Народная библиотека Утесов и Райкин

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 

Введение


Искусство актера приносит людям такие минуты, с которыми ничтто не может сравниться. Профессионализм, мастерство, вкус, присущие настооящему эстрадному артисту, с которым мы общаемся во время концерта, спосообствуют нашему общему развитию, расширению художественного кругозора, авоспитанию вкуса.

Отечественное эстрадное искусство всегда пользовалось болььшой популярностью на родине и за рубежом. Многие песни, впервые исполненнные на эстраде, становились подлинно народными. Монологи, репризы, отделльные словечки ( например знаменитая райкинская "авоська") нередко исполььзуются в повседневной речи. И в наши сложные времена для эстрады характеерны демократичность, злободневность, многожанровость, что неизменно прривлекает зрителя . Эстрада продолжает усиленно функционировать в жизни иобщества и оставаться одним из самых любимых зрителем видов искусства.

Легкость, общедоступность, развлекательность эстрады не искключает ее содержательности. Как и другим видам искусства ей дано своими исредствами запечатлеть время и участвовать в формировании культуры.

Из огромного количества талантливых, незаурядных и ярких арттистов советской эстрады поднялись до небывалых высот в своем творчествве и стали истинно народными и горячо любимыми мэтры сцены Леонид Осиповиич Утесов и Аркадий Исаакович Райкин. н
н
Эти актерские индивидуальности приковали к себе на целые дессятилетия внимание публики и специалистов, стали классиками советской и, иможно уже с уверенностью сказать, мировой эстрады. В чем секрет этой приттягательности? Разумеется, в блестящем таланте, щедро отпущенном природоой. Но талант без труда ничего не стоит в искусстве. Значимой долей явился ппрофессионализм, достигнутый огромным трудом. Но, пожалуй, главной составвляющей этого секрета стало их личностное обаяние, завораживающее и беруущее в плен. н

н
Попытаюсь более пристально взглянуть на некоторые аспекты ттворчества Аркадия Исааковича Райкина и Леонида Осиповича Утесова. а
а

Некоторые аспекты творчества А. И. Райкина а

а
А. И. Райкин - один из самых популярных мастеров нашей эстрады. ЕЕго творчество является классикой. Знакомясь с репертуаром этого актера, австречаясь с его персонажами, каждый раз поражаешься силе его таланта, уудивляешься очень живому, активному, современному искусству, синтезу двуух волшебств - волшебства жизни и волшебства искусства. а
а
По мнению Гершуни, “эстрада личностна, она требует от актераа личностного начала. Долгую жизнь на ней обретает лишь тот, кто этим началлом обладает, актер - автор, актер - творец своих номеров и программ. Многооббразие средств, которыми владеет Райкин, щедрость его актерской палитры ии очень точный, умелый и безошибочный выбор красок характеризуют талант ии индивидуальность актера.“ (Гершуни, “Рассказывая об эстраде”. - Исккусство, 1968).о

о
"Сценическая индивидуальность - это духовная индивидуальноссть прежде всего, - утверждает К. С. Станиславский, - это тот угол зрения художжника на творчество, это та художественная призма, через которую он смотррит на мир, людей и творчество". ( Станиславский К. С. Собр. соч., т. 5). "Угол зрения'ff", составляющий по мысли Станиславского, художественную индивидуальноссть, был у Райкина уже с первых его шагов на эстраде. Несмотря на свое театрральное образование (Райкин закончил Ленинградский институт сценическиих искусств. Его учителем был известный режиссер и педагог профессор В. Н. ССоловьев ), он был насквозь "эстраден". Молодым, веселым, обаятельным, таким ппредстал Райкин в жанре конферанса и сразу же расположил к себе зрителей, йпокоряя их своей органичностью. Это был "умный собеседник, деликатный и ччуткий, очень веселый и в то же время лиричный, с которым приятно провести ввечер и не хочется расставаться". ( О. Леонидов, Прошу внимания. - "Огонек", 1942, N 46). кк

к
В умении свободного общения со зрителем, быть приятным и ненавязчивым сообеседником таится одна из особенностей дарования артиста. а
а
Осенью 1939 года в Москве на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады Раайкин выступал с пародией на эстрадные штампы, используя известное стихоотворение А. С. Пушкина "Узник". Показывал, как исполнили бы это произведениие артисты разных жанров. Высмеивал "мастеров" художественного слова. Осообенно понравилось зрителям, когда Райкин изображал танцовщицу, исполня'ffющую композицию на тему этого стихотворения. Он появлялся в балетной паччке, надетой поверх обычного костюма, серьезный, сосредоточенный. Ноги раазвернуты в "первой позиции". и

и
- Сижу... - начинал артист и менял первую позицию на третью, низко при этом прриседая, 'ff

... за решеткой... - средний и указательный пальцы обеих рук складывались креест накрест. т
т
... в темнице... - широкий жест, и руками он закрывал глаза. а
а
... сырой... - выразительный плевок. ( Милин Н. Добрый дар. - В кн.:Мастера эстрады. _ ыЛ., "Искусство". - 1963). о
о
В финальной сцене "Чарли Чаплин" Райкин создал трогательный образ "маленнького человека" в котелке и больших не по ноге ботинках, смешной и грустныый, который не стал обычной клоунской пародией на Чаплина. В этом образе быыла совершенно отчетливо видна попытка передать мироощущение и гуманисстическую природу творчества этого большого художника. а

а
Председатель жюри конкурса И. Дунаевский вручил А. Райкину грамоту о приисвоении ему звания лауреата. Растет слава эстрадного артиста, его художеественный, а потом и общественный авторитет. Любимец московской публики ззанял ведущее место в Ленинградском театре эстрады и миниатюр, созданном мосенью 1939 года по образцу московского. Феномен Райкина во многом предрешиил счастливую судьбу этого театра. а
а
Он конферировал, шутил и даже дирижировал. Райкин в гриме героя фильма "Боольшой вальс" И. Штрауса появлялся за дирижерским пультом, взмахивал палоочкой и оркестр исполнял торжественное музыкальное вступление, как бы опповещая об открытии сезона. а

а
Кроме конферанса в программе появился "МХЭТ": "Малый художественный эстррадный театр" - так расшифровывалось сочетание букв, шутливо напоминающеее "МХАТ". Впоследствии Райкин острил, на разные лады обыгрывая счастливую ввыдумку ( "молодо, хорошо, энтересно, талантливо" ). о
о
За две - три минутки сценического времени два актера А. Райкин и Г. Карповсский разыгрывали микроминиатюры с неожиданным сюжетным поворотом в финнале, напоминающие инсценированный анекдот. Почтенный лектор с пафосом ппризывал беречь социалистическую собственность. Упоенный своим краснорречием, он ломал указку, а потом и кафедру. у

у
Гражданин переходил улицу в неположенном месте. Услышав свисток милициионера, прикидывался слепым так, что блюститель порядка сам осторожно перреводил его через улицу. у
у
В ярких достоверных сценических зарисовках МХЭТа виделось "больше смыссла и юмора, чем в иных длинных и утомительных скетчах". ( Е. Мин. "Искусство и жжизнь". - 1940, N 12). ь
ь
И пошли программа за программой, новые замыслы и новые роли. Райкин был дуушой этих программ, вносил в них дыхание современности и требовательное оотношение к искусству эстрады. ы

ы
Каждая премьера становилась событием прежде всего потому, что в спектакклях поднимались острые современные проблемы. ы
ы
Персонажи Аркадия Исааковича Райкина внешне очень различны. Бейлин в сввоей книге "Аркадий Райкин" ( 1969 ) пишет: "Глядя на эти как будто бы застывшие фиизиономии, мы однако улавливаем их внутреннюю жизнь. Это в высшей степени ихарактерно для Райкина: его герои всегда в движении, и каждый миг есть проодолжение цепи внешних преображений и одновременно переход в новые психхологические состояния, которые углубляют характеристику. Поэтому любоой момент наполнен у актера действием. Наклон головы, поднятая или нахмурренная бровь, улыбка, появившаяся на лице, или вытянувшиеся в удивлении гуубы, пальцы, интеллигентно поддерживающие очки, или робко прижатая к кармману недвусмысленно раскрытая ладонь, глаза, выражающие негодование или илюбовь даже в остановившемся взгляде актера, - все это противостоит покоою, находится в движении. Это и есть искусство миниатюры". Райкин едва ли иммеет себе равных в искусстве острой молниеносной характеристики. Действвие в миниатюре всегда имеет небольшую протяженность и требует краткой ххарактеристики образа и несравненно большей ее емкости. Действие у Райкиина как бы продолжает жить и в застывшем образе, а запечатленная частностть отражает целое. е

е
В творчестве Аркадия Исааковича Райкина традиционная миниатюра приобрретает психологическую глубину, масштабность, не утрачивая эстрадной брроскости, увлекательной эксцентричности. и
и
У Аркадия Исааковича, как отмечали критики, было высоко развито чувство осатирического образа. Это проявлялось во всем: в сценическом такте, котоорым он был наделен, в ощущении условности действия, в большом внимании к ддеталям и умении выразить в них наиболее примечательные комедийные чертты персонажа. а

а
Как следствие гражданских раздумий артиста, естественно и закономерно оиз сатирического образа вырастает публицистическое обобщение. Райкин нне боится прямых слов, когда они возникают из самой образной ткани миниаатюры, когда они подводят к выводу, в котором выражены страсть и пафос, живоое биение сердца, чувство и мысль современника. а
а
Такой ход был найден в миниатюре "Лестница славы". Только что мы видели челловека, который совершил восхождение по этой "лестнице" и на самой вершине еее потерял реальное представление о своем месте в обществе. И вот перед ннами уже стоит актер, рассказавший историю этого человека. Он обращается 'ffк зрителю со словами: "Поднимаясь по общественной лестнице, следует думаать о скромности и простоте, сердечности и внимании" И слова эти органично овплетены в ткань миниатюры. ы

ы
Такое прямое обращение к зрителю содержит каждый раз идейный и эмоционаальный смысл. Для Райкина это, в конечном счете, задача его любого сценичесского создания. 'ff

Эстрадное искусство требует контакта между актером и зрителем. В выступплениях Аркадия Исааковича этот феномен контакта всегда присутствовал. лАктер сатирического театра предполагает в зрителе обязательное чувствво юмора, понимание комедийного образа. Райкин, выходя на сцену, был убеждеен, что перед ним именно такой зритель. Актеру необходимо вести прямой раззговор, чтобы осмеяние порока побуждало к действию. Смех над пороком - свиддетельство нравственного здоровья человека. Используя гротеск, Райкин ообладал тонким, удивительным чувством меры, следуя словам Чарли Чаплина: "аБольше всего я опасаюсь, как бы мне не впасть в преувеличение или не слишкком нажать на какую-нибудь частность, легче всего убить смех преувеличениием". ( Ж. Садуль. Чарли Чаплин. - М.: Искусство. - 1981 ). о

о
С доброй улыбкой, с внимательным и очень точно оценивающим взглядом, с нееобыкновенно выразительными и способными много рассказать руками - такиим запомнился Аркадий Исаакович. Его помнят как сатирического актера, надделенного ярким мастерством перевоплощения, "человеком с тысячью лиц". И ввсе же нас неотразимо влечет к себе, словно гипнотизируя, его творческая ииндивидуальность. Видимо, она-то и есть очень важный элемент магии искуссства. а
а
В репертуаре Райкина сцены смешные и грустные, беспощадно злые и лиричесские, монологи и маленькие пьесы, где слову принадлежит главное место, и миимические миниатюры, в которых нет ни одного слова." И всюду перед нами актеер, который как будто всегда остается самим собой и всегда разный, потому, ччто он ищет в своем искусстве не на поверхности, а в самых сокровенных глуббинах. Ищет в искусстве и ищет в жизни, являющейся для него источником творрчества, как и для всякого подлинного художника". ( Бейлин. “А. Райкин” -ИИскусство, 1969 ). о

о
Райкин ярко высвечивал недостатки, укрупнял их с помощью гиперболы, приббегая к "увеличительному стеклу", с которым в свое время сравнивал сатиру ММаяковский. й
й
Своеобразие творчества Райкина заключается в соединении драматическоого и комического, трагического и эксцентрического, что дало повод неодноократно сравнивать его с великим артистом ХХ века Чарли Чаплиным. м
м
Часто Театр миниатюр называют "театром одного актера". Правомерен вопросс, который ставит Бейлин: "Почему? Ведь на сцене выступают весьма одаренные еактеры, которые находят себе достойное место в спектаклях, но Райкин деллает только то, что кроме него никто сделать не может. Так актер получает прраво один разыгрывать на сцене маленький сюжет со многими героями. Во-перрвых, потому, что он это отлично умеет делать, а во-вторых, это есть эстрадныый жанр, рассчитанный на одного актера, жанр, который называется трансфоррмация". В трансформации актеру не очень важны подробности обстановки. Онни не имеют особого значения и существуют только для того, чтобы подчеркннуть реальность происходящих с актером перемен, дать весьма условные прииметы действия. И нужны еще помощники. Переодевание в трансформации происсходит многократно, поэтому здесь важна расторопность и быстрота, сосреддоточенность и собранность, мгновенная ориентация и молниеносное вхожддение в образ. Трансформация у Райкина - это не только хорошо подготовленнный технический трюк, это маленький спектакль со многими действующими лиицами, который только приходится играть в необычных условиях. х

х
Показательно в этом отношении обозрение-трансформация "Международный йотель". Его "герои": швейцар отеля, администратор, Агнесса Павловна, зарубеежные гости - американец, японец, индус... Каждый образ имеет свои точные прииметы. Это достигается благодаря внешним подробностям, иногда даже нескоолько неожиданным. Как характерны детали туалета Агнессы Павловны, ее жессты. А такие персонажи, как американец, японец, индус представляют собой сооциально-этнографические портреты, сделанные с тщательностью, удивителльной для молниеносных превращений, с безукоризненной разработкой детаалей, с живым ощущением подлинности персонажа. а

а
Все герои Райкина, даже если они появляются на сцене всего на несколько ммгновений, имеют если не характер, то хотя бы характерность. Как актер Райккин всегда стремится к гротесковости, парадоксальности приемов. Маляр, кооторый подрядился побелить потолок и оклеить комнату обоями. У этого маля'ffра типично все - от бумажного колпака на голове и до того, как он орудует киистью и подтягивает брюки тыльной стороной ладони. Или на человеке помятаая фетровая шляпа, в руках зонтик, манжеты далеко высовываются из рукавов. вИ вот уже перед нами внешний образ немолодого холостяка, за которым некоому следить. Как по-разному на его персонажах сидят костюмы: иногда мешковвато, иногда подчеркнуто элегантно. Это тоже характеризует человека. а

а
Удивление и восторг вызывает то, как пополняет Райкин облик содержаниемм, как находит подробности характеристики, детали, которых не может дать нникакой костюм, никакая маска и грим. м
м
Создавая на сцене маски, он при этом не всегда переодевается, не всегда пррибегает к гриму и парикам. Главное чудо - в даре перевоплощения артиста. Раайкин разил невежд, подхалимов, бездельников, взяточников, бюрократов, каарьеристов, хамов, формалистов, перевоплощаясь в них. Дело не в том, наскольько действенной и эффективной была борьба, в какой степени сраженными окаазались сами пороки. Важно другое - то чувство торжества, которое испытываает зритель, переживая унижение своих недругов. В жизни он натерпелся от ххама, бюрократа, хулигана, а здесь, в зале, со всеми вместе можно себе позволлить благодаря Райкину посмеяться над ними - удовольствие ни с чем не сраввнимое. е

е
Показательна обратная связь: зрители и слушатели посылали факты и случааи, достойные осмеяния, указывали на лица и типы людей, заслуживающих того, очтобы быть убитыми смехом. Показательно и отношение к Райкину, как ко всееобщему заступнику, Робин Гуду от морали. Подтверждением этих слов может тслужить небольшой скетч, воспроизведенный в фильме "Волшебная сила искуусства". Кстати, он был рекомендован Аркадию Исааковичу одним из его почиттателей. В нем Райкин изображает артиста, который играет роль пещерного ххулигана, чтобы образумить столь же пещерных хамов - соседей своей школьнной учительницы. ы

ы
Мысли, образы, остроты, почерпнутые из жизни, снова возвращаются в нее, но ообогащенные искусством Райкина. а
а
В полной мере владеет Райкин и искусством мима. Играет, не произнося ни оддного слова. И как все понятно. Как точно передает он в пантомиме каждое деййствие человека, как многообразно открывает смысл поступков. Артист смелло проникает в суть социальных явлений, создает человеческие характеры - ытипы, обобщенные и одновременно живые, словно выхваченные из действителльности. В возможностях актера - рассказать без слов в трехминутном переддвижении по сцене обо всей жизни человека - от рождения до самой смерти. Но оон не копирует жизнь, а рассказывает о ней. й

й
А. М. Бейлин делится своими впечатлениями от пантомимы "Рыболов", которую еему довелось видеть сначала на сцене, а затем на военном корабле, куда Райккина пригласили моряки. Артист показывал своего "Рыболова" на палубе кораабля, под открытым небом. Необыкновенно смешно артист усаживался на вообрражаемом берегу воображаемой речки, забрасывал удочку, сворачивал цигаррку, напряженно приглядываясь к поплавку, тянул удочку из воды, но безуспеешно, раздевался, оставаясь, конечно, в своем костюме, входил в холодную водду, осторожно ступая по дну, и, наконец, погружался в нее, передавая зрителя'ffм физическое ощущение и холода, и воды, и острых камней на дне реки. За борттом корабля была настоящая вода, рядом берег, на берегу сидели рыболовы. Моожно было, что называется сравнить. Но актера не интересовало это сравненние, потому что искусство должно не копировать жизнь, а воссоздавать ее сввоими средствами. В данном случае средствами комическими." И Райкину удаллось на маленьком палубном пространстве представить сценку так, что зриттели поверили, что вода не за бортом, а именно здесь, что все неудачливые рыыболовы ведут себя так, как райкинский герой, и все это было истинно смешноо, потому что истинно реально". ( А. Бейлин. - Аркадий Райкин. - Л., Искусство 1969). о

о
Наивысшим достижением актера принято считать мономиниатюру. В мономинниатюре может быть несколько действующих лиц, но играет он только одного. оДругие - воображаемые. Так же, как воображаемыми оказываются и предметы ообстановки. и
и
... В квартиру приходит телемастер отремонтировать телевизор. Находясь нна сцене один, Райкин создает полное ощущение ансамбля в этой миниатюре. ТТут и хозяйка, с которой мастер ведет разговор, и ребенок, требующий удовлеетворения своей любознательности. У зрителя остается впечатление, что в мминиатюре занято несколько актеров. В мономиниатюре наряду с пантомимой йприсутствует слово. Это позволяет актеру создать вокруг своего героя зрримый мир, наполнить его голосами, предметами обстановки, подчинить его оособому ритму. Этот мир возникает из столкновения героя, действующего на асцене, с героями воображаемыми. И строится он на контрастах настроения, ппсихологических состояний, эмоций. й

й
Несколько особняком в ряду мономиниатюр стоит моноспектакль об историии одной любви. Это, собственно, целая пьеса в четырех картинах с несколькиими действующими лицами и с одним актером. Райкин играет только одного геероя, при этом без грима, хотя перед нами проходят разные годы и разные времмена, почти вся жизнь человека, который думал лишь о себе, в юности потерял лсчастье и так его не нашел до последних своих дней. В очень коротком моносспектакле нам показали всю жизнь человека. Мы увидели его самого - юного, моолодого, зрелого, старого. Мы ощутили не только внешние, но и внутренние перремены. И в характере, и в психологическом строе, и в душевном состоянии. Акктер играл человека. Не посмеивался над ним, не грустил о нем, а просто сделлал несколько быстрых и удивительно верно схваченных набросков жизни и ххарактера. Мы привыкли, что Райкин - это всегда смешно и весело. А тут мы видиим жизненную, довольно грустную историю. ю

ю
По словам самого А. И. Райкина, он с удовольствием играет в театре такие мииниатюры, как "Жизнь человеческая", "Жанна на шее". Лирика присутствует как ннеобходимая краска в общей программе, где есть и комедийные, и сатирическкие, и лирические эпизоды. ы
ы
Еще один жанр "малых форм" - фельетон Аркадия Райкина. Стержень фельетона ссоставляет монолог, который населяется многими персонажами, и актер, читаающий фельетон, как бы отходит в сторону, давая простор условному действиию. Райкин всегда в центре монолога, в самой гуще событий, составляющих сутть фельетона. Когда-то в репертуаре Райкина был фельетон "Гостиница Москвва". Райкин, работающий преимущественно над образами сатирическими, пострроил этот свой рассказ исключительно из персонажей положительных. Это быыл добрый, веселый, теплый рассказ. Его герои приехали в Москву из разных коонцов страны, из разных городов, из разных республик. У каждого из них свои идела, свои интересы. У каждого свои заботы, свой мир, свое отношение к тому, учто он видит. Но с какой влюбленностью они говорят о своей родной земле, о освоих соотечественниках, о Москве. Райкин очень комично рисовал своих геероев, не заботясь о притушевывании или смягчении комедийных средств. Но оположительное в героях фельетона не становилось менее значительным. м

м
Говоря об очень важных явлениях жизни, о подлинных ее героях, Райкин не жаалел и красок юмористических, подмечая смешное в серьезном, так же как серрьезное всегда звучит в его сатирическом осмеянии. и
и
К сатире Райкин пришел от юмора. Это в известной степени наложило отпечааток на все его творчество. Оно оптимистично по своей природе. Оно основанно на любви к человеку, на вере в него. И не удивительно поэтому, что в палитрре Райкина-сатирика большое разнообразие красок. к

к
Когда говорят, что оружие Райкина - смех, это справедливо, но, может быть, не есовсем точно. Оружие Райкина - мысль, и боль, и действие, выраженное средсттвами актерского искусства, средствами комедии и сатиры, публицистики и ллирики. и
и
Смех владеет зрительным залом. Райкин вызывает смех, дает ему направлениие, цель, исподволь определяет его силу, оттенки. Партитура смеха рождаетсся вместе с новым спектаклем, с новыми образами. Вместе с эстрадными авторрами и драматургами актер погружается в раздумья о жизни и сцене, о людях, сс которыми сталкивает жизнь, и воплощаемых в итоге в театральных образах. хх

х
Во имя жизни мы смеемся над злом - вот центральная мысль многих монологов вРайкина. Эта мысль, в сущности, пронизывает все сценическое существованиие Райкина, все спектакли его театра. а
а
Недаром слово "смех" вынесено в названия некоторых программ Театра миниаатюр - "Смеяться, право, не грешно", "Время смеется". К. С. Станиславский говорил ло знаменитом комике Живокини, что он "смешил серьезом". В полной мере это мметкое выражение подходит к юмору Райкина. а
а
Остановимся на программе "Светофор". Райкин выходит на сцену. Произносит тпервые слова вступительного монолога. И мысль актера начинает движение епо своей орбите. Предельной силы достигает выразительный, отточенный жеест. Точное и взвешенное, острое и веселое, смелое и разящее райкинское слоово. Чередой проходят перед зрителем герои "Светофора". Для каждого из них РРайкин находит свой рисунок, свою характеристику, "свой смех". х

х
Один из героев "Светофора" сошел со сцены и долгое время "жил" среди нас. Это оему принадлежат нередко повторяемые нами слова: "Ты меня уважаешь, я тебя 'ffуважаю, мы уважаемые люди...", "дефсит". Он убежден, что нормальные отношения 'ffмежду людьми могут быть только тогда, когда существует дефицит, "дефсит". тт
т
Спектакль Театра миниатюр "Избранное" знакомит нас с историей театра. В оодин вечер мы видим героев спектаклей разных лет. И все они такие разные. Прриверженец того, что было раньше ( "раньше и кефир был лучше" ). Человек, облечченный властью, но вовсе не склонный принимать решения ( "Где горит? Что горрит? Ах, сгорело?" ). Деятель Петр Сидорович, обнаруживший подобно герою гогоолевского "Носа", что у него исчезла голова, но этого даже никто не заметил. ООтец десяти, нет одиннадцати детей ( "целая футбольная команда", разве всех хупомнишь? ). Каждому из них Райкин адресует "свой смех". Смех злой и добродушшный, непримиримый и взволнованный, взывающий к совести. и

и
Спектакли Театра миниатюр всегда были очень популярны. Райкин умел созддать в нем атмосферу творчества, в которой всесторонне проявлялись исполлнительские возможности и других актеров. Зритель хорошо знал артистов ВВ. Горшенину, О. Малоземову, Р. Рому, Т. Кушелевскую, Г. Новикову, М. Максимова и идругих. х
х
Товарищи по сцене, по искусству отмечают исключительную требовательноость Райкина к себе, его настойчивость, работоспособность, неугомонностьь, умение не жалеть себя. 'ff


"Сколько раз мы восхищались тем, как репетирует Райкин, - вспоминает Е. П. Геершуни. - Безжалостно, без конца, не зная времени для сна, отдыха, еды, он можеет сотни раз повторять одну и ту же сцену, пока не найдет нужный ему единстввенный результат. А потом все равно не остановится, будет добиваться еще ллучшего, еще более лаконичного, более яркого и выразительного образа" ( Герршуни Е. П. - Рассказываю об эстраде . - Л . , "Искусство" 1968.). о
о
Уместно вспомнить и об обширной географии военных гастролей театра . Осеенью 1941 г. Ленинградский театр эстрады и миниатюр выступал в Среднеазиатскких республиках , в начале 1942 г. - в Сибири и на Дальнем Востоке , на самых отдалленных пограничных заставах , в частях , на кораблях Тихоокеанской и Амурсской флотилий , в конце 1942 г. и в 1943 г. - на Центральном и Северокавказском фронттах . На Кавказе же Аркадию Райкину был вручен Орден Отечественной войны. В Вначале 1943 г. он успел сняться в кинофильме " Концерт фронту " , где сыграл рольь веселого киномеханика . В 1944 г. - Белорусский фронт , в 1945 г. - Прибалтийский . " За ачетыре года мы, - вспоминал позднее Райкин ,- проехали много тысяч километрров по всем фронтам от Балтики до Кушки , от Новороссийска до Тихого океанаа . ... выступал перед солдатами , матросами , командирами . И нацеливал свои , каак принято выражаться , сатирические стрелы туда же , куда целились бойцы ,- ыв фашистов ". в

в
Разнообразен репертуар тех выступлений . Уже на третий день войны появиллся новый большой фельетон - " Монолог черта " , в главном персонаже которого олегко угадывался " бесноватый фюрер ". р
р
Поправками оброс довоенный фельетон В.Полякова " Невский проспект ". Артиист сам дополнил его текст и усилил его патриотическое звучание . " Невский йпроспект " призывает к защите города Пушкина , Гоголя , Блока . В фельетоне ззвучит тема родного города . " Крепнет , наливается гневом голос артиста , и ттрепет проходит по рядам зрителей , когда Райкин , изображая бюрократа-снаабженца , предлагает кому-то поделиться бензином , предназначенным для фрронта " ( О.Леонидов , Прошу внимания ,- " Огонек ", 1942 , N 46 ). И совсем другой взволноваанный голос рассказывал о том , что значит честное " поделимся " - жители Лениинграда часть своего голодного пайка отдавали фронту . у

у
В фельетоне сочетаются гражданский пафос и боевой задор , гордость и люббовь с ненавистью и сарказмом . м
м
Появились и новые сатирические персонажи , подсказанные временем . Зритеели увидели фигуру , знакомую по карикатурам и плакатам : фашистского воякку в накинутом на плечи дамском меховом пальто , чернобурке , фетровых ботиинках . Политический шарж , острая реприза отражали злобу дня . "Во время воййны, - вспоминает Райкин, по дипломатическим соображениям избегали говориить, а тем более писать о том, что союзники медлят с открытием второго фронтта. В спектакле " Кроме шуток " , который мы поставили тогда , говорилось о том , мчто было бы очень хорошо , если бы весь мир жил по одним часам . А то по нашим , мполучается в самый раз , а в Нью-Йорке считают , что еще рано ." (" Смена " , 1978 г. , N 15) гг

г
Такую " шутку " можно считать классическим примером точной , умной политичческой репризы , понятной самым широким зрительским массам. м
м
Театр выступал с антифашистскими миниатюрами " Передача окончена ", " Буквва В " , " Ать-два " . В галерее райкинских фигур появился рыночный фотограф , заввлекавший клиентов декорацией - ярко-синим грубо намалеванным морем и беллой лодкой . Фотограф залихватски зазывал всех желающих сняться на фоне " рроскошного " пейзажа . Заполучив жертву , он не унимался : " А ну , сделайте вид ббодро-весело . Гребите по морям , по волнам ! ". м

м
Художник Карусель-Базарский устраивал " военную "выставку картин . Одну ииз них с изображением снеговых гор , испещренных чьими-то следами , он подпиисывал " Наши автоматчики , ушедшие в энском направлении ". Картина , которая 'ffраньше называлась " Морская гладь " , теперь переименована в " Финский траннспорт в 15 тысяч тонн , ушедший на дно " , а " Зеленый лес " превратился в " Замаскиировавшиеся танки " . Меткая сатира Райкина была нацелена на беззастенчиввое приспособленчество и бездарность фотографа и художника . а

а
В годы войны " легкокрылая " муза эстрады не только доказала свое равнопраавие с другими видами искусства , но и вырвалась вперед , благодаря оператиивности , доходчивости , мобильности . и
и
Нельзя обойти молчанием опыт Райкина, хоть и небольшой, в кинематографе. еВ молодости он сыграл небольшую роль в фильме "Мятежные годы". Запомнилассь кинозрителю его роль студента-медика, а затем врача, в ленте "Доктор Калююжный". й
й
Воспроизведен в фильме небольшой райкинский скетч "Волшебная сила искуусства". а

а
Одной из популярных комедий стал фильм "Мы с вами где-то встречались". На ээкране мы встретились вновь с некоторыми сатирическими образами, сыграннными Райкиным на сцене Театра миниатюр. Лента эта неимоверно расширила ззрительскую аудиторию и без того популярного актера. а
а
Чешские кинематографисты сделали фильм "Человек со многими лицами", посввященный гастролям театра и А. Райкину. у
у
Имя его знакомо и англичанам. Оно внесено в энциклопедический справочниик "КТО - КТО", где приведены подробные сведения о нем и его творческих достиижениях. Английские режиссеры сняли фильм и показали всей Англии. и

и
Критик лондонской газеты "Таймс" писал: "Когда смотришь и слушаешь сегоднняшних комиков, все чаще приходят на память такие старые мастера мьюзик-ххолла, как Роб Уилтон, Литл Тич, Джордж Формби, Грок и Мэри Ллойд... Среди нашиих современных комических актеров есть вполне сносные, и они даже вызываюют смех, но почти все они не индивидуальны. ы
ы
... На днях на наших телевизионных экранах засверкало изображение именно отакого индивидуального комического гения, Би-би-си впервые показало нам мпрославленного русского комика А. Райкина. Это было настоящее зрелище, пподлинное открытие, такое выступление, которого мы не видели давно. Одна ииз самых больших заслуг Райкина состоит в том, что он представляет собой пполную противоположность отвратительным , "смешным до тошноты" комикам, ккоторых мы в таком изобилии импортируем из Соединенных Штатов. У Райкина аесть что-то от Чарли Чаплина: удивительная способность живо и наглядно иизображать эмоции, способность создавать образы, которые не нуждаются в ппояснении. Он обладает даром проникать в самую глубь человеческих чувствв... Мне никогда не приходилось видеть такой игры!" ы

ы
О гастролях Театра миниатюр и о Райкине писали в газетах Венгрии, Польши, иБолгарии, Германии. Райкина знают в Италии, Японии. и
и
Приятно отметить, что Райкин выступал и в Севастополе. Зрительные залы ДДома офицеров флота и Дворца культуры рыбаков всегда были переполнены. ы
ы
И куда бы ни приехал Театр миниатюр, там всегда толпились люди, на устах у укоторых один и тот же вопрос: "Есть лишний билет на Райкина?" Именно на Райккина. Не в Театр эстрады, не в Театр миниатюр, а на Райкина. Это говорит о попуулярности актера, об интересе ко всему, что произносит он со сцены, пониманнии жанра искусства, созданного Райкиным. м

м
Райкин сказал , Райкин изобразил, Райкин выставил напоказ. Зритель привыык прислушиваться к актеру. Он верит ему, верит в честность и справедливоссть актерской мысли , в любовь к человеку, которой окрашено каждое слово , ввозвеличивающее и осуждающее , гордое и смешное . В самом звучании этих слоов , в их окраске ,про ступает актерское отношение . Быть может , поэтому все , ечто играет Райкин , неотрывно связано с обликом актера . Все , что произноссит он со сцены , принадлежит ему как личности , как художнику - и пафос , и лиррика , и сатира , и актерское , и человеческое . е

- Мы не рабы . Рабы не мы ! Трудно переоценить талант Аркадия Райкина , его маастерство , сценическое и человеческое обаяние . Внимательные современниики видели в нем человека проницательного , живо интересующегося всем прооисходящим . В нем видели художника , который глубоко осмысливает многие ссложные проблемы искусства , кровно заинтересован в его плодотворном раззвитии и хотя понимает закономерность эволюции и перемен , но убежденно оотстаивает свои эстетические идеалы . В нем ценили неисчерпаемое остроуммие и разительную меткость оценок . к

к
При жизни Аркадий Исаакович Райкин был удостоен всех самых высших награад страны . В 1968 г. стал Народным артистом СССР . В 1980 г. - Лауреатом Ленинской преемии . В 1981 г. - Героем Социалистического труда . а
а
Любовь к его искусству была и , пожалуй , осталась всенародной. И в памяти ннашей он остается одним из самых любимых и популярных среди артистов , впиисавших свое имя в историю отечественной эстрады . Кроме того , Райкин остаался выдающимся человеком , общением с которым дорожили , а высказывания - цценили . и

и
и

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСТВА Л.УТЕСОВА А

А
" Если режиссер , ставя сегодня спектакль или фильм о довоенной жизни нашеей страны , хочет передать атмосферу , эмоциональный колорит 30-х годов , он вкключает в свое произведение пластинки Леонида Утесова и с помощью этого опростого средства безошибочно добивается желаемого эффекта - тембр голлоса , жизнерадостный ритм , оптимистическая призывность и мужественностть лирики певца мгновенно переносят нас в те далекие годы . ы
ы
Человек актер , певец , влившийся в шеренги энтузиастов , сам энтузиаст , - УУтесов задавал тон веселого настроения , можно сказать , тон жизни . То , как оон спел " Марш веселых ребят " , надолго запомнилось . Это был марш жизнеутверрждения . 'ff


Каким же талантом надо было обладать , чтобы подняться на этот почетный ппьедестал запевалы и оставаться на нем в течение десятилетий ?! Ведь вокрууг было немало других певцов , - талантливых , популярных . Но именно Л.Утесов встал единственным . м
м
Вероятно , кроме таланта певца надо обладать еще чем-то , какой-то колдовсккой властью над людьми - ее часто называют обаянием - , чтобы десятилетиями иприковывать к себе внимание . И такая власть есть у Утесова . Надо обладатть мастерством , и Леонид Утесов профессионально знает , как ладить песню ии свой выход к зрителям , как заставить сотни людей жить в унисон . А вдохноввение делает его творчество крылатым . м

м
Но мастерство исполнителя , чтобы стать общественно значимым , должно быыть наполнено духовным миром человека , его точным пониманием времени , и ччувством масштабности событий . Только тогда можно говорить об артисте каак о личности . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " - Искусство 1982г. ) г
г
Часто популярность , мода - начало " смерти " артиста . Моды на себя артисту , ппожалуй , следует скорее бояться , чем радоваться ей . Но Утесов одолел и модду и популярность , взял над ними верх . Он стал больше , чем просто эстрадныйй певец ,- он стал частью жизни нескольких поколений . Его пение хотели слышшать в празничных концертах по радио папанинцы , " Песня старого извозчикаа " служила радиомаяком для одного из авиационных полков , и голос Утесова априводил летчиков на базу после выполнения боевых задач . Ю.Гагарин ждал лсвоего взлета под пение Утесова . а

а
Ценили и любили Утесова не только слушатели , но и коллеги . В одном из телеевизионных интервью Георга Отца спросили , кто из певцов больше всего прооизвел на него впечатление . Он назвал три имени : Карузо , Шаляпин , Утесов . вв
в
Полюбившие Утесова однажды любят его до сих пор верно и преданно . У него ввсегда было что сказать людям . Его искусство является школой человечностти . и
и
Артистизм проявился в нем рано . Подростком Утесов пел друзьям под гитарру , но он вовсе не собирался стать именно певцом . Музыка была его неотъемллемой частью . ю

ю
И начинал Утесов не как певец , а как артист театров миниатюр , драматическкого , оперетты . Его актерские способности сразу же покоряли и коллег и зриителей . Может быть , даже не столько еще способности , сколько светлая энерргия его темперамента . С ранних лет в нем бурлила веселая и жадная неуемноость , радость жизни . И эти качества стали самыми характерными особенносттями его искусства . а
а
" Вообще кажется , что Утесов живет в каком-то необычайно выразительном , ссочном мире . А он живет в том же мире , что и все мы , только видит его ярче и этту яркость умеет передать в своих песнях . " ( Дмитриев Ю. " Л.Утесов " Искусствоо 1982 г. ) г

г
От природы Утесов наделен заразительным умением перевоплощаться в саммых разных людей . Когда совсем юному Утесову впервые предложили принять ьучастие в концерте профессиональных артистов , ему ничего не оставалось ьтут же освоить и исполнить популярную в то время сценку-пантомиму с разббитым зеркалом . м
м
Утесов вошел в театр легко , но постепенно к ниму пришло понимание ответсственности , стремление в каждом выступлении быть лучше себя предыдущегоо . Он не пропускал ни одной репетиции , знал все роли во всех спектаклях трууппы и был готов заменить любого актера . Выразительных средств всегда хвватало : восприимчивой душой впитывал Утесов бесконечные впечатления жиизни , и они оседали в нем . Отдавал их Утесов так же естественно и легко , как ки вбирал . Отдавал всем - и собеседнику ,и зрителю . Рассказывая о какой-либо овстрече , он непременно воспроизводил и голос и акцент своего собеседникка , будь то поляк , казах , китаец или грузин . И собеседник не только видел эттого человека , но и чувствовал его характер , круг его интересов , понимал , лкак сам Утесов относится к предмету пародии ! Поэтому любая беседа с Леоннидом Утесовым - словно посещение театра одного актера . а

а
Такое умение мгновенно перевоплощаться на эстраде - важное и редкое качеество . Часто без всяких париков и гримов Утесов показывал зрителям десяттки непохожих характеров . в
в
Однажды был в его жизни вечер , на первый взгляд , совершенно фантастическкий . Тем , кто же присутствовал на нем , трудно поверить в его реальность . Дааже хорошо знавшие Утесова отнеслись с недоверием к афише ленинградскогго " Палас - театра " сообщавшей , что артист предстанет во всех мыслимых театтральных жанрах : как певец - эстрадный , опереточный , камерный ; как танцор - рбалетный и эксцентрический ; как дирижер - оркестровый и хоровой ; как скррипач и как гитарист ; как рассказчик и куплетист ; как клоун , жонглер и акрообат , " на трапеции и в трагедии " . Утесов убедил всех сомневающихся . Он покаазал и бесчисленные свои таланты , и чувство стиля , и чувство жанра . Произвведения столь различных видов театрального искусства невозможно было ббы исполнить одному артисту , не обладай он подвижностью , гибкостью творчческого аппарата , быстротой реакции , способностью мгновенно концентрирровать мысль , чувство , ощущение в точном взгляде , интонации , позе . Все номмера были исполнены не только профессионально , но и с искренним переживаанием . На этом уникальном вечере Утесов продемонстрировал качества необбходимые каждому артисту , а эстрадному - в десятикратном . м

м
И здесь важно отметить , что этот вечер 1923 г. , не был единственным . Он был типпичным для Утесова . Во время гражданской войны Утесов выступал в бригаде еартистов , дававшей на фронте в день по нескольку концертов . И однажды , на атак сказать сверхурочном ночном концерте , он один заменил всех , буквалььно рухнувших от усталости . Утесов повторил все номера их бригады , вспомннил все что знал сам . А знал он тогда уже много . о
о
Однажды Н.Богословский сказал об Утесове : " Как правило , педагоги , умудреенные жизненным опытом , влюблены в одну дидактическую истину : для того чттобы достигнуть вершины в области искусства , надо беспрестанно работать ьи совершенствовать свое мастерство . Я убежден , что эта истина непреложнна . Но откуда же тогда взялся Утесов , которому , судя по тому , что он умеет деелать в совершенстве , понадбилось бы лет двести для упорной работы над сообой . " й

й
Энтузиазм , напор , ощущение неиссякаемых сил ( спектакль 1923 г. шел шесть чассов ) , уверенность в себе , жажда самовыражения , творческая жадность - все этто , соединенное в одном человеке , сделало возможным и тот удивительный веечер в " Палас - театре " , после которого , как было написано в одной рецензии : " ипублика неистовствовала " , и ночной концерт , данный красноармейцам уходдящим на фронт ! т
т
И хотя потом именно такие вечера не повторялись , Утесов находил возможнность использовать свою творческую многогранность . В середине двадцатыых годов он одновременно выступал в двух ленинградских театрах , опереттее и " Свободном " , да еще по понедельникам , когда " Свободный " не работал , играал в сборных труппах , в серьезных драматических спектаклях . х

х
В спектаклях же " Свободного " театра Утесов исполнял обычно по нескольку уролей в вечер . В пьесе - юмореске " Ну и дельце " С.Томского он с элементами тррансформации играл роли всех свидетелей : Ли - х - н Чапа , Пшебздубского , Меннделевича , Фемистокла , Папандопуло , Старбекова . Надевая маски или толькоо меняя с помощью деталей форму носа , ушей , головы , Утесов подчас же начинаал соответствовать этому новому облику , соответствовать манерой , акценттом речи , глазами , голосом , осанкой , движениями рук и ног . Он делал это так иинтнресно , что В.Дымов смотрел выступления Утесова на каждом спектакле , ккоторый шел два раза в вечер . р

р
Откуда только раздобывал он такое разнообразие деталей , столько интонааций , характерных черточек , что ни один персонаж Утесова не был похож на ддругого ?! И ведь каждый раз актер отталкивается от внутренней сути образаа . Утесов однажды сказал , что если ему надо сыграть хромого старика , то он нне станет копировать знакомых хромых стариков . " Я придумаю его сам " - сказаал Утесов и тут же показал , как хромают старики , но показал не только их хроомоту , " заодно " и характер , и настроение . По его походке можно было даже поннять отчего они хромают - от увечья , болезни или возраста . а

а
В исполнении Леонида Утесова даже самые маленькие и незаметные персонаажи оперетт или рассказов становилмсь заметными и интересными, потму что оон умел найти и ярко показать особенности их человеческого существаи пррожитой ими жизни . и
и
Преображение Утесова происходило в миг.Чудо роисходило рядом и было от ээтого еще загадочнее . А секрет - в прирожденном умении остро схватить суть ьчеловека . Утесов ярко видит и ощущает то , что каждую секунду происходит сс его персонажем . м

м
Герой комедийного спектакля " Свободного театра " " Менднель Маранц " (амерриканского драматурга Д.Фридмана ) в воплощении Утесова был настолько живвым , что зрители и критика могли решительно расходиться в оценках , но не в вреакции . Утесовский Мендель Маранц изобретательромантик , сосредоточеенный на своих идеях и не приспособленный к жизни , не переставал размышля'ffть над странными , с его точки зрения , поступками жены , дочери и вообще люддей . Время от времени Мендель Маранц изрекал выводы - афоризмы : " Что такое дденьги ? " - горестно спрашивал он , потому что их ему всегда не хватало , и отвеечал : " Болезнь , которую каждый хочет схватить , но не распространить ". " Ум длля мысли , а деньги могут зарабатывать и идиоты ". Этот задерганный житейскиими невзгодами чудак в исполнении Утесова умел филосовски отстраниться 'ffот суеты и выглядетр вопреки всему оптимистом . м

м
На спектакле хохотали до слез и грустили все . Но критик , садясь писать реецензию и осознавая примитивность текста , только разводил руками и не моог понять , что же у него вызывало такой смех . А смех рождало утесовское умеение показать противоречиво-комическую сложность человеческой природыы . Утесов раздвигал границы произведения , извлекал скрытую в нем парадокксальность . Утесов умеет легко переходить от юмора к драме и от трагедии к кюмору . у
у
В драматических вещах он так же достоверен и искренен , как и в комедийныхх . Но драматизм Утесова какой-то особый , земной , бытовой даже - не декламациионный . Умение чувствовать персонаж , видеть его насквозь , понимать любое едвижение его руки и принес Утесов на эстраду , в свои песни . и

и
А разве песни - это не маленькие пьесы ? И каждая со своими героями , своим крругом чувств , своей атмосферой действия . Певец в течение одного вечера доолжен столько раз преобразиться , сколько песен он исполняет . За свою жизннь Утесов переиграл сотни персонажей , сыграл - не только спел - более семиссот песен . н
н
Петь он начал едва ли не с первых выходов на сцену . Пел в спектаклях , оперееттах , выступал с очень популярными тогда куплетами . Но , как уже говорилоось , песня не была для Утесова основным жанром , надо было петь по ходу дейсствия , и он пел . По-настоящему певцом Утесов стал со времени создания им " Тееа-джаза " , где соединил то , что ему дорого - музыку и театр . р

р
Послушав зарубежные джаз-банды , Утесов решил создать свой , отличный от ззападных , оркестр . Позднее он вспоминал : "... неужели нельзя , думал я , поверннуть этот жанр в нужном нам направлении ? В каком ? Мне было пока ясно одно : ммой оркестр не должен быть похожим ни на один из существующих , хотя бы потоому , что он будет синтетическим ". Он мечтал о джазе , который был бы хорошим , мостроумным театром ; о музыкантах которые были бы хорошими , веселыми акттерами ; о концерте , который стал бы спектаклем ; о песнях , которые знал бы ввесь народ . д

д
Музыканты нашлись . Правда , поначалу они ни за что не соглашались "дурачитться" в соответствии с режиссерскими замыслами Утесова . " Чтобы я , - возмущаался тромбонист , - становился на колено и голосом тромбона кому-то объясня'ffлся в любви ? Ни за что ! Разве я для этого кончал консерваторию ? " Но - такова асила настоящего коллектива - тромбонист стал на колено . Более того , потомм он превратился в одного из самых одаренных , увлеченных артистов " Теа-джааза" , где песня , танец , пантомима , декламация , эксцентрика и лирика сплавиились воедино . о

о
8 марта 1929 г. в Малом оперном театре на концерте , посвященном Международномму женскому дню , впервые прозвучал " Теа- джаз" Утесова . Успех был ошеломляюющий . Сам Утесов считал , что именно в тот день он " схватил бога за бороду ". у
у
Критики уже в 30-е годы поняли , что Теа-джаз Утесова - это свеобразный музыкаальный театр миниатюр , что он ближе к театральным явлениям века , нежели к " кэстрадно - симфоническим оркестрам ". м
м
Не только дирижер и музыкант , а актер и режиссер встал во главе первого сооветского теа-джаза . а

а
Его программы меньше всего походили на исполнение отдельных номеров , оттдельных песен , где один солирует , а остальные "сопровождают". т
т
Его песни всегда были небольшими новеллами . Сюжеты его песен всегда стаановились средством раскрытия психологии героя или персонажей . Он никоггда не поучает . Словам патетически - возвышенным , артист предпочитает слоова простые . е
е
У Утесова всегда была своя " драматургия " : именно поэтому спетые им песни илюди помнят не по именам их авторов , а как " песни Утесова " . а

а
Программы " Теаджаза " ставились как эстрадные спектакли , где различные жжанры и номера были объединены сюжетным хором или общими героями . и
и
Но не сразу Утесов был понят и признан . Имелось существенное обстоятелььство весьма мешавшее деятельности самого Утесова и руководимого им джааза , это было время активной деятельности Российской ассоциации пролетаарских музыкантов ( РАПМ ) , созданной в 1925 году , с целью объединения музыканттов вокруг задач социалистического строительства . Наверное , РАПМ и принносил что-то полезное на то время , но вместе с тем , рапмовцы нанесли музыке евесьма серьезный ущерб . Прежде всего это была замкнутая организация , вззявшая на себя смелость говорить от имени народа , и она решительно отверггала творчество всех композиторов , в эту организацию не входивших . Мало ттого , выделив из композиторовклассиков нескольких , в первую очередь Муссоргского и Бетховена , признавая , что их творчество героично народно , раппмовцы отвергли искусство многих других композиторов - классиков . Особеенно от них доставалось П.И. Чайковскому , которого рапмовцы рассматривалли как представителя загнивающего дворянства и упрекали за синтементалльность . Лирику рапмовцы вовсе не признавали . и

и
Утесов же был певцом - лириком . К произведениям композиторов - рапмовцев оон не обращался , чем и вызывал осуждение . А тут еще и джаз , как говорили раппмовцы , типичное порождение буржуазного мира , одно из прямых доказателььств его загнивания . Один из авторитетных тогда музыковедов В.Городинсккий , писал : " Что мы называем легкожанровой музыкой ? Это музыка бара , кафешшантана , варьете , " цыганщина " , джазовая фокстротчина и т.д. , все это , что сосставляет некий музыкальный самогон , что является художественной формой йиспользования музыкального звучания не для поднятия масс , а для того , чттобы душить их инициативу , затемнять их сознание ". ( Городинский В. Музыкалльный фронт СССР . Музгиз . 1933 г. ) г

г
Конечно в таких условиях работать Утесову было трудно . Какие только осккарбительные слова в свой адрес он не слышал , какие только реплики о нем и иоб оркестре не раздавались ! Например , под рубрикой " Огонь по халтурщикамм " была напечатана рецензия в связи с пребыванием Утесова и его оркестра в вХарькове : " Что же представляло собой само выступление Утесова ? Кривляньье , шутовство , рассчитанное на то , чтобы благодушно повеселить " господинна " публику . Все это сопровождалось ужасным шумом , раздражающим и подавлляющим слух . Уходя и театра , слушатель уносил с собой чувство омерзения и ибрезгливости от всех этих похабных подергиваний и пошлых кабацких песеен . н

н
На это безобразие должна обратить внимание вся советская общественноссть . Необходимо прекратить эту халтуру . Нужно изгнать с советской эстрадды таких гнусных рвачей от музыки , как Л.Утесов и К` " . ( Хоменко Ю. Утесовщинаа . - " За пролетарскую музыку " , 1930 г. , N 8 . ) г
г
В свою очередь Утесов , пытаясь доказать значение джаза , возможность его оразвития в советских условиях , перед концертами выступал с " рефератамии " , утверждая , что его джаз по своей природе бодр , жизнерадостен , что он поррожден эпохой индустриализации . Ну как-то надо было защищать джаз !? А главвное Утесов не прекращал работы , создавал новые программы , и успех его анссамбля увеличивался . 'ff


А между тем защищать джаз было действительно трудно . В статье " Социальныые истоки музыкального искусства " А.В. Луначарский утверждал , что " ... соврееменная музыка ( прежде всего джазовая ) рубит вашу волю в котлету , что же каасается подъемности джазовой музыки , то это подъемность типа наркотика , азаставляющая дергаться как паяца на ниточке ". ( " Пролетарский музыкантт " . 1929 г. N 4) г
г
Однако были люди , защищавшие джаз ! Г. Ландсберг , которого не случайно знаатоки называют первым по времени теоретиком джаза в нашей стране , писал : " лКак не существует единого западного искусства , так нет и единого западнного джаза . За годы кризиса в джазе укрепилось левое крыло , смыкающееся с срадикальной интеллигенцией Европы и особенно Америки , группирующееся 'ffвокруг пианиста и дирижера Дюка Эллингтона " . ( Ландсберг Г. На путях джазоовой культуры . - " Рабочий и театр " , 1929 г. N 22 ) г

г
В то же время джаз , как экзотическая новинка , начал все чаще звучать в фешшенебельных ресторанах , посещаемых буржуазной публикой , и , естественно , оприспосабливался к ее вкусам . Утесов естественно воспользовался этим ффактом , решив доказать , что его джаз решительно отвергает принципы буржууазной культуры , что его джаз избирает собственную дорогу и служит советтскому зрителю . ю
ю
В программе " Джаз на повороте " ( 1930 г. ) , был придуман такой ход : первое отделеение называлось " Джаз на западе ", и в нем оркестр честно играл боевики " У каамина " Рэя Нобла , " Штормовая погода " Гарольда Арлена , " Несколько тех дней " йШелтона Брукса . Зато второе отделение гордо именовалось " Джаз в СССР " , и итут уж оркестр , в белых брюках и темно голубых джемперах с эмблемой " ТД " , ссполнял рапсодию на темы песен народов СССР Дунаевского , Джазовую сюиту уЖивотова . а

а
Эта программа стала действительно поворотом в судьбе Утесова . Газеты пиисали : " Теа-джаз - машина бодрости ... Буквально вентилируешь усталые мозги , иполучив порцию утесовского Теа-джаза . Учащенный ритм и темп сооответстввует бурным стремительным темпом нашей жизни". и
и
Следующей программой был " Музыкальный магазин " ( 1932 г. ). Утесов говорил такк : " Лучшее , что сделал я и мой оркестр почти за полвека своего существованиия , - это синтетическое представление " Музыкальный магазин " . Сам Утесов иссполнял в нем несколько ролей . й

й
По поводу " Музыкального магазина " критик писал : " Еще недавно джаз Утесовва это была шеренга юношей с одинаковыми галстуками и одинаковыми улыбкаами ... И вот музыканты на виду у всех превращаются в актеров " . ( Юзовский Ю." Уттесов и Хенкин" . - " Вечерняя Москва " 1933 г. 12 янв. ) в
в
На одном из представлений " Музыкального магазина " побывал заместитель ьпредседателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссароов Б.З. Шумяцкий . Представление ему очень понравилось , и он предложил переенести " Музыкальный магазин " на экран . н

н
Так появились " Веселые ребята ". Успех фильма создал Утесову подлинно всеенародную популярность . В те годы не было эстрадного коллектива имеющегоо такую известность , как утесовский . й
й
Постепенно оркестр Утесова все больше склонялся к концертной деятельнности . и
и
Некоторые программы , например " Песни моей Родины " ( 1937 ) , " Два корабля " ( 1938 ) , быыли составлены из народных песен и произведений советских композиторовв . Переход Утесова к концертным программам не остался незамеченным , когдда он выступал в парке ЦДКА , критик писал : " Музыкальный коллектив Утесова апрошел трудный путь эволюции от " Теа-джаза " к " Музыкальному магазину " и заатем к джаз-оркестру , с жизнерадостной , полнокровной массовой песней ." ( Лаабковский Н." Утесов и его джаз" . - " Вечерняя Москва " 1937 г. , 19июля ) 'ff


Именно Утесову принадлежит честь представления на профессиональной эсстраде массовой песни . и
и
Особое место в репертуаре Утесова занимают песни о любви . О любви на эстрраде всегда пели и поют много и охотно . У Утесова своя " аранжировка " темы . У Унего всегда серьезное отношение к чувству любви , почти обожествление егго . о
о
Чаще всего Утесов поет не о безоблачном счастье , а о драматизме этого чуввства . И в драматических любовных ситуациях его герои ведут всегда достоойно и мужественно . Они никогда не демонстрируют своей страсти , не похвалляются любовью . ю

ю
У всех песен Утесова о любви есть одна общая особенность : едва ли не в кажждой , даже там , где поется о любви счастливой , чувствуется тоска по идеалуу , по той совершенной любви , которой никому не дано достичь , но к которой поостоянно стремится душа . Может быть , это и делает их такими проникновенныыми . Как-то на репетиции дирижер С.Самосуд говорил оперным певцам : " все доллжно быть выражено голосом так , чтобы , даже когда поешь по радио , было поня'ffтно , что ты в это время делаешь ". Эти слова можно впрямую отнести к творчесству Леонида Утесова : слушаешь пластинку и видишь , о чем он поет . т

т
Его творчество всегда отличали обаяние , юмор , он умел сразу расположить ьк себе аудиторию . ю
ю
Утесов всегда умел подбодрить . Во время войны это особенно было нужно . Егго песни помогали выживать . ь
ь
Ежедневно , интенсивно шли репетиции , разучивались новые песни : " В земля'ffнке " , " Одессит Мишка " , " Темная ночь " и другие . е
е
Утесов рассказывал , что когда он пел : л
" Ты одессит , Мишка , а
А это значит, что не страшны тебе е
Ни горе , ни беда .а

Ведь ты моряк , Мишка ,а
А моряки не плачут т
И не теряют бодрость духа никогда , "а
- он чувствовал , что говорил собственные слова , забывая , что он артист , и пподбадривал не только Мишку , но и самого себя . 'ff
Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка моррской пехоты . Утесов пропел про партизана Морозко . И вдруг из теплушки высскочил " плечистый матрос , перепоясанный пулеметными лентами , с автоматоом на груди и протянул Утесову руку : у

- С такой песней и в бой идти не страшно " . ( ТУР П ." Леонид Утесов" . в
" Театр " , 1965 г. N 7 ) Утесов со своим ансамблем побывал на многих фронтах , однакоо выступить на всех боевых участках , обслужить всех тыловиков было невоззможно , и Утесову предложили сняться в фильме " Концерт фронту " . Вместе с ниим снимались : М.Царев , О.Лепешинская , Л.Русланова , К.Шульженко , И.Козловскиий , и другие артисты . Кстати , конферировал А.Райкин . н
н
Пожалуй , никогда ранее Утесов не слышал такого общего одобрения своего отворчества , как в годы войны . ы

ы
С репертуаром у Утесова всегда было трудно , хорошая песня вещь дефицитнная . Нокак раз в военные годы хороших песен появилось больше , чем в предыддущие , да и в последующие годы . ы
ы
О чем бы ни пел Утесов , все исходило из его сердца , а потому и находило путть к сердцам слушателей . Вероятно , это и есть талант . т
т
Рядом с лирикой у Утесова всегда соседствует юмор , но все равно лирическки окрашенный . й
й
В беседе с корреспондентом Утесов утверждал : " Чем больше у человека разввито чувство юмора , тем для меня он человечнее ... Человек с развитым чувстввом юмора , это мое глубокое убеждение , не может быть деспотичным , подлымм " . (" И тот , кто с шуткой" . - " Труд " , 1968 г. 4 авг. ) г

г
Сам Утесов говорит : " Когда я умру , этак лет через сто , - к сожалению , случиттся , - позовите к моей могиле оркестр . Если я не вскочу из гроба , значит , я деействительно умер " . ( И тот , кто с шуткой .- " Труд ".1968 г. 4 авг. ) г
г
Совсем незадолго до окончания войны , режиссер Р.Симонов в статье , посвящщенной Утесову писал : " У Утесова редкое сочетание талантов музыканта и дрраматического актера , что позволяет обогащать содержание песни , делать ьего более глубоким . В каждой своей песне он не только исполнитель , но и аввтор , такой же , как композитор и поэт . Можно подчас удивляться большой эмооциональной подвижности артиста , способности его в каждой новой песне пееревоплощаться , создавать образы : лирические , комические , сатирическиее , драматические , трагические . Вспомним хотя бы его последнюю джаз-сюиту " уСалют " ( 1944 г. ) : от песен горя и гнева - до песен сатирических и победных . И хотя'ff больше всего говорят об утесовском юморе , но иногда , слушая драматическкую по теме песню в исполнении этого артиста , действительно затрудняешьься сказать , какая тема ему ближе - комическая или драматическая ? 'ff


Он не только как талантливый музыкант ведет оркестр , но интерпретирует тмелодию , проникается ее содержанием , умеет жестом , мимической игрой зарразить своим настроением зрительный зал , помогает ему проникнуть в самуую глубину содержания мелодии . Мы не видим его лица , когда он дирижирует ооркестром , иполняющим " Марш Гастелло " , но как проясняет героическое звуччание этого марша патетический , драматический жест Утесова - дирижера ! " ( ССимонов Р." Утесов" . - " Советское искусство " , 1945 г. , 29 марта ) а

а
Успех Утесов и его оркестр имели большой , авторитет коллектива и его рукководителя , установившийся во время войны , не снижался . В 1947 году Утесову ббыло присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств . в
в
Казалось , что в первые послевоенные годы положение Утесова и его оркесттра было стабильным . Везде их хвалили , не хватало билетов на концерты . Утеесов находился в поре творческой зрелости . Что же касается оркестра , то о онем сам руководитель через несколько лет писал так : музыканты " любили сввое дело и не жалели на него сил . Я это знал и все от них требовал , требовал , ии мне все казалось мало , я всегда был не доволен . Я чувствовал , что они могуут лучше - и именно в силу этой любви . И после каждого концерта я придирался 'ffк малейшему их промаху и сердился на них . х

х
А теперь , когда я слушаю пластинки тех лет , я понимаю , какие они были молоддцы , какие тонкие и сложные вещи им удавались , и кляну себя , что был безжалоостным " . ( Утесов Л." Спасибо , сердце !" ) Значит , и оркестр , по мнению его руковоодителя , отличался высокими достоинствами . и
и
Но история повторяется . На смену РАПМа пришел ЦК ВКП(б) . Постановление ЦК КВКП(б) (1946) " О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению " приизывало "...отражать в произведениях искусства прежде всего жизнь советсккого общества в ее непристанном движении вперед по пути к коммунизму ". И крритики сразу набросились на Утесова . а

а
Их недовольство вызывало то , что Утесов выступал с джазом . Некоторе музыыковеды продолжали рассматривать джаз как одно из проявлений буржуазноой культуры и в силу этого не могущее быть представленным на советской эсстраде . В одной из статей М.Сокольский писал : " что может быть менее созвучнным нашей музыке , нашим советским песням , богатейшему фольклору советскких народов , чем ноющий , как больной зуб , или воющий саксофон , оглушительнно ревущий изо всех сил тромбон , верещащие трубы или однообразно унылый сстук всего семейства ударных инструментов , насильственно вколачивющих хв сознание слушателя механически повторяющиеся ритмы фокстрота или руумбы . ы

ы
Нет! Мы решительно против искусственного соединения нашей музыки с джазз - оркестрами , а те , кто пытается втискивать ее насильственно в джаз , калеччит ее , коверкает ". ( Сокольский М . " О джазе ". - " Советское искусство " 1952 г. 16 феврраля ) 'ff

Подобное выступление было далеко не единичным . И в результате джаз вооббще похоронили . и
и
И опять Утесов должен был доказывать очевидное , оправдываться , будучи нневиновным . С известной долей раздражения он писал тогда : " Надоели поученния - какая музыка нужна советскому человеку . Нужна всякая хорошая . Советсский человек жаден до искусства . Ему подай все : оперу , симфонию , песню , ромманс и легкую музыку . И нечего скучным людям превращать человеческие раддости в " мероприятия " , навязывать народу вкусовщину мрачных чиновников , вникогда не поющих , не танцующих , носящих маску глубокомыслия " . ( " Советсккая музыка " , 1953 г. ,N 11 ) г

г
Не прекращались споры , касающиеся театрализации оркестра . Иные считалии ее вовсе ненужной . Например , литературовед и писатель В.Шкловский высокко оценив талант Утесова , сказав добрые слова об оркестре , одновременно ззаметил : " Леониду Утесову лучше отказаться от театрализации песни , обраттить внимание на поиски песен . Эстрада должна оставаться эстрадой " . ( Шклоовский В. О джазе Утесова . - " Советское искусство " , 1946 г. , 6 ноября ) 'ff

Сегодня на эти споры можно посмотреть с иронией , но сколько нервов в свое евремя потратил на них Утесов ! Он даже написал в этой связи такие стихи : и

и
" Леса , луга , долины и поляны .ы
И через это все мой поезд мчиться . 'ff
Гостиницы , вокзалы , рестораны - ы
И не пора ли мне остановиться ?'ff
И не пора ли мне сказать : " довольно " ?о
Я слишком долго по дорогам мчался ,'ff
С людской несправедливостью встречался ,'ff
И было мне обидно , тяжко , больноо
под куполом родного небосвода . а
Я песни пел - пел сердцем и желаньем ,м
Но почему ж любовь ко мне народаа
Считается в культуре отставаньем ? м

Что дураку горячий сердца пламень ?ь
Во мне он видит только тему спора . а
И надоело мне всю жизнь держать экзаменн
На звание высокое - актера . " а
а
Но Утесов не был бы Утесовым , если бы он " остановился " . И четверостишье , в ккотором не без яда известный поэт - сатирик к
к
Ю.Благов констатировал : " л
В его исполненьи " Веселых ребят "т
Народ и сейчас вспоминает . т
А новые песни едва прозвучат - т
И ... след их вдали пропадает " . т
т
Я вижу не сарказм по поводу трудностей , связанных с репертуаром Утесова , аа наоборот , как бы того ни хотел автор , выделение творчества Утесова . а

а
В период с 1945 по 1965 год Утесов работал творчески очень интенсивно . Как я поннял человек он был не без юмора и с удовольствием мог прочитать о себе лесттное но справедливое стихотворение : е
" Он человек очаровательный й
( знак восклицательный)й
Кто петь еще умеет такк
( вопросительный знак )к
Он музыкант , певец и прочеее
( многоточие ) е
( Масс В. , Червинский М. Утесову - газета " Дом актера " 1947 г. , 23 марта ) а
а
Кроме исполнения песен Утесов читал стихи , в том числе и свои . Героем стиихов выступал немолодой человек , испытывающий потребность оглянуться нна прошлое и посмотреть в будущее . е

е
Программы ставились по дивиртисментному признаку и прежде всего состоояли из песен , исполняемых Утесовым . Причем в них все чаще звучали песни ииз прежнего репертуара , имеющие у слушателей особенный успех . х
х
В 1962 году Союз композиторов РСФСР провел пленум , посвященный легкой музыыке , в том числе и джаз . И на этом форуме прозвучало , наконец , что джаз может ти должен стать частью отечественной культуры . " Я взволнован , - говорил Уттесов , - столько лет ждать и наконец дождаться . Это праздник , праздник , приишедший на нашу эстрадную ю

ю
улицу ." После того как в 1965 году было отпразновано семидяситилетие , е
е
Утесов продолжать выступать на эстраде . Сам он считал , что оставаться моолодым - это значит уметь сохранять непосредственность , искренность при ивосприятии жизни . Что главное назначение искусства - " делать людей лучшее . Из храма искусства мы должны выходить влюбленными в человечество , веря'ffщими в него " ( Утесов Л. Самый добрый волшебник . - к
к
" Советская Россия " , 1965 г. , 6 июня ) Я думаю , что подтверждением итога творчесттва Л. Утесова может т

т
стать высказывание С.Смоляницкого : " Утесов приблизил песню ко всем и кажждому из нас , напомнил живым чувством , обогатил ее интонацию и согрел той йтеплотой своего голоса , той мягкостью , проникновенностью , от которой щеемит сердце . е
е
В биографии нашего поколения было много разлук и дальних дорог : и кто из ттех , для кого предвоенные годы были последними классами школы , или первымми курсами институтов , не вспомнит встречу , прощание , день подаренный воййной , связанный иногда не прямо , ассоциативно , но все-таки связанный с пессней Утесова ? Его голос стал незабываемой лирической приметой времени в всудьбе нашего , да и предшествующего нам поколения " . ( Смоляницкий С. Полдеень , дорога , память . ) ь



Заключениее

Главное, что объединяло Л.Утесова и А.Райкина , это эстраада . а
а
Если говорить о признаках эстрады , то : открытость , праздничность , кратккость всегда присутствовали в творчестве этих людей . В своем творчестве еРайкин поднимал темы нравственного воспитания человека , обличая и высммеивая извечные пороки - глупость , жадность , приспособленчество , Утесов вже - воспевая и прославляя человека труда . а
а
Л.Утесов и А.Райкин были настоящими эстрадниками . Они соединяли в себе и рречевые жанры , и песню , и танец , и элементы циркового мастерства . а

а
Без чего не может быть эстрады ? Без взаимодействия артиста со зрителем . ТТакой контакт всегда находили Утесов и Райкин . н
н
Сейчас уже стало очевидно , что эстрада входит и в театр драматический . ИИсчезает та самая четвертая стена , которая не давала возможности актеру увпрямую говорить со зрителем. м
м
Как и вся наша жизнь , эстрада находится на переломе . Идет поиск новых худдожественных форм , новых структур . р
р
Лишь удивляешься , как эстраде удалось выжить . Ведь на протяжении семидеесяти лет ей приходилось постоянно выполнять несвойственные задачи : обсслуживать различные компании , откликаться на постановления партии и праавительства , воспевать достижения социализма . а

а
Успех артиста теперь зависит от его таланта , энергии , работоспособностти , умения формировать репертуар , чувствовать потребности публики . и
и
Традиции Утесова продолжают развивать сегодняшний " Театр песни " таких , хкак А.Пугачева , В.Леонтьев , Л.Вайкуле . А рядом с именем А.Райкина имена такких мастеров эстрады , как Е.Петросян , В.Винокур , Е.Шифрин , Р.Карцев . в


Список использованной литературы . ы

ы

1. А.М. Бейлин . Аркадий Райкин . - Л. , Искусство : 1969. о
2. Е.П. Гершунин . Рассказываю об эстраде . - Л. , Искусство : 1968. о
3. Ю.А. Дмитриев . Леонид Утесов . М. , Искусство : 1982. о
4. О. Леонидов . Прошу внимания . " Огонек " , 1942 , N 46 к
5. Н. Милин . Добрый дар . - В кн. : Мастера эстрады . Л. , Искусство : 1963. о
6. Е. Мин . В поисках нового . - " Искусство и жизнь " , 1940 , N 12 ь
7. Певцы советской эстрады . Сборник статей . Сост. Л.Булгак М. , Искусство :1977. оо

8. А.Райкин . Шутки в сторону . - " Советское искусство ", 1945г. 17 августа . а
9. А.Райкин . " Смена " , 1978 , N 15 а
10. Ж.Садуль . Чарли Чаплин . М. , Искусство . 1981 о
11. К.С.Станиславский , Собрание сочинений в 8-ми томах , т.5. , Искусство : 1958 . о
12. Русская советская эстрада . 1930-1945 . Очерки истории. отв. ред. Е.Ф.Уварова . М. , Исскусство , 1976 . о
13. Утесов Л.О. Спасибо сердце ! Воспоминания , встречи , раздумья . - М. , Всероссиийское театральное общество :1976. 14. Утесов Л.О. С песней по жизни . - М. , Искусствоо : 1961. 15. Ландсберг Г. " На путях джазовой культуры "- "Рабочий и театр " 1929 ,N 22 р

16. Хоменко Ю. " Утесовщина " - " За пролетарскую музыку ",1930,N 8 у
17. Юзовский Ю. " Утесов и Хенкин " - " Вечерняя Москва ",1930,12 января 'ff
18. Лабковский Н. " Утесов и ег джаз "- "Вечерняя Москва",1937,19 июля 'ff
19. Тур П. " Леонид Утесов ", "Театр" 1965 г. N 7 г
20. " И тот кто с шуткой " , " Труд " 1968г. 4 авг. г
21. Симонов Р. " Утесов " - " Советское искусство "1945, 29 марта а
22. Сокольский М. " О джазе "- " Советское искусство " 1952 16 февраля 'ff

23. " Советская музыка " , 1953 , N 11 а
24. " Советское искусство " , 1946 , 6 ноября 'ff
25. Утесов Л. " Самый добрый волшебник ".- " Советская Россия " 1965 , 6 июня 'ff
26. Смоляницкий С. " Полдень , дорога , память " ь
27. Городинский В. " Музыкальный фронт СССР " - Музгиз 1933г. г
28. " Пролетарский музыкант " . 1929 , N 4 т

 

 

Hosted by uCoz