| |
ВВЕДЕНИЕ
"Ламаизм"-термин, введённый в Европе, а в основу его положе-
но тибетское слово "лама". Оно означает буквально "выше нет",
"высочайший".
В самом тибетском языке слова "ламаизм" нет, а религия
обозначается как чой ("закон" или "учение"), гелугпа ("секта
добродетели") или шасэр ("жёлтая шапка").
Ламаизм - одна из реально существующих форм буддизма. Все
основные положения его учения базируются на буддийской литера-
туре, постоянно опираются на авторитет легендарного "основателя
буддизма" - будды Шакьямуни, культ ламаизма пронизан буддийски-
ми представлениями.
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛАМАИЗМА
Ламаизм как форма буддизма возник в VII-XIV вв. н. э. в Ти-
бете и стал господствующей религией. Ламаизм - социальное явле-
ние, порождённое конкретными условиями жизни тибетских крепост-
ных и рабов и нашедшее себе последователей среди трудящихся
Монголии, а затем среди бурят, тувинцев и калмыков именно пото-
му, что условия их общественной жизни со становлением развитых
классовых антагонизмов в той или иной мере оказались сходными с
теми, которые вызывали принятие буддизма тибетцами.
Укрепление буддизма в Тибете и складывание его особой формы
- ламаизма - путём непрерывных побед новой религии не было. Од-
нако наибольшее влияние на дальнейшую судьбу буддизма в Тибете
имел знаменитый Атиша. Он родился в 982 г. в Бенгалии в коро-
левской семье, стал настоятелем монастыря Викрамачила и был
впоследствии провозглашён главой всех последователей махаяны в
царстве Магадха.
Отвергнув первое приглашение тибетских князей, он после
новых настоятельных просьб, уже в преклонном возрасте просле-
довал, сопровождаемый высокими почестями, через Непал и поя-
вился в 1040 г. в Западном Тибете, где собрал вокруг себя
большую группу индийских и тибетских монахов. Атиша подчёрки-
вал этические требования буддизма, строгую организованность
монашества, чёткую регламентацию культа и внедрение практики
- 3 -
созерцания. Опираясь главным образом на учение мадхьямиков,
Атиша стал первым пропагандистом в Тибете тантрийской системы
калачакра ("колесо времени"), сыгравшей впоследствии особую
роль в формировании важнейших доктрин ламаизма.
Уже после переноса резиденции в Центральный Тибет Атиша
созвал в 1050 г. под своим представительством церковный собор,
почитающийся как "седьмой собор буддийской церкви" и объеди-
нивший на некоторое время не только всех монахов Тибета, но и
индийских пандитов. Собор этот торжественно провозгласил новое
основание буддизма в Тибете. Умер Атиша в 1054 г. во время од-
ной из своих многочисленных поездок по стране.
Ученики Атиши, среди которых был и его знаменитый биограф
и составитель "правил школы Атиши" Бромонда (1004-1065), про-
должали проводить линию на ограничение занятий монахами маги-
ей, на укрепление монастырской дисциплины и выдвижение на пер-
вый план требований религиозной морали.
"Основатель Ламаизма"- Цзонкаба (1357-1419 гг.).
Цзонкаба сыграл решающую роль в окончательной кристаллиза-
ции ламаизма, закрепил его важнейшие тенденции. В том, чего
добивался Цзонкаба, были элементы обновления, и восстановле-
ния, и внесения принципиально нового.
С 1394 г., поселившись в окрестностях Лхасы, Цзонкаба ок-
ружает себя учениками, устанавливает строгие монашеские прави-
ла и начинает свою проповедническую деятельность. Не раз
высшие ламы-красношапочники пытались подорвать его авторитет,
но благодаря своей выдержке, начитанности и красноречию он
всегда выходил из столкновений с ними победителем. Первона-
чально Цзонкаба называл свою общину "новой кадампой", и лишь
позже основанное им направление - господствующее направление
всего последуюшего и современного ламаизма - получило широко
известное название гелугпа, т. е. "секта, или школа добродете-
ли", а также шасэр, т. е. "жёлтая шапка" (шаммар-"красная шап-
ка").
К самому началу XV в. относят появление главного сочинения
Цзонкабы, носящего название "Великий путь по ступеням муд-
рости", известного обычно в сокращённом виде как Лам-рим ченпо
или просто Ламрим.
К концу жизни Цзонкаба составил "малый Ламрим", являющийся
квинтэссенцией его главного труда. Сам Цзонкаба сказал об этом
- 4 -
руководстве: "Если спустя много времени кто-нибудь, кто слышал
о моих делах, почувствует желание видеть меня и говорить со
мной, он может взять эту книгу и тогда он встретится со мной".
Ламрим стал опорным документом всего последующего ламаизма.
Оба названных произведения Цзонкабы - по существу учебни-
ки, излагающие принципы двух основных путей ведущих к "высшему
совершенству". Синтез этих двух путей составил тот "новый
путь" спасения, который, будучи систематизированным Цзонкабой,
и определяет сущность ламаизма как уже канонизированной новой
формой буддизма, выросшей и укоренившейся на основе тибетского
феодализма.
С целью централизовать и чётко иерархически организовать
ламство Цзонкаба учредил сложную систему церковной иерархии,
разработал примерный устав для ламаистских монастырей, устано-
вил безбрачие для лам и, что было особенно важно, разрешил ла-
мам иметь собственность. Во главе новой иерархии встали "живые
боги" - земные воплощения различных высших божеств ламаистско-
го пантеона. Сама иерархическая система давала возможность
каждому ламе найти в ней своё место, определявшееся как об-
щественным положением и связями, так и в какой-то мере личными
деловыми качествами и степенью учёности. Это обеспечивалось
установлением иерархии и специализации в "различных профилях".
Далее было установлено деление лам по их функциям в совер-
шении культа, который включал кроме рядовых богослужений и
пышных праздников совершение множества бытовых треб, главным
образом вне монастыря, непосредственно в семьях верующих. Та-
кое усложнение культа привело к разделению лам на астрологов и
гадателей, медиков и заклинателей, специалистов по похоронам и
другим бытовым обрядам.
Наконец, ламы делились по степени учёности. Соответствую-
щие знания присваивались им в результате сдачи сложных экзаме-
нов, проводившихся главным образом в форме теологических
диспутов.
Цзонкабе присывается введение сложной обряднсти, широкое
использование элементов театрального искусства и музыки во
время красочных мистерий, посвящённых различным богам или нап-
равленных на очищение местности от злых духов, праздников,
установленных якобы в честь важнейших событий в жизни Шакьяму-
ни, в честь грядущего будды Майтреи и т. д.
- 5 -
Реформы Цзонкабы настолько укрепили политические позиции
высшего буддийского духовенства Тибета, что вскоре после кон-
чины "основателя ламаизма" в иерархии ламства появляется новое
высшее звено. Легенда приписывает Цзонкабе пророчество, сог-
ластно которому два его любимых ученика будут постоянно вопло-
щаться в двух высших иерархов ламаистской церкви. Одно из этих
воплощений получило титул далай-ламы, другое - панчен римпон-
че, или панчен-ламы.
ЛИТЕРАТУРА ЛАМАИЗМА
Учение о сущности бытия и о спасении, состоящем в преодо-
лении страданий "эмпирического мира" и достижении нирваны, а
также система культовых мероприятий, могущих якобы содейство-
вать спасению, изложены в обширнейшей литературе ламаизма. Её
можно разделить на каноническую и комментаторскую.
Собственно каноном для ламаистов является только Ганджур,
работа над составлением которого была завершена в первой трети
XIV в. Так как Ганджур и стоящий по своему значению для догма-
тики и культа ламаизма почти на одном уровне с Ганджуром сбор-
ник древнейших комментариев и других текстов -Данджур- состав-
ляют основу всей идеологии и культовой практики ламаизма.
Ганджур.
Ганджур означает по-тибетски "перевод предписаний", "пе-
ревод откровений" и рассматривается ламаистами как собрание
наиболее авторитетных, приписываемых будде Шакьямуни текстов и
изречений, имеющих безусловную каноническую силу. Ганджур - не
только главный источник основных положений догматики, но и
предмет культа (как, впрочем, и всякая религиозная книга для
ламаиста).
Издаётся Ганджур в 100, 102 томах и более (до 108), содер-
жащих в общей сложности 1083 отдельных сочинения. Наиболее
распространено членение всего сборника на семь основных разде-
лов.
Первый раздел носит тибетское название Дул-ва (санскр. Ви-
ная), что означает "монашеская дисциплина" или "правила пове-
дения монашеской общины", и содержит несколько сочинений. Со-
чинение "Основы дисциплины" излагает условия приёма в буд-
дийскую монашескую общину, способы поддержания в ней диисцип-
- 6 -
лины, правила поведения её членов по временам года, внутреннюю
структуру общины, требования к носимой монахами одежде, к обо-
рудованию жилища, ложу для сна, порядку принятия пищи и т. д.
В сочинение "Толкование устава" включена знаменитая Пратимок-
шасутра с её 253 предписаниями для "полного монаха", соблюде-
ние которых должно контролироваться на "исповедальных собрани-
ях". Далее идут сочинения, более детально определяющие распо-
рядок дня, правила проведения учебных занятий, упражнений в
созерцании, особые требования к монахиням, предсмертные пред-
писания Шакьямуни своим ученикам, молитвенные тексты и бла-
гославения.
Следующий раздел Ганджура - Шэрчин - объёмом от 21 до 24
томов - посвящён праджа-парамите, т. е. "высшей ступени абсо-
лютной (потусторонней) мудрости", или "высшей мудрости, пере-
водящей на другой берег существования. Согластно религиозной
традиции, эта "мудрость" исходит от самого грядущего будды
Майтреи и была изложена Асангой. Учение о "конечном познании"
преподносится в Шэрчине в шести различных по своей подробности
вариантах. По своей сути - это изложение пути спасения в том
виде, как он преподносится школой мадхьямиков.
Третий раздел - Пал-чен - пространно (в 6 томах и 24 гла-
вах) излагает одно из наиболее популярных сочинений махаяны -
Махаваипулья-сутру ("сутра о великом собрании"). В форме по-
вествования о восьми встречах Будды с различными божествами и
святыми подробно описываются многочисленные будды и бодхисатт-
вы, области их влияний, их особые качества, совершённые ими в
различных перерождениях подвиги и дела, направленные на спасе-
ние живых существ. Тут же приведены молитвы, адресованные этим
божествам. В ходе последней встречи Будда якобы предсказал,
что буддизм распространится впоследствии в "диком снежном
царстве", и подчеркнул роль в этом событии бодхисаттвы Авало-
китешвары, земным воплощением которого стали впоследствии
Сронцзан-гамбо и все далай-ламы.
Вопросам религиозной морали посвящён четвёртый раздел
сборника - Кон-цзег или Гонзаг (санскр. ратнакута - "гора дра-
гоценностей"). Пять или шесть томов этого раздела содержат ди-
алоги Будды с учениками и выскаэывания различных авторитетных
для буддистов личностей по вопросам этики и метафизики. Тут же
приводятся различные легенды и кратко излагаются важнейшие по-
- 7 -
ложения буддизма, раскрываются "истинная сущность" Будды и
признаки достижения "высшей просветлённости".
Пятый раздел - До или До-дэ (санскр. сутра), т. е. "руко-
водство", "поучительные речи". Он охватывает 30 или 32 тома и
частично совпадает по содержанию с Сутта-питакой палийского
канона, включая, однако, и многие весьма существенные сочине-
ния махаяны, что делает этот раздел особенно важным для пони-
мания идеологии ламаизма. Содержание 270 произведений, входя-
щих в До, весьма разнообразно. Многие сутры посвящены деяниям
Будды в прежних перерождениях, легендарным рассказам о жизни
различных лиц, изложению вопросов искусства, астрологии, меди-
цины. Тут же приводятся ортодоксальные и еретические учения,
законы нравственные и гражданские. Описываются шесть родов жи-
вых существ, места их обитания и причины их перерождений в
этих местах и формах. Характеризуются места пребывания будд и
бодхисаттв, их "образ жизни" и т. д. Многие сутры изложены в
виде ответов Будды на вопросы различных лиц - это особенно ши-
роко принятый в буддизме приём освещения догматических проб-
лем.
Название шестого раздела - Ньигдай -"освобождение от го-
рестей" - соответствует санскритскому термину "нирвана". Здесь
всего два тома, излагающие в махаянической редакции "Рассказ о
великой кончине". В них подробно описываются обстоятельства
смерти ("перехода в нирвану") Шакьямуни, его последние настав-
ления, трагические переживания всех живых существ, вызванные
"уходом учителя", поднесение ему жертв, чудеса, сопровождавшие
смерть, сожжение тела и делёж останков между различными ро-
до-племенными группами и захоронение реликвий в ступах в раз-
ных местах Индии.
Седьмой, последний раздел Ганджура называется Джюд
(санскр. тантра - букв. "сплетение", "ткань"). Это 22 или 24
тома сочинений тантризма, который таким образом вводится в
состав канонической литературы ламаизма. В этих сочинениях
описываются мужские и женские божества, даются наставления по
принесению жертв богам, приводятся тексты молитв, гимнов,
раскрываются магические приёмы воздействия на сферу сверхъ-
естественного.
Данджур.
Вторым важнейшим сборником ламаистской литературы явля-
- 8 -
ется Данджур - "перевод учений" или "перевод толкований". Он
содержит основные положения буддизма вплоть до X в. н. э.
Данджур ставится его почитателями очень высоко, но не все его
разделы рассматриваются ламами как непреложное руководство.
Основную массу входящих в Данджур произведений составляют, как
и в Ганджуре, переводы с санскрита, дополненные переводами с
китайского и некоторых других языков. Лишь немногие сочинения,
вошедшие в Данджур, могут считаться оригинальными тибетскими.
Данджур делится на две большие части: Джюд (тантра) и До
(сутры).
Джюд вмещает в своих 88 томах 2640 трактатов, заклинаний,
магических призывов и восклицаний, "лечебных" формул, молитв и
т. д., расположенных вперемежку. Здесь представлены все су-
ществующие 24 тантрийские системы, объединяемые "четырьмя от-
делами тантр".
В части До - 137 томов. Она составлена, как правило, не из
самих сутр, а из комментариев к некоторым сутрам, вошедшим в
Ганджур, и из оригинальных сочинений крупнейших буддийских ав-
торов I тыс. н. э. Здесь представлены важнейшие сочинения
"шести украшений Индии" - Нагарджуны, Арьядевы, Асанги, Васу-
бандху, Дигнаги и Дхармакирти - и разъяснения к этим сочинени-
ям, сделанные другими авторами. Есть сочинения (авторство их
приписывают бодхисаттве Майтрее), излагающие важнейшие положе-
ния махаянического буддизма, а рядом с ними помещены трактаты
с каноническими требованиями к художникам, пишущим иконы и
картины религиозного содержания, а также заклинания от болез-
ней, от укуса змей и даже целые сочинения по тибетской медици-
не.
Входят в часть До и художественные произведения, например
тибетский перевод эпической поэмы о жизни Будды, написанный
индийским поэтом, драматургом и философом буддистом Ашвагхошей
(I-II вв. н. э.) и т. д.
О "ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВАХ" ЛАМАИЗМА
С некоторой долей условности всё учение ламаизма можно
разделить на две части: "теоретические основы" необходимости
религиозного спасения и "практические пути" религиозного
спасения.
- 9 -
"Теоретическая основа" необходимости религиозного спасения
в ламаизме занимает солидное место, так как ламаизм начал фор-
мироваться в условиях ценральноазиатского феодализма тогда,
когда в Индии, Китае и Непале буддизм в борьбе с другими рели-
гиями достиг наивысшего уровня своего теоретического развития.
Ламаизм полностью разделяет свойственное всем формам буд-
дизма отождествление бытия и страдания и покоящийся на этом
отождествлении тезис о необходимости "преодоления бытия" для
достижения спасения. В канонической литературе ламаизма мы на-
ходим все основные приписываемые Шакьямуни проповеди, в кото-
рых утверждаются бренность любых форм бытия и всеобщность
страдания, устанавливается связь старадания с поведением чело-
века в прежних перерождениях ("учение о всеобщей причинной за-
висимости") и указывается путь к преодолению страданий в по-
давлении жажды бытия, жажды жизни.
Но, будучи порождением центральноазиатского феодализма,
ламаизм придаёт этим основополагающим принципам буддизма сво-
еобразную форму. Для него характерно стремление сочетать наи-
более абстрактные умозрительные построения субъективно-идеа-
листического характера с доведёнными до предельной конкрет-
ности представлениями о сверхъестественной сущности восприни-
маемого нами мира и с разработанной до мельчайших подробностей
системой магико-практического на этот мир "воздействия".
"Психология" и "онтология". Учение о дхармах.
Буддизм разделяет общую для всех религий классового об-
щества исходную позицию - резкое противопоставление чувствен-
ного, эмпирического мира, мира вещей и явлений, мира непрерыв-
ных изменений, становлений и разрушений некоему принципиально
противоположному ему миру - миру "истинного", "высшего" бытия,
миру абсолютного и нерушимого покоя. Остро критическое отноше-
ние к эмпирическому миру и "творящему" его сознанию, естест-
венно, приводит к вере в неизбежность существования сферы или
мира внеэмпирического, абсолютного и в возможность перехода
индивида, страдающего в эмпирическом мире, в тот иной, внеэм-
пирический мир. Спасение из мира эмпирического в небытие, в
особый внеэмпирический мир абсолютного покоя - концепция чисто
религиозная. Она присуща всем направлениям и формам буддизма
потому, что все они кладут в основу догматики "четыре благо-
родные истины", изложенные уже в первой - "бенаресской" - про-
- 10 -
поведи легендарного "основателя буддизма". В ней было провозг-
лашено тождество эмпирического бытия и страдания ("истина пер-
вая"); установлена конкретная причина бескононечных повторений
этого бытия-страдания: привязанность к жизни во всех её прояв-
лениях ("истина вторая"); открыта перспектива преодоления
страдания-бытия путём подавления жажды жизни, т. е. путём
соответствующей перестройки сознания ("истина третья"); указан
конкретный способ - "восьмичленный благородный путь" преодоле-
ния жажды жизни и выхода из "круговорота бытия-страдания",
путь также целиком лежащий в сфере сознания ("истина четвёр-
тая").
По мере развития буддизма в самой Индии и за её пределами
эти важнейшие, основополагающие догматы получали конкретиза-
цию, развитие и дальнейшую разработку.
Исходным в анализе сознания является верное наблюдение над
его характером: оно не есть нечто неподвижное и застывшее, это
- непрерывный поток мгновенно сменяющих друг друга впечатле-
ний, чувств, мыслей, настроений. "Текучесть" сознания не толь-
ко абсолютизируется буддизмом, но и объясняется так называемой
теорией мгновенности. При дальнейшей разработке этой теории
схоластическая мысль, скованная идеей "выхода" из этой теку-
чести, разрабатывает теорию дхарм - "истинных носителей" наше-
го сознания.
Слово "дхарма", употребляемое в схоластических трактатах,
следует понимать в качестве мельчайшей неделимой частицы инди-
видуального сознания. В своей совокупности, вспыхивая на крат-
чайшее мгновение и тут же сменяясь новыми, дхармы индивидуума
"творят" всё, что протекает в его сознании,- воспринимаемый им
мир, все формы самого психического процесса - представления,
идеи, эмоции.
Неизбежность смерти.
Причин смерти бесконечно много, а средсДалее
| |
|