Народная библиотека Сандро Боттичелли 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и
заставляют трепетать и сгибаться все ее тело.
В картине "Венчание Богоматери" в лицах ангелов видна суровая, нап-
ряженная одержимость, а в стремительности их поз и жестов - почти вак-
хическая самозабвенность. В этой картине отчетливо чувствуется не
только полное пренебрежение законами перспективного построения, но и
решительное нарушения принципа единства точки зрения на изображения.
Это единство точки зрения, ориентированность изображения, на восприни-
мающего зрения - одно из достижений Ренессансной живописи, одно из
проявлений антропоцентризма эпохи: картина пишется для человека, для
зрителя, и все предметы изображаются с учетом его восприятия - либо
сверху, либо снизу, либо на уровне глаз, в зависимости от того, где
находится идеальный, воображаемый зритель. Своего наивысшего развития
этот принцип достиг в "Тайной вечере" Леонардо и во фресках станци
делла Сеньятура Рафаэля.
Картина Боттичелли "Венчание Богоматери", как и его иллюстрации к
"Божественной комедии", построена без всякого учета точки зрения,
воспринимающего субъекта, и в произвольности ее построения есть нечто
иррациональное.
Еще решительнее выражено это в знаменитом "Рождестве" 1500-го года,
передние фигуры здесь вдвое меньше фигур второго плана, и для каждого
пояса фигур, расположенных ярусами, а зачастую даже для каждой отдель-
ной фигуры создается свой горизонт восприятия. При это точка зрения на
фигуры выражает не их объективное местоположение, а скорее их внутрен-
нюю значимость; так, Мария, склонившаяся над ребенком, изображена вни-
зу, а сидящий рядом с ней Иосиф сверху. Сходный прием 40 лет спустя
применил Микеланджело в своей фреске "Страшный суд".
В мюнхенском "Положении во гроб" Боттичелли угловатость и некоторая
деревянность фигур, заставляющие вспомнить об аналогичной картине ни-
дерландского художника Рогира ван дер Вейдена, сочитаются с трагичес-
кой патетикой барокко. Тело мертвого Христа с его тяжело упавшей рукой

- 12 -

предвосхищает некоторые образы Караваджо, а голова потерявшей сознание
Марии приводит на память образы Бернини.
Боттичелли был непосредственным свидетелем первых симптомов насту-
пающей феодальной реакции. Он жил во Флоренции, в городе, который в
течение нескольких столетии стоял во главе экономической, политической
и культурной жизни Италии, в городе с вековыми республиканскими тради-
циями, который по праву считают кузницей итальянской культуры Возрож-
дения. Вероятно, именно поэтому, кризис Возрождения и обнаружился
прежде всего здесь и именно здесь принял такой бурный и такой траги-
ческий характер. Последние 25 лет 15 века для Флоренции - это годы
постепенной агонии и гибели республики и героических и безуспешных по-
пыток спасти ее. В этой борьбе за демократическую Флоренцию, против
возраставшей власти Медичи позиции самых страстных ее защитников
странным образом совпадали с позициями сторонников Савонаролы, пытав-
шихся вернуть Италию ко временам средневековья, заставить ее отказать-
ся от всех достижений ренессансного гуманизма, ренессансного искусс-
тва. С другой стороны, именно Медичи, занимавшие реакционные позиции в
политике, выступали защитниками гуманизма и всячески покровительство-
вали писателям, ученым, художникам. В такой ситуации положение худож-
ника было особенно трудным. Не случайно поэтому Леонардо да Винчи, ко-
торому были в одинаковой мере чужды как политические, так и религиоз-
ные увлечения, покидает Флоренцию и, стремясь обрести свободу твор-
чества, переезжает в Милан.
Боттичелли был человеком иного склада. Неразрывно связав свою судьбу
с судьбой Флоренции, он мучительно метался между гуманизмом кружка Ме-
дичи и религиозно-моральным пафосом Савонаролы. И когда в последние
годы 15 века Боттичелли решает этот спор в пользу религии, он замолка-
ет как художник. Вполне понятно поэтому, что от последнего десятилетия
его жизни до нас не дошло почти не одного его произведения.










- 13 -



Список литературы:

И. Данилова "Сандро Боттичелли", "ИСКУССТВО"
изд. "Просвещение" (с) 1969
Е. Ротенберг "Искусство Италии 15 века"
изд. "Искусство" Москва (с) 1967
Jose Antonio de Urbina "The Prado",
Scala publications ltd,London 1988-93


 

 

Hosted by uCoz