Народная библиотека Система приступления и наказания по Соборному Уложению 1649 года 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


ак неверие, отрицание бога, что считалось посягательством
на основы христианского вероучения. Виновные наказывались смертной
казнью через сожжение ( I.1. "А будет кто имноверцы, какия ни буди ве-
ры или русский человек, возложит хулу на Господа Бога и спаса нашего
Иисуса Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу
и Приснодеву Марию, или на честный крест, или на святых его угодников,
и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет сыщется про то
допряма, и того богохульника обличив казнити, зжечь. "). Совращение в
иную веру подлежало той же казни ( XXII.24. " А будет кто бусурман ка-
кими нибудь мерами насильством или обманом русскаго человека к своей
бусурманской вере принудит, и по своей бусурманской вере обрежет, а
сыщется до то допряма, и того бусурмана по сыску казнить, зжечь огнем
безо всякого милосердия..." ). Нарушение церковной литургии во время
службы наказывалось смертью ( I.2. "А будет какой бесчинник пришел в
церковь Божию во время святыя литургии, и какими ни буди обычаем бо-
жественныя литургии совершати не даст, его изымав и сыскав про него
допряма, что он как учинит, казнити смертию безо всякия пощады " );
непристойные речи, обращенные к совершавшим служение, влекли торговую
казнь ( I.3. "А будет кто во время святыя литургии и в ыное церковное
пение вшед в церковь в церковь Божию учнет говорити непристойные речи
патриарху, или митрополиту, или игумену и священническому чину, и тем
в церкви божественному пению учинит мятеж, а государю про то ведомо
учиниттся , и сыщется за то допряма, и тому бесчинникуза ту его вину
учинити торговая казнь" ). За кражу церковного имущества наказывали
смертью и имение этого человека отдавалось церкви ( XXI.14. " А цер-
ковных татей казнить смертью же безо всякаго милосердия, а животы их
отдавати в церковныя татьбы " ).
Государственная измена состояла в оскорблении царя и в бунте.
Злой умысел на царя, на государство, измена, порицание царских намере-
ний, выезд за границу для измены, подстрекательство к бунтам и смутам,
- все это считалось государственной изменой и наказывалось смертной
казнью ( VII.20. "А будет кто, будум на государеве службе в полкех,
учнет изменою ис полков переезжати в неприятельския полки, и в неприя-
тельских полкех сказывали про вести и про государевых ратных людей, и
в том и на него кто известит и сыщется про то допряма, и такова пере-
езщика казнити смертию, повести против неприятельских полъков, а по-
местья его и вотчины и животы взяти на государя "). Неопределенность
определения государственной измены имело вредные последствия : самый
небольшой проступок мог быть отнесен к категории государственных прес-
туплений и влек за собой смертную казнь.
За преступлениями против правительственной власти, следуют
преступления против судебной власти. Ябедник ( человек дающий ложные
свидетельские показания или ложное обвинение ) подвергался телесному
наказанию, а за третью "ябеду" , кроме того лишался права быть пове-
ренными и судиться ( XX.49. " А кто на ком учнет искати беглых людей,
а ответчик в тех людях запрется, и скажет что у него тех людей нет, и
в тех людех тот ответчик отцелуется, а после того те люди объявятся у
него, а истец тех своих людей вымет, и таким ответчикам за то, что он
накриве крест поцеловал, чинити указ против того, как написано в суде
о крестьянех выше сего " ). Лихоимец ( человек нарушивший установлен-
ный порядок судопроизводства ) из Думских людей ( заседавшие в Боярс-
кой думе, к "думским чинам" принадлежали бояре, окольные и думные дво-
ряне ) подвергались лишению чести и денежной пени ; лихоимец не из
думных людей, наказывались телесно, кнутом ( X.5. " А будет который
боярин или окольничий ,или думной человек, или иной какой судья, истца
или ответчика по посулом, или по дружбе, или по недружбе правого обви-
нит, а виновного оправит, а сыщется про то допряма, и на тех судьях,
взяти исцов иск втрое, и отдати исцу, да и пошлины и пересуд и правой
десяток взяти на государя на них же. Да за ту же вину у боярина, и у
околничего у думного человека отняти честь. А будет который судья та-
кую неправду учинит не из думских людей, и тем учинити торговая казнь,
и въпредь у дела не быти." ). Преступления потив общественной казны
наказывались очень строго: фальшивомонетчику заливали в горло расплав-
ленный металл ( V.1. "Которые денежные мастеры учнут делати медные или
оловянные, или укладные деньги, или в денежное дело, в серебро учнут
прибавляти медь или олово или свинец, и тем государеве козне учнут чи-
нити убыль, и тех денежных мастеров за такое дело казнити смертию, за-
лити горло " ); за содержание без имеющегося разрешения питейных заве-
дений, самогоноварение, продажу табака наказывали денежной пеней и
кнутом ( XXV.1. " У кого корчму вымут впервые, или кто на продажу вино
курит, и на тех впервые заповеди по пяти рублев, а на питухах полупол-
тине на человека. А у кого корчму вдругоряд вымут, и на тех людех за-
поведи править вдвое, по десяти рублев, а с питухех по полтине на че-
ловеке, да тех же людей, у которого корчму вымут вдругоряд, бити кну-
том по торгом, а питухов бити батоги" ); контрабандисты подлежали те-
лесному наказанию кнутом и платили пять рублей ( IX.5. " А которые
торговые всяких чинов люди по перевозам и по мытом учнут пролыгатца
имяны служилых людей, а про то сыщетца, и тем людем по тому же чинити
наказание, бити имати на государя пени по пяти рублев с человека. А
имати пеню с таких людей на Москве и в городех, где на них о том будет
челобитье. "); за укрывательство контрабандиста наказывали кнутом и
тройной платой пошлины ( IX.4. "А будет которые московских чинов вся-
кие люди, и городовые дворяне, и дети боярские и иноземцы по мытом и
по перевозом и по мостам учнут с вобою провозить торговых всяких чинов
людей с товары, а про то сыщетца, и тех людей бить кнутом, да на них
же взяти мыт и мостовщику и перевоз в трое, и отдать мытовщиком и пе-
ревозъщиком и мостовщиком " ).
Подделка документов, печатей и подписей наказывалась смертью (
IV.1. " Будет кто грамоту от государя напишет сам себе воровски, или в
подлинной государевой грамоте и в иных каких приказных письмах что
приправит своим вымыслом мимо государева указу и боярского приговору,
или думных приказных людей и подъячески руки подпишет, или зделает у
себя печать такову, какова государева печать, и такова за такия вины
по сыску казнити смертью" ). Нарушение клятвы подвергалось кнуту, "по
торгам по три дни", годичному тюремному заключению, и лишению чести. (
XX.49. " А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответчик в тех лю-
дях запрется, и скажет что у него тех людей нет, и в тех людех тот от-
ветчик отцелуется, а после того те люди объявятся у него, а истец тех
своих людей вымет, и таким ответчикам за то, что он накриве крест по-
целовал, чинити указ против того, как написано в суде о крестьянех вы-
ше сего " ).
Самоуправство строго запрещалось ( X.213. " А будет кто у кого
и насильсвом землю хлебом посеет, и ему земли искати судом, а собою не
управлятися, и хлеба с поля без указу не свозити, и животиною не толо-
чити и не травити" ).
Безнравственность и запрещенные половые связи относились к ду-
ховному праву ( XX.80. " А кто учнет у себя делати беззаконие с рабою,
з жонкою или с девкою, и приживит с ней детей, и в том на него та раба
учнет государю бити челом, и таких жонок и девок, и на кого они учнут
государю бити челом, отсылати на Москве на Патриарш двор патриаршим
приказным людем, а в городех к митрополичьим и к архиепископлим при-
казным же людем, и велеть про них сыскивати святительским судом, и
указ им чинити по правилом святых апостол и святых отец, и по допросу
обеих их отцов духовных " ).
Из преступлений против личности, Уложение 1649 года наиболее
полно рассматривает убийство. К группе умышленных убийств относились
преступления совершенные "насильством, скопом и заговором", что расс-
матривалось как отягчающие обстоятельства. Вообще всякое умышленное
убийство наказывалось смертью ( XXI.72. " А кто кого убьет с умышле-
ния, и сыщется до то допряма, что с умышления убил, такова убойцу са-
мого казнити смертию" ). За убийство мужа жена живьем закапывалась в
землю ( XXII.14. "А будет жена ученит мужу своему смертное убийство,
или окормит его отравою, а сыщется про то до пряма, и ея, то подмети,
живу окопати в землю, и казнити ея такою казнею безо всякия пощады,
хотя будет убитого дети, или иныя кто ближния роду его, то не похоро-
нят, что ея казнити, и ей отнюд не дати милости, и держати ея в земле
до тех мест, покамест она умрет"). Убийство детей никогда не наказыва-
лось смертью, виновный сажался в тюрьму на год и потом подвергался
публичному церковному покаянию ( XXII.3. "А будет отец или мати сына
или дочь убиет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отси-
дев в тюрьме год, приходити им к церкви божии, и у церкви божим обьяв-
ляти тот свой грех всем людем в слух"). Убийство совершенное неумыш-
ленно, нечаянно и при самообороне не считалось преступлением и не на-
казывается ( XXII.20. "А будет кто, стреляющий ис пищали, или из сука
по звери, или по птице, или по премете, и стрела или пулька вспловет,
и убьет кого за горою, или за городью,...., что такое убийство учиня-
лось не нарочно, без умышления, и за такое убийство никакого смертию
не казнити, и в тюрьму не сажати потому, что такое дело учиниться
грешным делом без умышления " ).
За нанесение увечий виновный наказывался штрафом и нанесением
ему аналогичных увечий - принцип талиона ( XXII.10. "А будет кто не
бояся бога, и не опасаяся государьския опалы и казни, учинит под кем
нибудь мучительское поругательство, отсечет руку или ногу, или нос,
или ухо, или губы обожжет, или глаза выколет, а сыщется про то допря-
ма, и за такое его наругательство самому ему то же учинити, да на нем
же взяти из вотчин его из животов тому, над ним такое наругательство
учинит, будет отсечет руку, и за руку пятдесят рублев, а будет отсечет
ногу, и за ногу 50 же рублев, а за нос, и за ухо, и за губы, и за
глас, по тому же за всякую рану, по пятдесят рублев"). Ранивший судью
лишался руки ( X.106 "... А будет кто судью чем зашибет, или ранит, и
его за то казнити, отсечи рука... " ); за драку или увечье нанесенные
в церкви или в суде , подвергались торговой казни, тюремному месячному
заключению и взысканию двойного бесчестия ( I.5. "А будет ранит, а не
досмерти убьет, и ему учинити торговая казнь без пощады, и вкинути в
тюрьму на месяц, да на нем же взяти раненому за увечье бесчестие
вдвое"). За увечья, нанесенные животным, их хозяин должен получить
вознаграждение ( X.282. " А будет кто у кого собаку убьет нарочным де-
лом, и на нем по сыску велеть за ту собаку, доправя указанкю цену, от-
дати исцу. " ).
За изнасилование женщины преступник подвергался смерти (
XXII.16 " А будет кто умысля воровски придет в чей дом и похочет того
дому над госпожею какое дурно дело учинити, или ея ис того домупохочет
куды увести, а люди ее от такова вора не оборонят, и учнут помочь чи-
нити тем людем, кто по нее приедет, а после того про такое их дело сы-
щется, и тех воров, кто таким умыслом в чюжой дом приедет, и которыя
люди им на такое воровство учинят помочь, всех казнити смертию ").
В имущественных преступлениях Соборное Уложение 1649 года обра-
щает особое внимание на похищения разделяя их на разбой (совершаемый в
виде промысла), татьбу (кражу) и мошенничество(хищение, связанное с
обманом, но без насилия). Татьба была простая и квалифицированная(цер-
ковния, на службе, конокрадство, совершенная в государственном дворе,
кража овощей из огорода и рыбы из садка). За первый разбой виновный
лишался правого уха, сажался на три года в тюрьму и потом ссылался на
Украину ( XXI.16. "... у таго разбойника за первой разбой после пытки
отрезать правое ухо, а в тюрьме сидеть три годы, а животы его дати в
выти исцом, а ис тюрьмы выимая его, посылати в кайдалах работати вся-
кое изделье, где государь укажет. А как он в тюрьме три годы отсидит,
послати в Украинные городы... " ). За второй разбой он лишался жизни (
XXI.17. " А будет разбойника поймаютна разборе другие, и его потому же
пытать в и(ы)ных разбоях. Да будет он повинится только в дву разбоях,
а убийства хотя и не учинил, и его за другой разбой казнити смертию, а
животы его отдать в выть исцом." ). За первую татьбу виновный подвер-
гался наказанию кнутом и лишению левого уха, двухгодичной тюрьме и
ссылке на Украину ( XXI.9. "... и того татя за первую татьбу бить кну-
том и отрезать ему левое ухо, и посадити его в тюрьму на два года, а
животы его отдати исцом в выть, и ис тюрьмы выимая его посылать в кай-
далах работать на всякие изделия, где государь укажет. А как он два
года в тюрьме отсидит и его послать в Украинные городы... " ); во вто-
рой раз он наказывался кнутом, лишался правого уха, сажался в тюрьму
на четыре года и потом ссылался на Украину ( XXI.10. "А будет того же
татяизымают на другой татьбе, и его потому же пытать в и(ы)ных тать-
бах. Да будет он повинится только в дву татьбах, а убийства он не учи-
нил же, и его после пытки бить кнутом и урезав у него праваго уха, по-
садить в тюрьму на четыре года, а ис тюрьмы выимая его послать на вся-
кия государевы изделия потому же в кайдалах. А как в тюрьме урочные
лета отсидит , и его сослать в Украинные же городы, где государь ука-
жет , и дать ему письмо, что он за другую татьбу урочные годы в тюрьме
отсидел и ис тюрьмы выпущен." ); третья татьба всегда наказывалась
смертью ( XXI.12. "А приведут татя, доведут него татьбы три, или четы-
ре, или больши, и того татя пытав, казнити смертию " ). Мошенничество
считалось наравне с первой татьбой и также наказывалось ( XXI.11. " Да
и мошенником чинить тот же указ, что указано чинить татем за первую
татьбу " ).
Уничтожение, порча чужого имущества наказывались не менее жес-
токими наказаниями. Поджигатель подвергался огню ( II.4. "А будет кто
умышлением и изменою город зажжет, или после того зажигальщик изыман
будет, и сыщется про то его воровство допряма, и его самого зажечь бе-
зо всякого милосердия "). Убытки от пожара выплачивались виновником (
X.224. " А будет кто учнет жечь на нивах своих жечь солому, или на лу-
гах траву, и в то время огонь разгорится, и пожжет чужие нивы и огоро-
ды, и в том на него будут челобитчики, и про то сыскати. Да будет по
сыску объявится, что он учинил то хитростью, пустил огонь по ветру, и
чужие инвы и огороды не отнял своею леностью, а отняти было мощно, и
на нем исцам убытки их велеть доправит по сыску " ), но не умышленный
пожар не влек за собой никаких взысканий ( X.226. " А будет у кого за-
горится двор не нарошным делом , и от того и иных людей дворы погорят,
и на том, чей двор напередь загорится, никому ни чего не правити пото-
му, что дому его запаление учинилось не по его умышлению" ). Завладе-
ние чужим имуществом наказывалось кнутом, недельною тюрьмой и пенею.
Беглые наказывались тем, что возвращались во владение их хозяина.

Заключение.

Впервые в истории русского законодательства в светскую кодифи-
кацию были включены преступления против религии, ранее находившиеся в
юрисдикции церкви. В системе преступлений они были поставлены на пер-
вое место. Подобный пересмотр системы имел двоякое значение: с одной
стороны, церковь как основная идеологическая сила и ценность занимала
в ней особое место, что свидетельствовало о росте ее влияния, с другой
- принятие церкви под защиту государственных институтов и законов ука-
зывало на их приоритет в политической системе, развивающиеся по пути к
абсолютной монархии.
Так же впервые в истории русского законодательства дано систе-
матическое описание государственных преступлений и определен процесс
по ним. Таким преступлениям предан политический характер; они квалифи-
цируются как измена государю и Русскому государству, а их целью приз-
нается стремление самому быть государем (самозванно). В особый разряд
выделены военные преступления, основными из которых считались переход
на сторону неприятеля и любые формы сношения с ним. Впервые введено
понятие умысла и наказание за него.
В Уложении уточнено понятие "преступления" как противления
царской власти и правопорядку, установленному государством, и даны
стадии преступления: умысел, покушение на преступление и совершение
преступления. Впервые в истории русского законодательства дана класси-
фикация преступления (антигосударственные, против церкви, уголовные,
гражданские правонарушения). По систематике преступлений и их правовой
квалификации Соборное Уложение - несомненный шаг вперед. Из уголовных
преступлений большее внимание уделено убийству. Санкция определялась
взависимости от наличия умысла или его отсутствия, социального лица
преступника и потерпевшего и место совершения преступления ( в церкви,
в царском дворе или вне этих мест). Увечье побои и членовредительство
наказывались физически, не исключая принципа талиона, а также возмеще-
ние бесчестья. Крупнейшими преступлениями считались разбой и татьба.
Разбой как более опасный вид преступления наказывался суровее чем
татьба.
Получено дальнейшее развитие вменения вины. Уложение закрепило
возникновение в законодательстве предшествующего периодапонятие умыс-
ла, неосторожности, случайности, хотя не было еще сколько-нибудь чет-
кого разграничения. Были введены обстоятельства, влияющие на определе-
ние степени виновности или на ее устранение, - необходимая оборона,
крайняя необходимость. Однако применение средств самообороны и ее пос-
ледствия не ставились в связь со степенью опасности. Отягчающими вину
обстоятельствами признававлась повторность преступления. Получили бо-
лее подробную чем в судебниках, разработку вопросы соучастия в прес-
туплении. Выделяется главный виновник от пособников, укрывателей и не-
доносителей, попустителей. Наконец, в отличии от ранний стадий разви-
тия русского права, уголовная ответственность ложилась теперь на все
прослойки населения.
Цели наказания по Соборному Уложению различны. Во первых не
чужды цели которыми руководствовалась власть времен Русской Правды -
это возмездие и имущественные выгоды. Принцип наказания, который при-
сущ Уложению 1649 г. с большою основательностью есть возмездие. внеш-
нее или материальное, т.е. воспроизведения в состав наказания состава
преступления, или лишение преступника того блага, которого он лишил
другого. Принцип материального соответствия наказанию преступления
можно видеть в в казни сожжением за поджог, в залитии горла расплав-
ленным металлом за фальшивомонетчество. Тот же принцип материального
возмездия появляется в направлении казни на тот орган, которым совер-
шается преступление: за кражу - отсечение руки, за лжепресягу - уреза-
ние языка. Именно этим началом внешнего возмездия объясняется в неко-
торых случаях явное нарушение внутреннего соответствия между тяжестью
преступления и тяжестью наказания. Но принцип материального возмездия
не может считаться не только единственным, но и главным принципом.
Вторая цель наказания унаследованная из Русской Правды это иму-
щественные выгоды. Сюда нужно отнести только те виды наказания которые
избраны и установлены по имущественным соображениям, т.е. пеня, кон-
фискация, ссылка.
Этими двумя древнейшими целями отнюдь не исчерпываются кара-
тельные задачи : напротив, уголовное право по Соборному Уложению отли-
чается от уголовного права Русской Правды и судебных грамот именно но-
выми карательными задачами чисто государственного характера. Эти зада-
чи состоят в защите общества от преступников и преступлений. Такая об-
ширная задача может быть осуществлена весьма различными способами. А
именно:
Существует мнение, что основной целью наказаний по Соборному
Уложению должно быть признанно истребление преступников; но согласить-
ся с этим можно было бы лишь тогда, когда бы за всякое преступление
полагалась лишь смертная казнь, или вечное изгнание и заключение, од-
нако мы видим что было и много других разнообразных видов наказания,
которые отнюдь не вели к указанной цели.
С большей основательностью указывают на устрашение, как главную
цель наказаний по Соборному Уложению : " чтоб иным на то смотря не по-
вадно было так делать".
Принимая во внимание пропорциональное отношение друг к другу
видов наказания мы можем признать одним из главных принципов наказания
- лишение преступника средств повторить преступление .
К указанной цели ведет прежде всего предложение об исправлении
самого преступника; государство только тогда прибегает к безповоротным
карам, когда общество признает преступника неисправимым.
С технико-юридической точки зрения Уложение как кодекс феодаль-
ного права явилось значительным шагом вперед в сравнении с судебниками
и указными книгами приказов : в нем дана более развернутая система
права.
Будучи действующим сводом права своего времени, Уложение 1649
г. служит крупным памятником юридической мысли. В нем в отношении ох-
раны собственности, жизни и здоровья людей, государства и особы царя
определены, обобщены и систематизированы правовые понятия, которых в
такой степени обобщения и конкретизации не было в предшествующем зако-
нодательстве.

 

 

Hosted by uCoz