| |
"Герой нашего времени"
М.Ю.Лермонтова
Нравственно-психологоческий роман( его художественные особенности ).
"Герой нашего времени" - первый в русской прозе лирико-психологический роман.
Лирический потому, что у автора и героя "одна душа, одни и те же муки".
Психологический потому, что идейным и сюжетным центром являются не события, а
личность человека, его духовная жизнь. Поэтому психологическое богатство романа
заключено прежде всего в образе "героя времени". Через сложность и
противоречивость Печорина Лермонтов утверждает мысль о том, что нельзя до конца
все объяснить: в жизни всегда есть высокое и тайное, которое глубже слов, идей.
Отсюда одной из особенностей композиции является нарастание раскрытия тайны.
Лермонтов ведет читателя от поступков Печерина ( в первых трех повестях ) к их
мативам ( в 4 и 5 повестях ), тоесть от загадки к разгадке. При этом мы
понимаем, что тайной являются не поступки Печерина, а его внутренний мир,
психология.
Автор использует принцып хронологической инверсии ( отказ от последовательного
изображения ). Такая разочарованная позиция в точности соответствует "разачарованной",
противоречивой личности человека.
В первых трех повестях ("Бэла", "Максим Максимыч", "Тамань") представленны лишь
поступки героя. Лермонтов демонстрирует примеры печеринского равнодушия,
жестокости к окружающим его людям, показанным либо как жертвы его страстей (
Бэла ), либо как жертвы его холодного расчета ( бедные контабандисты ). Невольно
напрашивается вывод, что психологическим нервом Печерина является власть и
эгаизм: "какое дело мне: странсвующему офицеру, до радостей и бедствий
человеческих ?"
Но не все так просто. Вовсе не так однотипен герой. Перед нами одновременно
совестливый, ранимый и глубоко страдающий человек. В "Княжне Мери" звучит
трезвый отчет Печерина. Он понимает скрытый механизм своей психологии: "Во мне
два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит
его." А позже Григорий Александрович открыто формулирует свое жизненное кредо:
"Я смотрю на страдания к радости других только в отношении к себе, как пищу,
поддерживающую мои духовные силы..." На основании этого правила Печерин
развивает целую теорию счастья: "Быть для кого-нибудь причиной страданий и
радости, не имея на то никакого положительного права,- не самая ли это сладкая
пища нашей гордости ? А что такое счастье ? Насыщенная гордость." Казалось бы,
умный Печерин, знающий в чем состоит счастье, и должен быть счастлив, ведь он
постоянно и неутомимо пытается насытить свою гордость. Но счастья почему-то нет,
а вместо него утомление и скука... Почему же судьба героя так трагична ?
Ответом на этот вопрос является последняя повесть "Фаталист". Здесь решаются уже
проблемы нестолько психологические, сколько философские и нравственные.
Повесть начинается с философского спора Печерина с Вуличем о предопределении
человеческой жизни. Вулич - сторонник фатализма. Печерин же задается вопросом:
"Если точно есть предопределения, то зачем же нам дана воля, рассудок ?" Этот
спор прверяется тремя примерами, тремя смертельными схваиками с судьбой. Во
первых, попытка Вулича убить себя выстрелом в висок окончившийся неудачей;
во-вторых, случайное убийство Вулича на улице пьянымказаком; в-третьих, отважный
брасок Печерина на казака убийцу. Не отрицая саму идею фатализма, Лермонтов
приводит к мысли о том, что нельзя смиряться, быть покорным судьбе. Таким
поворотом философской темы автор избавил роман от мрачного финала. Печерин, о
смерти которого неожиданно сообщается в середине повествования, в этой последней
повести не только спасается от казалось бы верной гибели, но и впервые совершает
поступок, приносящий пользу людям. И вместо траурного марша в финале романа
звучат поздравления с победой над смертью: "офицеры меня поздравляли - и точно
было с чем ".
Герой относится к фатвлизму прредков двойственно: с одной стороны он иронизирует
над их наивной верой в светила небесные, с другой стороны, он откровенно
завидует их вере, так как понимает, что любая вера - благо. Но отвергая прежнюю
наивную веру, он сознает, что в его время 30-е годы нечем заменить утраченные
идеаллы. Несчастье Печерина в том, что он сомневается не тоолько в необходимости
добра вообще; для него не только не существует святынь, он смеётся "над всем на
свете"... А безверие порождает либо бездействие, либо пустую деятельность,
которые являются пыткой для умного и энергичного человекаю
Показывая мужество своего героя Лермонтов одновременно утвердил необходимость
борьбы за свободу личности. Григорий Александрович очень дорожит своей свободой:
" Я готов на все жертвы, кроме этой: двадцать раз поставлю свою жизнь на карту,
но свободы своей не продам". Но такая свобода без гуманистических идеалов
связанна с тем, что Печерин постоянно пытается подавить голос своего сердца: "я
давно уже живу не сердцем, а головой".
Однако Печерин не самодовольный циник. Выполняя "роль палача или топора в руках
судьбы", он сам страдает от этого не меньше, чем его жертвы,весь роман - это
гимн мужественной, свободной от предрассудков личности и одновременно реквием
одаренному, а может быть гениальному человеку который не смог "угадать своего
высокого назначения".
| |
|