой. Во-вторых, различные типы культуры
предоставляют разные возможности для формирования и развития
личности. Если в первобытном обществе индивид еще слит с
коллективом, почти не воспринимает себя как нечто самостоятельное,
то каждая последующая общественно-экономическая
формация предоставляет все больше и больше возможностей для
его развития.
Каковы основные направления влияния личности на ход
мировой истории и развитие культуры? Здесь можно указать три
основные возможности, предоставляемые личности историческим
процессом. Во-первых, своей деятельностью, если эта деятельность
совпадает с направлением общественного прогресса, она
может значительно ускорить темпы исторического развития,
внести заметный вклад в мировую культуру. В таком случае
говорят о прогрессивном воздействии личности на ход
истории. Во-вторых, ее деятельность может иметь направление,
противоположное направлению общественного прогресса. Тогда
она в зависимости от мощи социальных сил, стоящих за ее
спиной, и от своих собственных качеств может оказать
значительное тормозящее воздействие на ход истории и
развитие
мировой культуры. В таком случае говорят об отрицательном
воздействии личности на историю. В-третьих, личность может
оказать противоречивое воздействие на исторический прогресс.
Существует не так уж много личностей, деятельность которых
может быть оценена однозначно - либо позитивно, либо негативно.
Гораздо чаще личности на одних этапах своей деятельности
ускоряют ход истории, а на других - замедляют. Часто встречается
ситуация, когда личность в одно и то же время одними
сторонами своей деятельности оказывает прогрессивное
воздействие на общество, а другими - регрессивное.
С такой противоречивой ситуацией мы очень часто
встречаемся в сфере духовной культуры, когда, скажем, мировоззрение
писателя и результаты его творческой деятельности не
только не совпадают, а даже противоречат друг другу. Например,
Бальзак в своей огромной серии романов, которую он назвал
"Человеческая комедия", показал неизбежную в то время победу
буржуазии над аристократией. И в то же время он глубоко
симпатизировал сходящему с исторической сцены классу, гордился
своим браком с графиней Ганской и даже незаконно присоединил
к своей фамилии частичку "де", свидетельствующую о его
якобы дворянском происхождении.
Подводя итоги рассмотренному выше, мы можем сказать, что
две основные движущие силы культуры - это народные массы и
личность. Они движут культуру каждая по-своему, выполняя
различные функции и решая разные задачи, но в этом движении
ни та, ни другая не устранимы и дополняют друг друга. Если же
попытаться образно сравнить их мощь, то, наверное, лучшим
образом будет айсберг. Его надводная часть - это творческие
личности, а девять десятых его, находящиеся в воде, - это
народные массы. Вспомним в этой связи слова М. И. Глинки :
"Народ создает музыку, а мы, композиторы, только аранжируем
ее".
| |
|