| |
В центре Петербурга, в самом широком месте течения Нева, на небольшом Заячьем
острове вздымаются бастионы Петропавловской крепости.
Крепость-ровесник города. Раньше здесь было болотистое место. Русские солдаты,
обстрелянные в боях Северной войны с армией шведского короля, в 1703 году вышли
на берега Невы близ Финского залива. Надо было создать в этих пустынных местах
мощные укрепления.
Ценой жизни и здоровья тысяч солдат и "работных людей" крепость строилась с
"большим поспешением". В центре крепости стояла деревянная, крестообразная
церковь. Церковь осветили во имя апостолов Петра и Павла. Рядом с церковью
размещался Сенат, цейхгауз.
В стенах крепости размещалась и Главная аптека-лучшая в стране по ассортименту
медикаментов.
На площади южнее церкви стояло здание Гауптвахты. В мае 1706 года начались
работы по замени земляных (куртин) стен каменными. Это строительство
продолжалось около 35 лет. В куртинах были устроены ворота: Петровские, Невские,
Васильевские, Никольские и Кронверкские. Обращенная к Неве невская куртина имеет
высоту 12 метров и толщину 2.5 метра; до 4 метров доходит толщина Государева и
Нарышкинского бастионов.
Именно с Нарышкинского бастиона ежедневно над городом прокатывается пушечный
выстрел, сигнализируя наступление полудня.
С годами кирпичные стены крепости ветшали, её внешний облик уже не гармонировал
с прекрасными зданиями, построенными на берегах Невы во второй половине 18 века.
Решено было крепостные стены, обращенные к Неве, на протяжении семисот метров
облицевать гранитом, и эта работа, предавшая крепости её современный облик, была
завершена 1787 году. "Одетые камнем" бастионы в 1790 году были украшены висящими
на каменных консолях круглыми будками для часовых.
Над всей местностью, примыкающей к крепости, возвышался золотой шпиль
Петропавловского собора. Собор-одна из главных архитектурных и исторических
достопримечательностей крепости. Его строительство началось в 1712 году по
проекту и под руководством Доменико Трезини. В это время Петербург становится
столицей России, сюда переезжает царский двор, иностранные послы, город
украшался, и в центре крепости нельзя было далее сохранять старое, обветшавшееся
здание деревянной церкви.
Строительство собора затянулось, долгое время шли работы по его внутреннему
убранству, они окончились лишь к лету 1733 года.
Шпиль колокольни Петропавловского собора, высоко поднятый над Невой, Призван был
символизировать выход России к просторам Балтийского моря. Вместе с тем он играл
важную роль в украшении и обогащении силуэта города.
Так как шпиль не имел громоотвода, то от ударов молнии в колокольню часто
возникали пожары. Одним из таких пожаров, в 1756 году были сожжены шпиль и
привезённые из Голландии часы "с курантами в 35 колоколов". Во время этого
пожара сгорела также колокольня и было серьёзно повреждено внутреннее убранство
собора. К тому же в 1777 году бурей была сломана фигура ангела, неподвижно
закреплённая на шпиле. По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и
установлено новое изображение ангела, несколько меньше поврежденного (высота
ангела - 3.2 метра, размах крыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра).
Фигура ангела свободно вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был
установлен громоотвод.
Спустя несколько десятилетий - в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился
и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге
ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без
сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для
работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки
он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг
Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец русской
смекалки и отваги.
В 1850-х годах был сооружён новый стальной каркас шпиля, после чего высота
собора достигла 121.8 метра - это и поныне (если не считать телевизионной башни)
самое высокое сооружение в Петербурге.
В торжественных и, в известной степени, светских тонах решено внутреннее
убранство собора. В нем много света и воздуха; пилоны, пилястры и другие
архитектурные детали раскрашенные под мрамор; красочно расписаны своды,
позолочены многие детали художественной лепки. Убранство собора завершают
хрустальные люстры, отделанные бронзой и цветным стеклом. Привлекает внимание
резной дубовый позолоченный иконостас, напоминающий собой триумфальную
трёхпролётную арку. Это выдающееся художественное произведение создано в 1722 -
1726 годах по проекту зодчего Ивана Зарудного талантливыми мастерами - Иваном
Телегой и Трифоном Ивановым.
В соборе похоронены русские императоры-от Петра I до Александра III. Места могил
отличались вделанными в пол мраморными плитами. В 1865 году решено было заменить
плиты надгробиями. Из них примечательны надгробия, воздвигнутые у северной стены
собора над могилами Александра II и его жены. Оба саркофага изваяны из цельных
монолитов: первый-из алтайской яшмы, а второй-из уральского орлеца. Эта работа
выполнялась замечательными мастерами Петергофсой гранильной фабрики.
С права от южного входа в собор установлено надгробие над местом захоронения
Петра I.
Важной исторической и архитектурной достопримечательностью крепости являются
Петровские ворота. Они служили главным входом в крепость со стороны Тромцкой
площади-центра города.
Ворота первоначально (1707-1708 годах) были сооружены из дерева по проекту
Доменико Трезини. Название Петровских они получили после перестройки их в камне
в 1717 - 1718 годах.
Из прежнего декоративного убранства ворот сохранилось большинство скульптур:
вырезанные из дерева Николаем Пино барельефы, изображающие бога Саваофа в
облаках (в центре) и воинские доспехи (по бокам). Под центральным барельефом
укреплён выполненный около 1708 года также деревянный барельеф Конрада Оснера
"Низвержение Симона - волхва". Сюжет этот должен был навеять зрителям мысль о
всемогуществе Петра I - тёски апостола, о неизбежной победе его над зазнавшимся
шведским королём Карлом XII.
Вскоре после сооружения каменных Петровских ворот было решено принять
дополнительные меры по усилению крепости, и в 1731 году началось строительство
равелина - предкрепостного укрепления для защиты ворот. Этот равелин был назван
Иоанновским, в честь брата Петра I и отца царствовавшей тогда Анны Иоанновны.
Такое же название получили построенные в 1740 году сравнительно скромные по
своей архитектуре ворота в стене равелина.
У западного входа в Петропавловский собор возвышается изящный, украшенный
колонами и декоративной скульптурой павильон, в котором долгое время хранилась
одна из исторических реликвий ботик Петра I. На этом ботике Петр в юности плавал
по московской реке Яузе, на широком Переяславском озере. В 1761 году по проекту
А.Ф. Виста ученика великого зодчего В. Растрелли - было возведено здание Ботного
домика, дошедшего до наших дней. В настоящее время ботик находится в Центральном
Военно-Морском музее.
Рядом с этим павильоном находится здание прекрасных пропорций украшенное
фронтоном, арками главного входа и круглыми башнями на углах главного фасада.
Это - Монетный двор, возникновение которого принято относить к 1724 году. Здесь
чеканились медные, серебряные и золотые монеты. Назначение его сохранилось и по
сей день.
К числу лучших архитектурных сооружений крепости принадлежат воздвигнутой из
серого гранита, классически чёткие по форме и декорированные четырёхколонным
портиком и фронтоном, Невские ворота с Комендантской пристанью. Этот парадный
выход из крепости на Неву нынешний свой вид приобрёл в 1787 году, после
перестройки по проекту Н.А. Львова.
Гранитный трёхпролетный мост соединяет Невские ворота с далеко отстоящей от
берега площадкой Комендантской пристани. Эта пристань получила своё название в
1860-х годах, когда у её причалов стоял дежурный катер коменданта крепости.
Невские ворота служили не только декоративным целям. Через них на гранитную
Комендантскую пристань ночью выводили из казематов узников для отправки на судах
в Шлиссельбургскую крепость или на Лисий Нос, где приводились в исполнение
смертные приговоры над узниками крепости.
От Невских ворот узкая тропа проходит под стенами крепости. Грани бастионов
изрезаны амбразурами. В давние времена эти бойницы были ощерены жерлами пушек.
За ними в массивах крепостных стен были казематы - помещение для защитников
крепости.
Во многих крепостях такие помещения служили местом заточения, и термин "каземат"
в обиходе утратил своё первоначальное значение, став синонимом мрачной тюремной
одиночки.
Крепости не суждено было сыграть активную роль оборонительного сооружения
города. Но уже с конца 18 века она стала политической тюрьмой противников для
самодержавия.
Литература:
1. Достопримечательности Ленинграда.-Л.:Лениздат,1967г.-525с.
2. Курбатов В. Петербург.-СПб.:Лениздат,1993г.-383с.
3. Путеводитель по С.-Петербургу.-С.-Петербургъ,1903г.-324с.
| |
|