Народная библиотека История православной церкви в России 2

[Главная] [Книги и статьи] [Песни] [Рефераты]

 

 


		

 


уже славилось в
Киеве. Она могла видеть торжественность обрядов христианства; могла
из любопытства беседовать с церковными пастырями и, будучи одарена
необыкновенным умом, увериться в святости их учения. "Как женщина
Ольга была способнее ко внутреннему распорядку, хозяйственной дея-
тельности; как женщина она была способнее к принятию христианства",
- считает С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочинения, кн.1).
По счету летописца в 955 году Ольга отправилась в Константино-
поль и крестилась там при императорах Константине Багрянородном и
Романе и патриархе Полиевке. При крещении Ольга была наречена именем
Елена. О побуждениях, которые заставили Ольгу принять христианство и
принять его именно в Константинополе, не находим ничего ни в извест-
ных списках нашей летописи ни в иностранных источниках. Могло быть
так, что Ольга отправилась в Царь-град язычницей, еще без твердого
намеренья принять новую веру, была поражена в Константинополе вели-
чием греческой религии и возвратилась домой христианкой.
Не одна надежда корысти могла привлекать Русь в Константинопо-
ле, но и любопытство посмотреть чудеса образованного мира. Те кто
приезжал из Константинополя приводили с собой массу впечатлений и
рассказов, у других же разгоралось желание побывать там. После этого
было бы страшно, если бы Ольга, которая считалась мудрейшей из лю-
дей, не отправилась туда. Прежде всего в Константинополе ее внимание
привлекло то, что резче всего отмечало греков от Руси - религия.
Есть известие, что Ольга еще в Киеве была расположена к христи-
анству. Там она видела добродетельную жизнь исповедников этой рели-
гии, даже вошла с ними в тесную связь и хотела креститься в Киеве,
но не исполнила своего намерения боясь язычников (В.Н.Татищев,"Исто-
рия Российская",т.II). Опасность от язычников не уменьшилась для
Ольги и в том случае когда она принимала крещение в Константинополе,
утаить обращение по приезде в Киев было очень трудно. По возвраще-
нии, Ольга начала уговаривать сына Святослава к принятию христианст-
ва, но он и слышать об этом не хотел. Над принимавшими христианство
начали смеяться в Киеве,следовательно, хотя и не было явного пресле-
дования, однако, насмешки были уже знаком его начала и знаком усиле-
ния христианства, чего обращение Ольги могло быть и причиной и след-
ствием. Можно заметить, что новая религия начала принимать видное
положение, обратила на себя внимание древней религии, и это враждеб-
ное внимание выразилось насмешками. "Борьба началась: славянское
язычество,принятое и руссами, могло противопоставить мало положи-
тельного и поэтому должно было скоро преклониться перед ним, но
христианство само по себе без отношения к славянскому язычеству вст-
ретило сильное сопротивление в характере Святослава, который не мог
принять христианство по своим наклонностям, а не по привязанности к
древней религии", - писал С.М.Соловьев (С.М.Соловьев, Сочине-
ния,1988).
Святослав много воевал, начал он с вятичей, одолел казар. Далее
Святослав был с походом по Волге, а на обратном пути с востока Свя-
тослав, говорит летопись, победил вятичей и наложил на них дань. С
этого времени начинаются подвиги Святослава, мало относящиеся к на-
шей истории.
После смерти матери Святослав поручил Киев своему сыну Яропол-
ку, а другому сыну , Олегу, Древлянскую землю, где прежде властвова-
ли ее собственные князья. В то же время новгородцы прислали к князю
гонца с просьбой о том, чтобы Святослав дал им в правители своего
сына. Ярополк и Олег не захотели принять над ними власть, но у Свя-
тослава был еще третий сын, от Ольгиной ключницы Малуши, дочери Лю-
банича Малька. Так Владимиру была дана власть над Новгородом.
Позже, Владимир с помощью хитрости,предательства и варягов, ов-
ладел государством. Владимир, утвердив свою власть, изъявил отменное
усердие к языческим богам. Он соорудил новый истукан Перуна и поста-
вил его около "теремного двора" на священном холме, вместе с другими
идолами. Здесь часто приносились человеческие жертвы и совершались
другие обряды. Можно предположить, что Владимир таким образом хотел
вымолить прощение за братоубийство, так как сама языческая вера не
принимала таких злодеяний. Добрыня,посланный от своего племянника
управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхва, богатый идол
Перуна.
Мы видим, что торжество Владимира над Ярополком сопровождалось
торжеством язычества над христианством, но это торжество не могло
быть продолжительно:русское язычество было так бедно, так бесцветно,
что не могло с успехом вести спора ни с одной из религий, имевших
место в Юго-Восточных областях Европы, тем более с христианством;
ревность Владимира и Добрыни в начале их власти, устроение изукра-
шенных кумиров, частые жертвы проистекали из желания поднять язычес-
тво, дать ему средства что-нибудь противопоставить другим религиям,
подавляющим его своим величием; но эти самые попытки, эта самая рев-
ность и вела прямо к падению язычества, потому что лучше всего пока-
зывала его несостоятельность. У нас на Руси, в Киеве, произошло то
же самое, что в более обширных размерах произошло в Империи при Юли-
ане: ревность этого императора к язычеству более всего способствова-
ла окончательному падению последнего, потому что Юлиан истощил все
средства язычества, извлек из него все, что оно могло дать для умст-
венной и нравственной жизни человека, и тем самым резче всего выка-
залась его несостоятельность, его бедность по сравнению с христианс-
твом. так обыкновенно бывает и в жизни отдельных людей, и в жизни
целых обществ, как иногда самые страстные ревнители вдруг неожиданно
покидают предмет своего поклонения и переходят на вражескую сторону,
которую защищают с удвоенной ревностью, это происходит оттого, что в
их сознании истощились все средства прежнего предмета поклонения.


Глава III.
Владимир пытался предотвратить распространение христианства на
Руси путем создания интернационального языческого пантеона во главе
с Перуном, олицетворявшим новые социальные отношения раннефеодально-
го общества. Но эта попытка оказалась неудачной. За ней последовали:
разрушение созданного пантеона и официальная христианизация.
Это событие было ускорено ходом политическиё взаимоотношений
между Русью и Византией в конце 80-х годов { в. Для борьбы с очеред-
ным мятежником Вардой Фокой, пославшим сесть на императорский трон и
обладавшим большими силами, император Василий II обратился к князю
Владимиру за великой помощью, не скупясь при этом на обещания. Важ-
ным условием договора, по которому был послан в распоряжение импера-
тора шести тысячный русский отряд, были, по сведениям арабского
христианского историка ХI века Антиохийского женитьба "царя руссов"
Владимира на сестре Василия Анне и принятие Владимиром и его страной
христианства. Это соглашение могло быть заключено зимой 987/88 г.г.
После победы над мятежником императору пришлось выполнять договор и
отдать сестру - царевну за киевского великого князя, чтобы добиться
выполнения условия договора, князю Владимиру пришлось осадить и
взять в 989 г. принадлежавший Византии в Крыму город Корсунь (Херсо-
нес) с епископской кафедрой. "Повесть временных лет" говорит о том,
что Владимир решил принять крещение, если удасться взять Корсунь, и
потребовал выдачи царевны после этого успеха, угрожал в противном
случае и Константинополю. Однако, этому противоречат свидетельства
"Памяти и похвалы" Иакова Мниха, автора ХI в. Он говорил, что Влади-
мир крестился " в десятое лето по ученью своего брата Ярополка", ко-
торое произошло в 978 г., а после крещения жил еще 28 лет. Это ука-
зывает, следовательно, на 987-988г.г., что подтверждается и ссылкой
на то, что на третий год после крещения (т.е. в 989/90) он взял Кор-
сунь.
При крещении Владимир получил христианское имя Василий в честь
патрона императора Василия II - Василия Великого. Что касается кре-
щения киевлян, то источники также дают противоречивые сведения о его
времени. Наряду с традиционной датой 988г. исследователи обосновыва-
ют и более ранние и более поздние даты, в частности 990г. (О.М.Рапов
"О дате принятия христианства князем Владимиром и киевлянами"). По
"повести временных лет", крещение киевлян происходило в Днепре, по
"Житию Владимира" - в притоке Днепра реке Погайне. После возвращения
Владимира из Корсуня в Киеве появилось очень много корсунских и кон-
стантинопольских священников.
Смена религиозных культов сопровождалась уничтожением изображе-
ний некогда почитаемых богов, их публичным поруганием со стороны
княжеских слуг, построением церквей на местах,где стояли языческие
идолы и храмы. Так, на холме в Киеве, где стоял идол Перуна, была
воздвигнута церковь Василия, посвященная Василию Великому. Под Нов-
городом, В Перыне, где находился языческий храм, была построена цер-
ковь Рождества. По сообщению "Повести временных лет", Владимир начал
строить в городах церкви, назначать священослужителей "и людей стали
приводить к крещению по всем городам и селам".
По словам историка Я.Н.Щапова:"распространение христианства
проводилось княжеской властью и формирующейся церковной организацией
насильно, при сопротивлении не только жрецов, но и различных слоев
населения" (Я.Н.Щапов "Церковь в древней Руси", политиздат 1989г.).
Подтверждение этому можно найти у Татищева В.Н. (В.Н.Татищев, "Исто-
рия Российская", Москва 1962г.),который исследуя летописные рассказы
о крещении, приводит такие факты:метрополит Илларион Киевский приз-
навал, что крещение в Киеве происходило по принуждению:"Никто не
сопротивлялся княжескому приказу, угодному Богу, и крестились если
не по собственной воле, то из страха перед приказавшими, ибо его ре-
лигия была связана с властью". В других же городах замена традицион-
ного культа новым встречала открытое сопротивление. В Новгороде сох-
ранилась легенда о введении том христианства епископом Иакимом Кор-
сунянином и княжескими воеводами Добрыней и Путятой, когда "Путята
крестил мечем, а Добрыня - огнем".
Христианство при Владимире было распространено преимущественно
по узкой полосе, прилегавшей к великому водному пути из Новгорода в
Киев; к востоку от Днепра, по Оке и Верхней Волге, даже в Ростове,
несмотря на то, что проповедь доходила до этих мест,христианство
распространялось очень слабо. В летописях есть известие о том, что в
992 г. князь Владимир с епископами на юго-запад, учил, крестил людей
и в Червенской земле построил город, назвал его Владимиром и дере-
вянную церковь Богородицы.
Вскоре после официального христианства на Руси была создана
первоначальная организация Русской православной церкви в форме мет-
рополии константинопольского патриархата. Ее возглавлял метрополит,
присылавшийся из Константинополя и имевший свою резиденцию в кафед-
ральном соборе св. Софии в Киеве. Кроме метрополита из Царьграда бы-
ли присланы и епископы, кроме того Владимир привел с собой священни-
ков из Корсуля и Анна привезла с собой своих священников. Но всего
этого числа было недостаточно для крещения и обучения людей в Киеве
и других местах, есть известие о том, что священослужители были
призваны из Болгарии, многие епископы и даже метрополит Михаил были
болгарами. Однако, даже большее количество призванных священников не
могло удовлетворить потребности в них, надо было увеличить число
русских священников, а это не могло произойти иначе,чем через специ-
альное обучение. Такое обучение было внедрено сразу после всенарод-
ного крещения в Киеве. Для этого, по свидетельству летописца, по
приказу Владимира, у лучших граждан отбирали детей и раздавали
учиться к священникам при церквях.
Из летописи можно узнать так же и о том, какое сильное влияние
духовенство стало иметь на общественный строй. Владимир советовался
с епископами не только о том какими средствами ускорить распростра-
нение христианства, но и о том, как наказывать преступников, вместе
со старцами епископы предлагают князю куда употреблять виры - и он
соглашается с ними.
Параллельно с этими событиями идет формирование церковной орга-
низации. Время учреждения Киевской митрополии определяется косвенным
путем, поскольку об этом говорят, главным образом, иностранные ис-
точники. Можно предположить, что она была основана между 995/997
г.г.Вероятно, Софийский собор первоначально был деревянным, а в 1037
- начале 1940-х годов был построен храм, который сохранялся до сих
пор.
Церковное управление на местах, в важных политических и адми-
нистративных центрах, осуществлялось епископами, подчиненными метро-
политу.
Уже со времени Владимира и к первым десятилетиям княжества
Ярослава можно отнести создание епископий в Белгороде, Новгороде,
Полоцке, Чернигове, Турове и в некоторых других городах. Это - время
христианизации и включения в орбиту церковной власти основной терри-
тории государства, населенной древнерусской народностью. Все еписко-
пии были созданы в важнейших центрах феодализирующегося государства.

Список литературы

1.С.М.Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г.
2.В.Ключевский, 2Курс Русской истории", часть 1, "Москва", 1937г.
3.Н.М.Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г.
4.Я.Н.Щапов, "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.), "По-
литиздат", 1989 г.
5.В.Н.Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г.
6.О.М.Ранов, "О дате принятия христианства князем Влалимиром и
киевлянами", "Вопросы истории", 1984,N6

 

 

Hosted by uCoz