| |
Крещение князя Владимира.
При князе киевском Владимире (978-1015) происходит событие величайшего значения,
определившее дальнейший путь развития Руси - принятие христианства.
Святая церковь сравнивает равноапостольного князя Владимира с апостолом Павлом:
сходство было не только в чудесном исцелении от слепоты, но и в обращении ко
Христу после гонений на христиан и затем - в ревностном обращении язычников в
христианство.
В первые годы своего правления князь Владимир, получивший языческое воспитание в
Новгороде, куда его в восьмилетнем возрасте направил княжить Святослав (в 970
году), показал себя усердным язычником. "И стал Владимир княжить в Киеве один, -
говорит летопись, - и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного
Перуна с серебрянной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стирбога,
Симаргла и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами... И осквернилась
кровью земля Русская и холм тот" (под 980 год).
В благодарность богам за победу, одержанную над ятвягами (983 год) решено было
принести человеческую жертву. Жребий пал на юношу из христианской семьи. Его
отец обличил ничтожество языческих богов, и разъяренная толпа язычников убила их
обоих. Но верно сказано: кровь мученников - семя христиан. Погибли на Руси двое
христиан - Феодор и Иоанн, а вскоре обратились ко Христу вместе с князем
Владимиром тысячи.
Митрополит Киевский Иларион, монах Иаков и летописец преподобный Нестор (XI век)
назвали причины личного обращения князя Владимира к христианской вере, согласно
указав на действие призывающей благодати Божией.
В "Слове о Законе и Благодати" святитель Иларион, Митрополит Киевский, пишет о
князе Владимире: "Пришло на него посещение Вышнего, призрело на него
Всемилостивое око Благого Бога, и воссиял в сердце его разум. Он уразумел суету
идольского заблуждения и взыскал Единого Бога, сотворившего все видимое и
невидимое. А особенно всегда он слышал о православной, христолюбивой и сильной
верою земле греческой... Слыша все это, возгорелся он духом и возжелал сердцем
он быть христианином и обратить всю Землю в христианство."
Понять превосходство христианства над язычеством и стать христианином князю
Владимиру было тем легче, что он, по слову Митрополита Илариона, обладал "добрым
смыслом и острым умом" и имел возможность ознакомиться с христианством у себя в
Киеве, где давно уже существовали христианские храмы и совершались богослужения
на славянском языке.
Относительно вопроса о времени и месте Крещения князя Владимира есть несколько
версий. Согласно общепринятому мнению, князь Владимир принял крещение в 998 году
в Корсуни (греческий Херсонес в Крыму); по второй версии князь Владимир
крестился в 987 году в Киеве, а по третьей - в 987 году в Василеве (недалеко от
Киева, теперь г. Васильков). Наиболее достоверной видимо стоит признать вторую,
так как монах Иаков и преподобный Нестор согласно указывают на 987 год; монах
Иаков говорит, что князь Владимир после крещения жил 28 лет (1015-28=987), а
также что на третий год по Крещении (т.е. в 989 году) совершил поход на Корсунь
и взял его; летописец преподобный Нестор говорит, что князь Владимир крестился в
лето 6495-е от сотворения мира, что соответствует 987 году от Рождества Христова
(6695-5508=987).
Приняв христианнскую православную веру, князь Владимир (в крещении Василий)
решился "обратить всю Землю в христианство". Великого князя Владимира побуждало
к этому не только религиозное воодушевление. Он руководствовался, конечно, и
государственными соображениями, ибо для русского народа христианизация означала
приобщение к высокой культуре христианских народов и более успешное развитие
своей культурной и государственной жизни.
Киевская Русь имела давние связи с христианской Византией, откуда уже проникало
на Русь восточное Православие. Видимо в целях более успешного осуществления
своих замыслов и надеясь получить из Византии необходимую помощь, особенно в
деле организации церковного управления и развития духовной культуры, князь
Владимир вступает в родство с византийскими императорами (соправителями)
Василием II (976-1025) и Константином (976-1028) в Херсонесе (Корсуни) на их
сестре Анне. Возвратившись в Киев с супругой-гречанкой, греческим духовенством,
привезя в свой стольный град различную церковную утварь и святыни - кресты,
иконы, мощи, князь Владимир приступил к официальному введению христианства на
Руси.
Крещение Руси и образование Поместной Русской Православной Церкви.
Введение христианства в Киевской Руси в качестве государственной религии было
вполне закономерным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в
некоторых местах (Новгороде, Муроме, Ростове) не обошлось без открытой борьбы,
начатой предводителями язычества - волхвами.
Прежде всего князь Владимир крестил 12 своих сыновей и многих бояр. Он приказал
уничтожить всех идолов, главного идола - Перуна сбросить в Днепр, а духовенству
проповедовать в городе новую веру. В назначенный день произошло массовое
Крещение киевлян у места впадения в Днепр реки Почайны.
"На следующий же день, - говорит летописец, - вышел Владимир с попами царицыными
и корсуинскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошди в воду и стояли
там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые
держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы, стоя на
месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых
душ... Люди же, крестившись расходились по домам. Владимир же был рад, что
познал бога и люди его, посмотрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивший
небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, Господи, познать Тебя,
истинного Бога, как познали Тебя христианские страны. Утверди в них правую и
неуклонную веру и мне помоги, Господи, против диавола, да одолею козни его,
надеясь на Тебя и на Твою силу."
Это важнейшее событие совершилось, согласно летописной хронологии, принимаемой
некоторыми исследователями, в 988 году, по мнению других - в 989-990 годах.
Вслед за Киевом постепенно христианство приходит в другие города Киевской Руси:
Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, Полоцк, Туров, Тмутаракань, где
создаются епархии. При князе Владимире подавляющее большинство русского
населения приняло христианскую веру и Киевская Русь стала христианской страной.
Крещение Руси создало необходимые условия для образования Русской Православной
Церкви. Из Византии прибыли епископы во главе с Митрополитом, а из Болгарии -
священники, привезшие с собой богослужебные книги на славянском языке; строились
храмы, открывались училища для подготовки духовенства из русской среды. Летопись
сообщает (под 988 год), что князь Владимир "приказал рубить церкви и ставить их
по тем местам, где раньше стояли кумиры. И поставил церковь во имя святого
Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и
люди. И по другим городам стали ставить церкви и определить в них попов и
приводить людей на Крещение по всем городам и селам".
С помощью греческих мастеров в Киеве был построен величественный каменный храм в
честь Рождества Пресвятой Богородицы (Десятинный) и перенесены в него святые
мощи равноапостольной княгини Ольги. Храм этот символизировал собой истинный
триумф христианства в Киевской Руси и вещественно олицетворял собою "духовную
Русскую Церковь".
Равноапостольный князь Владимир заботился и о просвещении своего народа. По
свидетельству летописи (под 988 гооод) он велел "собрать у лучших людей детей и
отдавать их в обучение книжное".
Продолжателем апостольской миссии святого князя Владимира был его сын великий
князь Киевский Ярослав Мудрый (1019-1054), в правление которого христианская
вера на Руси, по свидетельству летописи (под 1037 год), продолжала "плодиться и
расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться... и
умножались пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя много
церквей и людей христианских..." При Ярославе Мудром построены такие выдающиеся
памятники русского церковного зодчества, как киевская София (заложена в 1037
году) и новгородская София (1045-1055 годы), основан знаменитый Киево-Печерский
монастырь (1051 год), во многом определивший дальнейшее развитие религиозной и
культурной жизни Киевской Руси.
Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Новгороде школу,
в которой обучалось 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы
существовали и при других архиерейских кафедрах, и прежде всего в самом Киеве.
Предметом особого попечения Ярослава Мудрого были переводы новой литературы и
умножения книг путем создани списков с имеющихся рукописей. Сам Ярослав Мудрый,
как утверждает летопись (под 1037 год), "книги любил, читая их часто и ночью и
днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык.
И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди наслаждаются
учением божественным... Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их
написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам", то есть основал
первую на руси библиотеку.
Благодаря книгам уже второе поколение русских христиан имело возможность более
глубоко изучать истины христианской веры. О высокой степени развития просвещения
в Киевской Руси при Яроставе Мудром свидетельствует "Слово о Законе и Благодати"
Митрополита Илариона, посвященное религиозно-философскому осмыслению события
Крещения Руси и написанное, по словам самого автора, "для насытившихся с
избытком книжной мудростью".
Говоря о значении христианско-просветительной деятельности святого Владимира и
Ярослава Мудрого, вспомним ту образную характеристику, которую дает нам
летописец (под 1037 год): "Как если бы один землю вспашет, другой же засеет, а
иные и жнут и едят пищу неоскудевающую, - так и этот. Отец ведь его Владимир
землю вспахал и размягчил, то есть Крещением просветил. Этот же засеял книжными
словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное".
Со страниц летописи звучит похвала книхному просвещению. "Велика ведь бывает
польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо
от слов книжных мудрость обретаем и воздержание. Это ведь - реки, напояющие
вселенную, это - источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в
печали утешаемся; они - узда воздержания... Если прилежно поищешь в книгах
мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот
беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и
евангельские и апостольские поучения и жития святых отцов, получает душе великую
пользу".
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в
Ростово-Суздальской земле благодаря миссионерским трудам епископов Ростовских
святого Леонтия и святого Исани, в Муромо-Рязанской, крестителем которой был
князь Константин (Ярослав) Святославович (1096-1129), среди славянских племен
вятичей и радимичей, вошедших в состав Древнерусского государства в конце XI век
и обращенных к Богу преподобным Кукшей, иноком Киево-Печерского монастыря.
Крещение Руси явилось переломным моментом в жизни народа. Появилась новая
многоплодная ветвь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви - Поместная
Русская Православная Церковь. Под воздействием Православной церкви в жизни
руского народа изживались грубые языческие обычаи: кровная месть, полигамия,
"умыкание" (похищение) девиц; возросли грахданская правоспособность и
материнский авторитет русской женщины; укрепилась семья; стал восстанавливаться
нарушенный княжескими междоусобицами мир.
"Князь, - говорил Митрополит Никифор II великому князю Рюрику Ростиславовичу, -
мы поставлены от Бога в земле Русской, чтобы удерживать вас от кровопролития".
Историки отмечают, что "Христианская церковь подняла значение княжеской власти в
Киеве на большую высоту и упрочила связь между частями государства".
Воспитывая верующего для грядущего града, Церковь постоянно обновляет и
перестраивает и град, здесь пребывающий. Эта перестройка гражданского общежития
под действием Церкви - таинственный и поучительный процесс в жизни христианских
обществ".
Принятие христианства способствовало широкому распространению на Руси
грамотности, наслаждению просвещения, появлению богатой, переведенной с
греческого языка литературы, возникновению собственной русской литературы,
развитию церковного зодчества и иконописи. Появившиеся со времен Владимира
Святого и Ярослава Мудрого школы и библиотеки стали важнейшим средством
распространения просвещения на Руси. Кроме Софийской библиотеки Ярослава
Мудрого, в Киеве и других городах возникают новые библиотеки, в том числе
монастырские и частные. Несомненно богатую библиотеку имел Киево-Печерский
монастырь, как известно вырастивший целую плеяду русских церковных писателей;
принятый в этом монастыре Студийский устав вменял в обязанность каждому монаху
чтение книг из монастырской библиотеки. Житие преподобного Феодосия Печерского,
написаное преподобным Нестором Летописцем, свидетельствует, что в келии
преподобного Феодосия шла напряженная работа по составлению и изготовлению книг.
Монах Иларион днем и ночью писал книги, великий Никон переплетал их, и сам
Феодосий прял нити, необходимые для переплета. Много книг имел постриженник
этого монастыря князь-инок Никола Святоша - он передал их монастырю.
Большие библиотеки имели князь Черниговский Святослав Ярославич, который
"разными драгоценными священными книгами наполнил свои клети", князь Ростовский
Константин Всеволодович снабжавший "книгами церкви Божии"; "богат был...
книгами" епископ Ростовский Кирилл I (XIIIвек). Рукописные книги были очень
дороги, приобретать их в большом количестве могли только состоятельные люди
(князья, епископы) и монастыри.
Содержание русских книг было преимущественно духовним. Это объясняется влиянием
переводной литературы и живым интересом новопросвещенного русского общества к
вопросам христианской веры и нравственности и тем, что русскими писателями в то
время были в основном лица духовные.
Митрополит Иларион, будучи в сане пресвитера, написал "Слово о Законе и
Благодати", получившее высокую оценку его современников и потомков. "Нельзя не
удивиться зрелости ума, глубине чувств, обилию богословских сведений и тому
ораторскому одушевлению и искусству, какими запечатлено это образцовое слово", -
пишет историк Митрополит Московский Макарий. "Слово о Законе и Благодати" в
Сербии в XIII веке было использовано иеромонахом Дометианом при составлении
житий сербских святых Симеона и Саввы.
Преподобный Нестор, монах Киево-Печерского монастыря, написал жития святых
князей Бориса и Глеба (убиты Святополком в 1015 году) и преподобного Феодосия
Печерского, положив начало русской житийной литературе. Преподобный Нестор
составил новый летописный свод - "Повесть временных лет", которая, по
определению академика Д.С.Лихачева, является "цельной литературно изложенной
историей Руси". "Повесть временных лет " переведена на языки: немецкий (в 1812
году), чешский (1864 год), датский (1869 год), латинский (1884 год), венгерский
(1916 год).
XI-XII века истории Русской Церкви ознаменованы появлением канонических трудов.
Они не только переводятся на славянский язык, но и не осуществляется их
творческое применение к русским условиям жизни. Этими чертами отмечены такие
памятники русского канонического права, как "Канонические ответы Киевского
Митрополита Иоанна II" (1080-1089), "Кириково и Илиино вопрошания" (1130-1156),
"Определение Илии, архиепископа Новгородского" (1164-1168).
Эти памятники русской канонической мысли поражают мягкостью и терпимостью,
снисхождением к человеческой природе. Так, наряду со строгой требовательностью к
монашествующим, в Русской Церкви уже на начальном этапе ее развития появилось
милосердие к ее пасомым.
Таковы и поучения православных русских проповедников этой эпохи Луки Жидяты,
епископа Новгородского, Климента Смолятича, бывшего несколько лет Митрополитом
Киевским, и русского Златоуста - святого Кирилла, епископа Туровского. Епископ
Лука предостерегает верующих от чувства зависти, учит их радоваться радости
других. Митрополит Климент, хорошо знавший лучшие образцы ораторского искусства
античности, обличал тех, "иже прилагают дом к дому и села к селам", бичуя
стяжательство и сребролюбие.
Проповеди епископа Туровского Кирилла удивляют многосторонностью, глубиной и
высокими ораторскими достоинстваим.
Поучения преподобного Феодосия Печерского, русских подвижников и аскетов носят
несколько иной характер. Они резко обличают неправоту князей, недостаточно
христианскую жизнь бояр, неправоверие иноземцев.
С Крещением Киевской Руси еще более расширились и углубились ее государственные
и культурные связи не только с Византией, но и с Балканскими странами и другими
государствами Европы. Вступив в Брак с греческой царевной Анной, князь Владимир
породнился и с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971
году) на сестре Анны - Феофании. Летописец отмечает (под 996 год): святой
Владимир "жил в мире с окрестными князьями - с Болеславом Польским, и со
Стефаном Венгерским, и с Андрихом Чешским. И были между ними мир и любовь".
Еще более оживились связи Киевской Руси с европейскими странами при Ярославе
Мудром. В значительной степени их укрепляли династические браки. Так, дочь
Ярослава Мудрого Анна была замужем за французским королем Генрихом I, Анастасия
- за венгерским королем Андреем I, Елизавета - за Геральдом Норвежским, а затем
за Свеном Датским; польский король Казимир был женат на Добронеге, сестре
Ярослава Мудрого. Русская церковь, благословившая эти браки, широко простирала и
свое влияние в мире.
Литература:
"Русская Православная Церковь 988-1988" Издание Московской Патриархии 1988 г.
| |
|