Народная библиотека Крещение Руси 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


верный Крым. Таким образом, некоторые классы на-
ходились в большом общении с иноверцами. А это могло воспламе-

- 9 -

нить ревность какого-нибудь особенно усердного поборника веры в
видах воспитания и отвращения к другим верам создать нашу по-
весть.
Приняв веру истинную, Владимир должен был воодушевляться
желанием дать ту же веру и своему народу. Но в этом решении
принимали участие и мотивы государственные, он действовал и как
великий государь.
Русские принадлежали к семейству европейских народов, но
оказывались в нем, так сказать, уродом. Все другие европейские
народы были уже христианскими и начали жить тою новою гражданс-
кою жизнью, которую получили вместе с христианством и которая
отделяла их от народов языческих как особый нравственный мир.
Чтобы войти в этот мир, и нам ничего не оставалось более сде-
лать, как последовать примеру других.
Владимир понял настоявшую Россию необходимость стать стра-
ною христианскою, чтобы сделаться страною вполне европейскою.
Представителями христианства были в то время греки и папа.
Обратителями Владимира были киевские варяги-христиане. Варяги
не имели личного интереса убеждать Владимира принять христианс-
тво именно от греков.
Крестившись от папы, Владимир вступил бы в многочисленный
сонм окружавших его государей. Но он был бы в нем младшим, сде-
лался бы весьма ограниченным в своей свободе его членом. На
против, крестившись от греков, Владимир сохранял свободу, не
подвергал себя опасности быть в мальчиках и на послугах у дру-
гих.
Спустя два года после собственного крещения, Владимир ре-
шился приступить к крещению народа. Прежде чем делать это, он
решился войти в сношения с греками, так как для будущей русской
церкви нужна была иерархия. Для сей цели надлежало отправить
посольство с просьбой. Но он поступил иначе: отправился войной
на греческий город и только в качестве победителя завязал с
греками сношения.
Язычество не было религией в современном понимании. Это
была довольно хаотическая совокупность различных верований,
культов, но не учение. Это соединение религиозных обрядов и це-
лого вороха объектов религиозного почитания. Поэтому объедине-
ние людей разных племен, в чем так нуждались восточные славяни
в Х-ХII веках, не могло быть осуществлено язычеством. Между тем
стремление вырваться из-под угнетающего воздействия одиночества
среди редконаселенных лесов, болот и степей, боязнь грозных яв-
лений природы заставляли людей искать объединения.
Время и события требовали познания мира и истории в широ-
ких масштабах. Достойно особого внимания, что эта тяга к более
широкому пониманию мира, чем то, которое давалось язычеством,
сказывалось прежде всего по торговым и военным дорогам Руси,
там, где вырастали первые государственные образования. Стремле-
ние к государственности не было, разумеется, принесено извне,
иначе оно не имело бы на Руси такого феноменального успеха, ко-
торым ознаменовался Х век.
Истинный создатель огромной империи Руси - князь Владимир
1 Святославович в 980 году делает первую попытку объединения
язычества на всей территории от восточных склонов Карпат до Оки

- 10 -

и Волги, от Балтийского моря до Черного. После создания панте-
еона богов в Киеве он послал своего дядю Добрыню в Новгород, и
тот "постави кумира над Волхвом". Однако интересы страны звали
Русь к религии более развитой и более вселенской. Последняя
должна была служить своеобразным приобщением Руси к мировой
культуре. И не случайно этот выход на мировую арену органически
соединялся с появлением на Руси высокоорганизованного литера-
турного языка, который это приобщение закрепил бы в текстах,
прежде всего переводных. Письменность давала возможность обще-
ния не только с современными культурами, но и с культурами
прошлыми. Она лелала возможным написание собственной истории,
филосовского обобщения своего национального опыта, литературы.
Христианизация Руси и родство правящего рода с византийс-
ким двором ввели Русь в семью европейских народов на совершенно
равных основаниях.
Благодаря болгарской письменности христианство сразу выс-
тупило на Руси в виде высокоорганизованной религии с высокой
культурой. Та церковная письменность, которая была передана нам
Болгарией, - это самое важное, что дало Руси крещение. Христи-
анство в целом способствовало возникновению сознания единства
человечества.
Принятие христианства из Византии оторвало Русь от магоме-
танской и языческой Азии, сблизив ее с христианской Европой.
Болгарская письменность сразу позволила Руси не начинать лите-
ратуру, а продолжать ее и создавать в первый же век христианс-
тва произведения, которыми мы вправе гордиться. Сама по себе
культура не знает начальной даты. Но если говорить об условной
дате начала русской культуры, то я считала бы самой обоснован-
ной 988 год.
Пушкин так сказал о христианстве: "История новейшая есть
история христианства". Роль и значение христианства на Руси бы-
ли очень изменчивы, как изменчиво было на Руси само правосла-
вие. Однако, учитывая то, что музыка, живопись, в значительной
мере архитектура и почти вся литература в Древней Руси находи-
лись в орбите христианской мысли, ясно, что Пушкин был прав,
если широко понимать его мысль.
Принятие Русью христианской веры - выдающееся событие в ее
истории, во многом предопределившее дальнейшее развитие полити-
ческой, общественной, культурной и духовной жизни. Крещению Ру-
си уделено большое место в "Повести временных лет". В ней под-
робно повествуется о принятии христианской веры кназем Владими-
ром Святославичем, крещении киевлян, новгородцев. Этот эпизод
предваряется рассказом о выборе или "испытании" различных рели-
гий, предпринятом князем Владимиром накануне крещения, в ре-
зультате чего он и отдал предпочтение христианству. Сообщаемые
летописцем сведения отразили подлинные исторические события, но
некоторые из них явно вымышлены.
Евгений Евстигнеевич Голубинский (1834-1912) - один из
крупнейших дореволюционных исследователей истории русской церк-
ви. Его главный труд - двухтомная "История русской церкви", ох-
ватившая период с Крещения Руси до середины XVI в. Историк обс-
тоятельно изучил многие рассказы, повести, бытовавшие в офици-
альной церковной традиции, показал легендарность и недостовер-

- 11 -

ность многих из них, за что оказался в немилости у Синода. Так,
по его мнению, входящий в состав "Повести временных лет" расс-
каз о выборе веры князем Владимиром составлен гораздо позднее
Крещения Руси, Чтобы прославить православную веру и отвратить
русский народ от других религий.
В 1988 г. широко и торжественно отмечалось Крещение Руси.
Появилось множество статей и книг, авторы которых вновь и вновь
пытаются осмаслить историческое значение этого эпохального со-
бытия. Среди них - работы академика Дмитрия Сергеевича Лихаче-
ва, одного из крупнейших современных исследователей истории,
культуры, литературы Древней Руси. Многие годы Дмитрий Сергее-
вич Лихачев возглавляет сектор древнерусской литературы Инсти-
тута русской литературы (Пушкинского дома) в Санкт-Петербурге.
В статье, отрывок из которой приводится здесь, автор размышляет
о широком гуманитарном значения принятия христианства на Руси,
что связано со "вселенским", всечеловеческим характером этой
религии.
 

 

Hosted by uCoz