| |
первой Пелопоннесской войны.
Тенденция к прославлению не столько силы, сколько красоты
человеческого тела нашла отражение и в женских статуях. "Афродита
Книдская" Праксителя - первая из известных обнаженных статуй богинь,
которых прежде изображали только в одеждах.
Пропорции человеческого тела становятся более изящными и
стройными. Если Поликлет (ок. 450 до н.э.) утверждал, что в
идеальной мужской фигуре голова должна укладываться в теле не менее 8
раз, то Лисипп предпочел для своего "Апоксиомена" (юноши, который
счищает с себя скребком песок арены) соотношение 1 к 10, создав
гораздо более изящный и грациозный образ юного мужчины, почти
мальчика.
В первой половине IV в до н.э. многие афиняне сурово осуждали
интеллектуальную и культурную атмосферу в их городе, расценив
ее как глубоко испорченную. Среди непримиримых критиков был и
философ Платон (427-348), ратовавший за твердые нравственные
принципы, царившие прежде в Афинах. Эстетическое учение Платона
имеет непреходящее значение. Он установил взаимнную связь
стилистических изменений в греческом искусстве после 400 г. до н.э.
с глубокими переменами в афинском обществе. Платон одним из первых
стал изучать искусство, а шире - культуру в контексте времени. Его
критика современных нравов в сочетании с идеализацией культуры прошлого
свидетельствовала о глубоком неприятии происшедших перемен. Но были
и прямо противоположные взгляды.
Духовная и культурная жизнь Афин произвела огромное впечатление
на Филиппа Македонского, и он пригласил наставником к своему сыну
Александру греческого философа Аристотеля. Аристотель был учеником
Платона, родом из Фракии - южной области Македонского царства.
В отличие от Платона, размышлявшего об идеальном мире,
Аристотель больше интересовался реальным миром с его
причинно-следственными связями. Он понял, что ради нужного эффекта
можно вносить изменения в стиль - идея, имевшая важные последствия
для искусства в империи Александра Македонского.
Александра нельзя было определитъ иначе, как Великий. Он правил
менее 13 лет (336-323 до н.э.), но его харизматический дар, его
полководческие данные создали империю, перекроившую карту мира.
Аристотель привил ему уважение к грекам как к себе равным, а к
варварам - как к рабам. Безоговорочно поверив в превосходство греков,
Александр насаждал по всей империи греческую культуру, а управление
провинциями и колониями доверил своим военачальникам. После его
смерти империя распалась на три огромных царства, которыми правили
потомки бывших управляющих.
Имперская власть порождает роскошь и чванство. Новые города -
среди них Пергам, Антиохия и Александрия - оспаривают у Афин пальму
первенства. Завоевание персидской империи и Египта привили Александру
и его преемникам вкус к роскоши. Роскошь и помпезностъ становятся
отличительными признаками искусства, призванного наглядно утверждать
превосходство эллинской культуры.
В ответ на новые требования искусство, достигшее наивысшего
расцвета в демократических Афинах, меняет свое лицо. Рождаются новые
жанры в живописи и скульптуре.
Самый характерный пример - создание средствами искусства образа
императора, абсолютного монарха,- опыт, давно постигутый иранским и
египетским искусством, но пока неизвестный Афинам. Победа Александра
над персидским царем Дарием увековечена в картине, известной нам по
мозаичной копии, найденной в Помпеях.
Скульптуры Парфенона (ок. 440 до н.э.), установленные во славу
греческих военных триумфов, изображали мифологических героев, а
рельефы - мифологические сражения. Александр, напротив, в картинах на
историческую тему хотел видеть свои собственные подвиги, а не подвиги
мифологических богов и героев. Но приемы изображения восходят к
классическому периоду в греческом искусстве. Картина утверждает
априорное превосходство македонского владыки, который представлен
предельно просто и лишен какой-либо искусственности. Александр,
победивший в битве, изображен без шлема и верхом, а Дарий, хотя он в
шлеме и на боевой колеснице, тем не менее проигрывает сражение.
До 350 г.до н.э. портрет был мало распространен в греческом искусстве.
Его развитие в эпоху эллинизма выражает возросшее значение личности
человека.
Статуи безымянных атлетов, украшавшие древние храмы, выражали отвлеченнный
идеал совершенства и не нуждались в портретном сходстве. Теперь в статуях
и скульптурах вполне конкретных лиц - Платона, Аристотеля или Демосфена -
прославляется не столько их физическое совершенство, сколько интеллектуальное.
До нас дошло немного портретов Александра Великого, однако мы знаем, что его
рисовал художник Апеллес, а свои скульптурные изображения правитель заказывал
Лисиппу.
Египетские фараоны и персидские цари равнялись на богов, а не на смертных.
Эту традицию унаследовали и эллинистические монархи. В храмах статуи атлетов
заменялись статуями императоров. Мавсол, правитель Галикарнаса, дабы
окончательно
уподобиться богам, приказал установить свою гигантскую статую - на вершине
собственной усыпальницы. Галикарнасский мавзолей (377 - 353 г. до н.э.)
(сам термин "мавзолей" ведет отсюда свое происхождение) стал одним из "семи
чудес
света". Строительство здания началось при жизни Мавсола, правителя Карии,
греческой
провинции в Малой Азии, и было закончено после его смерти его женой Артемисией.
По легенде, Артемисия выпила прах мужа, смешанный с вином, став живым саркофагом
для останков супруга.
По грандиозности мраморный монумент не имел равных. Семиметровая ступенчатая
пирамида,
на которой была установлена статуя Мавсола, венчала постройку. Плиний оставил
его
подробное описание в "Естественной истории". В самой идее "приподнятости"
царской
гробницы на было ничего нового: вспомните египетские пирамиды,- но подобное
самовозвеличивание было невозможным в демократических Афинах.
Так называемая чаша Фарнезе (камея из сардоникса, ок. 200 г.до н.э.,Неаполь,
Национальный музей) прославляет Клеопатру I, царицу Египта, как правительницу,
и (за ней) ее сына Птоломея VI. Клеопатра изображена здесь как Изида, супруга
Нила,
а Птоломей - как Гор, сын богини.
В эпоху эллинизма в империи строились новые города, соперничающие друг с другом
в роскоши и богатстве. В Пергаме, по примеру Афин, был построен Акрополь.
Главный храм Пергамского Акрополя был также посвящен Афине, а в библиотеке была
установлена копия статуи Афины из Парфенона. Храм и алтарь Зевса был заказан
правителем
Эвменом II. Сюжет фриза алтаря Зевса "Битва богов с гигантами" тематически
повторяет
скульптурные рельефы Парфенона. Однако художественное решение иное. Необычайно
крупные
для античности масштабы фигур, выполненных в горельефе, рассчитаны на восприятие
издали,
с земли - в отличие от рельефов Парфенона, почти скрытых от глаз посетителей,
предназначавшимся, скорее богам, обеспечившим победу афинянам. Пергамские сцены,
напротив, изображали деяния отца Эвмена АтталаI, и воспевали божественную
природу
царя. Скульптор придал событию драматизм и создал у зрителей ощущение реальности
изображения.
В изображении "Ники (крылатой Победы) Самофракийской" поза и драпировка поданы
так, будто богиня только что вступила на борт корабля.
Смертельный ужас на лице Лаокоона и неестественно напряженные позы всей группы
подчеркивают тот страшный конец, который их ожидает.
С расцветом торговли возникают личные имения. Богатые дома начинают подражать
роскоши императорских дворцов. Искусство становится не только привилегией богов
и
государства. Жилища знати украшаются фресками и мозаикой на самые разнообразные
сюжеты.
Так же как в свое время Афины, эллинистическая империя уступила превосходящей
военной силе: римляне, проводившие экспансионистскую политику на
Средиземноморье,
сначала завоевывают Грецию (146 до н.э.), а затем и Египет (31 до н.э.).
Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие.
| |
|