Народная библиотека ИСКУССТВВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 

Московский Государственный Авиационный Институтт

Реферат
 


по теме:
"Искусство арабских народов”в
 



Написал: студент гр. 04-501р

Лебедев А.Г.

 



Проверил: Комаров В.П.П

 



Москва 1996

1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ

Народам Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Палестине, Египте и Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии человечества. Большая заслуга народов Арабского Востока заключалась и в том, что они сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколениям многие ценные достижения античности

В исторической науке верное представление об арабской культуре было выработано не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых распространено ошибочное мнение, согласно которому уво всех странах, входивших в VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая «арабская» культура. Такое понимание арабской культуры, некритически следующее средневековой мусульманской традиции, ведет к отрицанию самостоятельности развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением, входивших в халифат, развивались, опираясь на древние традиции, местные культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в развитие средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры взаимодействие, порождавшее черты общности.

Культура народов, населявших Аравийский полуостров, известна с глубокой древности. Античные географы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства: Минейское, а позднее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в северо-западной части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство набатев. Процветание этих царств определялось выгодным экономическим положением на мировых путях хсообщения и обширной посреднической торговлей с Египтом, Передней Азиеей и Индией.й

Архитектура и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не достаточно, по своему типу входят в круг культур раабовладельческих обществ Передней Азии. Сохранились остатки мощных креепостных сооружений, плотин и цистерн, а также произведения скульптуры и иприкладного искусства. На каменных стелах, покрытых письменами, встреччаются изображения людей, животных и орнаменты.ы
Основную массу населения Аравии с древних времен составляли икочевники, занимавшиеся скотоводством в степях и полупустынях полуосттрова. Глубокий и сложный процесс классового расслоения внутри арабскогго общества и политическая обстановка, связанная с борьбой между Ираном ии Византией, создали условия для возникновения средневекового арабскогго государства. Политическое объединение арабов в начале VII века происходдило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама. Первоначчальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского государсства — пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название гоосударства — халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.а

В VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет ии Иран. В 661 году Муавия — арабский наместник в Сирии — захватил власть и пположил начало династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII века к халифату была присоединена гигантская территория, включавшая Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закаввказье и Среднюю Азию до границ Индии — на востоке.е
Арабский халифат стал большим раннефеодальным государством, мхотя в некоторых его областях долгое время сохранялись рабовладение и ддаже первобытнообщинные отношения. Арабская знать жестоко эксплуатироовала крестьян и ремесленников завоеванных стран. Победоносные военные епоходы и успехи новой религии не могли скрыть рост классовых противореччий. Борьба широких народных масс с феодальным гнетом выливалась в мощныые восстания и часто шла под лозунгом освобождения от иноземного ига. Уже ев IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали распад халифата ана отдельные государства.

Вместе с тем пробужденные освободительной и классовой борьббой творческие силы народов, входивших в арабский халифат, привели к высоокому подъему средневековой культуры Ближнего и Среднего Востока; ее рассцвет продолжался и тогда, когда халифата как единого целого фактически ууже не существовало.о
В арабский халифат вошли страны, стоявшие на разном уровне оббщественного развития, обладавшие различными культурными и художествеенными традициями. Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем ми Среднем Востоке породило черты общности в идеологии и в других надстрооечных явлениях. Эти глубокие социально-экономические причины, а не расппространение религии — ислама — лежат в основе единства, которое имеет тместо и в средневековой культуре арабских стран.н

Важную роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодеййствие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказьья. Арабский язык был не только языком священной книги мусульман — Коранна, но им, как латынью в Западной Европе, пользовались многие ученые, писатеели и поэты во всех частях многоязычного халифата. Яркие примеры творческкого взаимодействия сохранила история литературы народов Востока. Худоожественное творчество многих народов воплотилось и в знаменитой поэме е«Лейла и Маджнун». Романтический образ умирающего от любви Маджнуна и егго возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты Востока, — родившись еще на зарре феодализма в арабской среде, воодушевил на создание замечательных прооизведений лучших поэтов средневекового Азербайджана, Ирана и Средней ААзии.и

Важны, однако, не только взаимодействие и известная общность, но и высокиий для того времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востокаа. В IX—XIII веках арабские, а также иранские, азербайджанские и среднеазиатсские города были крупнейшими центрами учености, славились своими библиоотеками, школами, университетами и другими просветительными учрежденииями. Характерны популярные изречения того времени: «Величайшее украшенние человека — знание» или «Чернила ученого столь же достойны уважения, 'ffкак кровь мученика». Не удивительно поэтому, что сирийский писатель XII веека Усама ибн Мункыз, автор «Книги назидания», оценивал нравы современныхх франков, с которыми ему пришлось сталкиваться не только на военном попррище, но и в мирной жизни, с позиций человека неизмеримо большей культуры.ыы

Определенное влияние на развитие средневекового искусства аарабов, как и других народов, исповедовавших ислам, оказала религия. Распрространение ислама знаменовало отказ от старых, дофеодальных религий, уттверждение монотеизма — веры в единого бога. Мусульманское представленние о мире как о созданном богом едином целом имело важное значение для фоормирования характерной в средневековую эпоху эстетической идеи о неккоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с тем ислам, как и все ссредневековые религии, идеологически оправдывал и закреплял феодальнуюю эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека, препятствовалли его развитию. Однако взгляды на мир людей средневекового Востока, в томм числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным представвлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочеталлись идеалистические и материалистические тенденции, схоластика и стреемление к познанию реальной действительности. Один из величайших ученых хи философов средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признаваал божественное происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что науучно-философское знание существует независимо от религиозной веры. Ибн нСина, Ибн Рушд (Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслиители средневекового Востока, в чьих трудах и поэтических произведенияхх особенно ярко проявились прогрессивные черты эпохи, утверждали силу ччеловеческой воли и разума, ценность и богатство реального мира, хотя, как кправило, не выступали открыто с атеистических позиций.й

Когда речь идет о влиянии ислама на изобразительное искусствво, обычно указывают на запрещение изображать живые существа под страхоом религиозной кары. Несомненно, что с самого возникновения учение исламма содержало иконоборческую тенденцию, связанную с преодолением многоббожия. В Коране кумиры (скорее всего, скульптурные изображения древних пллеменных богов) названы «наваждением сатаны». Религиозная традиция решиительно отвергала возможность изображения божества. В мечетях и других хкультовых зданиях не разрешалось помещать также изображения людей. Корран и другие богословские книги украшались только орнаментом. Однако пеервоначально в исламе не было запрещения изображать живые существа, сфоормулированного в качестве религиозного закона. Только позднее, вероятнно в IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для заапрещения определенной категории изображений под страхом наказания в ззагробном мире. «Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— ктто будет изображать живое существо! В день последнего суда лица, которых ххудожник представил, сойдут с картины и придут к нему с требованием дать иим душу. Тогда этот человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжжен в вечном пламени»; «Берегитесь изображать господа пли человека, а пиишите только деревья, цветы и неодушевленные предметы».ы

История показала, что эти ограничения, наложившие отпечаток нна развитие отдельных видов искусства, имели значение не во всех мусульмманских странах и строго выполнялись лишь в периоды особенного усиления'ff идеологической реакции.и
Однако объяснение основных особенностей средневекового исккусства арабских народов надо искать не в религии, которая влияла, но не оппределяла его развитие. Содержание художественного творчества народов вАрабского Востока, его пути и особенности были определены темп новыми иддейно-эстетическими задачами, которые выдвинул поступательный ход раззвития общества, вступившего в эпоху феодализма.а

Специфика средневекового искусства стран Арабского, как и всего Ближнеего и Среднего Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действвительности, но, как и вся культура средневековья, глубоко проникнутая реелигиозно-мистическим мировоззрением, делало это в условной, часто симвволической форме, выработав для художественных произведений свой особыый образный язык.к
Новаторство арабской средневековой литературы и вместе с темм ее жизненную основу характеризует обращение к духовному миру человекаа, создание нравственных идеалов, имевших общечеловеческое значение.е

Большой образной силой проникнуто и изобразительное искуссство Арабского Востока. Однако как литература пользовалась по преимущесству условной формой для воплощения своих образов, так и в изобразительноом искусстве жизненное содержание выражалось особым языком декоративноого искусства.а
Условность «языка» средневекового изобразительного искуссства у большинства народов была связана с принципом декоративности, своййственным не только внешним формам, но и самой структуре, образному строю юхудожественного произведения. Богатство декоративной фантазии и масттерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и архитектуре ссоставляют неотъемлемое и ценное качество замечательных произведений йхудожников той эпохи.и

В искусстве Арабского Востока декоративность приобретала оособенно яркие и своеобразные черты, став основой образного строя живопииси и породив богатейшее искусство узора, обладающего сложным орнаменттальным ритмом и часто повышенной колористической звучностью. В тесных ррамках средневекового мировоззрения художники Арабского Востока нашлли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни. Ритмом узора, его «оковровостью», тонкой пластичностью орнаментальных форм, неповторимой йгармонией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое содеержание.е

Образ человека не был исключен из поля внимания художников, хоотя обращение к нему было ограничено, особенно в период усиления религиоззных запретов. Изображения людей заполняют иллюстрации в рукописях и чаасто встречаются в узорах на предметах прикладного искусства; известны ытакже памятники монументальной живописи с многофигурными сценами и сккульптурные изобразительные рельефы. Однако и в таких произведениях челловеческий образ подчинен общему декоративному решению. Даже наделяя мнногими жизненными чертами фигуры людей, художники Арабского Востока траактовали их плоскостно, условно. В прикладном искусстве фигурки людей чааще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоятельного изоображения, становясь неотъемлемой частью узора.а

Орнамент — «музыка для глаз» — играет очень важную роль в срредневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной мере коомпенсирует изобразительную ограниченность некоторых видов искусствва и является одним из важных средств выражения художественного содержаания. Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабескаа, получившая распространение в странах средневекового Востока, явилась ьновым типом орнаментальной композиции, позволившей художнику заполня'ffть сложным, плетеным, подобно кружеву, узором плоскости любого очертания'ff. Первоначально в арабеске преобладали растительные мотивы. Позднее поолучил распространение гирих — линейно-геометрический орнамент, пострроенный на сложном сочетании многоугольников и многолучевых звезд. В раззработке арабески, применявшейся для украшения как больших архитектурнных плоскостей, так и различных бытовых предметов, мастера Арабского Восттока достигли изумительной виртуозности, создав бесчисленное множествво композиций, в которых всегда сочетаются два начала: логически-строгое ематематическое построение узора и большая одухотворяющая сила художесственной фантазии.и

К особенностям арабского средневекового искусства относитсся также широкое распространение эпиграфического орнамента — текста ннадписей, органично включенных в декоративный узор. Отметим попутно, что орелигия 113 всех искусств особенно поощряла каллиграфию: переписать тексст из Корана считалось для мусульманина праведным делом.м
Своеобразный декоративно-орнаментальный строй художественнного творчества по-разному выражался в отдельных видах искусства. Общие едля многих народов Ближнего и Среднего Востока особенности архитектурры были связаны с природно-климатическими условиями стран и возможностя'ffми строительной техники. В архитектуре жилищ издавна были выработаны прриемы планировки домов с внутренними дворами и с защищенными от зноя терррасами. Строительная техника породила особые конструкции из глины, кирппича и камня. Зодчие того времени создали разнообразные формы арок — поддковообразных и особенно стрельчатых, изобрели свои системы сводчатых пперекрытий. Исключительного мастерства и художественной выразительноости достигли они в кладке больших куполов, опирающихся на тромпы (констрруктивную систему, возникшую еще в дофеодальный период).д

Средневековые архитекторы Арабского Востока создали новые етипы монументальных культовых и светских строений: вмещавшие тысячи моолящихся мечети; минареты — башни, с которых призывали верующих на молиттву; медресе — здания мусульманских духовных училищ; караван-сараи и крыытые рынки, отвечавшие размаху торговой деятельности городов; дворцы прравителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и башнями.и
Арабские зодчие, авторы многих шедевров средневекового искуусства, большое внимание уделяли декоративным возможностям архитектурры. Поэтому одной из характерных черт синтеза искусств в монументальном ззодчестве является важная роль декоративных форм и особое значение орнаамента, который то монохромным кружевом, то красочным ковром покрывает сстены и своды зданий.й

Широкое применение в архитектуре Арабского Востока получили сталактииты (мукарны) — декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде приззматических фигурок с нитеобразным вырезом, расположенных выступающимми один над другим рядами. Возникли сталактиты из конструктивного приема а— особой кладки кирпича для создания в углах помещений перехода от кваадрата стен к кругу купола.а
Исключительно важная роль в художественной культуре стран ААрабского Востока принадлежала прикладному искусству. Экономической ббазой для этого служило интенсивное развитие ремесла. В художественных хремеслах нашли яркое выражение местные древние традиции искусства, тессно связанного с народным бытом. Арабам — мастерам прикладного искусствва — было свойственно высокое эстетическое «чувство вещи», позволявшее, ене нарушая практических функций предмета, придавать ему красивую формуу и умело располагать на его поверхности узор. В прикладном декоративномм искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культууры орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнаамент привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению воосточные ткани, ковры, расписную керамику, изделия из бронзы и стекла. Прооизведениям прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно вважное качество: они обычно составляют очень целостный и выразительный ддекоративный ансамбль с архитектурным интерьером.м

Основным видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Срееднем Востоке в эпоху средневековья, было иллюстрирование светских по соодержанию рукописей. Арабские мастера широко пользовались этой возможнностью, создав наряду с богатыми орнаментальными украшениями рукописей йпревосходные серии красочных миниатюр, дающих поэтически-образный расссказ о судьбах героев литературного произведения.'ff
В XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено ООсманской Турцией, господство которой позднее сменилось гнетом западнооевропейских колонизаторов, тормозивших развитие национальной культурры и искусства. Однако и в пору упадка, когда иноземные захватчики насаждаали в архитектуре и изобразительном искусстве формы, чуждые народам Араббского Востока, не умирало подлинно национальное художественное творчеество. Оно жило в произведениях арабских крестьян и ремесленников, которрые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стремились в узорах на аодеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о преекрасном.м

Рассмотрим более подробно культуру арабских стран на примерее искусства средневекового Египта.а

2. ИСКУССТВВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТАА

История средневекового искусства Египта начинается кооптским периодом. Искусство коптов — египтян, исповедующих христианствво,— развивалось в IV—VII веках н.э., в период, когда Египет входил в состав Виззантийской империи. От этого времени сохранились базилики в Белом и Крассном монастырях на краю Ливийской пустыни и многочисленные купольные грробницы. С развитием архитектуры был связан расцвет скульптурного узораа и настенных росписей, исполненных на религиозные сюжеты. Большим своеообразием отличались произведения прикладного искусства: резьба по костти и дереву и особенно ткани.и

В искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Виизантии стремление подчинить поздне-античные художественные традиции ттребованиям новой средневековой религиозной идеологии. С другой сторонны, в нем оказались сильны и чисто местные черты, уходившие своими корнями ив древнеегипетскую культуру. Борьба этих тенденций определила своеобрразие коптского искусства, выработавшего свой специфический художестввенный язык и подготовившего почву для высокого подъема и расцвета искуссства Египта в эпоху зрелого средневековья.'ff

В середине VII века Египет вошел в состав арабского халифата, но оуже в IX веке он фактически был самостоятельным феодальным государством. мС середины Х века, став центром могущественного государства Фатимидов, ЕЕгипет начал играть особенно крупную роль в средневековой истории Ближжнего Востока. В XI—XII веках он вел обширную торговлю с Византией и Западной йЕвропой; в руках египтян оказалась также транзитная торговля Средиземнноморья со странами Индийского океана. Позднее, в XIII веке, после разрушения 'ffБагдада монголами, главный город Египта — Каир — претендовал на роль ообщемусульманской столицы. Однако еще важнее было то, что Каир стал средооточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки и искусства аарабского мира. Наряду с точными науками в Каире процветало изучение исстории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого называют ппервым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк среднневековья Ахмед Макризи. Средневековый Египет дал миру превосходные литтературные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательнную редакцию народных сказок «Тысяча и одна ночь».ь

2.1. АРХИТЕКТУРААА

Лучшие памятники средневековой архитектуры Египта соххранились в Каире. Город прожил большую историю. В 641 году арабский полковоодец Амр ибн ал-Ас основал Фустат, развалины которого находятся на южной йокраине современного Каира. Согласно легенде, первой на месте Фустата ббыла воздвигнута мечеть. Небольшая постройка уже в 673 году была расширена аувеличением колоннады и двора. Несмотря на позднейшие переделки и ремоонты, мечеть Амра заслуженно считается одной из самых старых арабских коолонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные раннеараббской монументальной архитектуре. В большом зале мечети более ста мрраморных колонн, увенчанных резными коринфскими капителями, которые подддерживают высокие полукруглые арки. Красивая перспектива уходящих вдааль колонн и арок заставляет почувствовать грандиозность пространства азала.а

Чрезвычайно ярко воплощено величие раннего арабского зодчесства в архитектуре прекрасно сохранившей свой первоначальный облик болльшой мечети Ибн Тулуна, построенной в 876-879 годах в резиденции этого первогоо независимого от Багдадского халифата правителя средневекового Египтаа. Огромный квадратный двор площадью почти в гектар (92х92м), окружен стрельччатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети Амра, в качестве опор не кругллые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трехчетвертными колонкамми на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед михрабомм и обходы с трех других сторон двора в единое пространственное целое. В ммечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и аррок, охватывающих двор по периметру, выражена строгая тектоника архитекктуры мечети, которой подчинены и декоративные мотивы.ы

Архивольты больших и малых арок, капители колонок и карнизы уккрашены резным по стуку стилизованным растительным узором. Софиты большших арок имеют более сложные орнаментальные композиции Декоративные деетали, украшая и гармонично выделяя основные плоскости и линии постройкии, своим расположением подчеркивают тектонику целого. Таким образом, узоор и архитектурные элементы, из которых слагается облик постройки, прониккнуты единым орнаментальным ритмом. Интересно отметить, что стрельчатыйй профиль больших и малых арок мечети как бы повторяется в заостренных иззгибах стебля, образующего основу непрерывного орнамента, идущего по аббрису арок и по пилонам.м

Снаружи мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневвековых монументальных сооружений Ближнего Востока черты суровой креппостной архитектуры. Традиции крепостного зодчества, а может быть, и реалльная потребность в случае нападения на город превращать мечеть в оплот ззащиты вызвали своеобразный прием окружения культового здания внешнейй стеной, создававшей вокруг мечети свободный, ничем не застроенный широокий обход. Все же монументальная гладь наружных стен мечети Ибн Тулуна ане лишена декоративной обработки: верхнюю часть стен расчленяет своеоббразный фриз из стрельчатых окон и арочек, контрастно выделенных светоттенью; кроме того, ажурный парапет увенчивает стены. Близкое по характеру уоформление окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах мечети Амра. аТаким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна художеественная переработка древнейших приемов монументального крепостногго зодчества.а

В архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, воззвышающийся рядом со зданием, между двойными стенами. Исследователи считтают, что первоначально он имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи кооторой спиралью шла лестница. Своим расположением и формой минарет сильнно напоминает Мальвию большой мечети в Самарре. Как и там, устремленное ввверх тело Минарета было противопоставлено горизонтально растянутой арккатуре двора. О том, что наряду с местными художественными традициями при исооружении мечети играли известную роль и месопотамские строительные еприемы, свидетельствует также применение кирпичной кладки, не свойствеенной зодчеству Египта.а

В 1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павилььон над бассейном для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть мминарета заключили в кубической формы башню.ю
К середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего овремени памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — ННилометр, построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представлляет глубокий колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялсся уровень воды в Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративвными нишами и фризами с куфическими надписями.и

2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ЕИСКУССТВОО

Исследования, проведенные за последние несколько десяттилетий, свидетельствуют о развитии в средневековом Египте монументалььной живописи, а также миниатюры, особенно в XI—XII столетиях. В каирском Муззее исламского искусства хранится найденная при раскопках 1932 года замечаательная стенная роспись с изображением человеческих фигур в крупных сттрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш помещена фигура сидящего муужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке. Его оккруглое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в плосккостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой свободдной линией.й

Значительное число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпоххе, собрано в Музее исламского искусства и в частных собраниях Каира. Эти мминиатюры имеют ярко выраженное своеобразие, что позволяет говорить о сууществовании в Египте в этот период вполне самостоятельной школы миниаттюры—одной из наиболее ранних в истории средневекового искусства Ближжнего Востока.а
Прикладное искусство Египта издавна отличалось высоким худоожественным совершенством и разнообразием видов. Особенно выделялись ббогато орнаментированные льняные и шелковые ткани, изделия из горного ххрусталя, стекла и металла.а

Художественное ткачество имеет в Египте древние традиции. Гллавные центры средневекового текстильного производства — Александриия, Дамиетта, Тиннис — были знамениты своими изделиями еще в римское и виизантийское время. Художественные традиции коптских тканей III—IV веков прродолжают жить с некоторыми изменениями в египетском текстиле вплоть до оконца фатимидского времени. Это и не удивительно: роскошные ткани в масттерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной части руками имастеров-коптов.в

Для тканей конца VIII—IX веков характерен простой, строгий узор, ссостоящий обычно из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, исодержащими благопожелания и нередко имя правящего халифа, или несложжным геометрическим орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставаалась свободной.й
В тканях фатимидского времени (X—XII века) возрождается все боггатство технических и художественных приемов коптского ткачества, прелломленных, однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распросттраненные в коптском текстиле живописно исполненные композиции и отделльные фигуры на мифологические сюжеты. Изображения различных птиц и живвотных приобретают стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль ьв художественном строе декора играет полихромия.'ff

Уже в раннефатимидских тканях рубежа Х—Х1 веков с полной яснностью выявляются характерные для этого периода приемы композиции декоора и орнаментации. Так, на одной из шелковых тканей узкие полосы с куфичеескими надписями (черно-белые буквы на карминно-красном фоне) выделяют шиирокую полосу, украшенную овальными медальонами со стилизованными изоббражениями орла в середине и четырех уток по сторонам. Расцветка детаалей меняется в каждом медальоне: поле одного из них красное с тонкой зелееной каймой, фигуры птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фиигуры орла — обведенный черным контуром красный щит с белым рисунком. В Вдругом медальоне фон зеленый с красной каймой, утки красные на белом фонне, орел желтый на красном фоне со светло-голубым внутренним рисунком на ччерном щите. Такое чередование цветов при мелкомасштабном узоре усиливаает впечатление разнообразия орнамента и создает богатую и тонкую игру ццветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также полосы с куфичеескими надписями по краям и изображениями зверей и птиц (зайцев, собак, утток) в средней полосе.е

В художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблююдаются известные перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются 'ffокруглым почерком насх, рисунок делается более схематичным, излюбленныым становится золотой фон. В это время очень распространены широкие декорративные полосы, где между узких кайм со стилизованным буквенным орнаменнтом расположены овальные или ромбовидные медальоны, в которых чередуюттся изображения животных и птиц. В расцветке этих тканей доминирует мягккий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с надписями инередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные полоссы, значительно более широкие, чем в изделиях предшествующего периода, ррасполагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.а

Наряду с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском ттекстиле были очень распространены различные виды вышивок. Выделывалиссь также драгоценные, затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями иткани с очень тонкой основой, на которой рельефно выступали пышные узорыы. С XIII—XIV веков в египетском художественном текстиле преобладают ткани, ссплошь покрытые узкими разноцветными полосами с мелким геометрическим музором, образованным сочетаниями различных звезд, треугольников и друггих фигур.р

В узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративнных тенденций достаточно прочно держались старые местные традиции и теххнические приемы. Об этом свидетельствует, в частности, распространение ффигурных изображений на многих резных панелях и досках.х

Одним из выдающихся образцов раннефатимидского резного дереева является иконостас церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работта коптского мастера, она обнаруживает все характерные для этого временни черты и мотивы. Панели иконостаса украшены арабесковыми завитками, в ккоторые вкомпонованы изображения птиц, животных и превосходно исполненнные охотничьи и жанровые сцены. Все эти сюжетные изображения трактованы ычисто декоративно, а фигуры животных и птиц часто помещены в симметричнной, геральдической композиции.и

Другим интересным примером являются несколько панелей, находдящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их хузора, в общем одинаковая, состоит из округлых переплетений цветущих стееблей, трактованных в духе арабески; меняются лишь центральные изображенния: в ряде случаев это стоящие друг перед другом в геральдической позе фиигуры птиц и животных, на одной панели изображен сидящий музыкант. Благоддаря значительному углублению фона (примерно на 1,5 см) создается очень боггатая и контрастная игра светотени, четко выявляющая рисунок. Подобными жже чертами отличаются и панели с изображениями конских голов (Музей исламмского искусства, Каир; Музей Метрополитен, Нью-Йорк), где глубоко выбраннный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На некоторых панелях встрречается резьба в несколько планов.в

Выдающиеся образцы художественной резьбы по дереву, украшавшшей некогда Малый, пли Западный, дворец, фатимидских халифов (был закончен нмежду 1058 и 1065 годами), обнаружены в комплексе мари-стана султана Калауна, гдее эти резные доски были вторично использованы в XIII веке. Первоначально они исоставляли фриз, украшенный многочисленными изображениями охотников, вмузыкантов, танцовщиц, торговцев с верблюдами, зверей и птиц. Все эти иизображения размещены на фоне растительных побегов, данных более низкиим рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ранних памя'ffтниках, но значительно менее детализирован.н

В резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все бболее обобщенную, силуэтную трактовку, сравнительно редко встречавшуюсся в произведениях Х—XI веков; само исполнение их становится менее тщателльным. Зато совершенствуется и обогащается орнаментальная резьба. Выдаюющимся памятником этого времени является михраб мечети Сайиды Нафисы, иисполненный между 1138 и 1145 годами (Музей исламского искусства, Каир). Его узор рсостоит из прекрасно выполненных арабесок и плетений виноградных лоз вв сочетании с геометрическими полосами, образующими многоугольники. Друугим примером служит деревянное резное надгробие ал-Хусайни середины XII ывека, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из геометриических полигональных узоров и растительных мотивов.в

Среди египетских художественных изделий из бронзы Х—XII векоов выделяются декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и пттиц. Характерным примером является водолей в виде павлина (X—XI века, Луувр); его ручка заканчивается стилизованной головой сокола или кречета, авцепившегося клювом в шею павлина. Над округлым туловищем птицы с объемно переданными крыльями поднимается длинная, изящно изогнутая шея, нессущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тонким мчеканным орнаментом. В более позднем памятнике этого рода — большом кррылатом грифоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнаментальное начало доминирует над пластической формой — почти вся поверхность фигуры покрыта орнаментом, имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клейймами с изображениями сиринов и различных фантастических животных.х

В XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ирааком, в Египте появилось значительное количество художественных изделиий прославленных иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выграввированные на некоторых предметах, сохранили нам имена мосульских мастееров, работавших в Каире и оказавших влияние на творчество египетских реммесленников. Интересным примером художественных бронзовых изделий этоого времени является датированная 1271 годом сферическая прорезная курилььница с именем эмира Бейсари (Британский музей. Лондон). На поверхности куурильницы между поясами надписей расположены круглые медальоны с ажурнными изображениями двуглавых орлов; поле вокруг медальонов заполнено раастительной арабеской.й

Прекрасный образец художественной работы 113 металла — шестиигранный инкрустированный столик султана Калауна, сделанный мастером ММухаммедом нон Сункуром 113 Багдада в 1327 году (Музей исламского искусства в ККаире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость ьукрашены каллиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны илли пояса), розетками и инкрустированными изображениями стайки летящих пптиц. Прорезные столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся 'ffочень распространенными изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV веках.хх

Художественная обработка металла использовалась также в отдделке монументальных зданий. Выдающимся примером этого рода являются брронзовые инкрустированные двери мечети султана Хасана в Каире, украшеннные виртуозно исполненным многоплановым геометрическим орнаментом, ажуурной резьбой и поясами декоративных надписей.й
Искусство обработки горного хрусталя было особенно развито вв Х—XI веках. Из больших кристаллов искусно вырезались кувшины, бокалы, куубки, флаконы, различные шахматные и иные фигуры, их поверхность часто граанилась или покрывалась гравировкой. Историк Макризи сообщает, что в соккровищнице фатимидских халифов хранилось около двух тысяч драгоценныых хрустальных сосудов. Изделия египетских гранильщиков очень высоко цценились в средневековой Европе. Среди прекрасных произведений этого роода особенно выделяются два больших кувшина, находящихся в Музее Викторрии и Альберта в Лондоне. На одном из них рельефной гравировкой среди круппных вьющихся стеблей и полупальметт изображены большие хищные птицы, кклюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но оочень уверен и смел и прекрасно вкомпонован в отведенное ему пространсство. Другой кувшин лишен какого бы то ни было орнаментального декора; егоо главное достоинство состоит в поразительной четкости и пропорционалльности формы и безукоризненном качестве грани, придававшей ему в лучах хсвета сияние алмаза.а

Художественное стекло, имевшее в Египте давние традиции, досстигло своего наибольшего расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее пприемам украшения — гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стееклу — присоединилась роспись золотом и цветными эмалями. Основными ценнтрами производства художественного стекла были Фустат, Александрия, Фааюм. По своим формам и общему характеру декора художественное стекло Египпта близко к сирийскому, но для него типичны крупные надписи с благопожелланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю поверхность соссуда.а

Египетские художественные керамические изделия — расписаннные люстром и различными красками фаянсовые и глиняные вазы, чаши и блюдда — часто наряду с различными растительными и геометрическими мотивамми украшены изображениями животных, рыб, птиц и человеческих фигур. Оссобенно красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупнными фигурными изображениями, исполненными в свободной живописной маннере. Среди изображений встречаются фигуры музыканта, человека, наливаюющего в кубок вино, всадника, двух- и трехфигурные жанровые и батальные сццены, а также реальные и фантастические животные, мотивы борьбы зверей. ППо стилю роспись на керамике XI века очень близка упомянутой выше фатимиддской стенной живописи.и

В ХIII-ХV столетиях искусство керамики в Египте вновь пережило пподъем: исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей йживотных и птиц среди растительных мотивов. Традиции расписной керамикки, как и других видов прикладного искусства, продолжали жить в Египте на ппротяжении всей эпохи средневековья и сейчас составляют основу народныых художественных ремесел.л
Развивавшееся на протяжении многих столетий искусство среддневекового Египта представляет большую, самобытную школу в истории исккусства арабских стран, игравшую крупную роль в процессе взаимодействия'ff художественных культур Ближнего Востока и Западной Европы.ы

3. ПОСЛЕСЛООВИЕЕ

Вклад арабских народов в историю мирового искусства и аархитектуры трудно переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу умировой художественной культуры, создали произведения искусства, одуххотворенные своеобразным и тонким пониманием прекрасного. Однако при нааличии общих черт искусство каждой области арабского мира крепко связанно с местными художественными традициями, прошло свой путь развития, облладает ярко выраженными особенностями. Черты неповторимого своеобразия'ff отличают памятники средневекового искусства Сирии от памятников Иракка, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.и

Творчество средневековых арабских художников оказало плодоотворнее воздействие на искусство многих стран, в том числе и на искусствво Европы. Арабское или, как его чаще называли в Европе, «мавританское» худдожественное влияние прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшеении оружия и других отраслях прикладного искусства, не только в пору рассцвета средневековых арабских государств, но и много столетий спустя поосле их падения.'ff

4. ЛИТЕРААТУРАА
А

1. “Искусство арабских народов” вБ.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;й

2. “Красная книга культуры” под рред. В.Рабиновича.а

СОДЕРЖАНИЕЕ

Е

1. ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ ВВ
2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА

2.1. АРХИТЕКТУРА А
2.2. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

3. ПОСЛЕСЛОВИЕ Е
4. ЛИТЕРАТУРА

А

 

 

Hosted by uCoz