| |
несмотря на то что уже с эпохи
неолита египтянам были известны и раздельные посевы. На
выращивании зерновых культур, особенно менее требовательного
ячменя, специализировался Верхний Египет. Нижний Египет, более
богатый лугами, садами и виноградниками, с конца Раннего царства
тоже стал засеваться зерновыми культурами, преимущественно
влаголюбивым эммером.
Во времена Раннего царства египтяне заимствовали из Передней
Азии и настоящую (голозерную) пшеницу. Но эта более
требовательная, чем эммер, и истощающая почву культура не
получила большого распространения в Египте до греко-римского
периода, хотя хлеб из нее изготовляли высшего качества. Во
времена Древнего царства выращивали также особый вид полбы,
употреблявшийся для приготовления пива. Из технических и
масличных культур египтяне с эпохи неолита культивировали лен,
как ради его волокон для пряжи, так и с целью получения семян,
из которых приготовляли льняное масло.
Способ посева древнеегипетских земледельцев существенно
отличается от практикуемого в Европе. Вот, что говорит по этому
поводу Геродот: "Теперь они ( т.е. египтяне, проживающие "ниже
Мемфиса") действительно собирают земные плоды с меньшим трудом,
нежели прочие народы и остальные египтяне: они не трудятся над
тем, чтобы провести борозды плугом, чтобы взрыхлить землю
мотыгой или исполнить какую-либо работу над пахотным полем,
обязательную для всякого иного народа. Сама собой река наводняет
и орошает поля, а оросивши, вступает обратно в свои берега;
тогда каждый засевает свое поле и пускает на него свиней,
которые и втаптывают семена в землю". Такой способ сева был
возможен в хорошо орошаемой местности, земли которой долго
оставались под водой во время паводка и покрывались значительным
слоем ила.
Если после спада паводка вода продолжала оставаться на поле,
вследствие чего земля долгое время была в состоянии жидкой
грязи, сеятель бросал зерно прямо под ноги стаду овец и баранов,
которых выпускали на засеянное поле для втаптывания зерна в
землю и уплотнения почвы. Стада состояли из трех - десяти
гривистых длинноногих овец и двух баранов - вожака, идущего во
главе стада, и замыкающего стадо. Уплотняя почву и втаптывая
зерно в землю, стада овец и баранов, по существу, выполняли
работу бороны, которую можно часто встретить на полях
современного Египта. За стадом бежали погонщики - от трех до
шести человек. Они загоняли овец и баранов в топь с помощью
палок или веток с колючками в одной руке и толстых бичей,
сплетенных из кожаных ремней, в другой, размахивая ими высоко в
воздухе над головами.
Иногда стадо скота, видимо, недостаточно глубоко прикрывало
посеянное зерно, тогда за ним следовала еще упряжка из двух
быков или коров, тянувших легкую деревянную соху. В этом случае
соха имела особое назначение - она не рыхлила почву, которая
пребывала еще в состоянии жидкой грязи, а дополнительно
прикрывала посеянное зерно землей, погружая его глубже в почву.
Бывало вслед за сохой на пашню опять выгоняли стадо овец и
баранов, по-видимому для дополнительного уплотнения жидкой почвы
и укрепления в ней зерна. Но на обыкновенных хорошо орошаемых
землях, которые не было нужды уплотнять, посевное зерно,
брошенное в почву сеятелем, прикрывалось сначала сохой, в
которую была запряжена пара быков или коров, а затем уже
дополнительно втаптывалось в почву стадами овец и баранов.
В условиях сухого и жаркого климата в Верхнем Египте,
особенно на его юге, после спада воды почва быстро высыхала,
растрескивалась и на ее поверхности образовывались затвердевшие
комья земли. На высоких землях, где паводок пребывал временно и
недолго, почва оставалась плотной после спада воды. Новые
целинные земли покрывались буйно растущими сорняками. Такие
земли нуждались в тщательной подготовке, поэтому, прежде чем
сеять, работники разбивали комья земли мотыгами с заостренными
или лопатообразными наконечниками. За ними шел пахарь с упряжкой
коров (или быков) и сохою раздвигал уже мелкие комья земли в
неглубокие борозды. И только за пахарем шел сеятель с сумкой
зерна, перекинутой через плечо, и, как обычно, разбрасывал
высоко поднятой рукой зерно. Посеянное им зерно втаптывали в
землю стада овец и баранов, за которыми еще следовала женщина с
мотыгой и разравнивала почву, прикрывая посев землею, очевидно
там, где это недостаточно хорошо сделали овцы. Соха и мотыга
служат здесь для рыхления земли. Сохранилось изображение трех
работников, разбивающих большой ком земли мотыгами: они стоят
лицом друг к другу и все бьют в одно место. Прикрывают посев
опять-таки при помощи мотыги и скота.
Другим способом производили посев технической культуры -
льна. Но сцены, изображающие посев льна, дошли до нас только на
памятниках более поздних эпох. Обработка почвы сохой и посев
семян льна тоже были тесно связаны друг с другом. Семена льна
сеяли всегда после обработки почвы сохой. Сеятель шел вслед за
сохой и бросал семена льна не высоко поднятой рукой, как сеятель
хлебного зерна, а опущенной вниз, чтобы они попадали прямо в
борозду, оставленную сохой. Это делалось для того, чтобы лен
вырастал рядами, - так его легче было выдергивать. Сеятелями
часто были женщины и мальчики, видимо, описанный способ посева
семян льна не требовал такой физической силы, как разбрасывание
хлебного зерна.
Посевная пора продолжалась довольно долго. Заканчивали посев
в основном уже в декабре.
5.2.
Уборка урожая была для египетских земледельцев была большим
событием - радостным завершением тяжелых земледельческих работ.
На рельефе сельскохозяйственного календаря солнечного храма
царя Ниусерра в Абусире сохранилось изображение теребления -
выдергивания созревшего льна. В Среднем Египте сбор урожая льна
начинался в апреле и продолжался восемь - десять дней, так как
по истечении этого времени коробочки перезревали, трескались и
семена выпадали.
Жатва злаковых культур - ячменя и эммера - на рельефах
Древнего царства обычно изображена раздельно, что, вероятно,
объясняется их созреванием в разные сроки: ячменя - в апреле,
эммера - в мае. Злаки показанные на рельефах, различают по числу
зерен и окраске: шестирядный ячмень окрашен в зеленый цвет,
двузернянка-эммер - в красно-желтый. Изображение ячменя и эммера
в краске, как даров времени года "сухости", сохранилось на одном
рельефе XI династии.
Жали с помощью деревянных серпов со вставленными в них
(закрепленными с помощью клея и глины) хорошо отполированными
кремневыми зубьями. Пучки колосьев срезали так высоко, что
стебли оставались наполовину не сжатыми. Жали правой рукой
вплотную под левым кулаком, державшим пучок стеблей. Затем на
поле с высоким жнивьем выпускали пастись скот. Сжатые колосья,
оставленные жнецами на земле, собирали другие работники, которые
вязали их в снопы; пучки сжатых колосьев складывали поочередно
колосьями то в одну, то в другую сторону; сноп завязывали с двух
сторон, чем он отличался от снопа льна, перевязанного с одной
стороны.
Отряды жнецов работали под звуки флейты. На рельефе в
гробнице Тии показаны флейтист и певец, стоящие в середине поля
в окружении слегка согнутых работающих жнецов. Певец, как
свидетельствует серп под его рукой, был жнецом, но стоит он в
позе певца - одной рукой подпирает щеку перед ухом, другую
протянул вперед. Он спрашивает флейтиста: "Прикажи мне (что я
должен петь)". Под ритм музыки жнецам легче было выполнять
тяжелую работу. Кроме того, флейта играла важную роль в культе
бога умирающей и воскресающей природы Осириса, связанном с
сельскохозяйственными работами.
В мае начинали жать более позднюю зерновую культуру - пшеницу
- эммер, посеянный в ноябре - декабре, который созревал на месяц
позже ячменя. Однако на гробничных рельефах жатва эммера иногда
изображается рядом с жатвой раньше поспевающего ячменя. При
часто практиковавшемся тогда смешанном посеве ячменя и эммера
последний снимали недозрелым и сушили в специальных печах.
Работали жнецы в набедренных повязках, завязанных большей частью
сзади. Тут же на поле, связывают сжатые колосья в снопы. Первый
сноп и пучок колосьев жнецы несут своему господину, около
которого стоит слуга с опахалом. После этого работники готовят
снопы к перевозке на гумно, которое было расположено около
деревни, т.е. выше поля. Чтобы не было потерь зерна, снопы
упаковывали в сетки-мешки разной формы. Перевозили снопы на
ослах.
На гумне, изображенном в гробнице Мерерука, высятся четыре
скирды, между ними находится длинный ток, по обеим сторонам
которого стоит по одному погонщику скота. Токи - площадки для
молотьбы. Площадка была круглой, иначе по ней не мог бы бегать
свободно скот, при помощи которого велась молотьба. Слева от
тока стоит важный надсмотрщик в широкой юбке до колен, опираясь
руками на палку; позади него стоит его сандаленосец в
набедренной повязке. Два работника, стоя по обеим сторонам
копны, забрасывают на нее снопы эммера, плотно перевязанные под
колосьями. Двое других работников сметают метлами зерно в
большую кучу. Молотили зерно обычно быки и ослы.
На рельефе в гробнице Кахифа изображено, как поясняют надписи
"веяние ячменя" и "веяние пшеницы" (обычной - "сут", не эммера).
На гумне рядом с кучей зерна стоят две работницы в плотно
завязанных на голове платках (платки держатся налобной повязкой)
для защиты от летающей вокруг пыли и мякины - на некоторых
рельефах заметно пыльное облако. Они одеты в обычные платья -
сарафаны на бретельках. Одна работница поднимает вверх веялки,
представляющие собой две маленькие продолговатые лопатки, зерно
падает вниз, ветер уносит мякину. Другая работница держит веялки
в правой руке, а левой очищает зерно от мякины с помощью
длинного узкого веника, за работой наблюдает надсмотрщик с двумя
собаками на повадке. В гробнице Тии показан последний процесс
очистки зерна от пыли и грязи просеиванием через решето. В
работе принимают участие и мужчины - они заметают метлами
очищенное.
Провеянное зерно измерялось и учитывалось писцами. Затем
работники засыпали его в башневидные, закругленные сверху
хранилища, стоявшие на фундаменте. В хозяйствах вельмож
хранилища были сооружены из нильского ила (на рельефах они
окрашены в серый цвет). В царских и храмовых хозяйствах их
строили из кирпича-сырца. Такие зернохранилища были обнаружены
археологами в припирамидном поселении царицы Хенткавес конца IV
династии. Зерно засыпали в них сверху, а вынимали через
выдвижную дверцу внизу. Посевное зерно оставляли до нового сева
в хранилищах устроенных на поле. Они представляли собой скирды
снопов, обмазанных нильским илом и покрытых сверху стеблями
папируса. Зерно засыпали и вынимали через отверстие у основания
хранилища.
Так заканчивался годовой цикл ежедневных работ египетских
земледельцев, которые своим тяжким трудом обеспечивали
возможность жизни и труда населению всей страны.
Для сельского хозяйства Египта характерны низкие темпы
эволюции, медленно совершенствовалась земледельческая техника,
очень низкой была степень хозяйственной самостоятельности.
| |
|