Народная библиотека Землевладение в древнем Египте 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


несмотря на то что уже с эпохи

неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На

выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного

ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более

богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства

тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно

влаголюбивым эммером.


Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней

Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более

требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура не

получила большого распространения в Египте до греко-римского

периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во

времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы,

употреблявшийся для приготовления пива. Из технических и

масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен,

как ради его волокон для пряжи, так и с целью получения семян,

из которых приготовляли льняное масло.

Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно

отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому

поводу Геродот: "Теперь они ( т.е. египтяне, проживающие "ниже

Мемфиса") действительно собирают земные плоды с меньшим трудом,

нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над

тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю

мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем,

обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет

и орошает поля, а оросивши, вступает обратно в свои берега;

тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней,

которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был

возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго

оставались под водой во время паводка и покрывались значительным

слоем ила.


Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле,

вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой

грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов,

которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в

землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти

гривистых длинноногих овец и двух баранов - вожака, идущего во

главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая

зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли

работу бороны, которую можно часто встретить на полях

современного Египта. За стадом бежали погонщики - от трех до

шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью

палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей,

сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в

воздухе над головами.

Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало

посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух

быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае

соха имела особое назначение - она не рыхлила почву, которая

пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно

прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву.

Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и

баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы

и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых

землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно,

брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в

которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже

дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.


В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте,

особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала,

растрескивалась и на ее поверхности образовывались затвердевшие

комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и

недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые

целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие

земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем

сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными

или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой

коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в

неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой

зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал

высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в

землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с

мотыгой и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно

там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга

служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех

работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят

лицом друг к другу и все бьют в одно место. Прикрывают посев

опять-таки при помощи мотыги и скота.


Другим способом производили посев технической культуры -

льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на

памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев

семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна

сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за

сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель

хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в

борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен

вырастал рядами, - так его легче было выдергивать. Сеятелями

часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева

семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание

хлебного зерна.


Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев

в основном уже в декабре.


5.2.


Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим

событием - радостным завершением тяжелых земледельческих работ.


На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма

царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления -

выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна

начинался в апреле и продолжался восемь - десять дней, так как

по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и

семена выпадали.


Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на рельефах

Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно,

объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле,

эммера - в мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу

зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет,

двузернянка-эммер - в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера

в краске, как даров времени года "сухости", сохранилось на одном

рельефе XI династии.


Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них

(закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными

кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что

стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой

вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на

поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья,

оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые

вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно

колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух

сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной

стороны.


Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в

гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля

в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как

свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в

позе певца - одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую

протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я

должен петь)". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять

тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе

бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с

сельскохозяйственными работами.


В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру - пшеницу

- эммер, посеянный в ноябре - декабре, который созревал на месяц

позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда

изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При

часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера

последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах.

Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных большей частью

сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый

сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около

которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят

снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около

деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы

упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на

ослах.


На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре

скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам

которого стоит по одному погонщику скота. Токи - площадки для

молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать

свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от

тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь

руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в

набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам

копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под

колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в

большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.


На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи

"веяние ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной - "сут", не эммера).

На гумне рядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно

завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой)

для защиты от летающей вокруг пыли и мякины - на некоторых

рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья -

сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки,

представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно

падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки

в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью

длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя

собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс

очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В

работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами

очищенное.


Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем

работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху

хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож

хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они

окрашены в серый цвет). В царских и храмовых хозяйствах их

строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены

археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV

династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через

выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева

в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды

снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями

папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания

хранилища.


Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских

земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали

возможность жизни и труда населению всей страны.


Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы

эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника,

очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.

 

 

Hosted by uCoz