Народная библиотека ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАННРОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 

та ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖАННРОВОЙ СТРУКТУРЫЫ
ЛИТЕРАТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА А
А
В рамках этой работы мы попытаемся проследить жанровую стрруктуру египетской литературы и ее трансформацию в разные периоды рразвития цивилизации Древнего Египта, а так же остановиться не некоторых хиз них. х
Библиографической основой для работы послужили энциклопеедии (Краткая литературная энциклопедия, М., Сов., энциклопедия, 1964 ; Литератуурный энциклопедический словарь, М., Сов. энц., 1987) и книги Л. Дойеля (“Завещаннное временем”, М., Наука, 1980), К. Керама (“Боги гробницы ученые”, М., Изд-во оиностранной литературы, 1960), И. В. Рака (“Мифы Древнего Египта”, СПб., Петрро-РИФ, 1993), И. П. Шмелева (“Золото Древнего Египта”, М., ИМА-ПРЕСС, 1990), Леонардаа Котрелла (“Во времена Фараонов”, М., Наука, Главная редакция восточноой литературы, 1982). Тексты цитировались по книге “Сказки и повести Дрревнего Египта” (Л-д., Наука, 1979).а

а
а
а
Художественная литература Древнего Египта восходит своимми корнями к середине четвертого тысячелетия до н. э. , к периоду Древннего Царства. Именно поэтому основой традиционной жанровой литературы в вЕгипте стали фольклорные жанры. Особенно характерно традиционное соохранение древних сюжетов, подвергшихся переработке в более поздние ппериоды развития египетской литературы. Но, говоря о жанре, стоит замметить, что далеко не всегда можно с точностью определить принадлежнность того или иного произведения к определенному жанру. Например, жанр р“поучения”, один из древнейших, связан с политическими памфлетами, и“речениями”(например, “Речения Ипусера”), а вступления к ним иноггда напоминают окаймляющую “рамку” в сказках (например, “Поучения ННеферти”). В равной степени в поучениях встречаются и черты автобиоографических повестей, а в автобиографической повести мы встречаем, напрример, гимн (“Приключения Синухета”), басня в иных случаях близка к скаазке. Итак, одним из глобальных признаков невероятного развития египетсккой литературы является “дифундирование”, взаимопроникновение жаннров. в

Как и большинство произведений древности, литература периода Древнего оцарства анонимна, за исключением сочинений, написанных в жанре поучениия, как правило авторство было приписано какому-либо из мудрецов или праввителей древности, что наводит на мысль об отсутствии попыток коллективнного создания поучений, что подтверждается и стилистическим анализзом текста. Искусность и сложность композиции, изощренность стиля, уммение объединить одной “рамкой” несколько сюжетных линий . Подобные еэлементы построения произведения встречаются в сказках о фараоне Хуфу уи чародеях, в “Сказке о потерпевшем кораблекрушение” и, прежде ввсего, в “Поучениях Неферти”. Этот жанр, получив широкое распространеение в эпоху Среднего Царства, развивается на базе более изысканных литеературных традиций, а, стало быть, и приемов. Авторы прибегают к рефренам, пповторению слов аллитерациям, параллелизму членов (т. е. к выражению оодной мысли разными словами: “Открываются для тебя врата неба, отверзаюются для тебя врата прохлады”) . Тематика поучений не всегда меняетсся от раза к разу, от эпохи к эпохе. е

В “Поучении Птахотепа”, содержащем правила житейской ммудрости, правила поведения и хорошего тона, автор утешает бедняка тем, чтто “бог возвышает знатного человека”, просящему рекомендуется набрраться смирения и так далее. Социальной моралью и проповедью смирения проонизано все произведение. е
Подобная мысль встречается и в “поучениях” мудреца Ипуувера и Ноферреху. Здесь описывается в иносказательной форме восстаание рабов, происшедшее в конце Среднего Царства. а
К несколько более раннему времени относится “Поучение геераклеопольского царя (Охтоя) своему сыну Мери-ка-Ра”, которое содерржит советы относительно управления государством в период смутного вреемени. Охтой утверждает божественное происхождение власти, назначеенной “добрым пастырем”, то есть Богом. м

Литература древних была самым тесным образом связана с религией. Множеество произведений религиозной литературы облекались в художестввенную форму. Таковы магические заклинания , религиозные гимны богам, маггические тексты, связанные с заупокойным ритуалом, облекавшиеся в сттрого ритмическую поэтическую форму.у
Наиболее яркими образцами религиозной поэзии являются гиммны богам, которые входили в различные сборники. Так, еще в “Текстах хпирамид” содержатся гимны Ра, Озирису. у

Хети стал автором “Гимна Нилу” , напоминающего гимны дрругим богам, так как Нил считался божеством и его почитали под именем мХапи. Но не Хапи, не бог воспевается и прославляется в нем, а именно река, а“приносящая пищу... творящее прекрасное”: е
е
Слава тебе, Хапи!и
Ты пришел в эту землю,ю
Явился, чтобы оживить Египет...т
Он орошает поля, созданные Ра,а
Чтобы дать жизнь каждой козе...е
е
Среди гимнов богам представляют наибольший интерес гимны ыверховному государственному богу Амону и в особенности гимны единному богу солнца Атону, культ которого установил еще Эхнатон, отец Тутанххатона( в последствии Тутанхамона).а

Сверкает и блестит на горизонте утром,м
Восходишь ты в лучах Атона блеск дневной.й
И тает мрак ночной под сенью рук горящих.х
Ликуют два Египта, и жаркий юг и север.р
И на ноги встает от сна восставший люд.д
Омыв себя водою и взяв свои одежды,ы
Хвалу тебе возносят, когда восходишь ты.ы
Во всей земле твоей творят свою работу.у
И мирно бродит скот на пастбищах своих.х
Чуть зеленеют травы, в лучах твоих деревья,'ff
И птицы вылетают из гнезд своих ночных.х
х
Довольно близко к религиозным гимнам примыкают гимны фарааонам. Этот жанр имеет и историческую ценность. Наиболее характерный йв жанровом отношении текст гимна фараону относится к эпохе среднего царрства. Это - “Гимн Сенусерту III”, в котором восхваляется царь в качестве епобедителя врагов и защитника своих владений. Подобные гимны входили в бболее объемные сборники, типа “Рассказ Синухета”. Сохранилось более 25 есписков этого произведения. Оно написано в форме автобиографии на стенаах одной гробницы. Основная тенденция “Истории Синухета” та же, что и ив речениях Неферти и наставлениях Аменемхета I, - прославление новой динаастии. Недаром таким милостивым выведен Сенусерт I! Автор не только очень уумело воспользовался формой автобиографии, но и , возможно, впервые, в вмировой литературе сумел передать переживания своего героя - страх, тоскку по родине. Последний мотив встретится еще ни раз, но ни где он не будет выыражен так проникновенно и с такой экспрессией. й

Значительного развития этот жанр достигает в эпоху Нового оЦарства, когда завоевательная политика фараонов находится в зените слаавы и почета. Своего рода развернутой формой царского гимна является'ff “Поэма о битве при Кадеше”, в которой поэт в риторической форме описыывает победу Рамзеса II над хеттами.и
Однако, не во всех жанрах центральной фигурой является праввитель Египта. “Могущественный владыка” отходит на второй план в нарродных песнях, сказках и приданиях .х

Один из папирусов содержит древнейшую в мире запись сказкии - “Сказки о потерпевшем кораблекрушение”. Автор умело использует наародную фантастику. История создания этой сказки весьма традиционнна, так как множество сказок рождались в результате обрастания мифиическими сюжетами устных жанров. Уцелевшая часть рамки подтверждает преедположение о том, что эта сказка - последняя из несохранившегося цикла. Яззык сказки прост и метафоричен. Заканчивается она характерным приемом длля подобного жанра - поговоркой, народной мудростью: “Не хитри со мной, моой друг. Незачем поить на заре птицу, которую утром зарежут!” т

Мотивы земледельческой жизни, переплетенные с причудливойй сакральной фантастикой, встречаются в сказках более позднего времмени. Такова сказка “О двух братьях”, написанная в эпоху правлениия династии Рамзесов. Основные мотивы сказки “О двух братьях”, как то ччудесные превращения главного героя, злобы жены, невинности молодости и тторжества добродетели сохранились и в позднейших сказочных сюжетах, в чаастности, в сказке “О красноречивом жителе оазиса.”а
В ней читателя, возможно, привлекало стилистическое оформлление, так как оно похоже на элементы, разработанные в рамках жанра притчии. Интересен и диапазон героев этой сказки: от крестьянина до фараона. Уже ээтот момент предполагает историзм, который предельно отчетливо выражен нв так называемых “исторических” сказках, например, “Сказка о фараооне Секененра и гиксосском царе Апопи”. В подобных сказках действие грууппируется вокруг реальных событий и персонажей. Здесь истина причудливво смешивается с вымыслом. Но не только в этом проявляются новшества аэпохи Нового царства; действие волшебных сказок все чаще и чаще переносиится в другие страны, приобретая “чужие” мотивы, которые позднее преообразуются в так называемые “бродячие сюжеты”.ы

Посредством подобного смешения, существовавшего всегда, нно в крайне малой степени, происходит синтез литературных традиций, что сспособствует появлению раннефилософских мотивов даже в тех же сказках. ТТакова суть “Беседы разочарованного со своей душой”. Это - диалог двух хначал в человеке, воплощенных в главном герое и в Ба, душе человека. По жаннру это произведение граничит с притчей, хотя и оформлено в виде диалога. аГлавный герой, не сумевший найти себя в мире, видит только один выход - смеерть, как избавление от страданий (Смерть вообще часто сопоставляется в пподобных текстах, как и в сакральной традиции египтян, с “выздоровлениеем после болезни”. и

и
Смерть стоит сегодня предо мною,ю
(Как ощущение человека), желающего снова увидеть свой дом,м
После того, как он провел долгие годы в плену.у
у
В отчаянии человека проглядывает сомнение в существованиии загробного культа, что ставит под сомнение всю систему ценностей эттого мира для египтянина, оставляя надежду на утешение лишь в потусторонннем мире: “Если ты вспомнишь о погребении, то это горе, проливание слез, оггорчение человека, когда его ... бросают на холме. Никогда ты не выйдешь, ьчтобы увидеть солнце. Те, которые строили из гранита .... увидели свои жертввенники пустыми. Их постигла та же участь, что и усталых, которые умеррли на плотах,... .” Здесь человек рассматривается в глубинных связях с прииродой, главная из которых - смерть. Перед ней исчезают социальные различиия и вражда.а

И композиция, и стиль диалога указывают на авторство одного лица. Свое сообственное мировосприятие автора нашло отражение в этом произведеннии. В нем присутствуют два обязательные элемента религии египтян: жизнь ьнастоящая, воплощенная в образе “души” и жизнь прошлую, воплощенную юв образе “человека”, находящего утешение лишь в религиозных доогмах, ведь смерть сулит вечное блаженство “в полях Иалу”. Итак, диалоог поникнут скепсисом и сомнением по отношению к реальному миру. Построенние его (диалога) сложно, так как перемежаются проза и песни с определеннымми рефренами в каждом из последних стихотворных отрывков, состоящих из тррех строф. ф

Еще большей автобиографичностью обладает песня вельможи УУны (найдена в гробнице в Абидосе) , жившего в период царствования VI диинастии. Эта надпись интересна и но своей необычной форме, она составлеена от имени умершего, и по построению: оно состоит из двустиший с жесткиим ритмом и содержит параллелизм.м
м
Это войско вернулось благополучно,о
разворотив страну бедуинов.в
Это войско вернулось благополучно,о
разорив страну бедуинов.в
Это войско вернулось благополучно,о

снеся ее крепости.и
Это войско вернулось благополучно,о
зажегши огонь во всех ее...е
Это войско вернулось благополучно,о
перебив в ней отряды в числе многих десятков тысяч. чч
Это войско вернулось благополучно,о
<захватив> в ней пленными премногие отряды.ы
ы
Однако с течением времени политическая мощь Египта ослабеевает. В XI веке Египетское государство теряет не только свои владения, но и ипочти весь свой авторитет в Передней Азии. Эти важные исторические фактыы отражены в другом произведении о походе на этот раз мирном. Это - “оПутешествие Уну - Амона”, посланного в Сирию, когда в Фивах правил первоосвященник Амона Херихор, захвативший впоследствии верховную власть в ссвои руки. Можно предполагать, что историзм - основная черта этого произвеедения. В соответствии с этим весь рассказ выдержан в строго реалистическком стиле, но мастерски облечен в художественную форму. Это произведение, екак и многие другие, обладает внутренней ритмикой; авторы всегда стремиллись создать ритмическое чередование отдельных образов, предложений и , идаже, слов. Не редко использовались параллелизмы, о чем уже было сказзано ранее. е

Большое значение придавалось музыкальному построению прооизведений; в связи с этим появляются первые приемы оформления поэтиической речи: рефрены, анафоры, ассонансы, аллитерации, внутренние рифмы.ыы
Особенно часто использовались сравнения и яркие художестввенные образы: разгневанный фараон говорит о себе, что он стал “...подобно озмее в пустыни...”, холодное сердце сравнивается с каменной глыбой и так кдалее. е
Особое значение имело стилистическое единство текста. Воззможно, стилистика преподавалась писцам в специальных школах, где они раззбирали различные тексты с точки зрения стиля.'ff

И именно это позволяет нам утверждать, что Древнеегипетскаая литература достигла высочайшего художественного совершенства. ССами египтяне считали литературу Среднего царства классической; недароом произведения этого времени сохранились в таком количестве позднейшиих списков, а язык их служил образцом для подражания...'ff

<Орлов Святослав Григорьевич, РГГУ, 1 курс, предмет: “Историия мировой литературы”, 1996 г.>г

 

 

Hosted by uCoz