| |
Международное положение СССР после войны, в которой он
победил ценой больших потерь, было в высшей степени
парадоксальным. Страна была разорена. В то же время ее лидеры
имели законное право претендовать на видную роль в жизни мирового
сообщества. Бесспорно, на Советский Союз тогда работал
своеобразный "эффект Сталинграда" как в общественном сознании,
так и среди элиты стран-союзников. Но все же соотношение сил было
для СССР едва ли не худшим за все время его существования. Да, он
извлекал выгоду из оккупации обширнейшей территории большей части
Европы, и его армия занимала по численности первое место в мире.
В то же время в области военной технологии и США, и
Великобритания далеко обогнали СССР, промышленный потенциал
которого в западных регионах к тому же понес огромные потери.
Таким образом, налицо было острое прротиворечие между
видимой ситуацией и реальным раскладом сил. Советские
руководители ясно осознавали это положение, что заставляло их
испытывать сильное чувство уязвимости, но в то же время они
считали, что СССР стал одной из великих держав. Тем самым
включение Советского Союза в международную сферу
характеризовалось большой нестабильностью. В этой ситуации
возможны были два подхода: первый предполагал усилия по
сохранению "большого альянса", созданного в годы войны, и
получение передышки для реконструкции и развития экономики;
второй делал эквивалент военного противовеса из приобретения
"залогов безопасности" посредством расширения сферы советского
влияния. Эти два взаимоисключающие подхода, прредполагавшие
противоположные восприятия "других", отражались в позициях,
дискутирующихся в партийном руководстве. Первый, защищавшийся в
г. группой Жданова-Вознесенского, исходил из традиционного
тезиса о неизбежности развития в мирное время
"межимпериалистистических противоречий", прежде всего между
Великрбританией и США, которые позволили бы СССР вести, как и в
довоенные годы, изощренную дипломатическую игру в многополюсном
мире и препятствовать образованию "единого империалистического
фронта". Второй подход, поддерживаемый Сталиным и Маленковым,
исходил из предположений о неминуемом кризисе, который сметет
капиталистическую систему, но отодвигал его приход в отдаленное
будущее, признавал существование возможности урегулирования
отношений в двухполюсном мире между социалистическим лагерем во
главе с СССР и империалистическим лагерем во главе с США и
подчеркивал опасность скорой конфронтации между ними.
Из-за некоторой пассивности запдных держав второй подход,
непосредственно выражавшийся в политике приобретения "залогов
безопасности", возобладал в первые месяцы, последовавшие за
Ялтинской конференцией,-вероятно, при личном содействии Сталина,
полностью поддерживавшего концепцию зон влияния, ободренного
успехами в Польше, Румынии и Чехословакии и желавшего добиться
окончательного признания СССР в качестве сверхдержавы.
В условиях все более поляризующегося мира эта политика
привела в последующие годы к образованию блоков, конфронтации, в
первую очередь вокруг немецкого вопроса, и настоящей войне в
Корее. После столкновений 1945-1946 гг. "холодная война" вошла в
свою активную фазу летом 1947г., когда мир раскололся на два
антагонистических блока. Впрочем, усиление напряженности всегда
умело дозировалось и с одной, и с другой стороны в зависимости от
того, как каждый лагерь видел свою сферу влияния и оценивал свою
волю к сопротивлению. Так, СССР проявлял большую осторожность и
даже робость (Сталин признает это через несколько лет) в своей
политике по отношению к китайским коммунистам в 1945-1948 гг.,
полагая, что американцы рассматривают этот регион как часть
своей сферы влияния. Натолкнувшись на твердую позицию США и
Англии, он отказался от своих претензий на Иран и Турцию.
Напротив, поняв буквально заявление Рузвельта в Ялте о том, что
американские войска в течение двух лет будут выведены из Европы,
Советский Союз пошел на риск в Берлине и проявил непоколебимую
решимость строго контролировать, чего бы это ни стоило, режимы,
которые он создал на своих восточноевропейских рубежах.
Ялтинская конференция
В начале 1945 г., когда близость победы над Германией уже не
вызывала сомнений, союзники решили встретиться, чтобы в свете
новой политической и военной ситуации окончательно определить
основные черты послевоенного мирового устройства. Эти вопросы
стали предметом переговоров на Ялтинской конференции
(4-11 февраля 1945 г.), во время которой, как и в Тегеране Сталин
ловко играл на противоречиях между англичанами и американцами и
на доверии, которое питал к нему Рузвельт. В течение недели был
решен, чаще всего в пользу СССР, ряд фундаментальных вопросов,
прежде всего затрагивающих принципы деятельности ООН,
учредительная конференция которой должна была открыться 25апреля
в Сан-Франциско. Советский Союз, требовавший для себя на всем
протяжении проходивших в Думбартон-Окс предварительных
переговоров о формировнии этой международной организации 16 мест
(по числу союзных республик), заявил, что довольствуется
четырьмя, а затем и тремя местами (РСФСР, Украина и Белоруссия).
Он также согласился с американским предложением о том, что
"никакой постоянный член Совета Безопасности не может
пользоваться правом вето при рассмотрении конфликта, в котором он
участвует". По мнению Рузвельта, советская позиция "была большим
шагом вперед, который будет положительно воспринят народами всего
мира". В обмен на эти уступки, незначительные в глазах Советского
Союза, но важные для американского президента, желавшего до конца
довести свой проект ООН, как важнейшего элемента нового
равновесия, реалистичного и мирного, для послевоенного мира,
советская сторона добилась желаемых результатов почти по всем
остальным пунктам:
=Восточная граница Польши пройдет по "линии Керзона".
Люблинский комитет, к которому будут добавлены "другие
демократические польские лидеры в Польше и за границей", составит
ядро будущего правительства национального единства. Это
правительство займется скорейшей организацией свободных выборов.
Весь процесс будет осуществляться под надзором-из
Москвы-комиссии, включающей в себя Молотова и послов США и
Великобритании в СССР.
=Не вызвал больших споров принцип военной оккупации
Германии. По предложению Черчилля Сталин согласился на выделение
французской зоны за счет английской и американской оккупационных
зон. Напротив, вопрос о будущем Германии, о ее возможном
расчленении, по которому имелись разногласия между Рузвельтом(за
раздел) и Черчиллем(против раздела), был передан на рассмотрение
специальной комиссии.
=Опасаясь возможного затягивания войны с Японией, Рузвельт
предложил Сталину очень выгодные условия в обмен на открытие СССР
военных действий против Японии через три месяца после капитуляции
Германии: присоединение к СССР Курильских островов и южного
Сахалина, право на аренду Порт-Артура, интернационализация порта
Дайрен и эксплуатация железнодорожного комплекса Маньчжурии.
=Наконец западные союзники признали обоснованность
предъявленных СССР требований по репарациям: $10 млрд.,(половина
общего объема репараций с Германии), получение которых состояло
бы в вывозе товаров и капиталов, использовании рабочей силы.
Однако в дальнейшем межсоюзническая комиссия, которая работала в
Москве, не смогла достичь соглашения на этой основе.
Вскоре после Ялтинской конференции Запад был поставлен
советской стороной перед несколькими свершившимися фактами: в
Польше "поляки из Лондона" получили в "коалиционном
правительстве" лишь второстепенные министерские портфели;
предусмотренные же решениями конференции выборы проведены не
были. В Румынии король Михай был вынужден создать правительство,
в котором домиинировали коммунисты. В Чехословакии Бенешу, после
его визита в марте 1945 года в Москву, пришлось включить в
правительство несколько коммунистов.
На состоявшейся 17 июля - 2 августа 1945 года Потсдамской
конференции западные участники уступили совместному давлению СССР
и Польши и согласились, что польско-германская граница пройдет по
линии Одер-Нейсе. Вопрос о репарациях был решен также в пользу
СССР, который получил право вывозить не только все, что пожелает,
из своей оккупационной зоны, но и забрать четверть оборудования в
западных зонах. США и Великобритания с удивлением обнаружили
появление новых советских требований: пересмотр заключенной в
Монтре конференции о режиме черноморских проливов; возвращение
СССР Карского и Ардаханского округов, граничивших с Советской
Арменией и отошедших в 1921 г. Турции; получение военно-морской
базы Дедеагаче (Фракия) на Эгейском море.
Лондонское совещание министров иностранных дел пяти
стран-членов Совета Безопасности ООН в сентябре 1945 года выявила
новые источники напряженности между СССР и Западом. Западные
страны поставилм Советский Союз в известность, что они не
подпишут мирные договоры с Румынией и Болгарией до проведения там
свободных выборов. Советская сторона итолковала эту позицию как
отказ от соглашений, заключенных с Черчиллем в октябре 1944 года,
о сферах влияния в Восточной Европе. К тому же СССР
продемонстрировал на этом совещании новоприобретенный "комплекс
великой державы", потребовав исключение Китая и Франции из всех
переговоров о мирных договорах и предоставления себе протектората
над Триполитанией с тем, чтобы, как подобает великой державе
обеспечить свое присутствие в Средиземном море. После 3-х недель
переговоров СССР и Западные участники были вынуждены
констатировать свое несогласие по большинству вопросов и
договорились снова встретиться в декабре в Москве.
В Москве министры иностранных дел трех великих держав пришли
к компромису по вопросу о Болгарии и Румынии после того, как СССР
согласился на проведение там новых выборов, тем самым неявно
признав, что предыдущие, давшие "отечественным фронтам"
большинство в 90%, были фальсифицированы. Советский Союз
согласился также на участие "малых стран" в Мирной конференции,
которая должна была состояться в Париже летом 1946 года.
Тем не менее несколькими неделями позже Советская дипломатия
подтвердила свое намерение решать крупные международные проблемы
только с США (показательно, что с конца 1945 года контакты между
Сталиным и Эттли, сменившим Черчилля на посту премьер-министра
Великобритании, становились все более эпизодическими). В феврале
года Молотов в частности, заявил, что СССР-одна из двух
крупнейших стран мира и никакой международный вопрос не может
быть решен без ее участия.
Сохраняя свою приверженность к политике раздела сфер
влияния, противостоявшей американскому проекту коллективной
безопасности, который отводил ООН центральное место в
урегулировании конфликтов, СССР постарался упрочить свои позиции
в Иране, так как до этого моменте политика получения "залогов
безопасности" приносило свои плоды.
С 1941 года Иран находился под совместной оккупацией
Великобритании и СССР, обязавшихся вывести свои войска в течение
шести месяцев после окончания войны. Однако Советский Союз
высказывал явное намерение надолго обосноваться в Иране. В
сентябре 1944 года он безуспешно пытался создать смешанную
советско-иранскую нефтяную компанию. В то же время Советский Союз
поддерживал партию Туде, об'единявшую значительную часть
противников режима, и сепаратистские движения Курдов и
Азербайджанцев, имея ввиду либо ослабить центральную власть в
Тегеране и поставить ее в полную зависимость от Туде, либо
аннексировать граничащие с Советским Азербайджаном северные
провинции. В декабре 1945 года при советской поддержке на севере
Ирана были провозглашены Автономная Республика Азербайджан и
Курдская Народная Республика. Не добившись в Совете
Безопастности, где рассматривался этот вопрос, приемлимого для
себя решения Великобритания направила дополнительные воинские
контингенты на ог Ирана. В обмен на создание смешанной
советско-иранской нефтяной компании Советский Союз согласился
вывести свои войска (май 1946). В конце 1946 года Иран
денонсировал договор о нефтедобыче, восстановил контроль над
северной частью своей территории, подавив курдских и
азербайджанских сепаратистов, на что СССР предпочел не
реагировать, чтобы не втягиваться в этом районе в силовой
конфликт с США и Англией.
Когда иранский кризис достиг своей кульминации (начало марта
года), Черчилль произнес в Фултоне(Миссури) в присутствии
президента Трумана свою знаменитую речь о "железном занавесе".
Эта речь, основные положения которой разделялись на Западе не
всеми, особенно находившимися тогда у власти английскими
лейбористами, тем не менее свидетельствовала о начале нового и
важного этапа в осознании Западом реальности угрозы "советского
экспансионизма". Перед лицом этой опасности только твердая
политика-такая, к которой Великобритания прибегла в последующие
недели в Иране, -имела шансы оказаться результативной.
Парижские конференции апреля 1946 года и Мирная
конференция, проходившая во французской столице с 29 июля по 15
октября 1946 года, были посвящены главным образом урегулированию
германской проблемы. Они не привели ни к какому сближению
западных и советских позиций, за исключением вопроса о
репарациях. Между тем госсекретарь США Бирнс объявил в Штутгарте,
что, по мнению американского правительства, настал момент
передать немецкому народу ответственность за ведение своих
собственных дел, предоставить Германии возможность обрести
самостоятельность в экономической области. Бирнс, далее, даже
заявил, что "большая тройка" не принимала на себя в Потсдаме
никаких окончательных обязательств о восточной границе Германии.
Со своей стороны СССР приступил к активной "денацификации" своей
оккупационной зоны, аграрной реформе, национализации промышленных
предприятий и созданию смешанных советско-германских предприятий,
которыу работали исключительно на СССР(после неразберихи,
созданной вывозом оборудования с немецких заводов, предпочтение
было отдано этому варианту). Хотя СССР неизменно подтверждал свою
приверженность идее воссоединения демократизированной и
демилитаризированной Германии, растущее несоответствие
политических и экономических структур в западных и советской
оккупационных зонах делало эту идею все более иллюзорной.
После провала Мирной конференции отношение между западными
странами и СССР еще более ухудшились из-за прямой помощи,
оказывавшейся Югославией, Болгарией и Албанией, находившимися в
зоне Советского влияния, коммунистическому партизанскому движению
в Греции, и из-за давления СССР на Турцию, от которой Советский
Союз требовал вместе с ним принять участие в охране проливов,
"чтобы помешать их использованию другими государствами в целях,
враждебным причерноморским державам". США энергично отреагировали
на это, направив впечатляющую военно-морскую армаду в восточный
сектор Средиземного моря. Решительность Трумэна, поддержанная
Парижем и Лондоном и опиравшаяся на американскую атомную
монополию, произвела тот же эффект, что и жесткая позиция
Великобритании в иранском вопросе. В конечном счете греческий и
турецкий кризисы сыграли в истории "холодной войны" роль ,
которая далеко превзошла те ставки, которые были сделаны
конфликтовавшими сторонами. По существу, они послужили источником
доктрины Трумэна, ставшей первым шагом к оформлению американских
обязательств в отношении Европы, к созданию НАТО.
Чтобы попытаться урегулировать не решенные Мирной
конференцией проблемы, новое совещание министров иностранных дел
собралось в Москве 10 марта 1947 года, накануне изложения
Трумэном конгрессу своей доктрины экономической помощи "свободным
народам, сопротивляющимся попыткам закабаления со стороны
вооруженного меньшиства, или внешнему давлению".(Первыми получили
американскую помощь Турция и Греция). В Москве дискуссия
развернулась по нескольким фундаментальным вопросам германской
проблемы. Молотов отверг американское предложение о заключении
договора о нейтралитете Германии. Генерал Маршалл, которого
Трумэн только что поставил во главе госдепартамента, отклонил
новую советскую просьбу о репарациях. Америка, заявил он, против
политики превращения Германии в "приют для бедных в центре
Европы". Стороны не пришли к согласию и по вопросу о
государственном устройстве будущей Германии. Из провала
московской конференции американцы сделали для себя бесспорный
вывод о необходимости без промедления связать западные
оккупационные зоны с западноевропейскими государствами
экономическими и даже политическими соглашениями. 5 июня Маршалл
изложил в Гарварде основные направления экономического плана,
призванного "помочь европейцам снова обрести экономическое
здоровье, без которого невозможны ни стабильность, ни мир". В
июле в Париже была назначена конференция, открытая для всех
стран, в том числе и СССР. Совершенно неожиданно для всех 26 июня
во французскую столицу прибыл Молотов во главе делегации,
количество членов которой и их ранг давали пищу для
оптимистических прогнозов. Однако через три дня представители
выразили свое принципиальное несогласие с американским проектом:
они соглашались на двустороннюю помощь без предварительных
условий и контроля, но возражали против коллективного
предприятия, способного поставить под сомнение исключительное
влияние СССР в Восточной Европе и увеличить способность Западной
Европы к сопротивлению. В то же время они постарались уменьшить
психологическийй эффект, произведенный предложением Маршалла,
путем сравнения огромных нужд послевоенной Европы и ограниченных
возможностей США. В конце концов 2 июля Молотов прервал
переговоры, заявив, что "поставленные под контроль" европейские
страны потеряют ради удовлетворения "нужд и желаний некоторых
великих держав" свою экономическую и национальную независимость.
Между тем некоторые восточноевропейские страны, в том числе
Польша и Чехословакия, приняли приглашение участвовать в
международной конференции, созываемой 12 июля в Париже для
обсуждения плана Маршалла.
Однако через несколько дней под давлением СССР сначала
Польша, а затем и Чехословакия объявили, что они не будут
представлены в Париже. В Чехословакии коммунисты уже
контролировали, помимо поста председателя Совета Министров,
Министерство Внутренних Дел и Национальной Обороны и могли в
любой момент захватить всю власть в государстве. Да и
общественное мнение в стране после Мюнхена больше доверяло
славянскому старшему брату, чем западным демократиям. 10 июля
чехословацкое правительство объяснило, что его участие в
конференции могло быть истолковано "как акт, направленный против
СССР". 11 июля Румыния, Венгрия, Албания и Финляндия также
заявили освоем отказе; таким образом, именно июлем 1947 года
следует датировать раскол Европы: с одной стороны-клиенты США, с
другой-сателлиты Советского Союза.
Ухудшение международного климата продолжалось в течение
всего 1947 года, отмеченного все более заметным втягиванием
восточноевропейских стран в орбиту СССР. В 1947 году оформление
режимов "народной демократии" вступило в свою вторую фазу: после
интермедии "коалиционных правительств" (1945-1946 гг.) власть
переходила к коммунистам. В Румынии в декабре король Михай
отрекся от престола в пользу народной республики. В Болгарии, где
бывший руководитель Коминтерна Димитров, вернувшись из СССР,
создал в ноябре 1946 года правительство с коммунистическим
большинством, летом 1947 года была принята Конституция,
скопированная с советской. В конце августа был казнен лидер
Партии болгарских крестьян Н.Петков, герой антифашистского
Сопротивления. В Польше сформированное в 1945 году коалиционное
правительство ушло в отставку после выборов в январе 1947 года;
коммунист Берут стал Президентом республики, а Гомулка занимал
пост Генерального Секретаря Коммунистической партии. Выборы в
Венгрии (август 1947 года), искусно проведенные
коммунистом-министром внутренних дел Л.Райком, завершились
поражением крестьянской партии. Коммунисты решили, что полученные
на выборах 22% голосов, сделавшие их первой партией в стране,
дали им право захватить все ключевые посты в правительстве, что
они и сделали. Только Чехословакия, хотя и уступившая советскому
давлению по вопросу о плане Маршалла, продолжала, казалось,
сопротивляться установлению коммунистами своего полного контроля
над государством.
Следующая фаза формирования блоков прошла в конце сентября
года, когда представители шести компартий стран Восточной
Европы и двух самых мощных западноевропейских коммунистических
партий (Франция и Италия) собрались по иннициативе СССР в замке
Шклярска Пореба (Польша), чтобы создать Коминформ-совместное
информационное бюро со штаб-квартирой в Белграде, призванное
обеспечить обмен опытом и, в случае необходимости, координацию
деятельности компартий на основе взаимного согласия. На Западе
известие о создании Коминформа было, естественно, воспринято как
возрождение Коминтерна. На деле же есть серьезные основания
полагать, что, по замыслу Сталина, этот шаг уже тогда
подготавливал и "отлучение" Югославии, сея семена раздора между
ее представителями, специально поставленными на второе место в
иерархии международного коммунизма, и всеми остальными.
Как бы то ни было, Советский блок выглядел впечатляющим
монолитом, а рождение Коминформа-объявлением войны западной
цивилизации. Кстати, именно таким образом звявление,
опубликованное по окончении встречи и повторявшее основные тезисы
доклада Жданова, представляло международное положение. Согласно
ему в мире сформировались два лагеря: с одной стороны,
империалистический и антидемократический лагерь, с другой,
антиимпериалистический и демократический лагерь, основная цель
которого заключается в ослаблении империализма, в усилении
демократии и ликвидации остатков фашизма. Заявление резко
критиковало тех коммунистических лидеров, которые "скрывали
разбойничий характер империалистической политики под маской
социалистической фразеологии". Теория "двух лагерей" похоронила
попытки Бенеша и Масарика сохранить хорошие отношения с обоими.
Парламентские выборы в Чехословакии должны были состояться
в мае 1948 года. Все ожидали отступления коммунистов, на которых
часть общественного мнения возлагала ответственность за тяжелый
продовольственный кризис. Сознавая нависшую над ними угрозу,
коммунисты постарались еще более упрочить свое господство в
профсоюзах, армии и полиции. В начале февраля 1948 года министр
внутренних дел коммунист Нозек назначил нескольких коммунистов на
высшие посты в государственной безопасности. В знак протеста и
желая заставить правительство провести досрочные выборы 12
министров из умеренных подали в отставку. Председатель Совета
Министров коммунист Готвальд обратился за помощью, согласовав
этот шаг с заместителем министра иностранных дел СССР Далее
| |
|