Народная библиотека Охрана труда 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


раждан закрепила
право на охрану здоровья (ст. 41), в том числе право работ-
никам на здоровые и безопасные условия труда. Не менее важны
и другие права в самой распространенной сфере человеческих
отношений - сфере труда. В условиях обеспечения законности
на практике существует целая система органов, осуществляющих
надзор и контроль за соблюдением законодательства в этой об-
ласти, обязанности предприятий, учреждений и организаций
созданию соответствующих безопасных условий для работников,

- 18 -

Цель этих органов прежде всего - не допустить наруше-
ний. В этой связи уполномоченные органы участвуют в приемке,
сдаче выстроенных зданий и сооружений, требуя устранения в
случаях выявления отклонений, теми или иными способами восс-
танавливают нарушенные права и привлекают виновных к ответс-
твенности.
В зависимости от субъектов, осуществляющих надзор и
контроль, принято считать, что надзорные функции носят преи-
мущественно властный государственный характер, они осущест-
вляются государственными органами; контроль в большей мере
связан с общественными функциями - профсоюзами, хотя законо-
дательство использует термин "контроль" и применительно к
государственным органам.
Органы надзора, обладая определенными властными полно-
мочиями, вправе не только проводить соответствующие проверки
на поднадзорных и подконтрольных обьектах, но и давать адми-
нистрации юридические обязательные указания об устранении
выявленных нарушений или воздержании от принятия тех или
иных решений. Неисполнение администрацией указаний влечет за
собой определенные правовые последствия. Ее решения призна-
ются недействительными, нарушенные права работника подлежат
восстановлению, а виновные должностные лица привлекаются к
ответственности.
Ст. 244 КЗоТ, перечисляя соответствующие органы надзора
и контроля.
Надзор и конроль за соблюдением законодательства о тру-
де и охране труда осуществляют:

- 19 -

1) государственный надзор и контроль на предприятиях, в
учреждениях, организациях независимо от форм собс-
твенности и подчиненности специально уполномоченные
на то государственные органы и инспекции в соответс-
твии с федеральными законами;
2) профессиональные союзы, а также состоящие в их веде-
нии техническая и правовая инспекции труда - соглас-
но положениям об этих инспекциях (в ред. Закона Рос-
сийской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 -
Ведомости Съезда народных депутатов Российской Феде-
рации и Верховного Совета Российской Федерации,
1992, N 41, ст. 2254).
Высший надзор за точным и единообразным исполнением за-
конов о труде осуществляется Генеральным прокурором РФ и
подчиненными ему нижестоящими прокурорами.
Законодательство. различает следующие формы надзора и
контроля: предварительный, текущий и последующий. Цель пред-
варительного состоит в том, чтобы предупредить и не допус-
тить принятия незаконных решений. Последующий надзор и конт-
роль должны выявить уже допущенные нарушения трудового зако-
нодательства и восстановить нарушенные права. Текущий надзор
и контроль обусловлены их повседневностью, в процессе чего
могут быть как предупреждены, так и выявлены уже допущенные
нарушеиия.
Как уже упоминалось, ст. 244 КЗоТ перечисляет спецально
уполномоченные на то государственные органы и инспекции, не
зависящие в своей деятельности от администрации предприятий,

- 20 -

учреждений, организаций и их вышестоящих органов.
В эту систему входят:
- Федеральный горный и промышленный иадзор России (Гос-
гортех-надзор России) и его органы осуществляют на местах
надзор в области безопасности работ в добывающих и перераба-
тывающих отраслях промышленности, при эксплуатации объектов
повышенной опасности, магистралъных трубопроводов, при обра-
щении с вредными и опасными веществами, при перевозке опас-
ных грузов железнодорожным транспортом.
- Федеральный надзор России по ядерной и радиационной_0
безопасности (Гасатомнадзор России) и его органы осуществля-
уют надзор за безопасностью при производстве и использовании
атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ
изделий на их основе.
- Органы Государственного энергетического надзора осу-
ществляют надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих
безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих
установок.
- Органы Государственного и пожарного надзора, входящие в
систему МВД РФ, осуществляют надзор за соблюдением правил и
норм, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение
безопасности людей на случай пожара, обеспечение предприятий
средстнами противопожарной защиты и пожарной техникой других
правил пожарной безопасности.
- Федеральный санитарно-эпидемиологический надзор России
(Госсанэпидиадзор России) и его органы на местах, Осущест-
вляют надзор за соблюдением гигиенических норм и санитар-

- 21 -

но-противоэпидемических правил, проведением санитарно-проти-
воэпидемических мероприятий и мероприятий по предупреждению
и ликвидации профессиональных и инфекционных заболеваний
проведением мероприятий по гигиеническому воспитанию населе-
ния.
Осуществляют надэор и общественный контроль за соблюде-
нием законодательства о труде и правил по охране труда проф-
союзы (ст. 244 КЗоТ). Однако переданные в свое время, еще в
1933 г. в связи с ликвидацией наркомата труда, функции над-
зора и контроля профсоюзам недавно вновь были возвращены го-
сударственным органам.
В ст. 1 Указа Президента РФ от 20 июля 1994 г., утвер-
дившего Положение о Федеральной инспекции труда при Минис-
терстве труда РФ (Рострудинспекции), сказано, что Федераль-
ная инспекция труда при Минтруде РФ и подведомственные госу-
дарственные инспекции труда республик, краев, областей, го-
родов федерального значения, автономных областей, автономных
округов, районов и городов образуют единую систему надзора и
контроля за соблюдением законодательства Российской Федера-
ции о труде и охране труда на предприятиях, в учреждениях и
организациях всех форм собственности.
Основными задачами Рострудинспекции и подведомственной
ей государственной инспекции труда являются:
а) осуществление государственного надзора и контроля за
соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и
охране труда, а также связанного с ним законодательства и
нормативно-правовых актов о возмещении вреда, причиненного

- 22 -

работнику, социальном страховании, занятости, банкротстве и
приватизации предприятий, коллективных договорах и соглаше-
ниях
б) защита трудовых прав и достижение безопасных условий
труда работников, а также защита их от незаконных действий
работодателей, должностных лиц и других ответственных работ-
ников предприятий, ущемляющих эти права;
в) разработка предложений по совершенствованию законно-
дательства Российской Федерации и иных правовых актов о тру-
де и охране труда;
г) обеспечение повышения квалификации работников аппа-
рата Рострудинспекции и государственной инспекции труда.
В соответствии с перечисленными задачами на Рострудинс-
пекцию, государственную инспекцию труда, государственно-пра-
вовых инспекторов труда и государственных инспекторов по ох-
ране труда возложены специальные функций.
В частности, государственные правовые инспекторы труда и государс-
твенные инспекторы по охране труда вправе:
беспрепятственно посещать
предприятия в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением
законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых ак-
тов о труде и охране труда;
- запрашивать и получать от органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и местного са-
моуправления, предприитий документы, объяснения и
иную информацию, необходимую для выполнения надзорных
и контрольных функций;

- 23 -

- налагать в установленном законодательством Российской
Федерации об административных правонарушениях порядке
штрафы на руководителей, должиостиых лиц и других от-
ветственных работников предприятий, виновных в нару-
шении законов и иных нормативных актов о труде и ох-
ране труда;
- предъявлять работодателям, должностным лицам и другим
ответстветственным работникам предприятий для испол-
нения предписания об устраннении нарушений законода-
тельства Российской Федерации и иных нормативных пра-
вовых актов труде и охране труда, о привлечении ви-
новных и этих нарушениях к дисциплинарной ответствен-
ности или отстранении их от должности в установленном
порядке.
Государственным инспекторам по охране труда предостав-
лено право: приостанавливать работу отдельных производствен-
ных подразделений и оборудования при выявлении нарушений за-
конодательных и иных нормативных актов об охране труда, ко-
торые создают урозу жизни и здоровью работников, до устране-
ния этих нарушений, отстранять от работы лиц, не прошедших в
установленном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний
правил, норм и инструкций по охране труда.
Решения государственных правовых инспекторов труда и
государственных инспекторов по охране труда могут быть обжа-
лованы руководителю государственной инспекции труда по под-
чиненности, главному государственному инспектору труда Рос-
сийской Федерации или в судебном порядке. Решения главного

- 24 -

государственного инспектора труда Российской Федерации также
могут быть обжалованы в суде (п. 13 Положения) .
Кроме перечисленных задач и упомянутых функций за соб-
людением законодательства о труде осуществляется и общест-
венный контроль. Эти функции, как уже отмечалось, в соот-
ветствии со ст. 248 КЗоТ выполняют профсоюзы.
Основы законодательства об охране труда изменили формы
осуществления этого контроля. 8 апреля 1994 г. Министерство
труда РФ в соответствии со ст. 25 Основ разработал и утвер-
дил Рекомендации по организации работы уполномоченного (до-
веренного) лица по охране труда профессионального союза или
трудового коллектива.
Уполномоченный наделяется значительными правами. Так же
как и государственный инспектор, он может потребовать приос-
тановки работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здо-
ровью работников, выдать обязательное к рассмотрению предс-
тавление об устранении выявленных нарушений, обратиться в
соответствующие органы по поводу привлечения к ответстнен-
ности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства
об охране труда или сокрытии фактов негативных случаев на
производстве.
Выборы уполномоченных проводятся на общем собрании тру-
дового коллектива на срок не менее двух лет. Они должны пе-
риодически отчитываться на общем собрании перед коллективом
и могут быть отозваны до истечения срока действия их полно-
мочий, если не выполняют своих функций. Организация выборов
возлагается на профсоюзы или иные уполномоченные работниками

- 25 -

представительные органы. Если на предприятии несколько проф-
союзов или представительных органов, каждому из них предос-
тавлено право выдвигать своих кандидатов на выборы уполномо-
ченных по охране труда.



ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О ТРУДЕ И ПРАВИЛ ОХРАНЫ ТРУДА


Любое виновное нарушение трудовых прав и обязанностей
должно влечь за собой юридическую ответственность. В особое
положение здесь поставлены должностные лица: имея больший
объем прав, будучи ответствснными за организацию трудового
процесса, они должны обеспечить нормальные и безопасные ус-
ловия труда и в случае нарушений отвечать не в меньшей сте-
пени, а в большей степени, чем другие работники.
Ст. 249 КЗоТ предусматривает ответственность должност-
ных лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и
правил по охране труда, в невыполнении обязательств по кол-
лективным договорам и соглашениям или в воспрепятствовании
деятельности профессиональных союзов. Эта ответстненность
может быть дисциплинарной, административной и уголовной. Это
не означает, что за нарушение наступает ответственность всех
трех видов одновременно.
Трудовая дисциплина, как известно, может быть объектом

- 26 -

различных правонарушений. Но это не означает, будто объект
всех этих правонарушений одинаков. Признание одного и того
же объекта для многих правонарушений стирало бы грань между
ними. Законодатель выделяет особо важные стороны отношений в
частности в сфере труда, ставя их под защиту уголовного пра-
ва, учитывая при этом характер, мотивы, способы совершения
правонарушения, степень тяжести его последствий и другие мо-
менты.
Так, уголовная ответственность за преступление против
трудовых прав граждан предусмотрена статьями УК России:ст
137-за нарушение законных прав профсоюзов; ст.138-за отказ в
приеме на работу или увольнение беременной женщины или кор-
мящей матери; ст.139- за преследование граждан за критику;
ст.140- за нарушение правил охраны труда.
Уголовная ответственность также установлена за наруше-
ние правил безопасности горных, строительных работ, на взры-
воопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах. Эта от-
ветственность наступает, если нарушения повлекли или могли
повлечь за собой тяжкие последствия.
За нарушения санитарно-гигиенических и санитарно-проти-
воэпидемических правил и норм могут применяться администра-
тивно-правовые санкции (ст. 42 Кодекса РСФСР административ-
ных правонарушениях) . Кроме того, нарушение должностными
лицами законодательства о труде и правил по охране труда
(ст. 41 Кодекса), мелкое хищение государственного или об-
щественного имущества (ст. 49 Кодекса), нарушение правил
эксплуатации водохозяйственных сооружений и устройств (ст.

- 27 -

60) выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных
средств с превышением нормативов содержания загрязняющих ве-
ществ в выбросах (ст. 80 Кодекса) . И наконец, должностные
лица, представляющие работодателя и уклоняющиеся от участия
в переговорах по коллективному договору или виновные в нару-
шении и невыполнении обязательств по коллективному договору
или соглашению, также несут административную ответствен-
ность.
Лица, виновные в непредставлении информации, необходи-
мой для коллективных переговоров и осуществления контроля за
соблюдением коллективного договора или соглашений, несут ли-
бо административную, либо дисциплинарную ответственность.
За нарушение норм трудового законодательства, и в част-
ности норм об охране труда, возможна и дисциплинарная от-
ветственность, которая проявляется в применении дисциплинар-
ных санкций вплоть до увольнения. Увольнение возможно при
систематическом нарушении должностным лицом своих обязаннос-
тей, а также и в случае однократного, но грубого нарушения,
допущенного руководителем предприятия, учреждения, организа-
ции (или его обособленного подразделения) или его заместите-
лем (по п. 1 ст. 254 КЗоТ) .
Руководящие работники предприятия, виновные в нарушение
законодательства о труде, невыполнении обязательств по кол-
лективному договору, проявляющие бюрократизм, волокиту, мо-
гут быть уволены по требованию профсоюзного органа (не ниже
районного) по ст. 37 КЗоТ.
Если в результате допущенного правонарушения причиняет-

- 28 -

ся еще и материальный ущерб, виновная сторона привлекается и
к материальной ответственности. Вид ее и пределы определяют-
ся общими нормами трудового законодательства о материальной
ответственности.

 

 

Hosted by uCoz