| |
Ленина и Музея революции СССР, при Институте К.Маркса и Ф.Энгельса создается
музейное отделение (впоследствии Музей К.Маркса и Ф.Энгельса). Старые идеалы и
ценности заменяютсяч новыми, старое мировоззрение -- новым, старые святые --
новыми.
Это было частью культурной революции, и не лучшей ее частью. Но у всякой медали
две сторны. Второй стороной культурной революции стало именно "настоящее"
распространение культуры.
Важную роль в этом сыграли библиотеки и музеи, которых в столице находилось
множество.
Если до революции многие крупные книжные собрания являлись частныыми, а значит,
не были общедоступными, то после принятия Совнаркомоом декрета "Об охране
библиотек и книгохранилищ" они были национализированы. В дореволюционной Москве
крупных массовых библиотек было всего 16, а в 1940 г. уже 768. Книжный фонд в
это же время превысил 11 млн. томов.
Крупнейшей публичной библиотекой стала Государственная библиотека СССР им. В.И.
Ленина. До революции она входила в состав Румянцевского музея, и в основе ее
фондов были частные собрания графа Румянцева и еще несколько крупных. Музей был
ликвидирован в 1925 г., а его фонды распределены между Третьяковской галереей и
Музеем изобразительных искусств им. Пушкина, а книжное собрание Румянцева
послужило основой для Гос. библиотеки.
После революции создаются и новые библиотеки, такие, как библиотека
Социалистической академии общественных наук, Центральная городская библиотека, и
специальные, как, например, основанная в 1921 г. Библиотека иностранной
литературы или Медицинская центральная библиотека.
Примерно то же происходит и с музеями. Все они после революции были
национализированны, доступ в них открыт (в принципе, он и раньше не был
закрытым, хотя в большинстве случаев ограниченным). Крупнейшим в Москве и вторым
по значению в Союзе (после Эрмитажа) стал Музей изобразительных искусств им.
А.С. Пушкина (до 1937 г. -- музей изящных искусств). На основы бывших частных
коллекций создаются Музей еового западного искусства, Музей иконописи и
живописи, Музей фарфора и др. В музеи превращаются бывшие подмосковные усадьбы
Останкино и Кусково, монастыри Новодевичий и Донской.
Что до новых музеев, то в начале 20-х г. в Москве существовали пролетарские
музеи. Их значение было в ознакомлении рабочих с произведениями искусства. По
сути, эти музеи можно назвать временными экспозициями, т.к. по окончании этой
культурной программы все экспонаты были переданы в "постоянные" московские
музеи. Открываются и совершенно новые выставки и музеи, ранее никогда не
существовавшие, "рожденные революцией". Это уже упомянутый выше Центральный
музей В.И. Ленина, Музей Красной армии и флота, Музей революции СССР.
Появляются новые идеи и течения в литературе, живописи, музыке и театре. На все
эти виды искусства наложен идейный отпечаток, каждое литературное или музыкально
произведение несет идеологическую окраску самых ярких красных тонов. Тех, кто
выбивается из этой общей канвы, убивают или травят, как травили Булгакова, как
убили Гумилева.
В принципе, искусство -- это уже не моя тема, поэтому буду я только в общих
чертах набросаю картину культурной жизни столицы в 20-30-е годы.
Наибольшее значение для литературной жизни Москвы имело проведение Первого
всесоюзного съезда советских писателей (17 августа 1934 г.) и создание Союза
советских писателей. Председателем Союза стал Максим Горький. В 20-30-е годы
отношение к литературе меняется, ее рассматривают не только как вид искусства,
но и как (опять!) идейное оружие, чему прекрасным примером могут послужить стихи
В.Маяковского. Чтобы яснее выразить эту мысль я просто скажу, что в 1920 г. он
выступал докладчиком на диспуте на тему: "Поэзия -- обрабатывающая
промышленность".
Особо мне хочется оговорить такой вид литературы, как журналистика, т.к. это
имеет большое значение для описываемого периода. Вся печать того времени была
централизованна, находилась "под опекой" какой-нибудь партийной организации и
проводила только официальную линию правительства. Существовала строгая
предварительная цензура. Быть главным редактором тогда означало ходить по лезвию
ножа: никогда не знаешь, в чем вдруг будет усмотрен саботаж или
подстрекательство к контрреволюции. Например, редактора и сотрудники "Московских
новостей" менялись постоянно по той причине, что их попросту расстреливали. Дело
в том, что газета предназначалась для американских рабочих, и ее задачей было
показать, что жизнь в СССР прекрасна. Сделать ошибку в таком тонком деле было
очень просто, а исправить ее --невозможно.
Не столь быстро отразилась революция на театральной жизни Москвы. Так, основу
репертуара Большого театра в 20-е годы
по-прежнему составляла русская классика: "Князь Игорь", "Борис Годунов", "Пикловая
дама" и т.д. Из новых театральных постановок того времени можно назвать "Красный
мак". Зато всего через пять-десять лет на сценах московских теартров
уже шли премьеры: "Человек с ружьем", "Оптимистическая трагедия", "Враги".
Большее значение приобретает музыкальное искусство. Теперь оно массовое,
популярное. Конечно, 20-е годы были временем становления советской симфонической
музыки, и многие композиторы, не поддаваясь веяниям времени, продолжают
классицистические музыкальные традиции, другие превносят в музыку революционные
мотивы ("Траурная ода" А.А. Крейна, посвященная смерти Ленина, и "Симфонический
монумент 1905-1917" М.Ф. Гнесина). Но гораздо более популярными были чисто
массовые песни типа "Расстрел коммунаров", "Смело в бой мы пойдем", "Гулял по
Уралу Чапаев-герой", позднее -- песни из популярных кинофильмов. Для 20-х годов
были характерны многочисленные кружки хорового пения, и пелась в таких студиях
никак не классика, а революционные песни вроде "Варшавянки".
Но важнейшим из искусств действительно становится кино, а кинофильмы (как и все
произведения всех видов искусства) очень ярко идейно окрашены. Впрочем, в
условиях культурной революции это естественно.
Уже в 1919 г. в столице была создана 1-я Государственная киношкола, позже
Всесоюзный государственный институт кинематографии.
Послереволюционные советские фильмы носили хроникальный характер. Таковы были
первые работы Э.Тиссэ, Д.Вертова, С.Эйзенштейна. Наиболее известен "Броненосец
"Потемкин" Эйзенштейна, до сих пор считающийся классикой мирового кинематографа.
Первым советским звуковым фильмом была картина "Путевка в жизнь", снятая на
киностудии "Мосфильм" режиссером Н.К. Экком в 1931 г. Фильм имел огромный успех:
за полтора года после премьеры его посмотрели сотни тысяч зрителей не только
СССР, но и еще 27-ми стран, а на первом Международном кинофестивале в Венеции
(1932 г.) он был включен в число лучших работ.
В 30-е годы создается много талантливых кинофильмов самых различных жанров:
исторические ("Александр Невский", "Суворов"), хроникальные (дилогия, включающая
картины "Ленин в Октябре" и "Ленин в 1918 году"), комедийные ("Веселые ребята",
"Волга-Волга"). Появляется жанр так называемого "социалистического реализма"
("Старое и новое", "Потомок Чингисхана").
Экранизируются многие литературные произведения ("Мать", "Бесприданница"),
снимаются детские фильмы ("Тимур и его команда"), мультфильмы. На студии
"Союздетфильм" в 1936 г. был снят первый в Союзе цветной фильм "Груня
Корнакова", на этой же студии было создано первое в мире безочковое
стереоскопическое кино.
Подтверждением высокого уровня развития советского кино можно считать проведение
в столице в 1935 г. международного кинофестиваля. (Под высоким уровнем я
подразумеваю тот уровень, до которого дошло советское кино, а не тот, до
которого оно не могло дойти из-за постоянной "опеки" правительства, отсутствия
свободы слова и наличия
сверхжесткой цензуры. Зачем говорить о том хорошем, чего не было, когда то, что
было, было не так уж плохо?)
Такова была довоеная Москва -- еще не окончательно расставшаяся с прошлым, но
отчаянно пытавшаяся это сделать, внешне совершенно воспринявшая новые идеи, но
не отказавшаяся от старых ценностей.
У медали две стороны. Свет никогда не существует без тени и наоборот. На одной
чаше весов -- индустриальное развитие, улучшение материального положения,
условий труда и быта москвичей, на другой -- всеобщий страх, произвольные аресты
и лагеря, на одной -- просвещение и культура, на другой -- разрушение "до
основанья" "старого мира".
Чем ярче солнечный свет, тем гуще тени, чем сильнее давим мы на одну чашу весов,
тем выше поднимается вторая.
Моей целью в этой работе было не отстаивание какой-то политической линии, а
просто рассмотрение развития Москвы в данный исторический период, один из самых
интересных как в истории столицы, так и в истории всей страны и даже в мировой
истории. Время противоречивое, страшное и вместе с тем героическое.
Говорят, что было плохо, что могло быть лучше. Но вообще-то история не знает
сослагательного наклонения.
К О Н Е Ц
Список использованной литературы:
1. "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова. Издательство "Наука", Москва,
1974 год.
2. "Москва: иллюстрированная история" под редакцией Ю.А. Полякова, в 2-х томах,
том 2-ой. Издательство "Мысль", Москва, 1986 год.
3. Энциклопедия "Москва" под редакцией А.Л. Нарочницкого. Издательство
"Советская энциклопедия", Москва, 1980 год.
4. М.П. Капустин "Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма)". Издательство
"Новости", Москва, 1990 год.
Список цитат и источников цитирования.
1 -- "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова, "Наука", Москва, 1974 г., стр.
250-251.
2 -- "Москва: иллюстрированная история" под редакцией Ю.А. Полякова, "Мысль",
Москва, 1986 г., том 2, стр. 134-135.
3 -- Энциклопедия "Москва" под редакцией А.Л. Нарочницкого, "Советская
энциклопедия", Москва, 1980 г., стр. 563.
4 -- "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова, "Наука", Москва, 1974 год,
стр. 276.
5 -- "Москва: иллюстрированная история" под редакцией Ю.А. Полякова, "Мысль",
Москва, 1986 г., том 2, стр. 158.
6 -- Энциклопедия "Москва" под редакцией А.Л. Нарочницкого, "Советская
энциклопедия", Москва, 1980 г., стр. 293.
7 -- Там же.
8 -- Там же, стр. 646.
9 -- "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова, "Наука", Москва, 1974 г., стр.
262.
10 -- "Москва: иллюстрированная история" под редакцией Ю.А. Полякова, "Мысль",
Москва, 1986 г., том 2, стр. 152.
11 -- "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова, "Наука", Москва, 1974 г.,
стр. 296-297.
12 -- Энциклопедия "Москва" под редакцией А.Л. Нарочницкого, "Советская
энциклопедия", Москва, 1980 г., стр. 599.
13 -- Там же, стр. 315.
14 -- Там же, стр. 57.
15 -- Там же, стр. 337-338.
16 -- "Москва: иллюстрированная история" под редакцией Ю.А. Полякова, "Мысль",
Москва, 1986 г., том 2, стр. 150.
17 -- Там же, стр. 183.
18 -- Энциклопедия "Москва" под редакцией А.Л. Нарочницкого, "Советская
энциклопедия", Москва, 1980 г., стр. 188.
19 -- М.П. Капустин "Конец утопии? (Прошлое и будущее социализма)", "Новости",
Москва, 1990 г., стр. 310-311.
20 -- "История Москвы" под редакцией С.С. Хромова, "Наука", Москва, 1974 г.,
стр. 306.
21 -- Там же, стр. 311.
| |
|