| |
Р А Ф А Э Л Ь
Эпоха Возрождения - время высочайшего художественного подъема, когда в Италии
работало множество замечательных живописцев, скульпторов, архитекторов.
Творчество Рафаэля Санти принадлежит к числу тех явлений евпропейской культуры,
которые не только овеяны мировой славой, но и обрели особое значение - высших
ориентиров в духовной жизни человечества. На протяжении пяти веков его искусство
воспринимается как один из образцов эстетического совершенства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Произведения Рафаэля
являют собой самое полное, яркое выражение классической линии, классического
начала в искусстве Высокого Возрождения. Рафаэлем был создан “универсальный
образ” прекрасного человека, совершенного физически и духовно, воплощено
представление о гармонической красоте бытия.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино.
Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти. Когда Рафаэлю было 11
лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (маль он потерял за 3 года до
кончины отца). По-видимому, в течение последующих 5-6 лет он обучался живописи у
Эванджелиста ди Пьяндимелето и Тимотео Вити, второстепенных провинциальных
мастеров.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной.
Отец Рафаэля был придворным художником и поэтом герцога Урбинского Федериго да
Монтефельтро. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил
сыну любовь к искусству.
Первые известные нам произведения Рафаэля исполнены около 1500 - 1502 годов,
когда ему было 17-19 лет. Это миниатюрные по размерам композиции “Три грации”,
“Сон рыцаря”. Эти простодушные, еще ученически робкие вещи отмечены тонкой
поэтичностью и искренностью чувства. С первых же шагов творчества дарования
Рафаэля раскрывается во всем своеобразии, намечается его собственная
художественная тема.
К лучшим работам раннего периода принадлежит “Мадонна Конестабиле”. Лирическому
таланту Рафаэля тема мадонны особенно близка, и не случайно она станет одной из
главных в его искусстве. Композиции, изображающие мадонну с младенцем, принесли
Рафаэлю широкую известность и популярность. На смену хрупким, кротким,
мечтательным мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные,
полнокровные, их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным
оттенкам. Рафаэль создал новый тип изображения мадонны с младенцем -
монументальный, строгий и лиричный одновременно, придал этой теме невиданную
значительность.
Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях
станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма,
пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных
фонов. Много изображения богоматери (“Сикстинская мадонна”, 1515-19),
художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана
(1519, с учениками). В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (“Бальдассаре
Кастильоне”,1515). Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви
Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме.
Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отрадажали мировозрение
эпохи. К третьему десятелетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии
изменилась. Историческая действительность разрушала иллюзии ранессансного
гуманизма. Возрождение подходило к концу.
Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года.
Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в
Пантеоне. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для
потомков.
| |
|