| |
м гибель леса. О том, что Россия "лысеет",
сказал представитель Межведомственной комиссии по экологии Алек-
сей Яблоков, когда подводил итоги разговоров. Ему довелось озна-
комиться со снимками, сделанными специальными спутниками. Так
вот, из космоса видно, что территории, где некогда шумели леса,
превратились в "пустыни". Именно так смотрится Коми республика,
на нашей памяти прославившаяся "стройкой дружбы" - огромным ле-
соповалом, где работали болгарские лесозаготовители. Сейчас
столь же "эффективно" истребляют русский лес наши друзья-пар-
тнеры в Хабаровском крае (здесь работают северокорейские дого-
ворники). "Опустынивание" - термин, который прозвучал на Между-
народном форуме в Рио-де-Жанейро, прозвучал с тревогой за судьбы
планеты. Столь же взволнованно мировая общественность обсуждала
и обсуждает судьбы лесов Амазонки, признавая в их гибели эколо-
гическую опасность для всей планеты. Русский лес составляет поч-
ти четверть мировых лесных ресурсов, так что его жизнь, его
рациональное использование - безусловно, тоже глобальная пробле-
ма, жизненно важная для всей планеты, для ее экологического бла-
гополучия. Сейчас в этих местах внимательные россияне с тре-
вогой слышат хрипы тяжелой болезни. Насколько она опасна? Чем
грозит населению? И как же его спасать - наш русский лес (и нас
вместе с ним)? На первый взгляд, особенно если пользоваться оте-
чественной статистикой, положение в нашем лесу не таит угрозы
экологической безопасности. Рослесхоз, например, сообщает, что
площадь покрытых лесом земель з последние пять лет увеличи-
лась на 6 млн. гектаров. Однако при этом в Кемеровской, Пер-
мской, Вологодской, Томской, Тюменской областях, в Бурятии зна-
чительно уменьшились площади покрытых лесом земель. Государ-
ственный учет лесного фонда (1993 г.) показал, что площадь по-
гибших и списанных лесных культур всех возрастов, включая учтен-
ные до 1988 года, за 5 лет составила 1,7 млн. га. Основные
причины гибели: несвоевременный уход и заглушение мягколиствен-
ными породами, потравы скотом и дикими животными, неблагоприят-
ные климатические факторы (вымокание, выжимание, засуха, замо-
розки), лесные пожары. Объемы заготовки древесины по главно-
му пользованию в последние годы резко сократились. Если в 1988
г. заготовлено З25 млн.куб.м, то в 1993 г. только 174 млн.куб.м,
или 46%. Объем лесопользования сравнялся с самым низким за пос-
левоенный период уровнем (1947 г. - 155, 1948 г. - 184
млн.куб.м). Лесопользование ведется со значительными потеря-
ми древесины и недорубами (в 1993 г. - 4,9 млн. куб.м). Помимо
экономического ущерба, это приводит к захламлению лесов, соз-
дает дополнительную пожарную опасность, способствует возник-
новению очагов вредителей. Более всего оставлено древесины на
лесосеках Сибири и Дальнего Востока. С переходом к рыночным от-
ношениям, с изменением форм собственности значительно увели-
чилось количество лесопользователей и возрос ущерб, причиняемый
нарушителями лесного законодательства. Распространенный харак-
тер получили случаи вывоза за рубеж лесоматериалов и продажа их
по ценам ниже мировых. Поданным МВД России, только в 1993 году
предотвращен незаконный вывоз за рубеж 157,4 тыс.куб.м леса и
пиломатериалов. Государственная лесная охрана выявила, что чис-
ло случаев незаконных порубок по России увеличилось в 1993 году
в 2,8 раза по сравнению с 1992 годом, а объем незаконно срублен-
ной древесины - в 1,3 раза. Так, по данным органов госконтро-
ля за лесами в республиках, краях, областях и автономных образо-
ваниях, использование лесосырьевых ресурсов совместными пред-
приятиями, товариществами, акционерными обществами и другими
предпринимательскими структурами ведется неудовлетворительно. В
Приморском крае, например, в 1993 году по результатам освиде-
тельствования мест рубок лесозаготовителями брошено на лесо-
секах 95 тыс.куб.м. в Томской области - 146 тыс.куб.м древесины.
Заготовленная древесина поставляется на экспорт, в основном в
круглом виде, преимущественно хвойных пород. Вскрыты факты неза-
конного экспорта древесины с использованием поддельных копий ле-
сорубочных билетов, выданные комплексными предприятиями Рослес-
прома (Приморский край, Томская область), незаконной заготовки,
скупки, контрабандной вывозки корней и семян редких и исчезаю-
щих видов растений (женьшень, элеутерококк и другие). Положение
усугубляется отсутствием правовой защиты работников госле-
соохраны от посягательств лесонарушителей на их жизнь, здоровье
и имущество. Отсутствие централизованных бюджетных средств, не-
выделение их Минфином России на приобретение служебного оружия
не позволяет обеспечить должностных лиц гослесоохраны сред-
ствами самообороны. Только в 1993 году нападениям вооруженных
лесонарушителей подверглось 15 человек, из них 6 человек убито.
В январе текущего года убит директор лесхоза в Московской облас-
ти, в феврале - начальник Пензенского управления лесами, в апре-
ле - лесник Госкомлесхоза Ингушской республики. В Российской Фе-
дерации 56% сельскохозяйственных угодий подвержены водной и вет-
ровой эрозии. Прогрессируют процессы разрушения пашни, обра-
зования подвижных песков и оврагов. Среднегодовое увеличение
эрозированных земель достигает 0,4 - 0,5 млн.га, а прирост овра-
гов - от 30 до 150 тыс. га! Исходя из научно обоснованных расче-
тов необходимо иметь 14 млн.га защитных лесонасаждений, а
фактически создано всего 2,9 млн.га. Объемы создания защитных
лесных насаждений, предусмотренные Государственной комплексной
программой повышения плодородия почв России, утвержденной
постановлением Правительства России от 17 ноября 1992 г. N879, в
1992-1993 гг., выполнены на 2/3. По сравнению со среднегодовыми
показателями 1986-1990 гг. они сократились в 1,5 раза. При
сложившихся к настоящему времени темпах работ даже в рамках Го-
сударственной комплексной программы повышения плодородия почв в
России, принятой Правительством в ноябре 1992 года, поставлен-
ная цель может быть достигнута не ранее чем через 100 лет. Лес-
ные пожары наносят большой ущерб лесным ресурсам и окружаю-
щей среде России. В районах Сибири и Дальнего Востока они часто
носят глобальный характер. За последние пять лет в лесах России
возникло 122,8 тыс. лесных пожаров, которыми пройдено 5,1 млн.
га лесной плошади. Сгорело и повреждено древесины на корню 132,!
млн.куб.м и уничтожено заготовленной древесины О,3 млн.куб.м.
Традиционные меры борьбы при больших расстояниях и бездорожье не
приносят желаемых результатов. Привлечение же для наблюдения за
состоянием пожарной обстановки а лесах на правах аренды авиа-
ционной техники становится исключительно дорогостоящим мероприя-
тием, требующим больших материальных затрат. Авиационная охрана
лесов от пожаров осуществляется на площади 770 млн.га (из 1,18
млрд. га лесного фонда). На площади около 400 млн.га актив-
ная борьба с лесными пожарами вообще не ведется. Следствие пожа-
ров в северных регионах - исчезновение ягельных угодий, что спо-
собствует массовой миграции и сокращению численности диких жи-
вотных. Радиоактивное загрязнение земель лесного фонда в ре-
зультате ядерных аварий и испытаний ядерного оружия выявлено на
площади более 3,5 млн.га. Из них: в Чернобыльской зоне - 1,0
млн.га; в Уральском регионе - около 0,5 млн.га; в Томской облас-
ти - более 10 тыс.га, в зоне влияния ядерных испытаний на Семи-
палатинском полигоне в Алтайском крае - 2 млн.га. На этой
территории действует более 140 лесхозов, 380 лесничеств. В 103
лесных поселках -проживают 83,8 тысячи работников лесного хозяй-
ства н членов их семей. Лес обладает способностью прочно удержи-
вать радионуклиды, предотвращая тем самым их вынос за преде-
лы загрязненной территории. Вместе с этим загрязненные леса яв-
ляются источником вторичного радиоактивного загрязнения террито-
рий при лесных пожарах в связи с переносом радионуклидов на
большие расстояния. Организация Федеральной службы лесного
хозяйства России на базе бывшего Минлесхоза РСФСР и Госкомлеса
СССР как федерального органа управления лесами принизило его
статус. Субъекты РФ восприняли это как ослабление государствен-
ного управления лесным хозяйством, что привело в ряде районов к
нарушениям правил лесопользования. В Российской Федерации
около 2,5 млн. малых рек, которые формируют ресурсы, водный и
гидрохимический режимы средних и крупных рек, определяя их эко-
логическую специфику, создают уникальные природные ландшафты',
поддерживая в них устойчивое равновесие или перераспределе-
ние влаги. С ростом экономического потенциала увеличивается
объем безвозвратного водопотребления из малых рек, которые в
центральных и южных районах России достигают 60%. от их суммар-
ных водных ресурсов в средний по водности год и 90%. в засуш-
ливый. Одна из основных особенностей малых рек - тесная связь
формирования стока с ландшафтом бассейна. Это обусловило необы-
чайную уязвимость рек при интенсивном освоении водосбора. Увели-
чение распаханности земель, отставание почвозащитных мероприя-
тий и распашка до уреза воды привели к развитию эрозионных про-
цессов на больших площадях бассейнов малых рек, заилению русел,
прудов и водохранилищ. Из-за резко возросшей антропогенной
нагрузки на малые реки происходит их интенсивная деградация,
Состояние многих рек, особенно европейской части России, катас-
трофическое - их сток снизился более чем наполовину, качество
воды неудовлетворительное, многие из них полностью прекратили
свое существование. В этой связи важным мероприятием является
облесение долин и пойм рек и логов. В районах с высокой рас-
паханностью бассейнов особое внимание необходимо уделить созда-
нию водоохранных и почвозащитных насаждений на склонах, в доли-
нах, поймах рек, прирусловых участках. Как уже отмечалось, на
первый взгляд постановка проблемы кажется некорректной. По дан-
ным государственного учета лесного фонда, за 15 лет
(1973-1988 годы) покрытые лесом земли, например, Сибири, увели-
чились на 18,4 млн. га, а общий запас древесины - на 1,5 млрд.
кубометров. Не уменьшились и площади спелых и перестойных на-
саждений, несмотря на их интенсивную рубку. Ежегодная расчетная
лесосека в тех же лесах Сибири осваивалась не более чем на 36%.
Площадь хвойных древостоев не уменьшилась. Таким образом,
официальная статистика не дает повода для беспокойства. Неу-
дивительно, что многими специалистами делается вывод о возмож-
ности увеличения заготовок леса в Сибири более чем вдвое.
Однако исследования ученых Института им. Сукачева (Красноярск)
не позволяют согласиться с такими оценками. Основные выводы
исследований таковы: В основу определения расчетной лесосеки по-
ложены не всегда достоверные лесоучетные данные. При офи-
циальных расчетах не учитываются реальные возможности лесно-
го фонда, то есть экологическая, экономическая и технологичес-
кая доступность лесов. Это неоднократно приводило к истощению
лесов на локальных территориях, приводящему к значительному эко-
номическому ущербу, а иногда к катастрофическим последствиям. В
горных лесах Сибири исходя из их повышенной экономической значи-
мости, хозяйство необходимо вести на принципах особого режима
природопользования, что неизбежно отразится на размере ежегод-
ной расчетной лесосеки. Возрасты рубок по основным древесным по-
родам Сибири - сосне и лиственнице - занижены, что искусственно
завышает площади эксплуатационного фонда и расчетную лесосеку,
приводит к скрытому перерубу ее. Размер расчетной лесосеки по
Сибири завышен минимум в два раза. Количественная и качествен-
ная оценка лесных ресурсов в лесах Сибири очень несовершенна.
Система организации лесного хозяйства и управления лесами в Си-
бири не соответствует современным условиям и требует пересмотра.
Лесное хозяйство России всегда финансировалось по остаточному
принципу, что не позволяло обеспечивать воспроизводство качес-
твенных лесов. В настоящее время положение только усугубилось.
Локальное промышленное атмосферное загрязнение вызывает гибель
лесов в районах работы предприятий черной и цветной металлургии.
Наиболее яркий пример
- работа Норильского горно-металлургического комбината. Выбросы
двуокиси серы с примесью тяжелых металлов превышают 2 миллиона
тонн в год. Следствие - полностью погибшие леса на площади свы-
ше 300 тысяч гектаров, поврежденные на площади 500 тысяч гекта-
ров, причем вся площадь воздействия атмосферных загрязнителей не
изучена из-за отсутствия у Восточно-Сибирского лесоустроительно-
го предприятия средств на проведение работ. Крайне напряженная
ситуация вследствие выбросов комбината <Североникель>, <Печенга-
никель> на Кольском полуострове.
Итак, в последние 4 года объем лесозаготовок снизился почти в
2 раза -до 200 млн.куб.м в 1993 г. Ожидается что в 1994 г. 994
г. он еще уменьшится 120- 150 млн.куб.м. Площадь ежегодно унич-
тожаемых старовозрастных лесов снизилась почти на 1 млн. га,
фактически прекращена подготовка к освоению новых удаленных мас-
сивов. Однако при этом миллионы людей на севере европейской час-
ти, в Сибири и на Дальнем Востоке, зависящие от лесной промыш-
ленности, попали в отчаянное положение и готовы к любым дей-
ствиям для своего спасения.
Как российские, так и зарубежные представители лесной промыш-
ленности видят выход из кризиса в программах восстановления
объемов заготовок за счет интенсификации использования остатков
сохранившихся лесов в уже освоенных районах. Экономическая и со-
циальная эффективность этих программ весьма сомнительна, нега-
тивные экологические эффекты их реализации очевидны.
При относительно небольшой площади непосредственного уничто-
жения лесного покрова (обычно несколько процентов) промышленное
освоение вызывает нарушения ряда компонентов лесных экосистем на
несравнимо больших площадях. Например, после проведения геоло-
горазведочных работ численность охотничьих видов животных и птиц
не восстанавливается десятки лет. Соболь уходит от новых желез-
нодорожных трасс на десятки километров.
Следует учитывать также и большое косвенное влияние - благо-
даря росту частоты пожаров, связанному с проникновением челове-
ка в ранее не населенные лесные массивы.
Огромна роль промышленного освоения в разрушении социальной
сферы местного населения. Для ряда малых народов это кончается
просто вымиранием.
В настоящее время проекты добычи полезных ископаемых - преж-
де всего нефти и газа, золота, меди, алмазов, - а также созда-
ние инфраструктуры для этой деятельности являются единственной
сферой, привлекающей значительные иностранные инвестиции.
При этом игнорирование требований природоохранного законода-
тельства, отсутствие открытого обсуждения планов действий с об-
щественностью, а иногда и просто откровенные преступные дей-
ствия как инициаторов проектов, так и должностных лиц, их под-
держивающих, выражены еще более ярко, чем в чисто лесопромышлен-
ных проектах.
Стратегия действий опять-таки сводится в основном к увеличе-
нию объема добычи полезных ископаемых из новых месторождений, а
не доработке уже освоенных и повышению эффективности использова-
ния уже имеющегося сырья.
| |
|