| |
Техника резьбы по камню, как показывают орнаментация
мраморных капителей Софийского собора с переплетающимися листь-
ями и крестами и гробница Ярослава в стиле древнехристианских
саркофоков, заимствованна из Византии для церковных целей. Гре-
ческая мозаика стала употребляться для украшения церковных зда-
ний и, может быть, дворцов. То же надо сказать и о фресковой жи-
вописи. Если в области мозаики и фрески Киевская Русь оставалась
долгое время в зависимости от греческих мастеров, то "в некото-
рых видах художественной промышленности ученики-русские,- отме-
чает И.Грабарь,- сравнялись со своими учителями-греками, так что
трудно отличить перегородчатые работы от византийских образцов".
Таковы работы по финифти (эмаль) и скани (филигрань). Тем не ме-
нее русские работы показывают "хорошо усвоенный стиль византийс-
ких образцов,а их тематика в большинстве случаев церковная"[4].
Особенно ярко влияние византийского крещения выразилось в
художественной области. До нас сохранились поразительные по сво-
ей художественной ценности образцы архитектурного искусства Ки-
евской Руси первых времен христианства, навеянные лучшими образ-
цами византийского строительства эпохи его расцвета. Источники,
откуда черпались греческими архитекторами (а что именно гречес-
кие архитекторы строили первые храмы, об этом мы имеем совершен-
но точные указания в современной литературе) творческие мотивы
их построек в Киеве, Новгороде, Чернигове, служат такие шедевры
мирового искусства, как собор св.Софии и так называемая Ках-
риэ-Джами с ее галереями, залитыми мозаикой, к Константинополе,
собор св.Софии в Солуни, собор в Дафни, близ Афин.
Заключение.
Крещение Руси ввело ее тесным образом не только в семью
христианских славянских государств, но и вцелом в систему хрис-
тианских стран Европы с их культурными достижениями. Обогатилась
русская культура и имеющими глубокие исторические традиции дос-
- 25 -
тижениями стран Ближнего Востока и, конечно культурными сокрови-
щами Византии. Русь выиграла от союза с Византией, но вместе с
тем Руси и в дальнейшем приходилось оказывать постоянное сопро-
тивление политическим и церковным притязаниям Византийской импе-
рии, стремившейся подчинить Русь своему верховенству. Тем не ме-
нее Владимир, креститель Руси, чувствовал свою державу полноп-
равной среди других христианских народов мира, "яко же увидеша
страны хрестьяньския"[4].
| |
|