| |
орфирий Григоров издал жизнеописания некоторых замеча-
тельных духовных лиц: схимонаха Феодора, настоятеля Синаксарской
обители Феодора Ушакова, Петра Алексеевича Мичурина, Пустынножи-
теля Вассилиска и других; помимо того письма Задонского затворни-
ка Георгия, имевшего уже несколько изданий.
Но самая активная издательская деятельность началась спустя
семь лет, с 1846 года, под руководством знаменитого старца о. Ма-
кария (Иванов, ум.1860). И опять же, за этим Богоугодным делом
стоит замечательный русский политик и священнослужитель - митро-
- 12 -
полит Филарет Московский.
Иеросхимонахи Леонид и Макарий были учениками учеников вели-
кого старца Паисия Величковского, игумен Антоний и архимандрит
Моисей имели духовное общение с его учениками. Поэтому издатель-
ские труды Оптиной начались именно с этого знаменитого молдавско-
го старца. Были изданы его жизнеописания, а затем и многочислен-
ные его переводы, а также собственные сочинения.
Но, с разрешения митрополита Филарета, братия Оптиной Пусты-
ни занималась не только изданием переводов Паисия Величковского,
но также переводила сама и издавала знаменитые творения "великих
врачевателей душ человеческих": преп. Варсонофия Великого и Иоан-
на Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника,
Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анаста-
сия Сунаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными оп-
тинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни мно-
гие поколения русских людей.
Митрополит Филарет Московский (Дроздов) и профессор Московс-
кой Духовной Академии протоирей Феодор Голубинский, бывший цензо-
ром оптинских изданий, дали высокую научную оценку этим трудам
старцев Оптинской обители.
По мнению автора, издательская деятельность Оптиной была да-
леко не менее значительной, чем духовная деятельность ее старцев.
В наше время, да и тогда уже, люди не способны отправиться в па-
ломничество, бросить все и уйти ради спасения своей души. Поэтому
так важны в нашем духовном образовании книги, тем более, таких
великих и опытных людей. К тому же, разговор, даже со старцем -
явление временного действия, а книги, - они, как ни смотри, по
сравнению со словами, вечные.
1862-1891
Управление игумена Исаакия и, в Скиту, - старчество иеросхи-
монаха о. Амвросия, духовное влияние которого распространилось по
всей России. Этот замечательный старец являет собой лучший пример
верующего, старца и, просто, настоящего человека.
О. Амвросий, вернее Александр Михайлович Гренков, родился в
1812 году в духовной семье в селе Большая Липовица Тамбовской Гу-
бернии. Он окончил духовное училище и духовную семинарию города
Тамбова.
Он очень хорошо учился, веселый был, живой, за что его и лю-
- 13 -
били все окружающие. Естественно, что о монашестве Александр в
детстве и не думал. Но в предпоследнем классе семинарии будущий
о. Амвросий тяжело заболел. Врачи были неумолимы в своем диагно-
зе: этому молодому человеку ничего больше не светило в этой жиз-
ни. Александр знал, что он умирает, что болезнь его неизлечима. А
умирать ему не хотелось. Отчаявшись, он с просьбой к Богу: дал
обет, что, если победит болезнь Божьей милостью, то посвятит ему
спасенную его жизнь - уйдет в монастырь. И, как уважаемый чита-
тель уже догадался, он поправился наперекор всем словам врачей.
Окончил семинарию и имел несколько дальше путей в жизни. Он
мог выполнить свое священное обещание, мог продолжить учебу в Ду-
ховной Академии или получить хороший приход своей епархии. Алек-
сандр Гренков был человеком этого мира и не хотел класть на плаху
голову своей светской жизни и свободы. Он поступил домашним учи-
телем в помещичью семью, прожил в ней два года. За этот долгий
срок он хорошо изучил нравы и обычаи различных слоев общества,
что помогло ему в его дальнейшей жизни, дав богатый материал для
размышлений и осознания смысла и устройства жизни.
В 1838 году Александр Михайлович получил место преподавателя
в Липецком Духовном Училище и скоро познакомился со всем неболь-
шим и гостеприимным населением этого городка, где его полюбили за
веселый характер, глубокий, ясный ум и обаяние. Приглашения на
обеды сыпались на молодого учителя, и у него было очень мало лич-
ного времени. Но, оставаясь наедине со своими мыслями, он страдал
от угрызений совести и чувства невыполненного долга.
В 1839 году в селе Троекурово старец Илларион сказал Алек-
сандру: "Иди в Оптину и станешь опытным". Никого в городе не пре-
дупредив и никому не сказав ни слова, он исчез. Прибыл в обитель
8 сентября 1839, все еще терзаемый могучими сомнениями, от кото-
рых его избавил только оптинский старец о. Леонид. Гренков остал-
ся в обители, отрезав себе дорогу обратно тем, что не вернулся до
назначенного ему училищем срока.
В 1840 году он был принят в число официальных послушников.
Через год он поступил по руководство великого старца Макария.
Этого обаятельного человека любили оба старца и вся братия Опти-
ной.
В 1842 пострижен в мантию, наречен Амвросием, посвящен в ие-
родиаконы, а в 1844 предоставлен к возведению в сан иеромонаха.
- 14 -
О. Амвросий стеснялся, не хотел этого повышения, скромно считая
себя недостойным его. Он был очень мягким, податливым, и убедить
его не стоило тогда никакого труда. Хиротония состоялась в Калуге
в декабре месяце. Возвращаясь в Пустынь иеромонах простудился,
заболел желудком. С тех пор он так и не смог поправиться. Свыше
пятидесяти лет до самой смерти его мучил ряд болезней.
Образованные люди в то время были довольно редки, так что
следущие 16 лет о. Амвросий помогал старцу Макарию подготовить к
печати труды Паисия Величковского.
Время старчества Амвросия совпало с зарождением в России ин-
теллигенции, попавшей под влияние рационалистических и материа-
листических идей (напр. нигилизм), которые ставили своей целью
достижение справедливости и счастья людей путем изменения полити-
ческого и социального строя страны. Многие ищущие истину люди
скоро разочаровались в этих идеях. О. Амвросий умел заполнить
пустоту в душах этих людей, он мог разбирать самые запутанные
состояния человеческой души, мог дать человеку надежду и смысл
жить снова.
Народ просто тянулся в Оптину. В этой благословенной обители
получили творческий импульс самые видные люди русской литературы,
политики, духовенства. В 1877 году приехал Ф. М. Достоевский. Ок-
ружающая природа, беседы со старцами и атмосфера любви и гостеп-
риимства, царившие в этой обители, побудили его написать "Братья
Карамазовы". Он писал: "Сколь много в монашестве смиренных и
кротких, жаждущих уединения и пламенной в тишине молитвы. На сих
меньше указывают и даже обходят молчанием вовсе, и сколь подиви-
лись бы, если скажу, что от сих кротких и жаждущих уединения вый-
дет, может быть еще раз спасение земли русской!" Сказал он
по-древнему, не очень понятно, но ясно, в чем, по его мнению, бы-
ла надежда русской земли.
Также был у старца и известный русский философ Владимир Со-
ловьев, но они не сошлись: их понимание духовных истин было раз-
ным, старец не одобрял пути Соловьева, но убедить его не смог.
Как не смог и философ: о. Амвросий был уже не таким податливым,
как в молодости, его вера была сильна (а, может, сила воли).
Костантин Леонтьев был почитателем старца и много времени
проводил в Оптиной ради него. Трижды был там и Толстой. Русский
граф как-то пришел туда в лаптях и с котомкой за плечами. Жаль,
- 15 -
неизвестно, что на это сказал о. Амвросий. Он отнесся к этому
скептически - показная внешность без внутреннего содержания не
приближает человека к нравственному совершенству. Последний раз в
Оптиной Толстой был с семьей в 1890 году, за год до смерти стар-
ца.
Оптина благословила и помогла найти верную дорогу архиманд-
риту Леониду (Кавелин; ум. 1891), замечательному российскому ар-
хеографу, начальнику Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, потом
настоятелю Новоиерусалимского Воскресенского монастыря и намест-
ника Троице-Сергиевой Лавры; а также священнику Павлу Флоренскому
(ум. 1943) - великому православному философу и богослову.
Старец Амвросий принимал посетителей до позднего вечера,
кроме перерыва на чай и обед, не отдавая предпочтения посетителям
из-за их общественного положения. Такой образ жизни старец вел
свыше тридцати лет.
Многие его высказывания достойны публикации. Автор приведет
только те немногие, что я смог найти, хотя наверняка за о. Амвро-
сием , как и за Толстым ходили и ловили каждое слово, записывали.
"Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть од-
ной точкой касается земли, а остальным стремиться вверх; а мы как
заляжем, так и встать не можем". Вот именно встать людям и помо-
гал этот старец, что я считаю наиглавнейшей задачей Церкви и свя-
щенников с одной стороны и нас, простых и глупых грешных людей, с
другой.
"Смиряться нужно перед всеми и считать себя хуже всех. Если
мы не совершили преступления, какие совершили другие, то это, мо-
жет быть, потому что не имели к этому случая, обстановки и обсто-
ятельства были другие. Во всяком человеке есть что-то хорошее и
доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего
не видим".
У старца, конечно же было очень много почитателей, и один из
них написал о нем: "Любить ближнего именно так, чтобы желать ему
всякого счастья, благословляемого Господом, и стараться доставить
ему это счастье было его жизнью и его дыханием".
С самыми грешными из людей святой Амвросий (по некоторым мо-
им сведениям, он был впоследствии канонизирован) говорил на рав-
ных, давая этим им надежду возродиться.
К старцу приходили больные не только душой, но и телом. Чаще
- 16 -
всего он посылал в Тихонову пустынь помолиться угоднику Божию Ти-
хону Калужскому или советовал таинство елеосвящения, а иногда
врачевал и своей молитвой.
Сохранились и многочисленные упоминания о даре прозорливости
старца.
Многие великие старцы, столпы отечественного христианс-
тва,православия, основывали женские монастыри: о. Иоанн-Кронш-
тадский, о. Варнава, о. Герасим из Тихоновой Пустыни. О. Амвросий
подтверждает эту закономерность. Он создал Шамординский Казанский
женский монастырь, где и провел последние полтора года своей жиз-
ни, укрепляя созданную им обитель и наставляя сестер в монашеском
служении. Старец болел.
10-го ноября 1891 года старец о. Амвросий, в простонародье
ласково называвшийся просто "батюшка Абросим", умер. Тысячи горю-
ющих людей провожали его тело обратно в Оптину Пустынь, взращен-
ную им обитель добра и любви.
1892-1923
Это был период, когда к религии, православию относились
скептически, даже враждебно; поэтому Оптина Пустынь как бы отошла
в тень, о ней забыли, что позволило большевикам уничтожить эту
Богоугодную обитель без особого политического вреда для себя.
В 1987 году Оптина пустынь была возвращена Русской Правос-
лавной Церкви, и мы можем сказать, что начался новый период в ис-
тории этого замечательного монастыря. Братия Оптиной продолжает
Богоугодную деятельность своих предшественников, в том числе и
издание Богословской литературы.
Издательская деятельность Оптиной Пустыни имела большое зна-
чение не только для академических трудов богословов Русской Пра-
вославной Церкви, но и для широких общественных кругов России.
Соприкоснувшись с живым святоотеческим преданием Православной
Церкви, нашли свой путьв философии русские религиозные философы
("богословы в миру"): И. В. Киреевский (ум. 1856), А. С. Хомяков
(ум. 1860), Ю. Ф. Самарин (ум. 1876), И. С. Аксаков (ум. 1886),
К. Н. Леонтьев (в монашестве - Климент; ум. 1891) и многие другие
мыслители и славянофилы. Они содействовали национальному возрож-
дению самосознания и культуры славян, в том числе и на Балканах.
Оптина Пустынь способствовала возрождению не только в среде
- 17 -
монашества, но и в миру делания непрестанной умной молитвы. Стар-
цы Оптиной воспитали многих опытных духовников Русской Церкви.
Расцвет Оптиной совпадает с расцветом богословской науки в духов-
ных школах (академиях и семинариях), чему способствовала самоот-
верженная научная деятельность ученого монашества и лучших предс-
тавителей духовенства.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Русская Православная Церковь 988-1988;
Очерки истории I - XIX вв., Вып. I;
Издание Московской Патриархии, 1988.
2. Православный журнал "Вечное";
Март 1986, "Великие Старцы Оптиной Пустыни".
3. Собранiе писемъ блаженныя памяти оптинскаго
старца iеросхимонаха Макарiя;
Iзданiе Козельской Введенской Оптиной Пустыни,
Москва, 1862.
4. Сергей Нилус
-"Великое въ маломъ. Записки православнаго"
-"Сила Божия и немощь человеческая"
-"На берегу Божьей реки"
Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.
5. "Оптина Пустынь (По книге Концевича "Оптина пустынь
и ее время")"; Издание Свято-Введенской
Оптиной Пустыни.
6. "Историческое описание Козельской Введенской
Оптиной Пустыни"; Репринтное издание
Свято-Введенской Оптиной Пустыни.
7. "Полный Православный Богословскiй Энциклопедический
Словарь" (соотв. тома),
Репринтное издание концерна "Возрождение", 1992.
| |
|